69.jpg
Окрестности монастыря в Сучевице. Окончание моего повествования о Петре Могиле. На сейме, по предложению православной делегации и с согласия короля, новым митрополитом Киевским был избран архимандрит Пётр (Могила). Узаконив свое избрание необходимыми формальностями и получив благословение патриарха, он в 1633 году отправился во Львов. В нём находился единственный православный епископ, сохранивший свою кафедру — Иеремия, старейший по хиротонии и по годам, с титулом Константинопольского Экзарха и имевший право посвящать Киевского митрополита от имени патриарха.
Митрополит Пётр принимал все меры к обновлению и благоукрашению кафедрального собора, церквей и монастырей на радость православного населения. Восстановление собора, опустошенного униатами, началось в 1634 году и продолжалось около 10 лет. Также был реставрирован Выдубицкий монастырь, обновлен главный храм Успения Пресвятой Богородицы Печерской обители, восстановлена из развалин церковь Спаса на Берестове, «откопана» Десятинная церковь, сооруженная св. князем Владимиром и несколько веков лежавшая в развалинах. Не успев завершить реставрацию Десятинной церкви, Пётр завещал эту работу окончить после его смерти, оставив для этой цели сумму из собственных средств.
В области церковной дисциплины святитель Пётр беспощадно боролся с распущенностью и двоеженством, смещая недостойных и не канонично поставленных пастырей.
Для надзора над клиром он учредил «протопопов»-благочинных, а над ними «визитаторов» из числа ученых монахов. В каждой епархии для регулярного рассмотрения всех дел митрополит Пётр учредил ежегодные епархиальные соборы духовенства. Снова стали собираться Поместные соборы Западнорусской Церкви.
Пётр упорно пытался возобновить прерванные в годы Смоленской войны связи с Московским Патриархатом. Их заметное улучшение наступило лишь в середине 1640-х годов.
При нём Киево-Печерская типография стала книгоиздательским центром не только Киевской митрополии, но и славяно-русского мира.
Самым грандиозным богословско-догматическим трудом митрополита Петра Могилы является «Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной». Оно, рассмотренное и исправленное на Киевском (1640 года) и Ясском (1643 года) Поместных Соборах, одобренное потом всеми четырьмя Восточными и Русскими — Иоакимом и Адрианом – патриархами, стало первой символической книгой Православной Церкви. В нем впервые изложены все догматы Церкви в возможной точности, и при этом так, что направлены не только против древних ересей, но и против новых заблуждений, возникших на западе со времени отпадения его от Вселенского Православия.
Митрополит Пётр (Могила) вёл строго аскетическую жизнь. По сообщению инока Киевского Выдубицкого монастыря Иакова он «носил на себе острую, колючую власяницу и умерщвлял свое тело, стискивая его железным панцырем».
Скончался Киевский апологет Православия скоропостижно, 31 декабря 1646 году (в ночь на 1647 год) по старому стилю, прожив всего 50 лет.
И небольшое послесловие. По мнению некоторых историков, именно выходцы Киево-Могилянской академии, учредителем коллегии которой являлся митрополит Пётр Могила, стали вдохновителями и ярыми поборниками реформации Православной церкви в России. Что привело к неминуемому расколу и гонениям среди верующих
Сей альбом посвящён моему знакомству с грандиозной достопримечательностью городка Сучевица, с его монастырём. Оно произошло вечером, в день приезда в эти прекрасные места. Повторюсь немного, но сам удивлён тому, сколько всего было перевидано за один день. Посетили четыре монастыря, покорили три перевала и всё это часов за восемь. Понятно, что при таком темпе, знакомство скорей можно назвать поверхностным, но в Румынии достопримечательностей так много, что дай Бог хотя бы так их все увидеть.