Турист Вячеслав Левченко (vermut-777)
Вячеслав Левченко
был вчера 20:21
Фотоальбом

Времена года, Молдавия. Январь, рождественское путешествие.

Молдавия Январь 2022
SM-G988B
12 28
Молдавия: полезная информация

Седьмое января, у православных наступило Рождество, правда не у всех, некоторые православные конфессии, живущие по Григорианскому календарю этот праздник, уже отметили. Именно в такой день захотелось проехаться по местам связанных с христианством, а вечером посидеть за праздничным столом. После этой поездки сохранилось несколько фотографий ими и хочу поделиться в этом альбоме.

Направляемся в сторону Каларашского района по прекрасной автомагистрали. Погода радует теплом и солнцем, конечно это далёко не зимняя погода. Днём погода стойко держится в районе 5-7 градусов тепла, но ночью властвует мороз и температура немного опускается ниже нуля. За короткое, по времени, путешествие нам удастся посетить пять очень интересных и даже экзотичных мест. Каждое из них имеет свою необычную историю и вполне достойно, чтобы с ним познакомится.
Направляемся в сторону Каларашского района по прекрасной автомагистрали. Погода радует теплом и солнцем, конечно это далёко не зимняя погода. Днём погода стойко держится в районе 5-7 градусов тепла, но ночью властвует мороз и температура немного опускается ниже нуля. За короткое, по времени, путешествие нам удастся посетить пять очень интересных и даже экзотичных мест. Каждое из них имеет свою необычную историю и вполне достойно, чтобы с ним познакомится.
Уже по местной, но ещё вполне приличной дороге, подымаясь, спускаясь по холмам и низинам, мы приближаемся к селу с необычным названием Пэулешты. Что за нелёгкая нас сюда занесла? Отвечу. Здесь находится поместье, верней загородная усадьба, местного олигарха XIX века, Дину Руссо. В Молдавии конца XVIII века олигархи носили титул бояр, вот представитель этого сословия Дину Руссо и построил в этих Богом забытых и труднодоступных, даже сейчас, краях загородное поместье и разбил парк вокруг него. Кстати, я называю знать того времени в этих местах олигархами не случайно. Это была небольшая группа богатейших землевладельцев, которые сосредоточили всю власть в своих руках, все они между собой были связанны родственными связями и путём междусобойчиков делали то, что считали необходимым для себя. Так же в узком кругу, правда при наличии румынских штыков под боком, приняли решение в 1918 году об аншлюсе с королевской Румынией.
Уже по местной, но ещё вполне приличной дороге, подымаясь, спускаясь по холмам и низинам, мы приближаемся к селу с необычным названием Пэулешты. Что за нелёгкая нас сюда занесла? Отвечу. Здесь находится поместье, верней загородная усадьба, местного олигарха XIX века, Дину Руссо. В Молдавии конца XVIII века олигархи носили титул бояр, вот представитель этого сословия Дину Руссо и построил в этих Богом забытых и труднодоступных, даже сейчас, краях загородное поместье и разбил парк вокруг него. Кстати, я называю знать того времени в этих местах олигархами не случайно. Это была небольшая группа богатейших землевладельцев, которые сосредоточили всю власть в своих руках, все они между собой были связанны родственными связями и путём междусобойчиков делали то, что считали необходимым для себя. Так же в узком кругу, правда при наличии румынских штыков под боком, приняли решение в 1918 году об аншлюсе с королевской Румынией.
Проехав через село, естественно немного поплутав по хаотическому переплетению сельских улиц мы, наконец, добрались до первой цели нашего автопробега. Это приусадебный парк усадьбы Дино Руссо. По одной из легенд, у части насаждений из этого парка была одна необычная функция, но о ней чуть дальше.  Вообще это место, её первый владелец, да и нынешний, окружены таким количеством сплетен, домыслов, ошибок и  небылиц, что диву даёшься. Начнём с фамилии самого Дину Руссо. В одних, даже уважаемых интернет источниках, её пишут с одной "с" - Русо. В других, скорей всего более осведомлённых с двумя "с" - Руссо. Этой орфографии, правильной, и буду придерживаться. Про имя таже самая ерунда. То Дино, то Дину. Но, для молдавского языка характерней будет Дину, на этом варианте и остановимся. Но, вернёмся к парку и его легенде. Доморощенные знатоки утверждают, что первоначально было высажено 24 сосны, посередине этого насаждения стоял стол и сидя за ним, хозяин мог безупречно определить текущее время. Каждый, кто сюда  добирается сейчас, первым делом начинает считать сколько сосен в парке растёт. Они очень удивляются тому, что их не двадцать четыре, а всего пятнадцать и растут они как-то неправильно, не окружностью, а полукругом. Адепты википедии и "Тик Тока", не понимают в чём развод.
Проехав через село, естественно немного поплутав по хаотическому переплетению сельских улиц мы, наконец, добрались до первой цели нашего автопробега. Это приусадебный парк усадьбы Дино Руссо. По одной из легенд, у части насаждений из этого парка была одна необычная функция, но о ней чуть дальше. Вообще это место, её первый владелец, да и нынешний, окружены таким количеством сплетен, домыслов, ошибок и небылиц, что диву даёшься. Начнём с фамилии самого Дину Руссо. В одних, даже уважаемых интернет источниках, её пишут с одной "с" - Русо. В других, скорей всего более осведомлённых с двумя "с" - Руссо. Этой орфографии, правильной, и буду придерживаться. Про имя таже самая ерунда. То Дино, то Дину. Но, для молдавского языка характерней будет Дину, на этом варианте и остановимся. Но, вернёмся к парку и его легенде. Доморощенные знатоки утверждают, что первоначально было высажено 24 сосны, посередине этого насаждения стоял стол и сидя за ним, хозяин мог безупречно определить текущее время. Каждый, кто сюда добирается сейчас, первым делом начинает считать сколько сосен в парке растёт. Они очень удивляются тому, что их не двадцать четыре, а всего пятнадцать и растут они как-то неправильно, не окружностью, а полукругом. Адепты википедии и "Тик Тока", не понимают в чём развод.
Усадьба Дину Руссо и окружающий её парк. Пару слов сначала о самом Дину. Перец этот не простой, был он достаточно известен в Бессарабии и весьма богат для своего времени. Будучи членом Верховного Совета Бессарабской области, Дину Руссо в 1821 году приобрёл или отжал, история умалчивает, усадьбу 1791 года постройки возле села Пэулешты. Ему очень понравились, окружающие усадьбу места и решил он здесь свить родовое гнездо. По приглашению Дину, летом 1821  или 1822 года, здесь снова сплошная историческая путаница, в усадьбе гостил, наше всё, сам А. С. Пушкин.
Усадьба Дину Руссо и окружающий её парк. Пару слов сначала о самом Дину. Перец этот не простой, был он достаточно известен в Бессарабии и весьма богат для своего времени. Будучи членом Верховного Совета Бессарабской области, Дину Руссо в 1821 году приобрёл или отжал, история умалчивает, усадьбу 1791 года постройки возле села Пэулешты. Ему очень понравились, окружающие усадьбу места и решил он здесь свить родовое гнездо. По приглашению Дину, летом 1821 или 1822 года, здесь снова сплошная историческая путаница, в усадьбе гостил, наше всё, сам А. С. Пушкин.
Прогулка по территории усадьбы Дину Руссо. Перед нами остатки паркового пруда. Зрелище не для слабонервных. Но, берегите нервы, вы ещё не видели саму усадьбу. Да, период варварства и тёмных лет, по полной оторвались на памятниках архитектуры и культуры прошлого. Но, вернёмся к нашему боярину-олигарху Дину Руссо. С историей прошлого его связывают два события, об одном я уже написал, посещение его усадьбы Пушкиным, а второе, он был дядей гуру молдавской культуры Алеку Руссо. Алеку Руссо (рум. Alecu Russo; и снова полная неразбериха с именем и фамилией, так как иногда его называют Александру Руссу, рум. Alexandru Russu) - молдавский писатель. Родился он в городке Страшены, как и я, но чуть раньше, в 1819 году. Сторонник революции 1848 года и объединения Дунайских княжеств в 1859-м году. Автор мемуарной прозы, с очаровательными отступлениями в описании пейзажей, легенд, воспоминаний о родине, в основном на французском языке. Вообще, проторумынская интеллигенция середины XIX просто с ума сходила от всего французского и безмерно насыщала язык своих предков «францизмами».  Правда, сам А. Руссо подвергал резкой критике течения, направленные на латинизацию, заимствования из итальянского и французского языков, галломанию («Студие молдованэ», «Размышления»). Умер А. Руссо, певец молдавской глубинки, в Яссах на сороковом году жизни, большую её часть, находясь вдали от родины своей.
Прогулка по территории усадьбы Дину Руссо. Перед нами остатки паркового пруда. Зрелище не для слабонервных. Но, берегите нервы, вы ещё не видели саму усадьбу. Да, период варварства и тёмных лет, по полной оторвались на памятниках архитектуры и культуры прошлого. Но, вернёмся к нашему боярину-олигарху Дину Руссо. С историей прошлого его связывают два события, об одном я уже написал, посещение его усадьбы Пушкиным, а второе, он был дядей гуру молдавской культуры Алеку Руссо. Алеку Руссо (рум. Alecu Russo; и снова полная неразбериха с именем и фамилией, так как иногда его называют Александру Руссу, рум. Alexandru Russu) - молдавский писатель. Родился он в городке Страшены, как и я, но чуть раньше, в 1819 году. Сторонник революции 1848 года и объединения Дунайских княжеств в 1859-м году. Автор мемуарной прозы, с очаровательными отступлениями в описании пейзажей, легенд, воспоминаний о родине, в основном на французском языке. Вообще, проторумынская интеллигенция середины XIX просто с ума сходила от всего французского и безмерно насыщала язык своих предков «францизмами». Правда, сам А. Руссо подвергал резкой критике течения, направленные на латинизацию, заимствования из итальянского и французского языков, галломанию («Студие молдованэ», «Размышления»). Умер А. Руссо, певец молдавской глубинки, в Яссах на сороковом году жизни, большую её часть, находясь вдали от родины своей.
Само здание усадьбы Дину Руссо. Естественно это не та усадьба конца XVIII века в которой гостил молодой озорник Пушкин. В 90-е годы уже XIX столетия потомки Д. Руссо построили совершенно другое здание, более отвечающее духу современности. Для прикола помещу цитату, описывающую это событие, из статьи размещённой на  вполне серьёзном сайте moldovenii.md: "В конце XIX помещик Дину Русо построил в своем имении двухэтажный богато орнаментированный дом...". Как будто Дину Руссо молдавский Коннор Маклауд, вечно живущий. И так обо всём, что касается этой усадьбы, клюква на этой грядке уродилась на славу, но мы постараемся быть от неё подальше. После лирического отступления вернёмся к зданию усадьбы. Глядя на него с горечью осознаёшь, что уже предки холопов Д. Руссо,  знатно покуролесили с наследием барина.
Само здание усадьбы Дину Руссо. Естественно это не та усадьба конца XVIII века в которой гостил молодой озорник Пушкин. В 90-е годы уже XIX столетия потомки Д. Руссо построили совершенно другое здание, более отвечающее духу современности. Для прикола помещу цитату, описывающую это событие, из статьи размещённой на вполне серьёзном сайте moldovenii.md: "В конце XIX помещик Дину Русо построил в своем имении двухэтажный богато орнаментированный дом...". Как будто Дину Руссо молдавский Коннор Маклауд, вечно живущий. И так обо всём, что касается этой усадьбы, клюква на этой грядке уродилась на славу, но мы постараемся быть от неё подальше. После лирического отступления вернёмся к зданию усадьбы. Глядя на него с горечью осознаёшь, что уже предки холопов Д. Руссо, знатно покуролесили с наследием барина.
Прогулка по территории усадьбы Дину Руссо. А это живой артефакт XVIII века, платан явно помнящий самого Пушкина. Сам он об этом рассказать ничего не может, в силу понятных причин, но уважение вызывает неподдельное. Но, иногда лучше и помолчать, особенно это касается современной политической братии, сойдёшь за умного. К сожалению у меня не хватило времени на научные изыскания по определению возраста могучего растения, сошлюсь на данные гуляющие по интернету. В одних околонаучных статьях ему дают 250 лет, более щедрые блогеры  аж 300 лет. Но, по любому, этот дедушка-платан, явно пережил многое на своём веку, выглядит ещё молодцом и если ему не будут мешать, проживёт ещё много годков.
Прогулка по территории усадьбы Дину Руссо. А это живой артефакт XVIII века, платан явно помнящий самого Пушкина. Сам он об этом рассказать ничего не может, в силу понятных причин, но уважение вызывает неподдельное. Но, иногда лучше и помолчать, особенно это касается современной политической братии, сойдёшь за умного. К сожалению у меня не хватило времени на научные изыскания по определению возраста могучего растения, сошлюсь на данные гуляющие по интернету. В одних околонаучных статьях ему дают 250 лет, более щедрые блогеры аж 300 лет. Но, по любому, этот дедушка-платан, явно пережил многое на своём веку, выглядит ещё молодцом и если ему не будут мешать, проживёт ещё много годков.
Здание усадьбы Дину Руссо. Как видите радости это зрелище не приносит. За время своего существования, а это как минимум более ста лет, оно было сначала загородным домом, потом  детским лагерем труда и отдыха "Дойна".
Здание усадьбы Дину Руссо. Как видите радости это зрелище не приносит. За время своего существования, а это как минимум более ста лет, оно было сначала загородным домом, потом детским лагерем труда и отдыха "Дойна".
Небольшая экскурсия внутри здания усадьбы Дину Руссо. В лихие 90-е это здание отжал местный мироед Василий Барбэнягрэ. Министерство культуры пытается вернуть усадьбу в закрома государства и даже мечтает о её реставрации, но боюсь здание вряд ли до этого доживёт.
Небольшая экскурсия внутри здания усадьбы Дину Руссо. В лихие 90-е это здание отжал местный мироед Василий Барбэнягрэ. Министерство культуры пытается вернуть усадьбу в закрома государства и даже мечтает о её реставрации, но боюсь здание вряд ли до этого доживёт.
Насладимся видом на окрестности с балкона помещичьей усадьбы. Для тех, кто выдержал испытание ужасом от состояния этого дворянского гнезда, обещаю, что дальше в этом альбоме  не стану подвергать вас такому стрессу.
Насладимся видом на окрестности с балкона помещичьей усадьбы. Для тех, кто выдержал испытание ужасом от состояния этого дворянского гнезда, обещаю, что дальше в этом альбоме не стану подвергать вас такому стрессу.
Прогулка по территории усадьбы Дину Руссо в январе.
Прогулка по территории усадьбы Дину Руссо в январе.
Мы покидаем останки усадьбы Дину Руссо и продолжаем наш автопробег. Только глядя на дорогу ведущую к усадьбе, можно легко представить проезжающего по ней Пушкина.
Мы покидаем останки усадьбы Дину Руссо и продолжаем наш автопробег. Только глядя на дорогу ведущую к усадьбе, можно легко представить проезжающего по ней Пушкина.
Село Пэулешты, вотчина боярина Дину Руссо. Церковь Николая Чудотворца (Biserica Ortodoxă Moldovenească "Sfântul Ierarh Nicolae"). Год постройки богоугодного заведения 1887. Церковь построена на земле, подаренной боярином Иваном Гойловым на деньги, собранные сельскими жителями в 1880-1886 годах. За 135 лет было проведено всего два ремонта, в 1907 и 1989 годах (1959-1989 годы - церковь не работала).
Село Пэулешты, вотчина боярина Дину Руссо. Церковь Николая Чудотворца (Biserica Ortodoxă Moldovenească "Sfântul Ierarh Nicolae"). Год постройки богоугодного заведения 1887. Церковь построена на земле, подаренной боярином Иваном Гойловым на деньги, собранные сельскими жителями в 1880-1886 годах. За 135 лет было проведено всего два ремонта, в 1907 и 1989 годах (1959-1989 годы - церковь не работала).
Во дворе церкви Николая Чудотворца села Пэулешты. В настоящее время официальные богослужения в нём совершает священник Геннадие Гергелигиу. До постройки нынешней церкви, в селе была деревянная, она была построена в 1810 году и находилась на территории сельского кладбища.
Во дворе церкви Николая Чудотворца села Пэулешты. В настоящее время официальные богослужения в нём совершает священник Геннадие Гергелигиу. До постройки нынешней церкви, в селе была деревянная, она была построена в 1810 году и находилась на территории сельского кладбища.
Попрощавшись с селом Пэулешты, мы двигаемся в сторону села Паланка.
Попрощавшись с селом Пэулешты, мы двигаемся в сторону села Паланка.
За окном живописные зимние пейзажи, один "круче" другого. Благодаря холмистому рельефу Молдавия выглядит красочно и объёмно.
За окном живописные зимние пейзажи, один "круче" другого. Благодаря холмистому рельефу Молдавия выглядит красочно и объёмно.
Заезжаем в село Паланка, это наше второе место посещения. Село основано в 1817 году, переселенцами с Украины. И  ныне в Паланке преобладают украинцы, они составляют 81 процент населения.
Заезжаем в село Паланка, это наше второе место посещения. Село основано в 1817 году, переселенцами с Украины. И ныне в Паланке преобладают украинцы, они составляют 81 процент населения.
Село Паланка, Каларашского района, в 76 километрах от столицы Молдавии. Зимняя распутица, дороги из XIX века. К сожалению, во время советско-российской оккупации, не везде оккупанты успели проложить хорошие дороги. А с другой стороны и не знаешь, что лучше. Ну, проложили они дороги кое-где, а теперь надо тратить уйму денег из бюджета  на их содержание и ремонт. Тут можно углядеть злой умысел и происки, которые создают постоянные проблемы для молодой молдавской демократии.
Село Паланка, Каларашского района, в 76 километрах от столицы Молдавии. Зимняя распутица, дороги из XIX века. К сожалению, во время советско-российской оккупации, не везде оккупанты успели проложить хорошие дороги. А с другой стороны и не знаешь, что лучше. Ну, проложили они дороги кое-где, а теперь надо тратить уйму денег из бюджета на их содержание и ремонт. Тут можно углядеть злой умысел и происки, которые создают постоянные проблемы для молодой молдавской демократии.
Село Паланка и её жемчужина деревянного зодчества. Именно она и являлась центральной темой этой поездки.
Село Паланка и её жемчужина деревянного зодчества. Именно она и являлась центральной темой этой поездки.
Село Паланка. А это расписные врата в этнический пансионат «Casa Părintească» ("Родительский дом"). Не смотря на то что село украинское, но пансионат и музей при нём знакомит с бытом молдаван в сельской глубинке. Вот такая у нас эклектика. Вообще, почти двести лет в Бессарабии мирно и спокойно жили представители многих национальностей и как-то всем хватало места на этой земле. Начался межнациональный  бардак в начале двадцатого века с еврейских погромов. Потом аншлюс Бессарабии королевской Румынией, наступил жёсткий, а порой кровавый, период румынизации. По окончанию Отечественной войны, начались перегибы с раскулачиванием и изгнанием немецких колонистов из этих краёв. А в конце 80-х годов, коммунисты разыграли национальную карту по всей территории Союза и расцвёл махровым цветом кондовый нацизм. Бурлило в те времена и здесь, порой убивали за язык,  кто-то даже разводился, а часть населения просто покинула республику. Сейчас всё немного устаканилось, многие с нацисткой кашей в головах поразъехались по "европам" в поисках счастья, но  и в наши дни некоторые политики  стараются поиграть с этой темой.
Село Паланка. А это расписные врата в этнический пансионат «Casa Părintească» ("Родительский дом"). Не смотря на то что село украинское, но пансионат и музей при нём знакомит с бытом молдаван в сельской глубинке. Вот такая у нас эклектика. Вообще, почти двести лет в Бессарабии мирно и спокойно жили представители многих национальностей и как-то всем хватало места на этой земле. Начался межнациональный бардак в начале двадцатого века с еврейских погромов. Потом аншлюс Бессарабии королевской Румынией, наступил жёсткий, а порой кровавый, период румынизации. По окончанию Отечественной войны, начались перегибы с раскулачиванием и изгнанием немецких колонистов из этих краёв. А в конце 80-х годов, коммунисты разыграли национальную карту по всей территории Союза и расцвёл махровым цветом кондовый нацизм. Бурлило в те времена и здесь, порой убивали за язык, кто-то даже разводился, а часть населения просто покинула республику. Сейчас всё немного устаканилось, многие с нацисткой кашей в головах поразъехались по "европам" в поисках счастья, но и в наши дни некоторые политики стараются поиграть с этой темой.
Одно из зданий пансионата и по совместительству музея «Casa Părintească» ("Родительский дом"). Хозяйка этого заведения, Татьяна Попа, превратила семейный дом в музей прикладного искусства. В музее артефакты традиционного крестьянского быта, в том числе старые текстильные изделия, предметы домашнего быта, инструменты, фотографии и различные виды тканей и образцы вышивки.
Одно из зданий пансионата и по совместительству музея «Casa Părintească» ("Родительский дом"). Хозяйка этого заведения, Татьяна Попа, превратила семейный дом в музей прикладного искусства. В музее артефакты традиционного крестьянского быта, в том числе старые текстильные изделия, предметы домашнего быта, инструменты, фотографии и различные виды тканей и образцы вышивки.
Рядом с  пансионатом  «Casa Părintească» находится сельская деревянная церковь  «Покрова Святой Богородицы». История самой церкви и её появление в селе в разных источниках освещена по разному. Одни из них пишут, что её перевезли в разобранном виде в 1825 году с Украины, а другие, что её перенесли из, недалеко  расположенного, Гыржавского Вознесенского монастыря, когда в замен старой деревянной церкви начали постройку каменной. Но, все источники едины в том, что первоначально церковь была установлена у сельского кладбища. Какая вам версия больше нравится, можете выбрать сами. Но, я больше склоняюсь к той, что говорит о перемещении церкви с Украины. Во-первых и архитектура храма об этом говорит и место установки, украинское село, как-то ненавязчиво склоняет к этому.
Рядом с пансионатом «Casa Părintească» находится сельская деревянная церковь «Покрова Святой Богородицы». История самой церкви и её появление в селе в разных источниках освещена по разному. Одни из них пишут, что её перевезли в разобранном виде в 1825 году с Украины, а другие, что её перенесли из, недалеко расположенного, Гыржавского Вознесенского монастыря, когда в замен старой деревянной церкви начали постройку каменной. Но, все источники едины в том, что первоначально церковь была установлена у сельского кладбища. Какая вам версия больше нравится, можете выбрать сами. Но, я больше склоняюсь к той, что говорит о перемещении церкви с Украины. Во-первых и архитектура храма об этом говорит и место установки, украинское село, как-то ненавязчиво склоняет к этому.
Подходим к деревянной церкви «Покрова Святой Богородицы», села Паланка.
Подходим к деревянной церкви «Покрова Святой Богородицы», села Паланка.
Деревянная церковь «Покрова Святой Богородицы» и рядом расположенная звонница. На некоторых колоколах  видны  даты их отливки – 1868 год, 1896 год.
Деревянная церковь «Покрова Святой Богородицы» и рядом расположенная звонница. На некоторых колоколах видны даты их отливки – 1868 год, 1896 год.
Деревянная церковь «Покрова Святой Богородицы», села Паланка.
Деревянная церковь «Покрова Святой Богородицы», села Паланка.
Деревянная церковь «Покрова Святой Богородицы», села Паланка. Согласно выбранной мною версии церковь была построена без единого гвоздя из лиственницы на Украине, а затем в 1825 году была перевезена на кладбище села Паланка. Здесь она действовала до 1944 года. После закрытия, службы в этой церкви больше уже не осуществлялись, что со временем привело к её деградации. Однако не так давно заброшенную полуразрушенную церковь , стоявшую на старом кладбище, все же восстановили, и теперь она на каменном основании возвышается возле «живого» музея «Casa Părintească».
Деревянная церковь «Покрова Святой Богородицы», села Паланка. Согласно выбранной мною версии церковь была построена без единого гвоздя из лиственницы на Украине, а затем в 1825 году была перевезена на кладбище села Паланка. Здесь она действовала до 1944 года. После закрытия, службы в этой церкви больше уже не осуществлялись, что со временем привело к её деградации. Однако не так давно заброшенную полуразрушенную церковь , стоявшую на старом кладбище, все же восстановили, и теперь она на каменном основании возвышается возле «живого» музея «Casa Părintească».
Деревянная церковь «Покрова Святой Богородицы».  Сегодня деревянная церковь села Паланка является туристической достопримечательностью и открыта для посещений. На расположенной у входа табличке сказано, что эта церковь является памятником архитектуры национального значения и охраняется государством.
Деревянная церковь «Покрова Святой Богородицы». Сегодня деревянная церковь села Паланка является туристической достопримечательностью и открыта для посещений. На расположенной у входа табличке сказано, что эта церковь является памятником архитектуры национального значения и охраняется государством.
Деревянная церковь «Покрова Святой Богородицы».
Деревянная церковь «Покрова Святой Богородицы».
Приусадебный участок пансионата и по совместительству музея «Casa Părintească» ("Родительский дом"). Вокруг ни души. И оно понятно, Рождество. Кто ещё не проснулся после ночных посиделок, а кто ещё догоняется. Иногда, над округой разносились звуки музыки и пения, чувствовалось народное уважение к такому важному для православных празднику.
Приусадебный участок пансионата и по совместительству музея «Casa Părintească» ("Родительский дом"). Вокруг ни души. И оно понятно, Рождество. Кто ещё не проснулся после ночных посиделок, а кто ещё догоняется. Иногда, над округой разносились звуки музыки и пения, чувствовалось народное уважение к такому важному для православных празднику.
Приусадебный участок пансионата и по совместительству музея «Casa Părintească» ("Родительский дом") и расположенный на нём старинный колодец.
Приусадебный участок пансионата и по совместительству музея «Casa Părintească» ("Родительский дом") и расположенный на нём старинный колодец.
После знакомства с достопримечательностями села Паланка мы двинулись в сторону населённого пункта Леордоая (Leordoaia). Меня заинтересовала информация о необычном заведении, расположенном там.
После знакомства с достопримечательностями села Паланка мы двинулись в сторону населённого пункта Леордоая (Leordoaia). Меня заинтересовала информация о необычном заведении, расположенном там.
Окрестности села Леордоая (Leordoaia).
Окрестности села Леордоая (Leordoaia).
 Село Леордоая (Leordoaia) и юрточный поселок «Манас», расположенный на его окраине.  Юрты, предметы домашнего обихода, даже еда — все в кыргызском стиле, но с молдавским колоритом.
Село Леордоая (Leordoaia) и юрточный поселок «Манас», расположенный на его окраине. Юрты, предметы домашнего обихода, даже еда — все в кыргызском стиле, но с молдавским колоритом.
Вид на окрестности возле  юрточного поселка «Манас».
Вид на окрестности возле юрточного поселка «Манас».
Юрточный поселок «Манас». Основательница юрточной деревни Лариса Амбросий утверждает, что идея создания необычного места отдыха возникла у неё на чужбине. Долгое время Лариса работала в Ирландии. Там она подружилась с уроженкой Кыргызстана. Приехав в гости к подруге в ее родной Кыргызстан, Лариса очаровывалась местным колоритом. Конечно же, в первую очередь ее поразили сами юрты.
В дальнейшем двум подругам удалось воплотить идею в жизнь.  Здесь можно познакомиться с образом жизни кочевников, узнать об особенностях киргизской юрты, о ее строении и даже значении.
К сожалению заведение не работало, на зиму оно закрывается, так что придётся сюда приехать позже, чтобы погрузиться в глубины киргизской культуры и быта.
Юрточный поселок «Манас». Основательница юрточной деревни Лариса Амбросий утверждает, что идея создания необычного места отдыха возникла у неё на чужбине. Долгое время Лариса работала в Ирландии. Там она подружилась с уроженкой Кыргызстана. Приехав в гости к подруге в ее родной Кыргызстан, Лариса очаровывалась местным колоритом. Конечно же, в первую очередь ее поразили сами юрты. В дальнейшем двум подругам удалось воплотить идею в жизнь. Здесь можно познакомиться с образом жизни кочевников, узнать об особенностях киргизской юрты, о ее строении и даже значении. К сожалению заведение не работало, на зиму оно закрывается, так что придётся сюда приехать позже, чтобы погрузиться в глубины киргизской культуры и быта.
После посещения околицы села Леордоая (Leordoaia) и взгляда на закрытую территорию юрточного поселка «Манас», мы двинулись в обратную сторону, в Кишинёв. Но, по дороге мы познакомимся ещё с несколькими достопримечательностями.
После посещения околицы села Леордоая (Leordoaia) и взгляда на закрытую территорию юрточного поселка «Манас», мы двинулись в обратную сторону, в Кишинёв. Но, по дороге мы познакомимся ещё с несколькими достопримечательностями.
Но, сначала  заедем в село Хыржаука (Hîrjauca). Издалека я заприметил яркой раскраски сельскую церковь. Грех было не рассмотреть её поближе.
Но, сначала заедем в село Хыржаука (Hîrjauca). Издалека я заприметил яркой раскраски сельскую церковь. Грех было не рассмотреть её поближе.
Cело Хыржаука (Hîrjauca).
Cело Хыржаука (Hîrjauca).
Церковь села Хыржаука (Hîrjauca). Село Хыржаука было основано выходцами с Украины, принимавших участие в восстановлении, рядом расположенного, монастыря. Оно и до сих пор является с населением преимущественно украинским, согласно последней переписи населения от 2004 года.
Церковь села Хыржаука (Hîrjauca). Село Хыржаука было основано выходцами с Украины, принимавших участие в восстановлении, рядом расположенного, монастыря. Оно и до сих пор является с населением преимущественно украинским, согласно последней переписи населения от 2004 года.
Доминанта  села Хыржаука (Hîrjauca) её церковь. Кстати, рабочие с Украины основали не только это село, но и Паланку, где находится деревянная церковь. Наверно поэтому и возникла путаница с её появлением в Паланке, то ли она с Украины, то ли из монастыря.
Доминанта села Хыржаука (Hîrjauca) её церковь. Кстати, рабочие с Украины основали не только это село, но и Паланку, где находится деревянная церковь. Наверно поэтому и возникла путаница с её появлением в Паланке, то ли она с Украины, то ли из монастыря.
Посетив  село Хыржаука (Hîrjauca) мы продолжаем возвращение в Кишинёв. Но, нам предстоит увидеть ещё одну православную достопримечательность, Гыржавский Вознесенский монастырь.
Посетив село Хыржаука (Hîrjauca) мы продолжаем возвращение в Кишинёв. Но, нам предстоит увидеть ещё одну православную достопримечательность, Гыржавский Вознесенский монастырь.
Мы у входа в Гыржавский монастырь Вознесения Господня.
Мы у входа в Гыржавский монастырь Вознесения Господня.
Гыржавский монастырь Вознесения Господня основан в 1740 году Михаилом Иннокентием по прозвищу
Севым, принявшим монашество в Яссах. Михаил Иннокентий был родом из земель, находящихся недалеко
от местечка Кэлэраш. Ему принадлежал участок в Сепотенской вотчине, который он пожертвовал устроенной
им обители. В дальнейшем угодья скита расширялись за
счет новых участков вотчины, которые отдавались в дар
обители. Отделенные от Сепотенской вотчины участки
получили название Гиржавской земли — от протекавшего рядом ручья Гиржавка.
Гыржавский монастырь Вознесения Господня основан в 1740 году Михаилом Иннокентием по прозвищу Севым, принявшим монашество в Яссах. Михаил Иннокентий был родом из земель, находящихся недалеко от местечка Кэлэраш. Ему принадлежал участок в Сепотенской вотчине, который он пожертвовал устроенной им обители. В дальнейшем угодья скита расширялись за счет новых участков вотчины, которые отдавались в дар обители. Отделенные от Сепотенской вотчины участки получили название Гиржавской земли — от протекавшего рядом ручья Гиржавка.
А это изображение Гыржавского монастыря на банкноте номиналом в десять молдавских леев.
А это изображение Гыржавского монастыря на банкноте номиналом в десять молдавских леев.
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. Носящий сейчас в научной литературе название Гыржавский
или Гержавский монастырь в архивных документах
XVIII—XIX вв. именуется Гиржавским
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. Носящий сейчас в научной литературе название Гыржавский или Гержавский монастырь в архивных документах XVIII—XIX вв. именуется Гиржавским
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. К началу XIX века монастырь стал владельцем уже
2084 десятин земли, но только 26 десятин были поля,
а все остальное покрыто лесом. Лес тогда дохода не
приносил, а для земледелия и скотоводства земли было
мало, так что скит существовал бедно.
Монах Иннокентий и несколько иноков построили
небольшую церковь Успения Божьей Матери, плетневую, покрытую камышом. Сам скит также первоначально назывался Успенским и лишь в XIX веке при
настоятеле Спиридоне Филиповиче получил статус
монастыря и новое название — Вознесения Господня.
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. К началу XIX века монастырь стал владельцем уже 2084 десятин земли, но только 26 десятин были поля, а все остальное покрыто лесом. Лес тогда дохода не приносил, а для земледелия и скотоводства земли было мало, так что скит существовал бедно. Монах Иннокентий и несколько иноков построили небольшую церковь Успения Божьей Матери, плетневую, покрытую камышом. Сам скит также первоначально назывался Успенским и лишь в XIX веке при настоятеле Спиридоне Филиповиче получил статус монастыря и новое название — Вознесения Господня.
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. Именно при Архимандрите Спиридоне Филиповиче Гиржавский монастырь достиг процветания. Это был человек глубоко духовный, всесторонне образованный и деятельный. Родом из югославянских земель, монашество он принял в Черногории. В 1805 году поступил в русский флот на службу, которую исполнял героически. Несколько раз лично представал перед русским
императором Александром I, был награжден за время службы высшей военной наградой России — Золотым Крестом на Георгиевской ленте, а также другими орденами. Императорским распоряжением он был назначен настоятелем в Гыржавский монастырь, где нес духовную службу в течение 29 лет (1818—1846 гг.). Спиридон Филипович превратил этот небольшой, с деревянными строениями монастырь в оазис духовной жизни Бессарабии, в религиозно-просветительскую обитель с уникальной архитектурой церквей и ландшафта.
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. Именно при Архимандрите Спиридоне Филиповиче Гиржавский монастырь достиг процветания. Это был человек глубоко духовный, всесторонне образованный и деятельный. Родом из югославянских земель, монашество он принял в Черногории. В 1805 году поступил в русский флот на службу, которую исполнял героически. Несколько раз лично представал перед русским императором Александром I, был награжден за время службы высшей военной наградой России — Золотым Крестом на Георгиевской ленте, а также другими орденами. Императорским распоряжением он был назначен настоятелем в Гыржавский монастырь, где нес духовную службу в течение 29 лет (1818—1846 гг.). Спиридон Филипович превратил этот небольшой, с деревянными строениями монастырь в оазис духовной жизни Бессарабии, в религиозно-просветительскую обитель с уникальной архитектурой церквей и ландшафта.
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. Профессор изящных искусств Московского государственного университета Н. И. Надеждин, совершивший в XIX веке путешествия по многим приграничным районам Российской империи и соседним странам
и оставивший нам исследования памятников и этносов,
останавливался и в Гыржавском монастыре. Он писал:
«Обитель Гыржавская, в настоящем своем виде, есть
создание нынешнего настоятеля. Под именем
монастыря он получил в управление несколько развалившихся мазанок с ветхою деревянною церковью, едва
прикрытою истрескавшимся дёрном. Подобно многим
молдавским монастырям, здесь не было ни братии, ни
священнослужения»
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. Профессор изящных искусств Московского государственного университета Н. И. Надеждин, совершивший в XIX веке путешествия по многим приграничным районам Российской империи и соседним странам и оставивший нам исследования памятников и этносов, останавливался и в Гыржавском монастыре. Он писал: «Обитель Гыржавская, в настоящем своем виде, есть создание нынешнего настоятеля. Под именем монастыря он получил в управление несколько развалившихся мазанок с ветхою деревянною церковью, едва прикрытою истрескавшимся дёрном. Подобно многим молдавским монастырям, здесь не было ни братии, ни священнослужения»
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. Новый настоятель грамотно и трепетно подходил
к воссозданию монастыря. Прежде чем строить новую
церковь и другие строения, он создал здесь сад-парк по законам русской классической ландшафтной архитектуры:
с фруктовыми деревьями, виноградниками, цветниками,
беседками-ротондами, окруженными «хороводом» деревьев, прудами, источниками и фонтанами.  У Спиридона Филиповича было инженерное образование, и он в полной мере сумел использовать свои знания при создании сложной гидротехнической системы
сада.
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. Новый настоятель грамотно и трепетно подходил к воссозданию монастыря. Прежде чем строить новую церковь и другие строения, он создал здесь сад-парк по законам русской классической ландшафтной архитектуры: с фруктовыми деревьями, виноградниками, цветниками, беседками-ротондами, окруженными «хороводом» деревьев, прудами, источниками и фонтанами. У Спиридона Филиповича было инженерное образование, и он в полной мере сумел использовать свои знания при создании сложной гидротехнической системы сада.
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. В первой половине XIX века  в Бессарабии, согласно проектам строительства, которые утверждались в Санкт-Петербурге,
происходит интенсивное создание ландшафтной архитектуры: устройство парков, парковых зон при усадьбах,
монастырях, церквах и других объектах. Гыржавский
парк стал одним из первых и важнейших в создании ландшафтных объектов в Бессарабии. Спустя несколько лет
сад давал уже доходы, которые могли быть использованы
на строительство церкви и других строений монастыря.
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. В первой половине XIX века в Бессарабии, согласно проектам строительства, которые утверждались в Санкт-Петербурге, происходит интенсивное создание ландшафтной архитектуры: устройство парков, парковых зон при усадьбах, монастырях, церквах и других объектах. Гыржавский парк стал одним из первых и важнейших в создании ландшафтных объектов в Бессарабии. Спустя несколько лет сад давал уже доходы, которые могли быть использованы на строительство церкви и других строений монастыря.
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. Церковь Вознесения Господня Гыржавского монастыря воздвигнута в 1836 году. Она представляет собой
один из лучших образцов русского классического стиля
церковной архитектуры в Молдавии. Ее даже сравнивают
с Кафедральным Собором Рождества Христова в Кишиневе, построенным в те же годы. Наос церкви перекрыт
большим куполом. Фасад, а также боковые стороны собора украшены треугольными фронтонами. В XIX веке
церковь была выкрашена в белый и желтые цвета, характерные для русской классической архитектуры.
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. Церковь Вознесения Господня Гыржавского монастыря воздвигнута в 1836 году. Она представляет собой один из лучших образцов русского классического стиля церковной архитектуры в Молдавии. Ее даже сравнивают с Кафедральным Собором Рождества Христова в Кишиневе, построенным в те же годы. Наос церкви перекрыт большим куполом. Фасад, а также боковые стороны собора украшены треугольными фронтонами. В XIX веке церковь была выкрашена в белый и желтые цвета, характерные для русской классической архитектуры.
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. Спиридон Филипович осуществил ряд реформ, которые помогли не только построить и благоустроить новый
монастырский комплекс, но и оказать экономическую помощь десяткам семей и близлежащим селам. Так, он очистил 800 десятин леса. Эта земля стала использоваться для
хлебопашества, пастбищ и сенокоса. Вырученные средства
шли на строительство. Для возделывания земли и других
работ он принял 70 семей украинских переселенцев, которых поселили в селе Паланка и частично в Гыржавке.
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. Спиридон Филипович осуществил ряд реформ, которые помогли не только построить и благоустроить новый монастырский комплекс, но и оказать экономическую помощь десяткам семей и близлежащим селам. Так, он очистил 800 десятин леса. Эта земля стала использоваться для хлебопашества, пастбищ и сенокоса. Вырученные средства шли на строительство. Для возделывания земли и других работ он принял 70 семей украинских переселенцев, которых поселили в селе Паланка и частично в Гыржавке.
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. Рядом с монастырём бьют лечебные источники, это сыграло негативную роль в судьбе монастыря в советский период.
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. Рядом с монастырём бьют лечебные источники, это сыграло негативную роль в судьбе монастыря в советский период.
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. В 1953 советские власти закрыли монастырь, превратив его в 1954 году в Дом отдыха, а с 1958 года – в санаторий.
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. В 1953 советские власти закрыли монастырь, превратив его в 1954 году в Дом отдыха, а с 1958 года – в санаторий.
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. Монастырь вновь открылся в 1993 году, и сразу начались реставрационные работы которые продолжаются до сих пор.
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. Монастырь вновь открылся в 1993 году, и сразу начались реставрационные работы которые продолжаются до сих пор.
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. На сегодня  в монастыре  живут 12 насельников, здесь  имеется  хозяйственный двор, сад и  5 га земли.
Прогулка по территории Гыржавского монастыря Вознесения Господня. На сегодня в монастыре живут 12 насельников, здесь имеется хозяйственный двор, сад и 5 га земли.
А рядом с монастырём, практически за забором, находится санаторий "Кодру". Грех было не посетить его, находясь рядом.
А рядом с монастырём, практически за забором, находится санаторий "Кодру". Грех было не посетить его, находясь рядом.
Прогулка по территории  санатория "Кодру". Глядя на неё, трудно представить сейчас, что совсем недавно это была монастырская земля.
Прогулка по территории санатория "Кодру". Глядя на неё, трудно представить сейчас, что совсем недавно это была монастырская земля.
Прогулка по территории санатория "Кодру". Расположен санаторий «Кодру» в красивом природном месте рядом с лесным массивом.
Прогулка по территории санатория "Кодру". Расположен санаторий «Кодру» в красивом природном месте рядом с лесным массивом.
Прогулка по территории санатория "Кодру". Санаторий начал свою деятельность 19 мая 1959 года, под названием «Советская Молдавия», на базе первой бальнеологической республиканской больницы села Хыржаука, расположенной в бывших зданиях монастыря, как профсоюзная здравница.
Прогулка по территории санатория "Кодру". Санаторий начал свою деятельность 19 мая 1959 года, под названием «Советская Молдавия», на базе первой бальнеологической республиканской больницы села Хыржаука, расположенной в бывших зданиях монастыря, как профсоюзная здравница.
Прогулка по территории санатория "Кодру". Здесь проводят лечение органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, центральной и периферической нервной системы, дыхательных путей и гинекологических заболеваний.
Прогулка по территории санатория "Кодру". Здесь проводят лечение органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, центральной и периферической нервной системы, дыхательных путей и гинекологических заболеваний.
Прогулка по территории санатория "Кодру".  Санаторий
рассчитан на 460 мест.
Прогулка по территории санатория "Кодру". Санаторий рассчитан на 460 мест.
Прогулка по территории санатория "Кодру".
Прогулка по территории санатория "Кодру".
Мы продолжаем двигаться в Кишинёв, ловя последние лучи, заходящего солнца.
Мы продолжаем двигаться в Кишинёв, ловя последние лучи, заходящего солнца.
Наш обратный путь проходил рядом с рестораном "La Badis". О нём я уже писал ранее в своём альбоме, посвящённому кулинарному путешествию по Молдавии. Не устояли от соблазна чтобы не остановиться, после долгого путешествия, и не побаловать себя кулинарными изысками этого заведения.
Наш обратный путь проходил рядом с рестораном "La Badis". О нём я уже писал ранее в своём альбоме, посвящённому кулинарному путешествию по Молдавии. Не устояли от соблазна чтобы не остановиться, после долгого путешествия, и не побаловать себя кулинарными изысками этого заведения.
Заходим в ресторан "La Badis".
Заходим в ресторан "La Badis".
В ресторане  "La Badis".
В ресторане "La Badis".
В ресторане "La Badis". У нас получился поздний обед, в 16 часов вечера. Самое вкусное из первых блюд этого заведения - чорба с фасолью.
В ресторане "La Badis". У нас получился поздний обед, в 16 часов вечера. Самое вкусное из первых блюд этого заведения - чорба с фасолью.
В ресторане "La Badis" царила праздничная атмосфера, всё таки Рождество.
В ресторане "La Badis" царила праздничная атмосфера, всё таки Рождество.
В ресторане "La Badis". Самое   вкусное на десерт здесь, это плацинды с разными начинками.
В ресторане "La Badis". Самое вкусное на десерт здесь, это плацинды с разными начинками.
Ресторан "La Badis" рождественским вечером.
Ресторан "La Badis" рождественским вечером.
Завершающий аккорд, нашего рождественского путешествия, оказался очень вкусным и позитивным.
Завершающий аккорд, нашего рождественского путешествия, оказался очень вкусным и позитивным.

Теги: Автопутешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому