Турист Вячеслав Левченко (vermut-777)
Вячеслав Левченко
был вчера 15:14
Фотоальбом

Времена года, Молдавия. Февраль, по молдавской глубинке. Начало.

Молдавия Февраль 2022
Canon EOS 5D Mark III, SM-G988B
21 28
Молдавия: полезная информация

Ещё один альбом из двух частей, посвящённый поездке по молдавской глубинке, в середине февраля. Я постараюсь показать те места, которые могут заинтересовать пытливого туриста, интересующегося историей и которому не безразличны новые открытия.

Начинаем наше путешествие от берегов "Кишинёвского моря", так весельчаки прозвали одно из крупнейших водохранилищ, расположенное в пригороде столицы Молдавии. За неимением настоящего морского побережья, горожане, в онные времена, могли спокойно пожариться летом на берегу Гидигичского водохранилищ. А сейчас, в конце зимы, когда наступило межсезонье, ещё можно получить удовольствие от зимней рыбалки, если есть время и желание, поморозиться на льду этого водохранилища.
Начинаем наше путешествие от берегов "Кишинёвского моря", так весельчаки прозвали одно из крупнейших водохранилищ, расположенное в пригороде столицы Молдавии. За неимением настоящего морского побережья, горожане, в онные времена, могли спокойно пожариться летом на берегу Гидигичского водохранилищ. А сейчас, в конце зимы, когда наступило межсезонье, ещё можно получить удовольствие от зимней рыбалки, если есть время и желание, поморозиться на льду этого водохранилища.
Февральское утро, ещё сумерки, небо заволокло дымкой, но для того чтобы посетить все достопримечательности которые мы наметили, затягивать с выездом не стоит. Мы едем в сторону Гидигичского водохранилища. Есть возможность полюбоваться зимним восходом.
Февральское утро, ещё сумерки, небо заволокло дымкой, но для того чтобы посетить все достопримечательности которые мы наметили, затягивать с выездом не стоит. Мы едем в сторону Гидигичского водохранилища. Есть возможность полюбоваться зимним восходом.
Вид на Гидигичское водохранилище с высоты одного из, окружающих его, холмов. 
Свое название «Кишиневское море» получило в честь поселка Гидигич, рядом с которым оно расположено.
Поселок Гидигич, ныне Ватра, был известен с конца XIX века, только тогда он назывался Гидигишь. В этих местах вдоль течения реки Бык находятся залежи известняка. Для его добычи рабочие разбили палаточный лагерь, который потом перерос в самостоятельный населенный пункт. В окрестностях Гидигича по сей день разрабатываются месторождения известняков, используемых в строительстве и для получения различных стройматериалов.

В Бессарабской переписи населения 1817 года говорится, что село Гидигишь относится к округу реки Бык Оргеевского цинута. Половина вотчины принадлежит каминарю Иоанну Прункулу, другая половина – резешская (резеши – преимущественно мелкие вотчинники, жившие общинами на основе долевого землевладения). В нем на момент переписи проживали 2 священника, 2 вдовы священников, 1 диакон, 1 пономарь. Из высшего сословия здесь имелось 12 мазылов, 2 рупташа и 3 вдовы рупташей. Из низшего сословия – 80 хозяйств царан, 4 хозяйства вдов царан и 13 хозяйств бурлаков (холостяков). Всего 111 мужских и 9 вдовьих хозяйств.
Вид на Гидигичское водохранилище с высоты одного из, окружающих его, холмов. Свое название «Кишиневское море» получило в честь поселка Гидигич, рядом с которым оно расположено. Поселок Гидигич, ныне Ватра, был известен с конца XIX века, только тогда он назывался Гидигишь. В этих местах вдоль течения реки Бык находятся залежи известняка. Для его добычи рабочие разбили палаточный лагерь, который потом перерос в самостоятельный населенный пункт. В окрестностях Гидигича по сей день разрабатываются месторождения известняков, используемых в строительстве и для получения различных стройматериалов. В Бессарабской переписи населения 1817 года говорится, что село Гидигишь относится к округу реки Бык Оргеевского цинута. Половина вотчины принадлежит каминарю Иоанну Прункулу, другая половина – резешская (резеши – преимущественно мелкие вотчинники, жившие общинами на основе долевого землевладения). В нем на момент переписи проживали 2 священника, 2 вдовы священников, 1 диакон, 1 пономарь. Из высшего сословия здесь имелось 12 мазылов, 2 рупташа и 3 вдовы рупташей. Из низшего сословия – 80 хозяйств царан, 4 хозяйства вдов царан и 13 хозяйств бурлаков (холостяков). Всего 111 мужских и 9 вдовьих хозяйств.
По грунтовой дороге подъезжаем к берегу Гидигичского водохранилища. В 2000-х поселок городского типа Гидигич (такое звание ему было присвоено в 1963 году) был переименован в город Ватра ( городом его мог назвать только человек с богатой фантазией). В настоящее время он входит в состав Кишинева и относится к городскому району Буюканы.
По грунтовой дороге подъезжаем к берегу Гидигичского водохранилища. В 2000-х поселок городского типа Гидигич (такое звание ему было присвоено в 1963 году) был переименован в город Ватра ( городом его мог назвать только человек с богатой фантазией). В настоящее время он входит в состав Кишинева и относится к городскому району Буюканы.
Наконец мы добрались до водохранилища и стоя на его берегу, любуемся восходящим светилом. Гидигичское водохранилище, расположено в долине реки Бык между городом Страшены и Гидигич (ныне Ватра). Его строительство началось в самом начале 60-х годов XX века. Заполнялось водохранилище с весны 1962 года по весну 1963 года.
Наконец мы добрались до водохранилища и стоя на его берегу, любуемся восходящим светилом. Гидигичское водохранилище, расположено в долине реки Бык между городом Страшены и Гидигич (ныне Ватра). Его строительство началось в самом начале 60-х годов XX века. Заполнялось водохранилище с весны 1962 года по весну 1963 года.
На берегу Гидигичского водохранилища февральским утром. Целью сотворения этого искусственного водоема было создание запаса воды для орошения окружающих пахотных угодий, рыборазведение и регулирование уровня реки Бык. В то же время Гидигичское водохранилище стало и зоной отдыха для жителей Кишинева, значительно превосходившей по популярности Вадул-луй-Водэ (зона отдыха на берегу Днестра) и Комсомольское озеро ( чисто городская зона отдыха, расположенная в центре Кишинёва).
На берегу Гидигичского водохранилища февральским утром. Целью сотворения этого искусственного водоема было создание запаса воды для орошения окружающих пахотных угодий, рыборазведение и регулирование уровня реки Бык. В то же время Гидигичское водохранилище стало и зоной отдыха для жителей Кишинева, значительно превосходившей по популярности Вадул-луй-Водэ (зона отдыха на берегу Днестра) и Комсомольское озеро ( чисто городская зона отдыха, расположенная в центре Кишинёва).
На берегу Гидигичского водохранилища февральским утром. Зона отдыха площадью 1000 Га располагалась по большей части на правом берегу «Кишиневского моря», из которых 124 Га были выделены под зеленые насаждения. Здесь был разбит красивый парк, организован общественный пляж со спасательной службой, лодочной станцией, аттракционами, пунктами питания и прокатом. Кроме того здесь работали несколько пансионатов и домов отдыха, а на левом берегу водохранилища расположились два детских санатория.
На берегу Гидигичского водохранилища февральским утром. Зона отдыха площадью 1000 Га располагалась по большей части на правом берегу «Кишиневского моря», из которых 124 Га были выделены под зеленые насаждения. Здесь был разбит красивый парк, организован общественный пляж со спасательной службой, лодочной станцией, аттракционами, пунктами питания и прокатом. Кроме того здесь работали несколько пансионатов и домов отдыха, а на левом берегу водохранилища расположились два детских санатория.
На берегу Гидигичского водохранилища февральским утром. Раньше по водохранилищу ходили небольшие теплоходы и устраивались увлекательные экскурсии. Здесь были расположены тренировочные базы байдарочников и любителей парусного спорта. Зимой и летом на водохранилище можно было увидеть сотни и тысячи рыболовов-любителей, проводились и соревнования между рыболовами-спортсменами. Здесь также проводились всесоюзные и международные соревнования по гребле на байдарках и каноэ, академической гребле, парусному спорту, а с 90-х годов водохранилище облюбовали виндсерфингисты.
На берегу Гидигичского водохранилища февральским утром. Раньше по водохранилищу ходили небольшие теплоходы и устраивались увлекательные экскурсии. Здесь были расположены тренировочные базы байдарочников и любителей парусного спорта. Зимой и летом на водохранилище можно было увидеть сотни и тысячи рыболовов-любителей, проводились и соревнования между рыболовами-спортсменами. Здесь также проводились всесоюзные и международные соревнования по гребле на байдарках и каноэ, академической гребле, парусному спорту, а с 90-х годов водохранилище облюбовали виндсерфингисты.
На берегу Гидигичского водохранилища февральским утром. А еще к водохранилищу был приписан самолет Ан-2В (Ан-4) – водный вариант обычного Ан-2. Он использовался в труднодоступных местах, где отсутствовали площадки для посадки, но имелись озера и реки.
На берегу Гидигичского водохранилища февральским утром. А еще к водохранилищу был приписан самолет Ан-2В (Ан-4) – водный вариант обычного Ан-2. Он использовался в труднодоступных местах, где отсутствовали площадки для посадки, но имелись озера и реки.
На берегу Гидигичского водохранилища февральским утром. Отдых на Гидигиче был настолько популярен, что места приходилось бронировать заранее. К зоне отдыха, которая способна была принять единовременно до 30 тыс. горожан, были организованы регулярные автобусные и микроавтобусные маршруты. Рядом с водоемом проходит автомобильная трасса Кишинев – Унгены, а также ветка железной дороги Кишинев-Унгены-Окница. Железнодорожная станция у водохранилища называлась «Ромашка».
На берегу Гидигичского водохранилища февральским утром. Отдых на Гидигиче был настолько популярен, что места приходилось бронировать заранее. К зоне отдыха, которая способна была принять единовременно до 30 тыс. горожан, были организованы регулярные автобусные и микроавтобусные маршруты. Рядом с водоемом проходит автомобильная трасса Кишинев – Унгены, а также ветка железной дороги Кишинев-Унгены-Окница. Железнодорожная станция у водохранилища называлась «Ромашка».
На берегу Гидигичского водохранилища февральским утром.
На берегу Гидигичского водохранилища февральским утром.
На берегу Гидигичского водохранилища февральским утром. Вдалеке виднеется вилла местного олигарха, который начал расти и подыматься в конце 80-х на производстве тапочек. Потом нелёгкая его занесла в нефтедобывающий бизнес, которым он занимался в Африке и Казахстане. Из Судана пришлось со временем смотать удочки, а с Казахстаном расстались весьма печально, до сих пор выясняют отношение в судах.   Гидигичское водохранилище расположено в 70-75 км от истока реки Бык, которая далее пересекает Кишинев. Местность вокруг него холмистая и овражистая. В водохранилище впадают два притока реки Бык: левый – Сырец и правый – Кожушна. Площадь водосборного бассейна водохранилища составляет 805 кв.км. Плотина Гидигичского водохранилища земляная, с донным водовыпуском и бетонным паводковым водосбросом. Согласно данным за 1984 год, глубина водоема у плотины составляла почти 10 метров. На сегодня не более 7.5 метров. Здесь водились различные виды водоплавающие птицы, такие как серая цапля, выпь, кряква, лысуха и другие, а также рыба – карась, красноперка, карп, лещ, плотва, судак, уклея, щука и окунь (мелкий и крупный, до 1 кг).
На берегу Гидигичского водохранилища февральским утром. Вдалеке виднеется вилла местного олигарха, который начал расти и подыматься в конце 80-х на производстве тапочек. Потом нелёгкая его занесла в нефтедобывающий бизнес, которым он занимался в Африке и Казахстане. Из Судана пришлось со временем смотать удочки, а с Казахстаном расстались весьма печально, до сих пор выясняют отношение в судах. Гидигичское водохранилище расположено в 70-75 км от истока реки Бык, которая далее пересекает Кишинев. Местность вокруг него холмистая и овражистая. В водохранилище впадают два притока реки Бык: левый – Сырец и правый – Кожушна. Площадь водосборного бассейна водохранилища составляет 805 кв.км. Плотина Гидигичского водохранилища земляная, с донным водовыпуском и бетонным паводковым водосбросом. Согласно данным за 1984 год, глубина водоема у плотины составляла почти 10 метров. На сегодня не более 7.5 метров. Здесь водились различные виды водоплавающие птицы, такие как серая цапля, выпь, кряква, лысуха и другие, а также рыба – карась, красноперка, карп, лещ, плотва, судак, уклея, щука и окунь (мелкий и крупный, до 1 кг).
На берегу Гидигичского водохранилища февральским утром. За водохранилищем велось постоянное наблюдение, принимались меры по отсасыванию ила. Драги в заливчике у плотины работали круглогодично. Однако уже к середине 80-х годов объем водохранилища сократился на треть из-за заиления. У правого берега на сотни метров вода густо заросла водорослями, так что купаться и рыбачить тут стало невозможно.

К тому же, само водохранилище сильно загрязнено. Экологи выяснили, что в него в течение нескольких лет сливались сточные воды из Страшен и окрестных сел.
На берегу Гидигичского водохранилища февральским утром. За водохранилищем велось постоянное наблюдение, принимались меры по отсасыванию ила. Драги в заливчике у плотины работали круглогодично. Однако уже к середине 80-х годов объем водохранилища сократился на треть из-за заиления. У правого берега на сотни метров вода густо заросла водорослями, так что купаться и рыбачить тут стало невозможно. К тому же, само водохранилище сильно загрязнено. Экологи выяснили, что в него в течение нескольких лет сливались сточные воды из Страшен и окрестных сел.
На берегу Гидигичского водохранилища февральским утром. Согласно данным министерства окружающей среды, срок эксплуатации озера Гидигич истек еще в 2012 году. К настоящему времени площадь водоема сократилась в два раза. Озеро заилено на 50%, а это 20 миллионов кубических метров ила, которые нужно как-то откачать и куда-то деть. И если не предпринять срочные меры по очистке водоема, озеро может стать настоящим источником инфекций.

Дамба водохранилища также давно нуждается в ремонте. Уже не первый год по городу ходят страшилки, что если плотину на Гидигичском водохранилище прорвет, то часть Кишинева будет затоплена.
Гидигичский парк к настоящему времени совершенно одичал, а местами вообще стал непроходим. Аллеи и дорожки полностью разбиты, размыты и не ремонтировались много лет.
Бывшие пансионаты и дома отдыха стоят заколоченными и давно не принимают гостей. И парк, и побережье сильно замусорены, особенно на левой стороне водохранилища, где берег открыт для всех желающих. Что касается правой стороны, то здесь попасть к воде практически нереально, поскольку большая часть территории оказалась в частных руках и закрыта для посторонних.
На берегу Гидигичского водохранилища февральским утром. Согласно данным министерства окружающей среды, срок эксплуатации озера Гидигич истек еще в 2012 году. К настоящему времени площадь водоема сократилась в два раза. Озеро заилено на 50%, а это 20 миллионов кубических метров ила, которые нужно как-то откачать и куда-то деть. И если не предпринять срочные меры по очистке водоема, озеро может стать настоящим источником инфекций. Дамба водохранилища также давно нуждается в ремонте. Уже не первый год по городу ходят страшилки, что если плотину на Гидигичском водохранилище прорвет, то часть Кишинева будет затоплена. Гидигичский парк к настоящему времени совершенно одичал, а местами вообще стал непроходим. Аллеи и дорожки полностью разбиты, размыты и не ремонтировались много лет. Бывшие пансионаты и дома отдыха стоят заколоченными и давно не принимают гостей. И парк, и побережье сильно замусорены, особенно на левой стороне водохранилища, где берег открыт для всех желающих. Что касается правой стороны, то здесь попасть к воде практически нереально, поскольку большая часть территории оказалась в частных руках и закрыта для посторонних.
На берегу Гидигичского водохранилища февральским утром. Окидываем прощальным взглядом остатки былой советской роскоши и двигаемся дальше навстречу новым открытиям.
На берегу Гидигичского водохранилища февральским утром. Окидываем прощальным взглядом остатки былой советской роскоши и двигаемся дальше навстречу новым открытиям.
Остатки растительности на берегу Гидигичского водохранилища. Да, больно стало на сердце от созерцания картины угасания и запустения. А ведь я с родителями, практически всё детство, провёл на берегу этого водохранилища. В  моей памяти оно осталось прекрасным, многолюдным, дающим возможность полноценного и яркого отдыха на его берегах.
Остатки растительности на берегу Гидигичского водохранилища. Да, больно стало на сердце от созерцания картины угасания и запустения. А ведь я с родителями, практически всё детство, провёл на берегу этого водохранилища. В моей памяти оно осталось прекрасным, многолюдным, дающим возможность полноценного и яркого отдыха на его берегах.
Покинув Гидигичское водохранилище, немного взгрустнув, мы двигаемся дальше, на нашем пути небольшое село под названием Сирець.
Покинув Гидигичское водохранилище, немного взгрустнув, мы двигаемся дальше, на нашем пути небольшое село под названием Сирець.
Знакомства с населённым пунктом Сирець (Sireţi). Сирець – село и административный центр коммуны (объединение нескольких населённых пунктов) Страшенского района. Площадь села – около 2.43 км2, периметр – 9.61 км. Село расположено на расстоянии 22 км от Кишинева. Первое документальное упоминание о селе Сирець датировано 1593 годом.
Знакомства с населённым пунктом Сирець (Sireţi). Сирець – село и административный центр коммуны (объединение нескольких населённых пунктов) Страшенского района. Площадь села – около 2.43 км2, периметр – 9.61 км. Село расположено на расстоянии 22 км от Кишинева. Первое документальное упоминание о селе Сирець датировано 1593 годом.
Знакомства с населённым пунктом Сирець (Sireţi). Сельская церковь  Sf. Ierarh Nicolae.
Знакомства с населённым пунктом Сирець (Sireţi). Сельская церковь Sf. Ierarh Nicolae.
Знакомства с населённым пунктом Сирець (Sireţi). В целом село вполне современное с множеством новых симпатичных зданий, но присутствуют и реликты прошлого.
Знакомства с населённым пунктом Сирець (Sireţi). В целом село вполне современное с множеством новых симпатичных зданий, но присутствуют и реликты прошлого.
Знакомства с населённым пунктом Сирець (Sireţi). Главная архитектурная достопримечательность села, это мужской монастырь в честь святого великомученика Иакова Персянина. Глядя на него забываешь что ты в Молдавии, кажется что неожиданно попал в Грецию.
Знакомства с населённым пунктом Сирець (Sireţi). Главная архитектурная достопримечательность села, это мужской монастырь в честь святого великомученика Иакова Персянина. Глядя на него забываешь что ты в Молдавии, кажется что неожиданно попал в Грецию.
Мужской монастырь в честь святого великомученика Иакова Персянина. Святой великомученик Иаков Персянин (Рассеченный) родился в IV веке в благочестивой христианской семье, богатой и знатной. Жена его также была христианкой. Детей своих супруги воспитывали в благочестии, прививая им любовь к молитве и Священному Писанию. Иаков занимал высокую должность при дворе персидского царя Ездегерда (399-420 годы) и его преемника Варахрана (420-438 годы). В одном из военных походов Иаков, прельщенный царской милостью, убоявшись признать себя христианином, вместе с царем принес жертву идолам. Узнав об этом, жена и мать Иакова в глубоком огорчении написали ему письмо, в котором укоряли его и призывали покаяться. Получив послание, Иаков осознал тяжесть своего греха и, представив себе весь ужас отречения от него не только родных, но и Самого Бога, стал громко плакать и молить Господа о прощении. Соратники его, услышав, что он молится Господу Иисусу Христу, донесли об этом царю. На допросе святой Иаков, укрепившись духом, мужественно исповедал свою веру в Единого Истинного Бога. Никакие уговоры царя отречься от Христа не смогли поколебать его. Царь приказал предать святого мучительной смерти. Мученика положили на плаху и отсекли поочередно пальцы на руках и ногах, затем руки и ноги. В продолжение пыток святой Иаков непрестанно возносил ко Господу благодарственные молитвы за то, что Он дал ему возможность в тяжких муках искупить содеянный грех. Истекающий кровью мученик был обезглавлен.
Мужской монастырь в честь святого великомученика Иакова Персянина. Святой великомученик Иаков Персянин (Рассеченный) родился в IV веке в благочестивой христианской семье, богатой и знатной. Жена его также была христианкой. Детей своих супруги воспитывали в благочестии, прививая им любовь к молитве и Священному Писанию. Иаков занимал высокую должность при дворе персидского царя Ездегерда (399-420 годы) и его преемника Варахрана (420-438 годы). В одном из военных походов Иаков, прельщенный царской милостью, убоявшись признать себя христианином, вместе с царем принес жертву идолам. Узнав об этом, жена и мать Иакова в глубоком огорчении написали ему письмо, в котором укоряли его и призывали покаяться. Получив послание, Иаков осознал тяжесть своего греха и, представив себе весь ужас отречения от него не только родных, но и Самого Бога, стал громко плакать и молить Господа о прощении. Соратники его, услышав, что он молится Господу Иисусу Христу, донесли об этом царю. На допросе святой Иаков, укрепившись духом, мужественно исповедал свою веру в Единого Истинного Бога. Никакие уговоры царя отречься от Христа не смогли поколебать его. Царь приказал предать святого мучительной смерти. Мученика положили на плаху и отсекли поочередно пальцы на руках и ногах, затем руки и ноги. В продолжение пыток святой Иаков непрестанно возносил ко Господу благодарственные молитвы за то, что Он дал ему возможность в тяжких муках искупить содеянный грех. Истекающий кровью мученик был обезглавлен.
Мужской монастырь в честь святого великомученика Иакова Персянина. Монастырь был основан 10 декабря 1998 года, в день памяти великомученика Иакова Персянина служителями церкви Святителя Николая села Сирець – протосингелом Порфирием, иеромонахом Феодором и иеродиаконом Нафанаилом.
Мужской монастырь в честь святого великомученика Иакова Персянина. Монастырь был основан 10 декабря 1998 года, в день памяти великомученика Иакова Персянина служителями церкви Святителя Николая села Сирець – протосингелом Порфирием, иеромонахом Феодором и иеродиаконом Нафанаилом.
Мужской монастырь в честь святого великомученика Иакова Персянина. 22 марта 2005 года началось строительство большой церкви, завершенное в сентябре 2006 года. В Сирецком монастыре находятся неоценимые духовные сокровища и некоторые важные частички мощей многих святых.
Мужской монастырь в честь святого великомученика Иакова Персянина. 22 марта 2005 года началось строительство большой церкви, завершенное в сентябре 2006 года. В Сирецком монастыре находятся неоценимые духовные сокровища и некоторые важные частички мощей многих святых.
Виноградник при мужском монастыре  святого великомученика Иакова Персянина.
Виноградник при мужском монастыре святого великомученика Иакова Персянина.
Мужской монастырь в честь святого великомученика Иакова Персянина. Справа небольшая церковь святого великомученика Иакова Персянина, первое культовое здание монастыря, чей фундамент был заложен 24 мая 1999 года.
Мужской монастырь в честь святого великомученика Иакова Персянина. Справа небольшая церковь святого великомученика Иакова Персянина, первое культовое здание монастыря, чей фундамент был заложен 24 мая 1999 года.
Прогулка по территории небольшого монастыря  святого великомученика Иакова Персянина в селе Сирець.
Прогулка по территории небольшого монастыря святого великомученика Иакова Персянина в селе Сирець.
Прогулка по территории  монастыря святого великомученика Иакова Персянина.
Прогулка по территории монастыря святого великомученика Иакова Персянина.
После посещения монастыря, прощаемся с селом Сирець, двигаемся дальше в сторону города Оргеев.
После посещения монастыря, прощаемся с селом Сирець, двигаемся дальше в сторону города Оргеев.
По дороге в Оргеев. Середина февраля, только растаял, недавно выпавший, снег. Все машины грязные до чёртиков. Главное достояние Молдавии, это её почва, жирная, хоть на хлеб мажь, сказочно плодородная, но это и божье наказание для коммунальных служб и водителей. Это богатство, как только растает снег или выпадут осадки, густой жижей заполняет проезжую часть дорог и улиц. Она всюду проникает, прилипает и чертовски тяжело смывается.
По дороге в Оргеев. Середина февраля, только растаял, недавно выпавший, снег. Все машины грязные до чёртиков. Главное достояние Молдавии, это её почва, жирная, хоть на хлеб мажь, сказочно плодородная, но это и божье наказание для коммунальных служб и водителей. Это богатство, как только растает снег или выпадут осадки, густой жижей заполняет проезжую часть дорог и улиц. Она всюду проникает, прилипает и чертовски тяжело смывается.
Продолжаем двигаться в требуемом направлении, с разрешённой скоростью и огромным удовольствием. Небо очистилось от дымки и только  редкие облака плывут неведома куда на бирюзовом небосклоне.
Продолжаем двигаться в требуемом направлении, с разрешённой скоростью и огромным удовольствием. Небо очистилось от дымки и только редкие облака плывут неведома куда на бирюзовом небосклоне.
Дорога предстоит дальняя, по путям ещё не ведомым, поэтому делаем недолгую остановку на чашечку утреннего кофе. При  румынской сети заправок  "Petrom" недавно открылись небольшие придорожные кафешки "Viva". Они нам очень понравились в самой Румынии, мы с удовольствием там останавливались, вот сейчас они появились и в Молдавии.
Дорога предстоит дальняя, по путям ещё не ведомым, поэтому делаем недолгую остановку на чашечку утреннего кофе. При румынской сети заправок "Petrom" недавно открылись небольшие придорожные кафешки "Viva". Они нам очень понравились в самой Румынии, мы с удовольствием там останавливались, вот сейчас они появились и в Молдавии.
"Viva" не Бог весть что, но они подкупают своим выбором угощений, напитков и внимательным обслуживанием.
"Viva" не Бог весть что, но они подкупают своим выбором угощений, напитков и внимательным обслуживанием.
Чисто молдавские прибамбасы к стаканчику крепкого кофе - плацинды.
Чисто молдавские прибамбасы к стаканчику крепкого кофе - плацинды.
Посиделки за утренним кофе перед дальней поездкой в "Vivа".
Посиделки за утренним кофе перед дальней поездкой в "Vivа".
За кофе обсудили маршрут, места остановок и время в пути. Маршрут предстоит не простой, не везде по нормальным дорогам, но насыщенный достопримечательностями. Мы посетим монастырь Добруша, наведаемся к староверам в село Кунича, увидим усадьбу олигарха XIX века, познакомимся с архитектурным шедевром известного зодчего Щусева и обнимем самое старое дерево - "Дуб Штефана Великого", живой артефакт глубокого средневековья. И проедем за день около 500 км.
За кофе обсудили маршрут, места остановок и время в пути. Маршрут предстоит не простой, не везде по нормальным дорогам, но насыщенный достопримечательностями. Мы посетим монастырь Добруша, наведаемся к староверам в село Кунича, увидим усадьбу олигарха XIX века, познакомимся с архитектурным шедевром известного зодчего Щусева и обнимем самое старое дерево - "Дуб Штефана Великого", живой артефакт глубокого средневековья. И проедем за день около 500 км.
Не заезжая в Оргеев, город не большой, но интересный, о котором писал не раз, мы продолжили путь в сторону Шолданештского района.
Не заезжая в Оргеев, город не большой, но интересный, о котором писал не раз, мы продолжили путь в сторону Шолданештского района.
Типичный пейзаж в средней части Молдавии. Проезжаем по Резинскому району в сторону Шолданештского.
Типичный пейзаж в средней части Молдавии. Проезжаем по Резинскому району в сторону Шолданештского.
Сельская глубинка в средней части Молдавии.
Сельская глубинка в средней части Молдавии.
Перед нами Мешены, типичное село в средней части Молдавии. В такие моменты я рад, что у меня Тойота Прадо и мне не страшны сельские дороги в период зимней распутицы.
Перед нами Мешены, типичное село в средней части Молдавии. В такие моменты я рад, что у меня Тойота Прадо и мне не страшны сельские дороги в период зимней распутицы.
Сельская церковь, село Мешены. Нет дорог, нет тротуаров, но скорей всего на европейский грант построена спортивная площадка. Но, не знаю кто по ней мяч гонять будет, в сёлах остались, в основном, одни старики.
Сельская церковь, село Мешены. Нет дорог, нет тротуаров, но скорей всего на европейский грант построена спортивная площадка. Но, не знаю кто по ней мяч гонять будет, в сёлах остались, в основном, одни старики.
Навстречу покоряя сельский автобан ехала фура с заграничными номерами. Представляю, как чертыхался её водитель, скользя по глине, покоряя глубокие лужи.
Навстречу покоряя сельский автобан ехала фура с заграничными номерами. Представляю, как чертыхался её водитель, скользя по глине, покоряя глубокие лужи.
Село Мешены. Богом и властями забытое место. Судя по остановке общественного транспорта, автобусы уже давно забыли сюда  дорогу. Но, не пропадать же даром павильону, наследию советского тоталитаризма, вполне сгодиться для хранения сена.
Село Мешены. Богом и властями забытое место. Судя по остановке общественного транспорта, автобусы уже давно забыли сюда дорогу. Но, не пропадать же даром павильону, наследию советского тоталитаризма, вполне сгодиться для хранения сена.
Село Мешены. Разруха и запустение, плоды тридцатилетней независимости.
Село Мешены. Разруха и запустение, плоды тридцатилетней независимости.
Окрестности села Мешены. Мешены (рум. Meşeni) — село в Резинском районе Молдавии. Село расположено примерно в 26 км к западу от города Резина на высоте 165 метров над уровнем моря. Ближайшие населённые пункты — сёла Игнэцей и Скорцень. Рядом протекает река.
Окрестности села Мешены. Мешены (рум. Meşeni) — село в Резинском районе Молдавии. Село расположено примерно в 26 км к западу от города Резина на высоте 165 метров над уровнем моря. Ближайшие населённые пункты — сёла Игнэцей и Скорцень. Рядом протекает река.
Село Мешены. Неистребима тяга к прекрасному. Так много фото я посвятил этому молдавскому аулу не случайно, хотел показать полную деградацию и вымирание сельской глубинки Молдавии.
Село Мешены. Неистребима тяга к прекрасному. Так много фото я посвятил этому молдавскому аулу не случайно, хотел показать полную деградацию и вымирание сельской глубинки Молдавии.
Село Мешены. Судя по размерам, большое и когда-то процветающее сельское поселение, наглядно представляющее сегодняшние реалии.
Село Мешены. Судя по размерам, большое и когда-то процветающее сельское поселение, наглядно представляющее сегодняшние реалии.
Село Мешены. Заповедник нищеты и безрадостного существования. По данным переписи населения 2004 года, в селе Мешены проживает 916 человек (484 мужчины, 432 женщины).
Село Мешены. Заповедник нищеты и безрадостного существования. По данным переписи населения 2004 года, в селе Мешены проживает 916 человек (484 мужчины, 432 женщины).
Всё, наконец оно закончилось, село Мешены.
Всё, наконец оно закончилось, село Мешены.
Следующее, после Мешень,  село Игнэцей. Не скажу что оно выглядело намного богаче, но всё-таки не произвело такого тягостного впечатления.
Следующее, после Мешень, село Игнэцей. Не скажу что оно выглядело намного богаче, но всё-таки не произвело такого тягостного впечатления.
Село Игнэцей. Небольшая инсталляция обращения к Богу, чтобы он не забывал о существовании такого замечательного села.
Село Игнэцей. Небольшая инсталляция обращения к Богу, чтобы он не забывал о существовании такого замечательного села.
Игнэцей (молд. Ignăţei) — село в Резинском районе Молдавии. Село расположено на высоте 178 метров над уровнем моря.
Игнэцей (молд. Ignăţei) — село в Резинском районе Молдавии. Село расположено на высоте 178 метров над уровнем моря.
Село Игнэцей. Красочно оборудованный родник. По данным переписи населения 2004 года, в селе Игнэцей проживает 2426 человек (1209 мужчин, 1217 женщин).
Село Игнэцей. Красочно оборудованный родник. По данным переписи населения 2004 года, в селе Игнэцей проживает 2426 человек (1209 мужчин, 1217 женщин).
Всё покидаем Игнэцей, следующее село Добруша, рядом с которым находится Добрушский Николаевский монастырь.
Всё покидаем Игнэцей, следующее село Добруша, рядом с которым находится Добрушский Николаевский монастырь.
Село Добруша. Добруша (Dobruşa) – село и административный центр одноименной коммуны района Шолданешты. По данным переписи 2004 года, в селе Добруша проживало 792 человека.
Село Добруша. Добруша (Dobruşa) – село и административный центр одноименной коммуны района Шолданешты. По данным переписи 2004 года, в селе Добруша проживало 792 человека.
Село Добруша было засвидетельствовано документально 20 декабря 1437 года, когда господари Илие и Штефан закрепили в собственность Михаилу из Дорохои ряд сел, среди которых и «село под названием Каражине, где находится Симеон, у верха села Добруша». Название села восходит к названию долины и речушки Добруша, притока реки Реут.

В 1527 году господарь Петру Рареш подарил монастырю Пробота село Добруша цинута Сорока, с мельницами на Реуте. В 1570 году господарь Богдан Лэпушняну вновь подтверждает монастырю вотчину Добруша.

В 1817 году в Добруше цинута Сорока было 33 двора. В 1923 году село входило в жудец (уезд) Орхей, и в нем было зарегистрировано 488 домов, 725 жителей, сельскохозяйственный кооператив, мельница, начальная школа, почтовое отделение и корчма.
Село Добруша было засвидетельствовано документально 20 декабря 1437 года, когда господари Илие и Штефан закрепили в собственность Михаилу из Дорохои ряд сел, среди которых и «село под названием Каражине, где находится Симеон, у верха села Добруша». Название села восходит к названию долины и речушки Добруша, притока реки Реут. В 1527 году господарь Петру Рареш подарил монастырю Пробота село Добруша цинута Сорока, с мельницами на Реуте. В 1570 году господарь Богдан Лэпушняну вновь подтверждает монастырю вотчину Добруша. В 1817 году в Добруше цинута Сорока было 33 двора. В 1923 году село входило в жудец (уезд) Орхей, и в нем было зарегистрировано 488 домов, 725 жителей, сельскохозяйственный кооператив, мельница, начальная школа, почтовое отделение и корчма.
Покидаем небольшое селение Добруша и практически за околицей, открывается вид на Добрушский Николаевский монастырь.
Покидаем небольшое селение Добруша и практически за околицей, открывается вид на Добрушский Николаевский монастырь.
Проезжаем ещё пару километров по дороге из XIX века, видимо сохранённой в первозданном виде для антуража и по указателю поворачиваем к монастырю.
Проезжаем ещё пару километров по дороге из XIX века, видимо сохранённой в первозданном виде для антуража и по указателю поворачиваем к монастырю.
Вид на Добрушский Николаевский монастырь и окружающие его холмы, покрытые остатками молдавского леса, Кодрами.
Вид на Добрушский Николаевский монастырь и окружающие его холмы, покрытые остатками молдавского леса, Кодрами.
Через монастырские угодья двигаемся непосредственно к монастырю. Немного расскажу о самом культовом учреждении, я без этого ни как. Описание сего богоугодного заведения из XIX века: "Монастырь находится в Оргеевском уезде, в 53 верстах от Оргеева и в 95—от Кишинева, на вотчине Добруше, и расположен на полугорке, на покатом месте. С юго-западной стороны монастырь открыт, с северной же и отчасти с южной — окружён лесистыми высотами. Из-под горы вытекают два ручья, которые орошают монастырский сад, а затем, слившись, образуют три пруда ниже монастыря, к западу, и впадают в речку Добрушу."
Через монастырские угодья двигаемся непосредственно к монастырю. Немного расскажу о самом культовом учреждении, я без этого ни как. Описание сего богоугодного заведения из XIX века: "Монастырь находится в Оргеевском уезде, в 53 верстах от Оргеева и в 95—от Кишинева, на вотчине Добруше, и расположен на полугорке, на покатом месте. С юго-западной стороны монастырь открыт, с северной же и отчасти с южной — окружён лесистыми высотами. Из-под горы вытекают два ручья, которые орошают монастырский сад, а затем, слившись, образуют три пруда ниже монастыря, к западу, и впадают в речку Добрушу."
Добрушский Николаевский монастырь. Данные из XIX века: "Об основании монастыря предание говорит, что в 1772 году от молдавского монастыря Проботы (Пояснение из XXI века: Монастырь Пробота (старое название – монастырь Побрата,  это православный монастырь, построенный в 1530 году в селе Пробота (ныне город Долхаска Сучавского уезда, современная Румыния) господарем Петром Рарешем.) был послан монах Иоасаф для осмотра имений, принадлежавших этому монастырю в Бессарабии. Найдя в пустопорожней вотчине Добруше очень красивую местность, Иоасаф испросил благословение от проботского архимандрита и приступил к постройке деревянной церкви, при содействии иеромонаха Евфимия из Курковского монастыря (Монастырь под Оргеевом, мною неоднократно описанный). Иоасаф, по неизвестным причинам, возвратился в Проботский монастырь, не окончив постройки, которая была завершена в 1785 году Евфимием, при содействии приглашенных из Курковского монастыря монахов Феофана, Памвы, Иезекииля, Арсения и Макария."
Добрушский Николаевский монастырь. Данные из XIX века: "Об основании монастыря предание говорит, что в 1772 году от молдавского монастыря Проботы (Пояснение из XXI века: Монастырь Пробота (старое название – монастырь Побрата, это православный монастырь, построенный в 1530 году в селе Пробота (ныне город Долхаска Сучавского уезда, современная Румыния) господарем Петром Рарешем.) был послан монах Иоасаф для осмотра имений, принадлежавших этому монастырю в Бессарабии. Найдя в пустопорожней вотчине Добруше очень красивую местность, Иоасаф испросил благословение от проботского архимандрита и приступил к постройке деревянной церкви, при содействии иеромонаха Евфимия из Курковского монастыря (Монастырь под Оргеевом, мною неоднократно описанный). Иоасаф, по неизвестным причинам, возвратился в Проботский монастырь, не окончив постройки, которая была завершена в 1785 году Евфимием, при содействии приглашенных из Курковского монастыря монахов Феофана, Памвы, Иезекииля, Арсения и Макария."
Продолжаем двигаться по полям и садам, принадлежащих Добрушскому  Николаевскому монастырю. Возвращаемся к описанию истории возникновения монастыря из XIX века, остановились мы на деревянной церкви:
"Сооруженная церковь освящена во имя святителя Николая и при ней разрешено было устроить кельи для собравшейся братии, а вотчина Добруша стала условно принадлежать новому монастырю, с уплатою Проботской обители по 40 левов посессионных денег. Впоследствии, когда Проботский монастырь был преклонен св. Гробу Господню, Добрушская обитель с 1803 по 1807 год вносила в патриархию иерусалимскую по 80 левов, а с 1807 года—по 25 голландских червонцев."
Продолжаем двигаться по полям и садам, принадлежащих Добрушскому Николаевскому монастырю. Возвращаемся к описанию истории возникновения монастыря из XIX века, остановились мы на деревянной церкви: "Сооруженная церковь освящена во имя святителя Николая и при ней разрешено было устроить кельи для собравшейся братии, а вотчина Добруша стала условно принадлежать новому монастырю, с уплатою Проботской обители по 40 левов посессионных денег. Впоследствии, когда Проботский монастырь был преклонен св. Гробу Господню, Добрушская обитель с 1803 по 1807 год вносила в патриархию иерусалимскую по 80 левов, а с 1807 года—по 25 голландских червонцев."
Мы стоим пред вратами Добрушского Николаевского монастыря. Информация из XIX века: "Благодаря разным приношениям, монастырь приобрел значительное количество земли и достаточные средства. Когда, при умножившейся братии, открылся недостаток в воде, решено было переселиться в долину, на теперешнее место, изобилующее источниками."
Мы стоим пред вратами Добрушского Николаевского монастыря. Информация из XIX века: "Благодаря разным приношениям, монастырь приобрел значительное количество земли и достаточные средства. Когда, при умножившейся братии, открылся недостаток в воде, решено было переселиться в долину, на теперешнее место, изобилующее источниками."
Прогулка по территории Добрушского Николаевского монастыря в середине февраля. Кое-где видны остатки зимы в виде снега.
Прогулка по территории Добрушского Николаевского монастыря в середине февраля. Кое-где видны остатки зимы в виде снега.
Прогулка по территории Добрушского Николаевского монастыря. Описание монастыря из XIX  века: " Долгое время шла постройка в долине обширной каменной церкви, законченная в 1822 г., при пособии бояра Фомы Козьмы, и освященная во имя святителя Николая."
Прогулка по территории Добрушского Николаевского монастыря. Описание монастыря из XIX века: " Долгое время шла постройка в долине обширной каменной церкви, законченная в 1822 г., при пособии бояра Фомы Козьмы, и освященная во имя святителя Николая."
Прогулка по территории Добрушского Николаевского монастыря. И снова 
 описание  из XIX века: "Вскоре, вокруг монастырской церкви,  возникли  братские кельи, которые каждый монах строил какую желал и какую позволяли ему средства. В первоначальном монастыре доканчивали свое житие престарелые из братии, а, после их смерти, сюда же переселились другие из новоустроенного монастыря, выстроив в 1839 году, вместо ветхой деревянной церкви, новую каменную, названную кладбищенской, потому что здесь погребалась усопшая братия."
Прогулка по территории Добрушского Николаевского монастыря. И снова описание из XIX века: "Вскоре, вокруг монастырской церкви, возникли братские кельи, которые каждый монах строил какую желал и какую позволяли ему средства. В первоначальном монастыре доканчивали свое житие престарелые из братии, а, после их смерти, сюда же переселились другие из новоустроенного монастыря, выстроив в 1839 году, вместо ветхой деревянной церкви, новую каменную, названную кладбищенской, потому что здесь погребалась усопшая братия."
Прогулка по территории Добрушского Николаевского монастыря. Продолжаем описание монастыря из XIХ века: "Ныне в Добрушском монастыре находятся: главная и соборная церковь, во имя св. Николая, хорошей архитектуры, крытая железом с достаточною ризницею и церковною утварью; каменный корпус с теплою церковью во имя Преображения Господня и с настоятельскими кельями, построенная в 1847 году кладбищенская каменная церковь на верху горы, на прежнем месте монастыря; колокольня при соборной церкви, каменная, трехэтажная; братская трапезная каменная и при ней поварня; каменная гостиница о 14 комнатах и здание для склада хозяйственных вещей. Для помещения братий — деревянные кельи на каменном фундаменте, крытые отчасти гонтом, отчасти камышом, оштукатуренные."
Прогулка по территории Добрушского Николаевского монастыря. Продолжаем описание монастыря из XIХ века: "Ныне в Добрушском монастыре находятся: главная и соборная церковь, во имя св. Николая, хорошей архитектуры, крытая железом с достаточною ризницею и церковною утварью; каменный корпус с теплою церковью во имя Преображения Господня и с настоятельскими кельями, построенная в 1847 году кладбищенская каменная церковь на верху горы, на прежнем месте монастыря; колокольня при соборной церкви, каменная, трехэтажная; братская трапезная каменная и при ней поварня; каменная гостиница о 14 комнатах и здание для склада хозяйственных вещей. Для помещения братий — деревянные кельи на каменном фундаменте, крытые отчасти гонтом, отчасти камышом, оштукатуренные."
Прогулка по территории Добрушского Николаевского монастыря. Описание монастыря из XIХ века: "Монастырь владеет 1,872 дес. земли, расположенной в разных местах губернии, и пользуется еще 1,690 десятинами земли, находящейся в управлении Министерства Земледелия, как принадлежащей св. Гробу Господню. При монастыре много фруктовых садов; три виноградника близ обители, а четвертый недалеко от Кишинева; много скота и несколько мельниц, а также подворья: в Кишиневе, Теленештах и Бельцах. Вообще, Добрушский монастырь — одна из первенствующих обителей в губернии."
Прогулка по территории Добрушского Николаевского монастыря. Описание монастыря из XIХ века: "Монастырь владеет 1,872 дес. земли, расположенной в разных местах губернии, и пользуется еще 1,690 десятинами земли, находящейся в управлении Министерства Земледелия, как принадлежащей св. Гробу Господню. При монастыре много фруктовых садов; три виноградника близ обители, а четвертый недалеко от Кишинева; много скота и несколько мельниц, а также подворья: в Кишиневе, Теленештах и Бельцах. Вообще, Добрушский монастырь — одна из первенствующих обителей в губернии."
Прогулка по территории Добрушского Николаевского монастыря. Немного о            жизни монастыря из ХХ века. После 1918 года (когда произошёл аншлюс Бессарабии королевской Румынией) часть монастырского имущества была секуляризирована, однако Добруша остаётся одним из самых богатых монастырей. В 1923 году монастырь Добруша был переведён из Кишиневской в Хотинскую епархию. Епископ Виссарион Хотинский восстановил церкви, основал в монастыре певческую школу и открыл большую типографию.

В 1960 году монастырь Добруша был преобразован в школу-интернат для детей с ограниченными возможностями. Зимняя Преображенская церковь была превращена в клуб, а летняя – Свято-Николаевская – в столовую, затем в продуктовый магазин. Монастырское кладбище было выровнено, сняты кресты с могил, и на этом месте соорудили стадион. Вспомогательная школа действовала до 1994 года, когда верующие окрестных сел обратились с просьбой о восстановлении монастыря. С 1994 года, по инициативе православных жителей окрестных сел, обитель возрождается.
Прогулка по территории Добрушского Николаевского монастыря. Немного о жизни монастыря из ХХ века. После 1918 года (когда произошёл аншлюс Бессарабии королевской Румынией) часть монастырского имущества была секуляризирована, однако Добруша остаётся одним из самых богатых монастырей. В 1923 году монастырь Добруша был переведён из Кишиневской в Хотинскую епархию. Епископ Виссарион Хотинский восстановил церкви, основал в монастыре певческую школу и открыл большую типографию. В 1960 году монастырь Добруша был преобразован в школу-интернат для детей с ограниченными возможностями. Зимняя Преображенская церковь была превращена в клуб, а летняя – Свято-Николаевская – в столовую, затем в продуктовый магазин. Монастырское кладбище было выровнено, сняты кресты с могил, и на этом месте соорудили стадион. Вспомогательная школа действовала до 1994 года, когда верующие окрестных сел обратились с просьбой о восстановлении монастыря. С 1994 года, по инициативе православных жителей окрестных сел, обитель возрождается.
Прощальным взором оглядев монастырскую округу, мы продолжаем наш автопробег "по бездорожью и разгильдяйству" в сторону старинного села Кунича, где нашли своё счастье беглецы от нововведений патриарха Никона, староверы.
Прощальным взором оглядев монастырскую округу, мы продолжаем наш автопробег "по бездорожью и разгильдяйству" в сторону старинного села Кунича, где нашли своё счастье беглецы от нововведений патриарха Никона, староверы.
Молдавская глубинка в середине февраля. Проезжая мимо села Большие Котюжены, не мог не свернуть с дороги, чтобы не запечатлеть шедевральное культовое сооружение.
Молдавская глубинка в середине февраля. Проезжая мимо села Большие Котюжены, не мог не свернуть с дороги, чтобы не запечатлеть шедевральное культовое сооружение.
Церковь в селе Большие Котюжены. Современный взгляд на то, как должно выглядеть настоящее культовое сооружение.
Церковь в селе Большие Котюжены. Современный взгляд на то, как должно выглядеть настоящее культовое сооружение.
По настоящему зимнику мы продолжаем наше движение в сторону села Кунича. На севере Молдавии, ещё реальная зима.
По настоящему зимнику мы продолжаем наше движение в сторону села Кунича. На севере Молдавии, ещё реальная зима.
А вот и следующее место остановки и знакомство с очередной достопримечательностью, расположенной в  селе Кунича. Но, все подробности и продолжение поездки в следующем альбоме.
А вот и следующее место остановки и знакомство с очередной достопримечательностью, расположенной в селе Кунича. Но, все подробности и продолжение поездки в следующем альбоме.

Теги: Автопутешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому