Турист Вячеслав Левченко (vermut-777)
Вячеслав Левченко
был 9 февраля 8:55
Фотоальбом

Новеллы о Молдавии. Весна, апрель

Каушаны, Заим — Молдавия Апрель 2022
SM-G988B, Canon EOS 5D Mark III
16 42

Почти год ничего не размещал на Туристере и это вполне объяснимо. Лавина событий и потрясений не очень располагала к привычному распорядку жизни. Но, постепенно привыкаешь даже к таким страшным и невообразимым, ещё совсем недавно, явлениям которыми наполнена сегодняшняя реальность. Поэтому я продолжу описание края, где судьба мне определила поселиться, в надежде на то что всё плохое рано или поздно закончится. Может быть у кого-то зародится интерес к этим местам и даже возникнет желание здесь побывать. Альбомы о Молдавии будут располагаться в хронологическом порядке от весны к осени. Естественно, я попытаюсь минимально повторяться и постараюсь осветить те места, о которых ещё не рассказывал. И так, конец апреля, весна в самом разгаре, и мы из Кишинёва направимся в сторону небольшого населённого пункта, расположенного на юге средней части Молдавии, Каушаны (рум. Căușeni).

Проезжаем мимо основной воздушной гавани Молдавии – аэропорта города Кишинёва. В целом заведение не поражает своими циклопическими размерами. Для небольшой страны, расположенной не в самом оживлённом месте, вполне достаточный. На его открытие, в далёком 1975 году, приезжал дедушка Брежнев, поэтому совсем не трудно посчитать сколько ему годков. Правда, в меру сил его поддерживают и осовременивают. Но, начиная с февраля прошлого года, наш старичок-аэропорт вынужден стать воздушными воротами и для всей юго-западной части Украины, что достаточно напряжённо, учитывая размер популяции этой части соседней страны, превышающий в несколько раз всё народонаселение Молдавии.
Проезжаем мимо основной воздушной гавани Молдавии – аэропорта города Кишинёва. В целом заведение не поражает своими циклопическими размерами. Для небольшой страны, расположенной не в самом оживлённом месте, вполне достаточный. На его открытие, в далёком 1975 году, приезжал дедушка Брежнев, поэтому совсем не трудно посчитать сколько ему годков. Правда, в меру сил его поддерживают и осовременивают. Но, начиная с февраля прошлого года, наш старичок-аэропорт вынужден стать воздушными воротами и для всей юго-западной части Украины, что достаточно напряжённо, учитывая размер популяции этой части соседней страны, превышающий в несколько раз всё народонаселение Молдавии.
Мчимся на юг к славному городу Каушаны. Кстати, совсем недавно, в январе 1824 года, туда также устремился, наше всё, А.С. Пушкин. Сразу возникает вопрос, а с чего бы это? Но, об этом чуть дальше. А пока любуйтесь буйным пробуждением природы после зимней спячки.
Мчимся на юг к славному городу Каушаны. Кстати, совсем недавно, в январе 1824 года, туда также устремился, наше всё, А.С. Пушкин. Сразу возникает вопрос, а с чего бы это? Но, об этом чуть дальше. А пока любуйтесь буйным пробуждением природы после зимней спячки.
Прекрасное проявление умственного помутнения современного человечества - бескрайние поля рапса. Безумно красиво, очень питательно для пчёл, но совершенно тупиково для цивилизации. Выращивать его для переработки в топливо, это пожалуй одна из загадок для наших потомков.
Прекрасное проявление умственного помутнения современного человечества - бескрайние поля рапса. Безумно красиво, очень питательно для пчёл, но совершенно тупиково для цивилизации. Выращивать его для переработки в топливо, это пожалуй одна из загадок для наших потомков.
Чем южней, тем меньше лесов, меньше холмов. Лесостепь постепенно переходит в просто степь.
Чем южней, тем меньше лесов, меньше холмов. Лесостепь постепенно переходит в просто степь.
Впереди замаячили строения стольного града - Каушан. Я не для прикола написал стольный град, это факт. Совсем ещё недавно, по историческим меркам, 250 лет назад, он являлся одной из двух столиц Крымского ханства при хане Кырым Герае. Кырым Герай (Гирей)  (крым. Qırım Geray, قريم كراى‎; 1717—1769) — крымский хан из династии Гераев (1758—1764, 1768—1769), сын хана Девлета II Герая, внук Селима I Герая.
Впереди замаячили строения стольного града - Каушан. Я не для прикола написал стольный град, это факт. Совсем ещё недавно, по историческим меркам, 250 лет назад, он являлся одной из двух столиц Крымского ханства при хане Кырым Герае. Кырым Герай (Гирей) (крым. Qırım Geray, قريم كراى‎; 1717—1769) — крымский хан из династии Гераев (1758—1764, 1768—1769), сын хана Девлета II Герая, внук Селима I Герая.
А вот если бы я ехал не на автомобиле, а перемещался бы на машине времени, то передо мной возникла бы такая картина. Вот этот дворец и хотел увидеть А. С. Пушкин в 1824 году. Но, его ждало полное разочарование. После смерти Кырым Герая дворец пришёл в запустение, а 1806 году в ходе боевых действий во время очередной  русско-турецкой войны полностью выгорел.
А вот если бы я ехал не на автомобиле, а перемещался бы на машине времени, то передо мной возникла бы такая картина. Вот этот дворец и хотел увидеть А. С. Пушкин в 1824 году. Но, его ждало полное разочарование. После смерти Кырым Герая дворец пришёл в запустение, а 1806 году в ходе боевых действий во время очередной русско-турецкой войны полностью выгорел.
А это уже памятник относительно недавнего и очень славного советского прошлого. Один из первых советских тракторов, поставленный на пьедестал благодарными сельскими тружениками. Тракторы Универсал выпускались с 1934 по 1940 год на Ленинградском заводе «Красный Путиловец» и с 1944 по 1955 год на Владимирском тракторном заводе. Трактор оснащался 4-цилиндровым керосиновым двигателем мощностью 22 л.с. и трансмиссией с тремя передачами переднего хода и одной заднего. Диапазон рабочих скоростей трактора составлял от 3,9 до 8,1 км/ч при эксплуатационной массе 2108 кг. Именно Универсал стал первым советским трактором, поставлявшихся на экспорт. Общее количество выпущенных Универсалов — 211500 штук.
А это уже памятник относительно недавнего и очень славного советского прошлого. Один из первых советских тракторов, поставленный на пьедестал благодарными сельскими тружениками. Тракторы Универсал выпускались с 1934 по 1940 год на Ленинградском заводе «Красный Путиловец» и с 1944 по 1955 год на Владимирском тракторном заводе. Трактор оснащался 4-цилиндровым керосиновым двигателем мощностью 22 л.с. и трансмиссией с тремя передачами переднего хода и одной заднего. Диапазон рабочих скоростей трактора составлял от 3,9 до 8,1 км/ч при эксплуатационной массе 2108 кг. Именно Универсал стал первым советским трактором, поставлявшихся на экспорт. Общее количество выпущенных Универсалов — 211500 штук.
А это мы уже в самом центре Каушан у церкви Святых апостолов Петра и Павла.
А это мы уже в самом центре Каушан у церкви Святых апостолов Петра и Павла.
 Церковь Святых апостолов Петра и Павла (рум. Biserica „Sfinții Apostoli Pavel și Petru”). Данное сооружение датируется 1870 годом, а первым настоятелем этой церкви был Иоан Няга, дед поэта Алексея Матеевича, дом музей которого является одним из мест посещения нашей поездки.
Церковь Святых апостолов Петра и Павла (рум. Biserica „Sfinții Apostoli Pavel și Petru”). Данное сооружение датируется 1870 годом, а первым настоятелем этой церкви был Иоан Няга, дед поэта Алексея Матеевича, дом музей которого является одним из мест посещения нашей поездки.
Церковь Святых апостолов Петра и Павла (рум. Biserica „Sfinții Apostoli Pavel și Petru”). Ещё немного о городе в котором расположен этот храм: " Во время турецкого владения Каушаны были многолюднейшим и главным городом ханов орды Буджакской; в нём имел пребывание чиновник турецкий, называемый Каушан-воевода... До 1806 года существовал здесь замок или дворец воеводы, но в том году был он сожжен и прежняя значительность Каушан доказывается ныне многими остатками фундаментов разоренных строений. На сих развалинах поселились ныне жители, пришедшие из-за Днестра и молдавских цынутов, составили местечко, которое лежит в овраге по правую сторону реки Ботны..." Так описывали это место в первой половине 19-го века.
Церковь Святых апостолов Петра и Павла (рум. Biserica „Sfinții Apostoli Pavel și Petru”). Ещё немного о городе в котором расположен этот храм: " Во время турецкого владения Каушаны были многолюднейшим и главным городом ханов орды Буджакской; в нём имел пребывание чиновник турецкий, называемый Каушан-воевода... До 1806 года существовал здесь замок или дворец воеводы, но в том году был он сожжен и прежняя значительность Каушан доказывается ныне многими остатками фундаментов разоренных строений. На сих развалинах поселились ныне жители, пришедшие из-за Днестра и молдавских цынутов, составили местечко, которое лежит в овраге по правую сторону реки Ботны..." Так описывали это место в первой половине 19-го века.
Церковь Святых апостолов Петра и Павла (рум. Biserica „Sfinții Apostoli Pavel și Petru”). Ещё немного о Каушанах. Со временем интерес к татарским, молдавским, армянским, еврейским и другим памятникам Каушан постепенно стал угасать, а неумолимое время стерло почти все их следы.
Церковь Святых апостолов Петра и Павла (рум. Biserica „Sfinții Apostoli Pavel și Petru”). Ещё немного о Каушанах. Со временем интерес к татарским, молдавским, армянским, еврейским и другим памятникам Каушан постепенно стал угасать, а неумолимое время стерло почти все их следы.
Церковь Святых апостолов Петра и Павла (рум. Biserica „Sfinții Apostoli Pavel și Petru”). Интересный случай произошёл здесь совсем недавно (в 2014 году). Во время ремонтных работ священник церкви  нашёл настоящий клад. В алтаре святилища он обнаружил 10 румынских монет, которым более 100 лет, а также листы, исписанные чернильным пером, и почтовую марку времени царя Николая II.

По словам священника, предметы, которые останутся в церкви, скорее всего попали в алтарь во время последней реконструкции, проводившейся восемь десятилетий тому назад.
Церковь Святых апостолов Петра и Павла (рум. Biserica „Sfinții Apostoli Pavel și Petru”). Интересный случай произошёл здесь совсем недавно (в 2014 году). Во время ремонтных работ священник церкви нашёл настоящий клад. В алтаре святилища он обнаружил 10 румынских монет, которым более 100 лет, а также листы, исписанные чернильным пером, и почтовую марку времени царя Николая II. По словам священника, предметы, которые останутся в церкви, скорее всего попали в алтарь во время последней реконструкции, проводившейся восемь десятилетий тому назад.
Церковь Святых апостолов Петра и Павла (рум. Biserica „Sfinții Apostoli Pavel și Petru”). И снова немного о славном прошлом Каушан. Наиболее полный на сегодня список памятников и объектов этого  города, существовавших в нём во второй половине ХVIII века: комплекс построек ханского дворца (вместе с мечетью и водопроводом); греческая церковь, армянский монастырь с церковью и синагога со школой (вместе с кладбищами); фонтаны и колодцы, бани, дороги, кварталы жилых домов, кофейни, базар, постоялые дворы и пр.
В целом данный перечень позволяет говорить о Каушанах как о многонациональном местечке, входящем в состав Крымского ханства. Значительная часть этих объектов была построена или реконструирована в начале 1760-х гг. ханом Кырым Гераем или при его содействии. Некоторые здания (ханские дворец и мечеть) прекратили свое существование в 1769 году в ходе восстания ногайцев, другие сохранялись до 1789 года и даже начала ХІХ века. На сегодня из строений того времени осталась только православная святыня – Свято-Успенская церковь с уникальной внутренней росписью. Как раз туда мы и двинемся.
Церковь Святых апостолов Петра и Павла (рум. Biserica „Sfinții Apostoli Pavel și Petru”). И снова немного о славном прошлом Каушан. Наиболее полный на сегодня список памятников и объектов этого города, существовавших в нём во второй половине ХVIII века: комплекс построек ханского дворца (вместе с мечетью и водопроводом); греческая церковь, армянский монастырь с церковью и синагога со школой (вместе с кладбищами); фонтаны и колодцы, бани, дороги, кварталы жилых домов, кофейни, базар, постоялые дворы и пр. В целом данный перечень позволяет говорить о Каушанах как о многонациональном местечке, входящем в состав Крымского ханства. Значительная часть этих объектов была построена или реконструирована в начале 1760-х гг. ханом Кырым Гераем или при его содействии. Некоторые здания (ханские дворец и мечеть) прекратили свое существование в 1769 году в ходе восстания ногайцев, другие сохранялись до 1789 года и даже начала ХІХ века. На сегодня из строений того времени осталась только православная святыня – Свято-Успенская церковь с уникальной внутренней росписью. Как раз туда мы и двинемся.
Мы перед вратами ограждения вокруг церкви Успения Пресвятой Богородицы (
Biserica Ortodoxă Moldovenească "Adormirea Maicii Domnului"). К сожалению мы оказались здесь в момент, когда проводились реставрационные работы и для посещения церковь была закрыта. Более ста лет она не использовалась по своему прямому назначению и постепенно превращалась в развалины.
Мы перед вратами ограждения вокруг церкви Успения Пресвятой Богородицы ( Biserica Ortodoxă Moldovenească "Adormirea Maicii Domnului"). К сожалению мы оказались здесь в момент, когда проводились реставрационные работы и для посещения церковь была закрыта. Более ста лет она не использовалась по своему прямому назначению и постепенно превращалась в развалины.
Так выглядела церковь Успения Пресвятой Богородицы в начале ХХ века. Всё проросло бурьяном, а само здание использовалось под склад. Церковь Успения Божьей Матери — ценнейший исторический памятник, одна из самых загадочных построек в стране. Её уникальность заключается в том, что она наполовину углублена в землю, большой интерес представляет и внутренняя роспись храма. Внешний облик, пространственная структура, планировка, строительная техника церкви характерны для памятников архитектуры XV–XVI веков. Однако письменные источники, свидетельства современников и датировка фресок, по утверждениям специалистов, указывают на то, что храм был возведён между 1763–1767 годами, когда Каушаны были под властью татарских ханов.
Так выглядела церковь Успения Пресвятой Богородицы в начале ХХ века. Всё проросло бурьяном, а само здание использовалось под склад. Церковь Успения Божьей Матери — ценнейший исторический памятник, одна из самых загадочных построек в стране. Её уникальность заключается в том, что она наполовину углублена в землю, большой интерес представляет и внутренняя роспись храма. Внешний облик, пространственная структура, планировка, строительная техника церкви характерны для памятников архитектуры XV–XVI веков. Однако письменные источники, свидетельства современников и датировка фресок, по утверждениям специалистов, указывают на то, что храм был возведён между 1763–1767 годами, когда Каушаны были под властью татарских ханов.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в апреле 2022 года. Кстати, в сентябре этого же года церковь наконец была открыта для посещения после реставрации. Если обратить внимание, то можно заметить изменения в её внешнем виде. Была убрана надстроенная в XIX веке башенка с крестом. В целом храму вернули первозданный вид. В 2016 году посольство США выделило общий бюджет в размере 1 069 603 долларов США через Фонд послов правительства США по сохранению культурного наследия на восстановление церкви. 

Исполнитель проекта АО «Центр археологических исследований Республики Молдова» провел археологические раскопки, построил новую систему канализации и электроснабжения, заменил кладку и кровлю церкви, построил систему вентиляции, укрепил фрески и т.д. 

Последняя сумма, 324 000 долларов, выделенная правительством Молдавии на этот памятник архитектуры государственного значения, пришлась на инфраструктуру и работы по благоустройству.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в апреле 2022 года. Кстати, в сентябре этого же года церковь наконец была открыта для посещения после реставрации. Если обратить внимание, то можно заметить изменения в её внешнем виде. Была убрана надстроенная в XIX веке башенка с крестом. В целом храму вернули первозданный вид. В 2016 году посольство США выделило общий бюджет в размере 1 069 603 долларов США через Фонд послов правительства США по сохранению культурного наследия на восстановление церкви. Исполнитель проекта АО «Центр археологических исследований Республики Молдова» провел археологические раскопки, построил новую систему канализации и электроснабжения, заменил кладку и кровлю церкви, построил систему вентиляции, укрепил фрески и т.д. Последняя сумма, 324 000 долларов, выделенная правительством Молдавии на этот памятник архитектуры государственного значения, пришлась на инфраструктуру и работы по благоустройству.
А так выглядела церковь Успения Пресвятой Богородицы в 70-е годы прошлого века. Фото из, приобретённой мной в 1982 году, книги "Памятники искусства Советского Союза. Украина и Молдавия". В Советский период реставрационные  работы были начаты благодаря энтузиазму Киры Дмитриевича Роднина,  выдающегося искусствоведа Молдавии.
А так выглядела церковь Успения Пресвятой Богородицы в 70-е годы прошлого века. Фото из, приобретённой мной в 1982 году, книги "Памятники искусства Советского Союза. Украина и Молдавия". В Советский период реставрационные работы были начаты благодаря энтузиазму Киры Дмитриевича Роднина, выдающегося искусствоведа Молдавии.
Территория вокруг  церкви Успения Пресвятой Богородицы в апреле 2022 года.
Территория вокруг церкви Успения Пресвятой Богородицы в апреле 2022 года.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в апреле 2022 года. Из воспоминаний П. И. Фёдорова ( Павел Иванович Фёдоров (15 января 1791 — 30 июля 1855) — генерал от инфантерии; Николаевский, Севастопольский и Бессарабский военный губернатор; сенатор): " Каменная церковь в Каушанах крыта черепицей. Почти половина этой церкви, начиная от основания, находится в земле, для входа в нее сделаны ступени. Внутри она поддерживается четырьмя каменными столбами и имеет в длину восемь, ширину три и высоту две с половиной сажени. В ней заключается восемь окошек и трое дверей для входа в алтарь. Церковь эта, по преданию здешних жителей, выстроена архиереем Даниилом, при содействии татарского хана Керим-Гирея; следовательно постройка оной производилась в серединеХVIII ст. Житель селения Старых Каушан Сидор Борак говорит, что в числе работников строивших церковь, был отец его, Фома, который получал за работу в день по два хлеба и пять пар (мелкая турецкая монета)."
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в апреле 2022 года. Из воспоминаний П. И. Фёдорова ( Павел Иванович Фёдоров (15 января 1791 — 30 июля 1855) — генерал от инфантерии; Николаевский, Севастопольский и Бессарабский военный губернатор; сенатор): " Каменная церковь в Каушанах крыта черепицей. Почти половина этой церкви, начиная от основания, находится в земле, для входа в нее сделаны ступени. Внутри она поддерживается четырьмя каменными столбами и имеет в длину восемь, ширину три и высоту две с половиной сажени. В ней заключается восемь окошек и трое дверей для входа в алтарь. Церковь эта, по преданию здешних жителей, выстроена архиереем Даниилом, при содействии татарского хана Керим-Гирея; следовательно постройка оной производилась в серединеХVIII ст. Житель селения Старых Каушан Сидор Борак говорит, что в числе работников строивших церковь, был отец его, Фома, который получал за работу в день по два хлеба и пять пар (мелкая турецкая монета)."
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в апреле 2022 года. Так как  мне не удалось побывать внутри церкви пришлось заглянуть в книгу "Памятники искусства Советского Союза. Украина и Молдавия". Кстати, внешний аскетизм сооружения резко контрастирует с монументальным внутренним обликом. Авторы росписей Станчу, Войку и Раду придерживались стиля, разработанного Хурезской школой иконописи (нынешняя Румыния). В пронаосе изображены в полный рост основатели церкви, лики некоторых из них носят монголоидные черты. Скорей всего они были списаны с лиц жителей Каушан того времени. Образы святых в наосе выстроены в два горизонтальных уровня.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в апреле 2022 года. Так как мне не удалось побывать внутри церкви пришлось заглянуть в книгу "Памятники искусства Советского Союза. Украина и Молдавия". Кстати, внешний аскетизм сооружения резко контрастирует с монументальным внутренним обликом. Авторы росписей Станчу, Войку и Раду придерживались стиля, разработанного Хурезской школой иконописи (нынешняя Румыния). В пронаосе изображены в полный рост основатели церкви, лики некоторых из них носят монголоидные черты. Скорей всего они были списаны с лиц жителей Каушан того времени. Образы святых в наосе выстроены в два горизонтальных уровня.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в апреле 2022 года. Неприметную форму церкви обычно объясняют существовавшими при турецком
господстве ограничениями. Легенда гласит, что татары согласились на строительство здесь православной церкви при условии, что она не будет красивее местной мечети и выше воина, сидящего на коне, именно поэтому церквушка наполовину углублена в землю, и снаружи — непривычно низкая. Высота стен от земли до стрехи всего около двух метров, в чём и заключается необычность древней постройки.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в апреле 2022 года. Неприметную форму церкви обычно объясняют существовавшими при турецком господстве ограничениями. Легенда гласит, что татары согласились на строительство здесь православной церкви при условии, что она не будет красивее местной мечети и выше воина, сидящего на коне, именно поэтому церквушка наполовину углублена в землю, и снаружи — непривычно низкая. Высота стен от земли до стрехи всего около двух метров, в чём и заключается необычность древней постройки.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в апреле 2022 года. Интересны конструктивные особенности сооружения. Здесь
мы сталкиваемся с любопытнейшим приемом усиления сейсмостойкости с помощью
своеобразных амортизаторов — деревянных брусьев, заложенных тремя поясами в
горизонтальные пазы стен по всему периметру здания. Все это — неоспоримые
свидетельства зрелого архитектурного и инженерного мастерства строителей церкви.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в апреле 2022 года. Интересны конструктивные особенности сооружения. Здесь мы сталкиваемся с любопытнейшим приемом усиления сейсмостойкости с помощью своеобразных амортизаторов — деревянных брусьев, заложенных тремя поясами в горизонтальные пазы стен по всему периметру здания. Все это — неоспоримые свидетельства зрелого архитектурного и инженерного мастерства строителей церкви.
Удовлетворив своё любопытство, покидаем Каушаны и направляемся в, рядом расположенное, село Заим, где находится дом-музей А. Матеевича. Мы двигаемся вдоль  полотна железной дороги проложенной в XIX веке между Бендерами и румынским городом Галац.
Удовлетворив своё любопытство, покидаем Каушаны и направляемся в, рядом расположенное, село Заим, где находится дом-музей А. Матеевича. Мы двигаемся вдоль полотна железной дороги проложенной в XIX веке между Бендерами и румынским городом Галац.
Конец апреля, село Заим. Заим (Zaim) – село и административный центр одноименной коммуны района Кэушаны. Село расположено на расстоянии 6 км от города Кэушаны и 74 км от  Кишинева.
Конец апреля, село Заим. Заим (Zaim) – село и административный центр одноименной коммуны района Кэушаны. Село расположено на расстоянии 6 км от города Кэушаны и 74 км от Кишинева.
Село Заим, церковь Святых Архангелов Михаила и Гавриила.
Село Заим, церковь Святых Архангелов Михаила и Гавриила.
Село Заим, церковь Святых Архангелов Михаила и Гавриила.
Село Заим, церковь Святых Архангелов Михаила и Гавриила.
Конец апреля, село Заим. Первое документальное упоминание о селе Заим датировано 1807 годом. Заим – одно из немногих сел, у которого есть собственный гимн. Автором гимна села является Ион Гэинэ.
Конец апреля, село Заим. Первое документальное упоминание о селе Заим датировано 1807 годом. Заим – одно из немногих сел, у которого есть собственный гимн. Автором гимна села является Ион Гэинэ.
Село Заим, церковь Святых Архангелов Михаила и Гавриила. В 1893 году отец Михаил Матеевич вместе с женой Надеждой и детьми переехал в село Заим. Он был  назначен священником при храме Святых Архангелов Михаила и Гавриила. Среди его детей был Алексей, которому было пять лет, который пошел по стопам отца, также приняв священническую миссию.
Село Заим, церковь Святых Архангелов Михаила и Гавриила. В 1893 году отец Михаил Матеевич вместе с женой Надеждой и детьми переехал в село Заим. Он был назначен священником при храме Святых Архангелов Михаила и Гавриила. Среди его детей был Алексей, которому было пять лет, который пошел по стопам отца, также приняв священническую миссию.
Конец апреля, село Заим. Дом-музей «Алексей Матеевич» открылся в Заиме 26 марта 1988 года в связи со 100-летием со дня рождения священника-поэта Алексея Матеевича, ставшего автором Государственного гимна Молдавской  Республики. Стихотворение «Limba Noastră» (Наш язык) стало гимном родному языку и девизом национального праздника «Limba Noastră», который отмечается с 31 августа 1989 года.
Конец апреля, село Заим. Дом-музей «Алексей Матеевич» открылся в Заиме 26 марта 1988 года в связи со 100-летием со дня рождения священника-поэта Алексея Матеевича, ставшего автором Государственного гимна Молдавской Республики. Стихотворение «Limba Noastră» (Наш язык) стало гимном родному языку и девизом национального праздника «Limba Noastră», который отмечается с 31 августа 1989 года.
Село Заим, двор музея «Алексей Матеевич». К сожалению музей был закрыт и пришлось довольствоваться видом через забор.
Село Заим, двор музея «Алексей Матеевич». К сожалению музей был закрыт и пришлось довольствоваться видом через забор.
Село Заим, двор музея «Алексей Матеевич». Алексей Матеевич (27 марта 1888, Кэйнары − 24 августа 1917, Кишинёв) − священник-поэт и поэт-священник, который задушевно воспевал горе и надежду молдаван, восхвалял молдавский язык, компетентно написал о славянских влияниях на родной язык.
Село Заим, двор музея «Алексей Матеевич». Алексей Матеевич (27 марта 1888, Кэйнары − 24 августа 1917, Кишинёв) − священник-поэт и поэт-священник, который задушевно воспевал горе и надежду молдаван, восхвалял молдавский язык, компетентно написал о славянских влияниях на родной язык.
Село Заим, двор музея «Алексей Матеевич». Алексей Матеевич в 1897 отдан в Кишиневскую теологическую школу, которую заканчивает (согласно аттестату) в 1902 г. «с привилегиями». Продолжает учебу в теологической семинарии, где знакомится с будущим скульптором Александром Плэмэдялэ, его коллегой. В 1914 женится на Феодоре Борисовне Новицкой.  В первой половине 1917 г. пишет стихотворения «Вижу распад», «Колыбельная песня», Бессарабцам», «Ореховый лист», «Некоторым» и др. 17 июля пишет свою яркую поэму «Наш язык», поразительная ода молдавскому языку. 13 августа (по старому стилю), больной тифом, умирает в Кишиневской больнице №1. Был похоронен на центральном кладбище по улице Армянской. В 1934 г. на его могиле воздвигнут памятник, созданный Александром Плэмэдялэ. По недомыслию местных нациков из А. Матеевича сделали жертву борьбы   молдавского народа с российским игом, каковым на самом деле не являлся.
Село Заим, двор музея «Алексей Матеевич». Алексей Матеевич в 1897 отдан в Кишиневскую теологическую школу, которую заканчивает (согласно аттестату) в 1902 г. «с привилегиями». Продолжает учебу в теологической семинарии, где знакомится с будущим скульптором Александром Плэмэдялэ, его коллегой. В 1914 женится на Феодоре Борисовне Новицкой. В первой половине 1917 г. пишет стихотворения «Вижу распад», «Колыбельная песня», Бессарабцам», «Ореховый лист», «Некоторым» и др. 17 июля пишет свою яркую поэму «Наш язык», поразительная ода молдавскому языку. 13 августа (по старому стилю), больной тифом, умирает в Кишиневской больнице №1. Был похоронен на центральном кладбище по улице Армянской. В 1934 г. на его могиле воздвигнут памятник, созданный Александром Плэмэдялэ. По недомыслию местных нациков из А. Матеевича сделали жертву борьбы молдавского народа с российским игом, каковым на самом деле не являлся.
Конец апреля, село Заим. Мы покидаем живописный населённый пункт и начинаем двигаться в обратную сторону.
Конец апреля, село Заим. Мы покидаем живописный населённый пункт и начинаем двигаться в обратную сторону.
Обратная дорога пролегает через село Григорьевка с её живописным храмом. Григорьевка (рум. Grigorievca) — село в Каушанском районе Молдавии, проживает 1254 человека.
Обратная дорога пролегает через село Григорьевка с её живописным храмом. Григорьевка (рум. Grigorievca) — село в Каушанском районе Молдавии, проживает 1254 человека.
Село Григорьевка и её яркий и красочный храм  Святого Георгия Победоносца. Тысячу раз проезжал мимо, но всегда было некогда чтобы остановиться и присмотреться к плодам рук человеческих.
Село Григорьевка и её яркий и красочный храм Святого Георгия Победоносца. Тысячу раз проезжал мимо, но всегда было некогда чтобы остановиться и присмотреться к плодам рук человеческих.
Село Григорьевка и церковь Святого Георгия Победоносца. Село Григорьевка было засвидетельствовано впервые документально в 1883 году в акте о продаже части неосвоенных земель  шести лицам, которые основали поселение. Купчиха Султана Стефаниу 4 июня 1883 г. продала 3000 десятин земли жителям Бендерского, Тираспольского и других уездов.
Село Григорьевка и церковь Святого Георгия Победоносца. Село Григорьевка было засвидетельствовано впервые документально в 1883 году в акте о продаже части неосвоенных земель шести лицам, которые основали поселение. Купчиха Султана Стефаниу 4 июня 1883 г. продала 3000 десятин земли жителям Бендерского, Тираспольского и других уездов.
Село Григорьевка и территория возле церкви Святого Георгия Победоносца. Первыми жителями Григорьевки были и ныне широко известные в селе семьи: Захарченко, Голобородько, Колесниченко, Клименко, Бурлаченко, Степаненко, Иванченко, Вдовиченко, Ивановых, Оной, Савастра. В основном жители Григорьевки – крестьяне, занимающиеся возделыванием пшеницы, кукурузы, ячменя, подсолнечника, овощей и других культур. Со временем село росло и развивалось. Пик строительства и благоустройства в Григорьевке пришёлся на 60-е годы прошлого столетия. В этот период был открыт первый магазин, который находился возле интерната, в котором до этого размещалась школа, построенная в 1913 г на средства земства. Рядом был построен большой стадион, собиравший все село на спортивно-развлекательные мероприятия. Тогда же были построены знаменитая Григорьевская мельница (1959 г.) и маслобойня (1958 г.), славившиеся далеко за пределами Каушанского района высококачественной мукой и маслом. В 60-е годы в центре села появились здания дома культуры, кафе, дома быта и правления колхоза. В 1965 г. было построено новое здание современной школы, которая в том же году встретила первоклашек.
Село Григорьевка и территория возле церкви Святого Георгия Победоносца. Первыми жителями Григорьевки были и ныне широко известные в селе семьи: Захарченко, Голобородько, Колесниченко, Клименко, Бурлаченко, Степаненко, Иванченко, Вдовиченко, Ивановых, Оной, Савастра. В основном жители Григорьевки – крестьяне, занимающиеся возделыванием пшеницы, кукурузы, ячменя, подсолнечника, овощей и других культур. Со временем село росло и развивалось. Пик строительства и благоустройства в Григорьевке пришёлся на 60-е годы прошлого столетия. В этот период был открыт первый магазин, который находился возле интерната, в котором до этого размещалась школа, построенная в 1913 г на средства земства. Рядом был построен большой стадион, собиравший все село на спортивно-развлекательные мероприятия. Тогда же были построены знаменитая Григорьевская мельница (1959 г.) и маслобойня (1958 г.), славившиеся далеко за пределами Каушанского района высококачественной мукой и маслом. В 60-е годы в центре села появились здания дома культуры, кафе, дома быта и правления колхоза. В 1965 г. было построено новое здание современной школы, которая в том же году встретила первоклашек.
Село Григорьевка и церковь Святого Георгия Победоносца. Её строительство было начато в 1921 году , а  завершено  в 1938 году.
Село Григорьевка и церковь Святого Георгия Победоносца. Её строительство было начато в 1921 году , а завершено в 1938 году.
Осмотрев достопримечательность села Григорьевка, мы уже  по просёлочным дорогам двинулись в сторону природных достопримечательностей центра Молдавии - к немногочисленным остаткам лесной флоры, к Кодрам. Старинное распятие  благословило нас и пожелало удачной дороги по буеракам просёлочных дорог.
Осмотрев достопримечательность села Григорьевка, мы уже по просёлочным дорогам двинулись в сторону природных достопримечательностей центра Молдавии - к немногочисленным остаткам лесной флоры, к Кодрам. Старинное распятие благословило нас и пожелало удачной дороги по буеракам просёлочных дорог.
Кодры, автохтонное название древних лесных урочищ покрывавших издревле центральную часть современной Молдавии. В наше время они сохранились в весьма скромных размерах. Если в советское время леса пытались хоть немного восстановить, то в последние 30 лет их потихоньку кромсают, как та лисица с головкой сыра, пытавшаяся поровну разделить её между двумя медвежатами.
Кодры, автохтонное название древних лесных урочищ покрывавших издревле центральную часть современной Молдавии. В наше время они сохранились в весьма скромных размерах. Если в советское время леса пытались хоть немного восстановить, то в последние 30 лет их потихоньку кромсают, как та лисица с головкой сыра, пытавшаяся поровну разделить её между двумя медвежатами.
Благо Кодры не закрываются на выходные и всегда рады принять гостей. Они встретили нас буйной молодой растительностью, первыми весенними цветами и радостным щебетанием, прилетевших на лето, пернатых квартирантов.
Благо Кодры не закрываются на выходные и всегда рады принять гостей. Они встретили нас буйной молодой растительностью, первыми весенними цветами и радостным щебетанием, прилетевших на лето, пернатых квартирантов.
Кое-где ещё осталось напоминание о снежных заносах в виде небольших водоёмов с прозрачной талой водой.
Кое-где ещё осталось напоминание о снежных заносах в виде небольших водоёмов с прозрачной талой водой.
Весенние Кодры наполненные безмерной тягой к жизни.
Весенние Кодры наполненные безмерной тягой к жизни.
Весенние Кодры в центральной части Молдавии. Я не пишу о их флоре и фауне, об этом уже рассказывал в предыдущих альбомах. Просто зимой хотелось напомнить о том, что весна обязательно наступит, рано или поздно всё наладится.
Весенние Кодры в центральной части Молдавии. Я не пишу о их флоре и фауне, об этом уже рассказывал в предыдущих альбомах. Просто зимой хотелось напомнить о том, что весна обязательно наступит, рано или поздно всё наладится.
Весенние Кодры в центральной части Молдавии. Конец апреля время буйного цветения лесной черемши. На небольшой период она становится полноправной владычицей всего пространства между деревьями. И тогда ядрёный запах чеснока стоит не только в лесу, он достаёт даже до трасс проходящих через Кодры.
Весенние Кодры в центральной части Молдавии. Конец апреля время буйного цветения лесной черемши. На небольшой период она становится полноправной владычицей всего пространства между деревьями. И тогда ядрёный запах чеснока стоит не только в лесу, он достаёт даже до трасс проходящих через Кодры.
Прогулка по весенним Кодрам в центральной части Молдавии.
Прогулка по весенним Кодрам в центральной части Молдавии.
Молдавские Кодры в конце апреля.
Молдавские Кодры в конце апреля.
Черемша, или лук медвежий (лат. Allium ursinum), – многолетнее травянистое растение, вид рода лук семейства луковые. Латинское название черемши Állium ursinum произошло от латинского ursus – «медведь». У медвежьего лука в пищу идут листья, стебель и луковица. Свежепроклюнувшиеся молодые листочки черемши очень похожи на листья ландыша, а это чрезвычайно ядовитое растение. Поэтому при самостоятельном сборе черемши требуется предельная внимательность.
Черемша, или лук медвежий (лат. Allium ursinum), – многолетнее травянистое растение, вид рода лук семейства луковые. Латинское название черемши Állium ursinum произошло от латинского ursus – «медведь». У медвежьего лука в пищу идут листья, стебель и луковица. Свежепроклюнувшиеся молодые листочки черемши очень похожи на листья ландыша, а это чрезвычайно ядовитое растение. Поэтому при самостоятельном сборе черемши требуется предельная внимательность.
Прогулка по весенним Кодрам в центральной части Молдавии.
Прогулка по весенним Кодрам в центральной части Молдавии.
Молдавские Кодры в конце апреля.
Молдавские Кодры в конце апреля.
Погуляв по лесу, надышавшись свежим воздухом, в приподнятом, весеннем настроении двинулись домой, в Кишинёв.
Погуляв по лесу, надышавшись свежим воздухом, в приподнятом, весеннем настроении двинулись домой, в Кишинёв.
К Кишинёву подъезжали уже в сумерках, нас провожал затяжной и очень красочный весенний закат.
К Кишинёву подъезжали уже в сумерках, нас провожал затяжной и очень красочный весенний закат.

Теги: Автопутешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому