Турист Вячеслав Левченко (vermut-777)
Вячеслав Левченко
был 9 февраля 8:55
Фотоальбом

Времена года, Молдавия. Апрель и снова весна.

Молдавия Апрель 2022
SM-G988B, Canon EOS 5D Mark III
26 30
Молдавия: полезная информация

Буквой «Z», сейчас такой популярной в мире, из января ненадолго перескачу в апрель, хочу поделиться весенним настроением с обитателями этого сайта, ставшими, за несколько лет, моими друзьями и единомышленниками.

Выдалось пару часов свободного времени и возникло острое желание выехать ненадолго за город. Весна в этом году оказалась необычно затяжной, то 25 градусов тепла, то неожиданный снег. Поэтому, как только чуть потеплело на дворе и зазеленело вокруг, почувствовали что наступила пора вырваться из каменных джунглей. Времени было не много, ехать далеко не получалось, решили проехаться в Старый Орхей, место эпическое для Молдавии и к тому же расположенное всего в 60 км. от Кишинёва.
По дороге к основной цели путешествия заглянули на пару минут в Дендропарк, расположенный недалеко от дома и ошалели от увиденного там благолепия. В основном деревья, кустарники только начинали покрываться молодой зеленью, но есть растения, которые ранней весной, своей красотой бьют наповал. Это, конечно, цветущие магнолии. На фото: Парк «Дендрарий» (молд. Parcul «Dendrariul»).
Выдалось пару часов свободного времени и возникло острое желание выехать ненадолго за город. Весна в этом году оказалась необычно затяжной, то 25 градусов тепла, то неожиданный снег. Поэтому, как только чуть потеплело на дворе и зазеленело вокруг, почувствовали что наступила пора вырваться из каменных джунглей. Времени было не много, ехать далеко не получалось, решили проехаться в Старый Орхей, место эпическое для Молдавии и к тому же расположенное всего в 60 км. от Кишинёва. По дороге к основной цели путешествия заглянули на пару минут в Дендропарк, расположенный недалеко от дома и ошалели от увиденного там благолепия. В основном деревья, кустарники только начинали покрываться молодой зеленью, но есть растения, которые ранней весной, своей красотой бьют наповал. Это, конечно, цветущие магнолии. На фото: Парк «Дендрарий» (молд. Parcul «Dendrariul»).
На фото: Парк «Дендрарий» (молд. Parcul «Dendrariul»). Цветущие магнолии. Магнолия — дерево с невероятно прекрасными цветами, символ девственной чистоты в Китае. Слева магнолия семилепестная (Magnolia heptapeta), справа магнолия крупноцветковая — Magnolia grandiflora .
На фото: Парк «Дендрарий» (молд. Parcul «Dendrariul»). Цветущие магнолии. Магнолия — дерево с невероятно прекрасными цветами, символ девственной чистоты в Китае. Слева магнолия семилепестная (Magnolia heptapeta), справа магнолия крупноцветковая — Magnolia grandiflora .
На фото: Парк «Дендрарий» (молд. Parcul «Dendrariul»). Цветущие магнолии. Магнолия (по имени знаменитого ботаника П. Магнола) — одна из самых ярких представительниц семейства Магнолиевых, которое насчитывает свыше 70 видов. Её роскошные деревья с широкой пирамидальной или сферической кроной могут достигать 5-8, а то и 20 м в высоту. В зависимости от сорта, цветы могут быть белыми, розовыми, пурпурными, красными и даже сиреневыми. Слева магнолия звездчатая, Magnolia stellata.
На фото: Парк «Дендрарий» (молд. Parcul «Dendrariul»). Цветущие магнолии. Магнолия (по имени знаменитого ботаника П. Магнола) — одна из самых ярких представительниц семейства Магнолиевых, которое насчитывает свыше 70 видов. Её роскошные деревья с широкой пирамидальной или сферической кроной могут достигать 5-8, а то и 20 м в высоту. В зависимости от сорта, цветы могут быть белыми, розовыми, пурпурными, красными и даже сиреневыми. Слева магнолия звездчатая, Magnolia stellata.
На фото: Парк «Дендрарий» (молд. Parcul «Dendrariul»). Цветущие магнолии.
На фото: Парк «Дендрарий» (молд. Parcul «Dendrariul»). Цветущие магнолии.
После короткого посещения Дендропарка выезжаем за город и двигаемся в сторону историко-археологического комплекса Старый Орхей (рум. Orheiul Vechi). Практически все, кто бывал в Молдавии, стараются с ним познакомится. Близость к Кишинёву и его потрясающая живописность, делают его обязательным к посещению. Интересно это место и с исторической точки зрения. На небольшой, по размерам, площади находятся останки пребывания человека в течении нескольких тысячелетий.
После короткого посещения Дендропарка выезжаем за город и двигаемся в сторону историко-археологического комплекса Старый Орхей (рум. Orheiul Vechi). Практически все, кто бывал в Молдавии, стараются с ним познакомится. Близость к Кишинёву и его потрясающая живописность, делают его обязательным к посещению. Интересно это место и с исторической точки зрения. На небольшой, по размерам, площади находятся останки пребывания человека в течении нескольких тысячелетий.
У поворота с трассы в сторону историко-археологического комплекса Старый Орхей  находится мемориал, посвящённый  воинам второго кавалерийского корпуса имени Совнаркома Украины.
У поворота с трассы в сторону историко-археологического комплекса Старый Орхей находится мемориал, посвящённый воинам второго кавалерийского корпуса имени Совнаркома Украины.
Мемориал посвящённый воинам второго кавалерийского корпуса имени Совнаркома Украины. Пару слов об этом славном армейском соединении. Второй кавалерийский корпус имени Совета Народных Комиссаров УССР сформирован 8 ноября 1922 года в Украинском военном округе, управление корпуса размещалось в городе Умань. В июне — июле 1940 года корпус участвовал в военном походе Красной Армии в Северную Буковину в составе 12-й армии Южного фронта. С 22 июня 1941 г. корпус участвовал в Великой Отечественной войне на территории Молдавии. Практически с момента возникновения корпуса, его командиром являлся легендарный   Котовский Григорий Иванович вплоть до его загадочной гибели   06.08.1925 г.
Мемориал посвящённый воинам второго кавалерийского корпуса имени Совнаркома Украины. Пару слов об этом славном армейском соединении. Второй кавалерийский корпус имени Совета Народных Комиссаров УССР сформирован 8 ноября 1922 года в Украинском военном округе, управление корпуса размещалось в городе Умань. В июне — июле 1940 года корпус участвовал в военном походе Красной Армии в Северную Буковину в составе 12-й армии Южного фронта. С 22 июня 1941 г. корпус участвовал в Великой Отечественной войне на территории Молдавии. Практически с момента возникновения корпуса, его командиром являлся легендарный Котовский Григорий Иванович вплоть до его загадочной гибели 06.08.1925 г.
Далее, по местной дороге, мы через сёла Иванча и Бранешты двигаемся к историко-археологическому комплексу Старый Орхей.
Далее, по местной дороге, мы через сёла Иванча и Бранешты двигаемся к историко-археологическому комплексу Старый Орхей.
Село Иванча и примеры сельской архитектуры местных жителей. Данный регион славится своими специалистами по добыче и обработке ракушечника. Многие десятилетия они совершенствовали свои профессиональные навыки. Колонны местных жилищ сделаны из камня.
Село Иванча и примеры сельской архитектуры местных жителей. Данный регион славится своими специалистами по добыче и обработке ракушечника. Многие десятилетия они совершенствовали свои профессиональные навыки. Колонны местных жилищ сделаны из камня.
Село Иванча и примеры сельской архитектуры местных жителей. История применения ракушечника в архитектуре Молдавии исчисляется столетиями. Издавна его использовали
крестьяне: плитняк шел для кладки фундаментов и оград,
из цельных блоков делали долбленые колодезные венцы,
корыта для поения скота и прочее.
Село Иванча и примеры сельской архитектуры местных жителей. История применения ракушечника в архитектуре Молдавии исчисляется столетиями. Издавна его использовали крестьяне: плитняк шел для кладки фундаментов и оград, из цельных блоков делали долбленые колодезные венцы, корыта для поения скота и прочее.
Село Иванча и примеры сельской архитектуры местных жителей. Ракушечник   как архитектурный
материал в крестьянском зодчестве  прочно утвердился
вслед за тем, как в начале XIX века развивающееся строительство в городах вызвало резкое увеличение его добычи. Работа в штольнях привлекала крестьян из ближайших сел, став для многих основным занятием. Здесь
камень не только добывали, но и обрабатывали, придавая
необходимую форму: изготовляли профилированные
блоки карнизов, тяг, колонн, наносили резной узор.
Село Иванча и примеры сельской архитектуры местных жителей. Ракушечник как архитектурный материал в крестьянском зодчестве прочно утвердился вслед за тем, как в начале XIX века развивающееся строительство в городах вызвало резкое увеличение его добычи. Работа в штольнях привлекала крестьян из ближайших сел, став для многих основным занятием. Здесь камень не только добывали, но и обрабатывали, придавая необходимую форму: изготовляли профилированные блоки карнизов, тяг, колонн, наносили резной узор.
Село Иванча и примеры сельской архитектуры местных жителей. За многие годы крестьянский дом поменял только покрытие кровли, вместо камыша шифер. Мысль об использовании ракушечника для постройки
своего дома или украшения уже обжитого неизбежно
должна была возникнуть у мастера-камнереза, работавшего в карьере близ родного села. И, впервые задумав
украсить резным камнем свое жилище, он не стал менять его сложившуюся композицию. Остались и глинобитные
стены, и камышовая кровля, только деревянные элементы
фасада — столбики и ограждение галереи — были заменены каменными. Этого, однако, оказалось достаточно,
чтобы в корне преобразился архитектурный облик жилого
дома. Дешевый камень-плитняк затем стали широко использовать и в качестве стенового материала. Из него сооружали дома, погреба, сараи, ворота.
Село Иванча и примеры сельской архитектуры местных жителей. За многие годы крестьянский дом поменял только покрытие кровли, вместо камыша шифер. Мысль об использовании ракушечника для постройки своего дома или украшения уже обжитого неизбежно должна была возникнуть у мастера-камнереза, работавшего в карьере близ родного села. И, впервые задумав украсить резным камнем свое жилище, он не стал менять его сложившуюся композицию. Остались и глинобитные стены, и камышовая кровля, только деревянные элементы фасада — столбики и ограждение галереи — были заменены каменными. Этого, однако, оказалось достаточно, чтобы в корне преобразился архитектурный облик жилого дома. Дешевый камень-плитняк затем стали широко использовать и в качестве стенового материала. Из него сооружали дома, погреба, сараи, ворота.
А это уже село Бранешты, знаменитое своими пилонами.  Сфера применения резного камня не ограничилась сельской усадьбой. Крестьянин вынес это искусство за пределы двора, туда, где долговечный материал мог заменить дерево. Из камня стали
строить водозаборные сооружения, колодцы. На сельских
кладбищах вместо хилых деревянных крестов ставили
массивные каменные, а на дорогах — большие, изваянные
из цельных блоков, распятия.
А это уже село Бранешты, знаменитое своими пилонами. Сфера применения резного камня не ограничилась сельской усадьбой. Крестьянин вынес это искусство за пределы двора, туда, где долговечный материал мог заменить дерево. Из камня стали строить водозаборные сооружения, колодцы. На сельских кладбищах вместо хилых деревянных крестов ставили массивные каменные, а на дорогах — большие, изваянные из цельных блоков, распятия.
Село Бранешты знаменитое своей культурой добычи и обработки ракушечника. О самом селе  и о ресторане, расположенном в отработанной шахте,  писал в предыдущем альбоме. Бранешты не одно десятилетие 
 славится разработками светло-серого ракушечника, известного под названием котелец и считается родиной народного камнерезного искусства. Произведения бранештских мастеров украшают многие приреутские села, и
прежде всего сами Бранешты. Отсюда вышла целая плеяда
камнерезов.
Село Бранешты знаменитое своей культурой добычи и обработки ракушечника. О самом селе и о ресторане, расположенном в отработанной шахте, писал в предыдущем альбоме. Бранешты не одно десятилетие славится разработками светло-серого ракушечника, известного под названием котелец и считается родиной народного камнерезного искусства. Произведения бранештских мастеров украшают многие приреутские села, и прежде всего сами Бранешты. Отсюда вышла целая плеяда камнерезов.
Село Бранешты. При подходе к дому местных жителей прежде всего обращаешь внимание на ворота — сооружение с массивными пилонами,
покрытыми резьбой и увенчанными различными изваяниями.
Глядя на них, не скажешь, что формы здесь строго
функциональны. Едва ли легкие ажурные створы ворот
нуждаются в таких массивных устоях. Это, скорее, декоративные сооружения, подобные тем, какие для придания торжественности устанавливают на мосту или при въезде
в город.
Село Бранешты. При подходе к дому местных жителей прежде всего обращаешь внимание на ворота — сооружение с массивными пилонами, покрытыми резьбой и увенчанными различными изваяниями. Глядя на них, не скажешь, что формы здесь строго функциональны. Едва ли легкие ажурные створы ворот нуждаются в таких массивных устоях. Это, скорее, декоративные сооружения, подобные тем, какие для придания торжественности устанавливают на мосту или при въезде в город.
Село Бранешты  знаменитое своими пилонами.
Село Бранешты знаменитое своими пилонами.
Проезжаем Бранешты и попадаем на территорию историко-археологического комплекса Старый Орхей. Остановимся у смотровой площадки чтобы окинуть взором грандиозную картину, созданную природой.
Проезжаем Бранешты и попадаем на территорию историко-археологического комплекса Старый Орхей. Остановимся у смотровой площадки чтобы окинуть взором грандиозную картину, созданную природой.
Вид на пойму Реута и на проделанное им ущелье, в древнем коралловом рифе.
Вид на пойму Реута и на проделанное им ущелье, в древнем коралловом рифе.
Вид на излучину Реута со смотровой площадки. Внизу дорога ведущая к необычному селу Бутучены, но о нём как-нибудь в другой раз напишу.
Вид на излучину Реута со смотровой площадки. Внизу дорога ведущая к необычному селу Бутучены, но о нём как-нибудь в другой раз напишу.
Вид на Успенскую церковь,
возвышающаяся над
мысом Пештеря,  со смотровой площадки.
Вид на Успенскую церковь, возвышающаяся над мысом Пештеря, со смотровой площадки.
Вид на село Требужены с другой стороны  историко-археологического комплекса Старый Орхей.
Вид на село Требужены с другой стороны историко-археологического комплекса Старый Орхей.
Старинный колодец на территории  историко-археологического комплекса Старый Орхей. Старый Орхей (рум. Orheiul Vechi) — историко-археологический комплекс, расположенный в 60 км к северо-востоку от Кишинёва, на реке Реут, входит в состав природно-культурного заповедника "Старый Орхей", общей площадью около 500 га. В Старом Орхее были найдены следы разных цивилизаций. Здесь располагалась гето-дакская крепость (VI—I вв. до н. э.), городище Золотой Орды Янги-Шехр или как его называли арабские путешественники-Шехр аль-Джедид (30-60-е гг. XIV в.), православные монастыри (c конца XIV в.) и молдавский город Орхей (XV—XVI вв.).
Старинный колодец на территории историко-археологического комплекса Старый Орхей. Старый Орхей (рум. Orheiul Vechi) — историко-археологический комплекс, расположенный в 60 км к северо-востоку от Кишинёва, на реке Реут, входит в состав природно-культурного заповедника "Старый Орхей", общей площадью около 500 га. В Старом Орхее были найдены следы разных цивилизаций. Здесь располагалась гето-дакская крепость (VI—I вв. до н. э.), городище Золотой Орды Янги-Шехр или как его называли арабские путешественники-Шехр аль-Джедид (30-60-е гг. XIV в.), православные монастыри (c конца XIV в.) и молдавский город Орхей (XV—XVI вв.).
Успенская церковь, возвышающаяся над мысом Пештеря о ней подробно писал ранее). Музейный комплекс Старый Орхей представляет собой систему
исторических памятников и природных ландшафтов. Он состоит
из нескольких крутых скал. Центральная скала называется Пештере.
Название происходит от многочисленных пещер, высеченных в ней
(«Пештере» переводится с румынского как «пещеры»).
Успенская церковь, возвышающаяся над мысом Пештеря о ней подробно писал ранее). Музейный комплекс Старый Орхей представляет собой систему исторических памятников и природных ландшафтов. Он состоит из нескольких крутых скал. Центральная скала называется Пештере. Название происходит от многочисленных пещер, высеченных в ней («Пештере» переводится с румынского как «пещеры»).
Вид на село Требужены с вершины древнего кораллового рифа.
Вид на село Требужены с вершины древнего кораллового рифа.
Старый Орхей – единственный в Молдавии памятник архитектуры городского типа, где сохранилось много сооружений, представляющих большой интерес для историков, археологов, архитекторов и конечно для нас, туристов.
История Орхея охватывает три периода. Первый – предзолотоордынский (конец XIII – первая половина XIV в.). Подобно древнерусским укрепленным городам, Орхей в этот период был защищен
бревенчатой стеной со сторожевыми башнями. После захвата города
в 40-х годах XIV века татарами начался золотоордынский период, на протяжении которого все строительство велось под руководством восточных мастеров. В эти годы Орхей, получивший название Шехр ал Джедид (Новый город), приобретает восточный облик, в центре его
возводятся два караван-сарая, мечеть, на восточной окраине –
общественные бани и другие сооружения. На фото: руины караван-сарая (XIV век).
Старый Орхей – единственный в Молдавии памятник архитектуры городского типа, где сохранилось много сооружений, представляющих большой интерес для историков, археологов, архитекторов и конечно для нас, туристов. История Орхея охватывает три периода. Первый – предзолотоордынский (конец XIII – первая половина XIV в.). Подобно древнерусским укрепленным городам, Орхей в этот период был защищен бревенчатой стеной со сторожевыми башнями. После захвата города в 40-х годах XIV века татарами начался золотоордынский период, на протяжении которого все строительство велось под руководством восточных мастеров. В эти годы Орхей, получивший название Шехр ал Джедид (Новый город), приобретает восточный облик, в центре его возводятся два караван-сарая, мечеть, на восточной окраине – общественные бани и другие сооружения. На фото: руины караван-сарая (XIV век).
В конце 60-х годов XIV века город Шехр ал-Джедид прекратил
свое существование. Почти полстолетия пролежал он в руинах, и
лишь примерно в 20-х годах XV века на его месте возникло молдавское поселение – так начался третий период в истории Орхея. На фото: руины мечети.
В конце 60-х годов XIV века город Шехр ал-Джедид прекратил свое существование. Почти полстолетия пролежал он в руинах, и лишь примерно в 20-х годах XV века на его месте возникло молдавское поселение – так начался третий период в истории Орхея. На фото: руины мечети.
При хорошем зрении с поля, где находяться останки древних поселений, можно разглядеть вдалеке монастырь - Пештере, действующий, открытый для туристов и имеющий вход на другой стороне -  под белой колокольней. На монастырский "балкон" можно пройти только через скалу.
При хорошем зрении с поля, где находяться останки древних поселений, можно разглядеть вдалеке монастырь - Пештере, действующий, открытый для туристов и имеющий вход на другой стороне - под белой колокольней. На монастырский "балкон" можно пройти только через скалу.
Во второй половине XV века участились набеги татар на Молдавское княжество, что привело к необходимости укрепить восточные границы города. Эта задача облегчалась выгодными топографическими условиями: поселение с трех сторон окружали обрывистые берега реки. С запада труднодоступная природная «крепость»
была укреплена двумя рядами оборонительных деревянно-земляных
сооружений. На левом фланге перед рвом и валом поднялся каменный дворец, обнесенный мощной стеной с башнями.
Начиная с 70-х годов XV века Орхей становится одним из важных
национальных центров обороны, площадь его составляет более 70
гектаров. В этот период были построены церкви, большое количество жилых зданий и мастерских. Сегодня на месте древнего города
можно увидеть остатки каменных стен крепости, оборонительных валов и рвов, церкви, камер, которые в молдавский период использовались под жилье.
Стиль постройки крепости, возведенной в годы правления господаря Стефана III, был типичным для архитектуры молдавских фортификационных сооружений этого периода. Крепость имела план
четырехугольника с надвратной и угловыми башнями, внутри находился дворец военачальника (пыркалаба) Гангура. На фото: остатки крепости и дворца пыркалаба.
Во второй половине XV века участились набеги татар на Молдавское княжество, что привело к необходимости укрепить восточные границы города. Эта задача облегчалась выгодными топографическими условиями: поселение с трех сторон окружали обрывистые берега реки. С запада труднодоступная природная «крепость» была укреплена двумя рядами оборонительных деревянно-земляных сооружений. На левом фланге перед рвом и валом поднялся каменный дворец, обнесенный мощной стеной с башнями. Начиная с 70-х годов XV века Орхей становится одним из важных национальных центров обороны, площадь его составляет более 70 гектаров. В этот период были построены церкви, большое количество жилых зданий и мастерских. Сегодня на месте древнего города можно увидеть остатки каменных стен крепости, оборонительных валов и рвов, церкви, камер, которые в молдавский период использовались под жилье. Стиль постройки крепости, возведенной в годы правления господаря Стефана III, был типичным для архитектуры молдавских фортификационных сооружений этого периода. Крепость имела план четырехугольника с надвратной и угловыми башнями, внутри находился дворец военачальника (пыркалаба) Гангура. На фото: остатки крепости и дворца пыркалаба.
Руины Караван-Сарая Шехр ал-Джедида. В XIV веке здесь находился гигантский золотоордынский город Шехр ал-Джедид ал-Махруса, ставка хана Джанибека. И в этом месте сохранились остатки крупнейшей на тот период мечети Золотой Орды площадью три тысячи квадратных метров.
Руины Караван-Сарая Шехр ал-Джедида. В XIV веке здесь находился гигантский золотоордынский город Шехр ал-Джедид ал-Махруса, ставка хана Джанибека. И в этом месте сохранились остатки крупнейшей на тот период мечети Золотой Орды площадью три тысячи квадратных метров.
Древний коралловый риф, окружающий  историко-археологический комплекс Старый Орхей. Чернеют в теле рифа входы в шахты местных камнерезов.
Древний коралловый риф, окружающий историко-археологический комплекс Старый Орхей. Чернеют в теле рифа входы в шахты местных камнерезов.
Руины мечети Шехр ал-Джедида.
Руины мечети Шехр ал-Джедида.
На фото; вид на Реут с его крутого берега. До того, как здесь поселились славяне, а потом их разорив, татары, в этих местах несколько столетий проживали геты,  древний воинственный фракийский народ. Останки их жилищ изучают археологи. Но, не смотря на их воинственность, им пришлось уступить эти места готам, представителям германских племён. По околонаучной легенде именно здесь первый епископ Готии Ульфила создал в 40-е годы IV века готский алфавит, перевел на готский язык библию, о чем свидетельствует более поздний список с этого перевода, который хранится в библиотеке Университета Упсалы в Швеции.
На фото; вид на Реут с его крутого берега. До того, как здесь поселились славяне, а потом их разорив, татары, в этих местах несколько столетий проживали геты, древний воинственный фракийский народ. Останки их жилищ изучают археологи. Но, не смотря на их воинственность, им пришлось уступить эти места готам, представителям германских племён. По околонаучной легенде именно здесь первый епископ Готии Ульфила создал в 40-е годы IV века готский алфавит, перевел на готский язык библию, о чем свидетельствует более поздний список с этого перевода, который хранится в библиотеке Университета Упсалы в Швеции.
Руины Караван-Сарая Шехр ал-Джедида, в городе, основанном Золотой Ордой.  Он был прямоугольной формы. В караван-сарае был двор и
 маленькое здание с двумя воротами: одно для
въезда, другое для выезда. Комнаты для клиентов и для их лошадей были расположены
вдоль внутренних стен. Подобный караван-сарай сохранился до сегодняшних дней в Бухаресте.
Руины Караван-Сарая Шехр ал-Джедида, в городе, основанном Золотой Ордой. Он был прямоугольной формы. В караван-сарае был двор и маленькое здание с двумя воротами: одно для въезда, другое для выезда. Комнаты для клиентов и для их лошадей были расположены вдоль внутренних стен. Подобный караван-сарай сохранился до сегодняшних дней в Бухаресте.
Молдавский период (60-е годы XIV века — вторая половина XVII века) — именно в этот период Золотая Орда окончательно покинула эти земли, а молодое Молдавское княжество основало здесь своё первое поселение, назвав его Орхей (в переводе — «крепость» или «укрепление»). Со временем восстановили старые и возвели новые оборонительные сооружения, но после нападения крымских татар (в XV–XVI века) и турецких войск в 1538 году, Орхей вновь был разрушен. В результате чего в середине XVI века город вынужденно перенесли на северо-запад, на территорию современного Орхея. На фото: руины средневековой крепости молдавского периода.
Молдавский период (60-е годы XIV века — вторая половина XVII века) — именно в этот период Золотая Орда окончательно покинула эти земли, а молодое Молдавское княжество основало здесь своё первое поселение, назвав его Орхей (в переводе — «крепость» или «укрепление»). Со временем восстановили старые и возвели новые оборонительные сооружения, но после нападения крымских татар (в XV–XVI века) и турецких войск в 1538 году, Орхей вновь был разрушен. В результате чего в середине XVI века город вынужденно перенесли на северо-запад, на территорию современного Орхея. На фото: руины средневековой крепости молдавского периода.
Фундамент церкви начала XV века на территории  историко-археологического комплекса Старый Орхей.
Фундамент церкви начала XV века на территории историко-археологического комплекса Старый Орхей.
От небольшой церкви начала XV века с двухчастным членением
(алтарь, неф) остался только фундамент – древнейшая на территории
Молдавии часть культового сооружения, сохранившаяся до наших
дней. Церковь не была достроена. По плану фундамента видно, что
неф был почти квадратным, апсида, примыкавшая с востока, – удлиненной. Церковь сооружалась в два приема: сначала – неф с алтарем, затем – притвор. Граненый притвор церкви в Старом Орхее, по
мнению профессора архитектуры А. Х. Тораманяна, имел исключительное значение для развития архитектуры Молдавии последующего периода. Он послужил образцом для создания выдающихся памятников зодчества конца XV века.
От небольшой церкви начала XV века с двухчастным членением (алтарь, неф) остался только фундамент – древнейшая на территории Молдавии часть культового сооружения, сохранившаяся до наших дней. Церковь не была достроена. По плану фундамента видно, что неф был почти квадратным, апсида, примыкавшая с востока, – удлиненной. Церковь сооружалась в два приема: сначала – неф с алтарем, затем – притвор. Граненый притвор церкви в Старом Орхее, по мнению профессора архитектуры А. Х. Тораманяна, имел исключительное значение для развития архитектуры Молдавии последующего периода. Он послужил образцом для создания выдающихся памятников зодчества конца XV века.
Вид на село Требужены со стен средневековой молдавской крепости.
Вид на село Требужены со стен средневековой молдавской крепости.
Фундамент церкви начала XV века на территории историко-археологического комплекса Старый Орхей. Единственное, что весьма огорчает, это отсутствие запрета на сельхоз работы на территории археологического комплекса. Всё кругом перепахано и перелопачено.
Фундамент церкви начала XV века на территории историко-археологического комплекса Старый Орхей. Единственное, что весьма огорчает, это отсутствие запрета на сельхоз работы на территории археологического комплекса. Всё кругом перепахано и перелопачено.
Излучина реки Реут.
Излучина реки Реут.
Фундамент церкви начала XV века на территории историко-археологического комплекса Старый Орхей.
Фундамент церкви начала XV века на территории историко-археологического комплекса Старый Орхей.
Вид на село Требужены со стен средневековой молдавской крепости.
Вид на село Требужены со стен средневековой молдавской крепости.
Любимое место дельтапланеристов, обрывистый берег Реута на территории историко-археологического комплекса Старый Орхей.
Любимое место дельтапланеристов, обрывистый берег Реута на территории историко-археологического комплекса Старый Орхей.
Вид на село Требужены с обрывистого берега Реута.
Вид на село Требужены с обрывистого берега Реута.
Ущелье вдоль реки Реут.
Ущелье вдоль реки Реут.
Древний коралловый риф, окружающий историко-археологический комплекс Старый Орхей. Наверху кораллового рифа холмы, это всё что осталось от поселений древних гетов.
Древний коралловый риф, окружающий историко-археологический комплекс Старый Орхей. Наверху кораллового рифа холмы, это всё что осталось от поселений древних гетов.
Вид на село Требужены со стен средневековой молдавской крепости.
Вид на село Требужены со стен средневековой молдавской крепости.
Реут у села Требужены.
Реут у села Требужены.
Вид на село Требужены с обрывистого берега Реута.
Вид на село Требужены с обрывистого берега Реута.
Насмотревшись красот с высоты, мы спустились в ущелье и движемся в сторону села Требужены. Впереди остатки кораллового рифа древнего моря, а наверху следы  жизнедеятельности древнего племени гетов.
Насмотревшись красот с высоты, мы спустились в ущелье и движемся в сторону села Требужены. Впереди остатки кораллового рифа древнего моря, а наверху следы жизнедеятельности древнего племени гетов.
Ненадолго остановимся на берегу Реута по дороге в Требужены и познакомимся с ещё с одним артефактом из средневековья - руинами  общественной бани периода проживания здесь татар.  Кстати о банях. Мне, прожившему часть жизни в Сибири и успевшему познакомится с бытом деревенской глубинки тех мест, всегда было удивительно отсутствие бань в крестьянских подворьях Молдавии. Понятное дело, в Советский период, в нормальных сёлах, работали общественные бани, которые в данное время  позакрывались за ненадобностью. Не пугайтесь, молдаване не перестали мыться, просто, практически в каждый дом протянули водопровод и организовали помывочное место в пределах своих материальных возможностей. Но, в постройках досоветского периода, а тем более дореволюционного, бани отсутствовали полностью. Чего не скажешь про предков, по римской линии, нынешних жителей Молдавии. Древние римляне первым делом строили дороги и бани, Про бани не забывают все северные европейские народы, славяне и тюркоязычные племена.  Вот такие мысли у меня возникли, когда я остановился в этом месте.
Ненадолго остановимся на берегу Реута по дороге в Требужены и познакомимся с ещё с одним артефактом из средневековья - руинами общественной бани периода проживания здесь татар. Кстати о банях. Мне, прожившему часть жизни в Сибири и успевшему познакомится с бытом деревенской глубинки тех мест, всегда было удивительно отсутствие бань в крестьянских подворьях Молдавии. Понятное дело, в Советский период, в нормальных сёлах, работали общественные бани, которые в данное время позакрывались за ненадобностью. Не пугайтесь, молдаване не перестали мыться, просто, практически в каждый дом протянули водопровод и организовали помывочное место в пределах своих материальных возможностей. Но, в постройках досоветского периода, а тем более дореволюционного, бани отсутствовали полностью. Чего не скажешь про предков, по римской линии, нынешних жителей Молдавии. Древние римляне первым делом строили дороги и бани, Про бани не забывают все северные европейские народы, славяне и тюркоязычные племена. Вот такие мысли у меня возникли, когда я остановился в этом месте.
Руины общественной бани татарского мегаполиса Шехр-аль-Джедида у молдавского села Требужены, на территории историко-археологического комплекса Старый Орхей.
Руины общественной бани татарского мегаполиса Шехр-аль-Джедида у молдавского села Требужены, на территории историко-археологического комплекса Старый Орхей.
Руины общественной бани татарского мегаполиса Шехр-аль-Джедида. От реки в здание вел водопровод из глиняных труб, под каменным полом имелась система отопления по типу античных терм: теплый воздух циркулировал в пустотах, обогревая камни. В бане существовали разные по размеру залы для купания и отдыха, некоторые были облицованы мраморными плитами.
Руины общественной бани татарского мегаполиса Шехр-аль-Джедида. От реки в здание вел водопровод из глиняных труб, под каменным полом имелась система отопления по типу античных терм: теплый воздух циркулировал в пустотах, обогревая камни. В бане существовали разные по размеру залы для купания и отдыха, некоторые были облицованы мраморными плитами.
Реут у села Требужены.
Реут у села Требужены.
Реут у села Требужены. Реут – самая большая внутренняя река на территории Молдавии, правый приток Днестра.

Это одна из древнейших рек в стране, её возраст сравним с Днестром и Прутом – Реут насчитывает уже несколько миллионов лет.
Реут у села Требужены. Реут – самая большая внутренняя река на территории Молдавии, правый приток Днестра. Это одна из древнейших рек в стране, её возраст сравним с Днестром и Прутом – Реут насчитывает уже несколько миллионов лет.
Руины общественной бани татарского мегаполиса Шехр-аль-Джедида. Вообще, на территории этого города археологи обнаружили остатки трёх общественных бань, но эта наиболее сохранившееся.
Руины общественной бани татарского мегаполиса Шехр-аль-Джедида. Вообще, на территории этого города археологи обнаружили остатки трёх общественных бань, но эта наиболее сохранившееся.
На противоположном берегу Реута видны входы в шахты по добыче ракушечника из толщи древнего кораллового рифа.
На противоположном берегу Реута видны входы в шахты по добыче ракушечника из толщи древнего кораллового рифа.
Реут у села Требужены. В целом, длина реки составляет 286 км, площадь бассейна - 7760 квадратных км.

В среднем ширина русла не превышает 30 м, в то время как ширина долины может достигать до 7 км.
Реут у села Требужены. В целом, длина реки составляет 286 км, площадь бассейна - 7760 квадратных км. В среднем ширина русла не превышает 30 м, в то время как ширина долины может достигать до 7 км.
Руины общественной бани татарского мегаполиса Шехр-аль-Джедида.
Руины общественной бани татарского мегаполиса Шехр-аль-Джедида.
Входы в шахты по добыче ракушечника. Судя по всему, местные крестьяне долгое время добывали камень путём разборки татарских строений и только  потом добрались  до остатков древнего рифа.
Входы в шахты по добыче ракушечника. Судя по всему, местные крестьяне долгое время добывали камень путём разборки татарских строений и только потом добрались до остатков древнего рифа.
Заезжаем в молдавское село Требужены, расположенное на берегу Реута.  Село находится на высоте 83 метров над уровнем моря. По данным переписи населения 2004 года, в селе Требужены проживает 1449 человек.
Заезжаем в молдавское село Требужены, расположенное на берегу Реута. Село находится на высоте 83 метров над уровнем моря. По данным переписи населения 2004 года, в селе Требужены проживает 1449 человек.
Берег Реута в селе Требужены.
Берег Реута в селе Требужены.
Дом постройки начала XX века в селе Требужены. Обязательный атрибут местной архитектуры - каменные колонны (внизу).  Село Требужены было засвидетельствовано документально в 1575 году под названиями Тэрбушень, Трэбужень. Село расположено в зоне средних Кодр на берегу реки Реут, в ущельях, образовавшихся после отступления Сарматского моря.
Дом постройки начала XX века в селе Требужены. Обязательный атрибут местной архитектуры - каменные колонны (внизу). Село Требужены было засвидетельствовано документально в 1575 году под названиями Тэрбушень, Трэбужень. Село расположено в зоне средних Кодр на берегу реки Реут, в ущельях, образовавшихся после отступления Сарматского моря.
Село Требужены. Берег Реута и сельская церковь Спаса Преображения (Biserica Ortodoxă Moldovenească "Schimbarea la faţă"), 1844 года постройки.
Село Требужены. Берег Реута и сельская церковь Спаса Преображения (Biserica Ortodoxă Moldovenească "Schimbarea la faţă"), 1844 года постройки.
Берег Реута в селе Требужены. На расстоянии 2,5 км севернее села Требужены, в месте под названием Колодец Жои (Fîntîna Joeei) было открыто раннесредневековое поселение X-XII веков – первой половины XIV века. Здесь же археологи обнаружили следы фракийского поселения VIII-VII веков до н.э., гето-дакского поселения IV-III веков до н.э.
Берег Реута в селе Требужены. На расстоянии 2,5 км севернее села Требужены, в месте под названием Колодец Жои (Fîntîna Joeei) было открыто раннесредневековое поселение X-XII веков – первой половины XIV века. Здесь же археологи обнаружили следы фракийского поселения VIII-VII веков до н.э., гето-дакского поселения IV-III веков до н.э.
Мост через Реут в селе Требужены.
Мост через Реут в селе Требужены.
Село Требужены в начале апреля.
Село Требужены в начале апреля.
Кстати, в самом селе находится несколько отелей в сельском стиле, но с современной начинкой, где можно остановится на несколько дней. При отелях функционируют прекрасные рестораны национальной кухни, об одном из них я писал ранее.
Кстати, в самом селе находится несколько отелей в сельском стиле, но с современной начинкой, где можно остановится на несколько дней. При отелях функционируют прекрасные рестораны национальной кухни, об одном из них я писал ранее.
Село Требужены. Я специально отошёл от центральной улицы, где красуются современные, порой многоэтажные жилища аборигенов, чтобы показать как выглядело село несколько десятилетий назад.
Село Требужены. Я специально отошёл от центральной улицы, где красуются современные, порой многоэтажные жилища аборигенов, чтобы показать как выглядело село несколько десятилетий назад.
Подвесной мост в селе Требужены через Реут.
Подвесной мост в селе Требужены через Реут.
Живописные берега Реута в селе Требужены.
Живописные берега Реута в селе Требужены.
Сельская глубинка, село Требужены вдали от туристической витрины.
Сельская глубинка, село Требужены вдали от туристической витрины.
Реут в районе села Требужены в начале апреля.
Реут в районе села Требужены в начале апреля.
Полюбовавшись красотами Старого Орхея, насладившись яркими красками весеннего пробуждения, получив заряд позитивной энергии, в приподнятом настроении, мы вернулись в Кишинёв, окунулись в текучку каждодневной рутины.
Полюбовавшись красотами Старого Орхея, насладившись яркими красками весеннего пробуждения, получив заряд позитивной энергии, в приподнятом настроении, мы вернулись в Кишинёв, окунулись в текучку каждодневной рутины.

Теги: Автопутешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому