Турист Вячеслав Левченко (vermut-777)
Вячеслав Левченко
был 17 ноября 2:15
Фотоальбом

Времена года, Молдавия. Декабрь, поэтическое наследие.

Молдавия Декабрь 2021
SM-G988B
12 27
Молдавия: полезная информация

Сей альбом посвящён событию, которое произошло в 20-х годах XIX века, оставившее глубокий след в культуре русского народа и народов Бессарабии того времени. Это трёхлетнее пребывании А. С. Пушкина на территории нынешней Молдавии. Здесь за столетия много кто побывал, кто-то здесь родился, а кто-то умер, но всё это нельзя сравнить по культурной значимости с проживанием в этих краях великого русского поэта, с непростым характером и необыкновенной судьбой.

Солнечным и тёплым декабрьским днём, мы посетим места, связанные с пребыванием на молдавской земле А. С. Пушкина. Сначала пройдёмся по улочкам старого Кишинёва, по которым ходил поэт, увидим дом где он жил, а потом отправимся за город в усадьбу семьи Ралли, где он гостил

"По указу его Величества Государя Императора Александра Павловича, Самодержца Всероссийского и прочая и прочая, и прочая показатель сего, ведомства государственной коллегии иностранных дел коллежский секретарь Александр Пушкин отправлен по надобностям службы к главному попечителю колонистов Южного края России, г. генерал-лейтенанту Инзову; почему для свободного проезда сей пашпорт из оной коллегии дан ему в Санкт-Петербурге мая 5 дня 1820 года". На фото рисунков XIX века из музея А. С. Пушкина: А. С. Пушкин времён южной ссылки-командировки и  генерал И. Н. Инзов. Генерал от инфантерии Иван Никитич Инзов - один из 322 героев Отечественной войны 1812 года, чей портрет украшает стену Военной галереи Зимнего дворца, - умер 27 мая 1845 года и  похоронен в Одессе. Участвовал в турецком, польском и итальянском походах А.В. Суворова, был сподвижником М.И. Кутузова.
"По указу его Величества Государя Императора Александра Павловича, Самодержца Всероссийского и прочая и прочая, и прочая показатель сего, ведомства государственной коллегии иностранных дел коллежский секретарь Александр Пушкин отправлен по надобностям службы к главному попечителю колонистов Южного края России, г. генерал-лейтенанту Инзову; почему для свободного проезда сей пашпорт из оной коллегии дан ему в Санкт-Петербурге мая 5 дня 1820 года". На фото рисунков XIX века из музея А. С. Пушкина: А. С. Пушкин времён южной ссылки-командировки и генерал И. Н. Инзов. Генерал от инфантерии Иван Никитич Инзов - один из 322 героев Отечественной войны 1812 года, чей портрет украшает стену Военной галереи Зимнего дворца, - умер 27 мая 1845 года и похоронен в Одессе. Участвовал в турецком, польском и итальянском походах А.В. Суворова, был сподвижником М.И. Кутузова.
Пушкину 21 год, за его плечами – Царскосельский лицей, служба в Коллегии иностранных дел, успех в кругах литературных и немилость царя Александра I: «Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь их наизусть читает». И только благодаря заступничеству влиятельных друзей поэта, ссылка была заменена служебной командировкой.
Конечным пунктом южных путешествий стала Одесса, откуда Пушкин выехал к новому месту службы, и 21 сентября тройка лошадей примчала его в Кишинев.
На фото: Жёлтое здание - особняк Кацики, один из старейших в Кишиневе, построенный в начале XIX века, а во времена пребывания здесь Пушкина, известный как место проведения масонских таинств ложи «Овидий-25».
Пушкину 21 год, за его плечами – Царскосельский лицей, служба в Коллегии иностранных дел, успех в кругах литературных и немилость царя Александра I: «Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь их наизусть читает». И только благодаря заступничеству влиятельных друзей поэта, ссылка была заменена служебной командировкой. Конечным пунктом южных путешествий стала Одесса, откуда Пушкин выехал к новому месту службы, и 21 сентября тройка лошадей примчала его в Кишинев. На фото: Жёлтое здание - особняк Кацики, один из старейших в Кишиневе, построенный в начале XIX века, а во времена пребывания здесь Пушкина, известный как место проведения масонских таинств ложи «Овидий-25».
Конечно, с попавшим из сиятельного града Петра в зачуханное сельское поселение, только пытающееся стать столицей губернии,  Пушкиным произошёл культурный шок.  " Проклятый город Кишинев!
Тебя бранить язык устанет.
Когда-нибудь на грешный кров
Твоих запачканных домов
Небесный гром, конечно, грянет,
И — не найду твоих следов..." Будущий вице-губернатор Бессарабии Ф. Ф. Вигель, современник А. С. Пушкина, вспоминая о своем первом приезде в Кишинев, писал: «Обширнее, бесконечнее, безобразнее и беспорядочнее деревни я не видывал. Издали он похож еще на что-нибудь, но въехав в него, я ахнул... И так Кишинев, невзирая на свою обширность, в правильности и чистоте едва ли может равняться с последним нашим уездным городом. Первоначально он был построен в лощине, на самом берегу местами запруженного ручья Бык, который удостаивают названием реки. Сия древняя часть города и доныне существует. Въезжая в нее, равно страдают и взор, и обоняние: она вся состоит в излучистых переулках, унизанных лачужками, тесно друг к другу приклеенных. Помои и нечистоты стекаются сюда из всех мест, отсюда впадают в Бык и в летние жары так заражают воздух, что производят повальные лихорадки. Поднявшись немного выше, начинается новый город и идет отлого вверх по горе. Улицы и разрывы между домами становятся шире, но неправильность линий и нечистота везде одинаковы».   На фото: Кишинёв начала XIX века. На крайнем правом снимке дом генерала Инзова, в котором некоторое время проживал поэт. Дом не сохранился. С владельцем дома - генерал- лейтенантом Иваном Никитичем Инзовым, храбрым боевым генералом, Пушкина связывали отношения сердечной привязанности, доброты и понимания. Наместник Бессарабии стал заботливым и попечительным другом молодого поэта, помогал ему в сложных ситуациях, входил в его нужды, заботы, по-отечески опекал и журил в случае необходимости.
Конечно, с попавшим из сиятельного града Петра в зачуханное сельское поселение, только пытающееся стать столицей губернии, Пушкиным произошёл культурный шок. " Проклятый город Кишинев! Тебя бранить язык устанет. Когда-нибудь на грешный кров Твоих запачканных домов Небесный гром, конечно, грянет, И — не найду твоих следов..." Будущий вице-губернатор Бессарабии Ф. Ф. Вигель, современник А. С. Пушкина, вспоминая о своем первом приезде в Кишинев, писал: «Обширнее, бесконечнее, безобразнее и беспорядочнее деревни я не видывал. Издали он похож еще на что-нибудь, но въехав в него, я ахнул... И так Кишинев, невзирая на свою обширность, в правильности и чистоте едва ли может равняться с последним нашим уездным городом. Первоначально он был построен в лощине, на самом берегу местами запруженного ручья Бык, который удостаивают названием реки. Сия древняя часть города и доныне существует. Въезжая в нее, равно страдают и взор, и обоняние: она вся состоит в излучистых переулках, унизанных лачужками, тесно друг к другу приклеенных. Помои и нечистоты стекаются сюда из всех мест, отсюда впадают в Бык и в летние жары так заражают воздух, что производят повальные лихорадки. Поднявшись немного выше, начинается новый город и идет отлого вверх по горе. Улицы и разрывы между домами становятся шире, но неправильность линий и нечистота везде одинаковы». На фото: Кишинёв начала XIX века. На крайнем правом снимке дом генерала Инзова, в котором некоторое время проживал поэт. Дом не сохранился. С владельцем дома - генерал- лейтенантом Иваном Никитичем Инзовым, храбрым боевым генералом, Пушкина связывали отношения сердечной привязанности, доброты и понимания. Наместник Бессарабии стал заботливым и попечительным другом молодого поэта, помогал ему в сложных ситуациях, входил в его нужды, заботы, по-отечески опекал и журил в случае необходимости.
Памятник декабристу Михаилу Орлову. Памятник установлен перед домом Кацики в 1975 году.  Генерал-майор Михаил Орлов с 1820 года был начальником 16-й пехотной дивизии, расквартированной в Молдавии. Возглавлял Кишинёвскую организацию декабристов. Орлов основал в Кишинёве первый сургучный завод и открыл ланкастерские школы для солдат и унтер-офицеров, способствуя тем самым образованию нижних чинов из молдаван.
Памятник декабристу Михаилу Орлову. Памятник установлен перед домом Кацики в 1975 году. Генерал-майор Михаил Орлов с 1820 года был начальником 16-й пехотной дивизии, расквартированной в Молдавии. Возглавлял Кишинёвскую организацию декабристов. Орлов основал в Кишинёве первый сургучный завод и открыл ланкастерские школы для солдат и унтер-офицеров, способствуя тем самым образованию нижних чинов из молдаван.
Супруги Орловы, автор Пушкин.  Около 50 портретов своих современников оставил нам А.С. Пушкин в кишиневский период, часто это единственные изображения известных горожан того времени.
Супруги Орловы, автор Пушкин. Около 50 портретов своих современников оставил нам А.С. Пушкин в кишиневский период, часто это единственные изображения известных горожан того времени.
Мы у входа во двор особняка Кацики. В подвале дома Михалаки Кацика масонская ложа проводила свои заседания, одним из организаторов которой был декабрист Михаил Орлов. Родился Кацика в 1779 году, а в 1804-м переехал в Молдавию, где со времени приезда и до 1825 года работал сборщиком таможенных пошлин. После этого в чине берегового капитана вышел в отставку. Скончался в 1858-м.

Свой частный дом грек Кацика сдавал членам масонской ложи. В начале 1821-го года в Кишиневе начала создаваться масонская ложа, основателем которой стал генерал-майор Павел Сергеевич Пущин. Пушкин, пребывавший в то время в Кишиневе, записал в своем дневнике (1821-год): «4 мая был я принят в масоны». Но на тот момент ложа, хотя и была создана, не была еще «зарегистрирована» Великой Ложей Астреей (создана в 1815 году в Петербурге). Одобрение от «Астреи» датировано 7 июля 1821 годом, кишиневской ложе дали название «Овидий» и номер – 25. Члены ложи, собиравшиеся в доме грека Кацика, все были знатными людьми того времени. Правда, ложа, не просуществовав и года (многие источники называют дату закрытия – 9 декабря 1821 года) была закрыта по распоряжению императора. По крайней мере, официально закрыта. Не исключено, что организация «Овидий» продолжала действовать нелегально. А наместник Бессарабии генерал И.Н. Инзов лишь отписывался высшему руководству, заявляя, что никаких масонских лож в Бессарабии нет. После закрытия ложи близкий друг Пушкина чиновник Н.С. Алексеев, который был казначеем «Овидия», передал поэту три тетради с приходно-расходными записями. На тетрадях Пушкин написал дату получения – «27 мая 1822 года, Кишинев». И в эти тетради поэт, будучи еще в Кишиневе, вписывал бессмертные строки – начало «Евгения Онегина».
Мы у входа во двор особняка Кацики. В подвале дома Михалаки Кацика масонская ложа проводила свои заседания, одним из организаторов которой был декабрист Михаил Орлов. Родился Кацика в 1779 году, а в 1804-м переехал в Молдавию, где со времени приезда и до 1825 года работал сборщиком таможенных пошлин. После этого в чине берегового капитана вышел в отставку. Скончался в 1858-м. Свой частный дом грек Кацика сдавал членам масонской ложи. В начале 1821-го года в Кишиневе начала создаваться масонская ложа, основателем которой стал генерал-майор Павел Сергеевич Пущин. Пушкин, пребывавший в то время в Кишиневе, записал в своем дневнике (1821-год): «4 мая был я принят в масоны». Но на тот момент ложа, хотя и была создана, не была еще «зарегистрирована» Великой Ложей Астреей (создана в 1815 году в Петербурге). Одобрение от «Астреи» датировано 7 июля 1821 годом, кишиневской ложе дали название «Овидий» и номер – 25. Члены ложи, собиравшиеся в доме грека Кацика, все были знатными людьми того времени. Правда, ложа, не просуществовав и года (многие источники называют дату закрытия – 9 декабря 1821 года) была закрыта по распоряжению императора. По крайней мере, официально закрыта. Не исключено, что организация «Овидий» продолжала действовать нелегально. А наместник Бессарабии генерал И.Н. Инзов лишь отписывался высшему руководству, заявляя, что никаких масонских лож в Бессарабии нет. После закрытия ложи близкий друг Пушкина чиновник Н.С. Алексеев, который был казначеем «Овидия», передал поэту три тетради с приходно-расходными записями. На тетрадях Пушкин написал дату получения – «27 мая 1822 года, Кишинев». И в эти тетради поэт, будучи еще в Кишиневе, вписывал бессмертные строки – начало «Евгения Онегина».
Улочки старого города и сегодня сохранили удивительное ощущение присутствия здесь поэта. Так же круто сбегает вниз с холма, где стоял когда-то дом Инзова, неблагоустроенная, вся в рытвинах, улица, ведущая к Благовещенской церкви, которую не раз посещал молодой поэт. Считается, что здесь зародился замысел поэмы «Гавриилиада».
Улочки старого города и сегодня сохранили удивительное ощущение присутствия здесь поэта. Так же круто сбегает вниз с холма, где стоял когда-то дом Инзова, неблагоустроенная, вся в рытвинах, улица, ведущая к Благовещенской церкви, которую не раз посещал молодой поэт. Считается, что здесь зародился замысел поэмы «Гавриилиада».
Улочки старого Кишинёва и Благовещенская церковь  –  одна из самых старых церквей Кишинева. Нынешнее здание церкви было построено в период с 1807 по 1810 годы на месте старого храма. Какая была старая церковь — достоверно не известно, одни источники утверждают, что каменная (например, энциклопедия Кишинёва 1997 г), другие — что деревянная (энциклопедия Кишинёва 1984 г), третьи — просто сообщают о наличии на этом месте церкви. Необходимость в возведении нового храма объяснялась тем, что старая церковь была разрушена в результате боевых действий между турецкой и российской армиями.
Улочки старого Кишинёва и Благовещенская церковь – одна из самых старых церквей Кишинева. Нынешнее здание церкви было построено в период с 1807 по 1810 годы на месте старого храма. Какая была старая церковь — достоверно не известно, одни источники утверждают, что каменная (например, энциклопедия Кишинёва 1997 г), другие — что деревянная (энциклопедия Кишинёва 1984 г), третьи — просто сообщают о наличии на этом месте церкви. Необходимость в возведении нового храма объяснялась тем, что старая церковь была разрушена в результате боевых действий между турецкой и российской армиями.
Благовещенская церковь. Благодаря постельнику (придворная боярская должность) Гавриилу Теренте и другим прихожанам храм был восстановлен и освящен 4 ноября 1810 года. Рядом с церковью находились дом престарелых и детская воскресная школа.
Благовещенская церковь. Благодаря постельнику (придворная боярская должность) Гавриилу Теренте и другим прихожанам храм был восстановлен и освящен 4 ноября 1810 года. Рядом с церковью находились дом престарелых и детская воскресная школа.
Благовещенская церковь. В 1824 году церковь была обнесена каменной оградой. Серьёзным ремонтам подвергалась в 1910, 1913 и 1942 годах. С 1952 года, в советское время, церковь не функционировала, в её здании располагался склад музейных экспонатов. Также на территории церкви в 1970-х годах располагались мастерские Реставрационного комбината Мин. Культ. МССР. В 1980-х церковь была отреставрирована этим предприятием.
Благовещенская церковь. В 1824 году церковь была обнесена каменной оградой. Серьёзным ремонтам подвергалась в 1910, 1913 и 1942 годах. С 1952 года, в советское время, церковь не функционировала, в её здании располагался склад музейных экспонатов. Также на территории церкви в 1970-х годах располагались мастерские Реставрационного комбината Мин. Культ. МССР. В 1980-х церковь была отреставрирована этим предприятием.
Благовещенская церковь. Только 28 июня 1990 года осуществилась регистрация православной общины и церковь открылась для прихожан. Здание церкви представляет собой типичное старо молдавское культовое сооружение, прямоугольное в плане, с классическим трехклассным делением, с перекрытой куполом колокольней над нартексом. Богато декорирована выступающими лопатками, обрамлениями проёмов и развитым карнизом с фризом в виде ряда зубчиков. Детали выделяются белым цветом на фоне палевой стены.
Благовещенская церковь. Только 28 июня 1990 года осуществилась регистрация православной общины и церковь открылась для прихожан. Здание церкви представляет собой типичное старо молдавское культовое сооружение, прямоугольное в плане, с классическим трехклассным делением, с перекрытой куполом колокольней над нартексом. Богато декорирована выступающими лопатками, обрамлениями проёмов и развитым карнизом с фризом в виде ряда зубчиков. Детали выделяются белым цветом на фоне палевой стены.
Благовещенская церковь. Ещё немного о пребывании Пушкина в Бессарабии. Итак, завершался 1821 год... Бессарабия готовилась встретить десятилетие своего присоединения к России. Срок минул небольшой, но сколько перемен! Какие живительные истоки пробудили край, освобожденный от османского ига!

Люди перестали бояться набегов татар, начали селиться у дорог, на более удобных, открытых местах. Поднимались новые селения, сокращались расстояния. Центром всей деловой и общественной жизни края стал Кишинев. Спустя всего шесть лет здесь уже действует митрополия, открыты духовная семинария, а при ней — типография, пансион для детей. В типографии изданы букварь для желающих изучать молдавский язык, краткая русскомолдавская грамматика. Развивались цеха портных, столяров, плотников, каменщиков, стекольщиков, кожевников. В верхней части города разбит городской сад, начинаются плановые европейские застройки Кишинева. Прямые улицы, каменные дома в два­-три этажа. Открылась городская больница на 36 коек.
Благовещенская церковь. Ещё немного о пребывании Пушкина в Бессарабии. Итак, завершался 1821 год... Бессарабия готовилась встретить десятилетие своего присоединения к России. Срок минул небольшой, но сколько перемен! Какие живительные истоки пробудили край, освобожденный от османского ига! Люди перестали бояться набегов татар, начали селиться у дорог, на более удобных, открытых местах. Поднимались новые селения, сокращались расстояния. Центром всей деловой и общественной жизни края стал Кишинев. Спустя всего шесть лет здесь уже действует митрополия, открыты духовная семинария, а при ней — типография, пансион для детей. В типографии изданы букварь для желающих изучать молдавский язык, краткая русскомолдавская грамматика. Развивались цеха портных, столяров, плотников, каменщиков, стекольщиков, кожевников. В верхней части города разбит городской сад, начинаются плановые европейские застройки Кишинева. Прямые улицы, каменные дома в два­-три этажа. Открылась городская больница на 36 коек.
Прогулка по старинной улочке Кишинёва. Справа за оградой литературно-мемориальный дом-музей имени Александра Сергеевича Пушкина. К сожалению, время и люди не пощадили архитектурных реликвий тех времён. С каждым годом их становится все меньше. Не сохранился и дом боярина Донича, который считался самым роскошным в Кишиневе. Его снимал И. Н. Инзов, здесь находилась канцелярия наместника и здесь, по его приглашению, жил Пушкин. В этом доме познал он расцвет своего творчества «бессарабскую весну» 1821 года. Нет на карте нынешнего города здания, где квартировал приятель поэта Н. С. Алексеев, у которого он жил до отъезда в Одессу. На наших глазах изменился до неузнаваемости дом боярина Варфоломея (ныне здание «Лукойла») и снесен дом вице-губернатора Т. Крупенского, где находился первый городской театр и где на балах бывали Пушкин и К.Стамати.

К счастью, время все же сохранило для потомков несколько архитектурных раритетов. Один из самых ценных - скромный домик по бывшей ул. Антоновской, 19 – первый кишиневский адрес поэта. «Пушкин приехал в Кишинев 21 сентября…остановился в заезжем доме у Ивана Николаевича Наумова…Дом и флигель очень опрятные и не глиняные; тут останавливались все высшие приезжавшие лица», - вспоминал И. П. Липранди. С 1948 года в этом историческом здании был открыт музей, а с 1987 года в нем размещена мемориально - бытовая экспозиция, рассказывающая о первых месяцах пребывания А. С. Пушкина в Бессарабии.
Прогулка по старинной улочке Кишинёва. Справа за оградой литературно-мемориальный дом-музей имени Александра Сергеевича Пушкина. К сожалению, время и люди не пощадили архитектурных реликвий тех времён. С каждым годом их становится все меньше. Не сохранился и дом боярина Донича, который считался самым роскошным в Кишиневе. Его снимал И. Н. Инзов, здесь находилась канцелярия наместника и здесь, по его приглашению, жил Пушкин. В этом доме познал он расцвет своего творчества «бессарабскую весну» 1821 года. Нет на карте нынешнего города здания, где квартировал приятель поэта Н. С. Алексеев, у которого он жил до отъезда в Одессу. На наших глазах изменился до неузнаваемости дом боярина Варфоломея (ныне здание «Лукойла») и снесен дом вице-губернатора Т. Крупенского, где находился первый городской театр и где на балах бывали Пушкин и К.Стамати. К счастью, время все же сохранило для потомков несколько архитектурных раритетов. Один из самых ценных - скромный домик по бывшей ул. Антоновской, 19 – первый кишиневский адрес поэта. «Пушкин приехал в Кишинев 21 сентября…остановился в заезжем доме у Ивана Николаевича Наумова…Дом и флигель очень опрятные и не глиняные; тут останавливались все высшие приезжавшие лица», - вспоминал И. П. Липранди. С 1948 года в этом историческом здании был открыт музей, а с 1987 года в нем размещена мемориально - бытовая экспозиция, рассказывающая о первых месяцах пребывания А. С. Пушкина в Бессарабии.
Бюст во дворе дома-музея А.С.Пушкина в Кишиневе, скульптор М. Аникушин. С величайшим упоением Пушкин  трудится  в Кишиневе. Вот уж на столе беловой вариант новой поэмы «Кавказский пленник», написана поэма «Гавриилиада», начаты поэмы «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», «Влюбленный бес». Кроме этого множество стихотворений, писем, записок, рисунков.
А сколько событий вокруг, коих он участник, свидетель, летописец! Женился командир 16й пехотной дивизии генерал­майор Михаил Федорович Орлов, и Раевские, милые его сердцу друзья, всей семьей нагрянули в Кишинев. Не оттого ли случилось землетрясение 14 июля?! А может, эта земля, как и вся Европа, содрогнулась от обрушившихся на неё революций? Восстала Греция! Предводитель гетеристов в Молдове и Валахии — молодой генерал русской армии князь Александр Ипсиланти. Завидная судьба! Но будет ли война? И на чьей стороне выступит Россия? Поддержит ли государь восставших? Эти вопросы волновали не только поэта. Счастливейшие дни общения с главой южных декабристов подполковником Павлом Пестелем в доме М.Ф. Орлова. Горячие споры в ложе «Овидий». Но что творится в дивизии Орлова? Полки возмущаются один за другим. По всему видать, Орлов сам готов с ними перейти к решительным мерам.
Бюст во дворе дома-музея А.С.Пушкина в Кишиневе, скульптор М. Аникушин. С величайшим упоением Пушкин трудится в Кишиневе. Вот уж на столе беловой вариант новой поэмы «Кавказский пленник», написана поэма «Гавриилиада», начаты поэмы «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», «Влюбленный бес». Кроме этого множество стихотворений, писем, записок, рисунков. А сколько событий вокруг, коих он участник, свидетель, летописец! Женился командир 16й пехотной дивизии генерал­майор Михаил Федорович Орлов, и Раевские, милые его сердцу друзья, всей семьей нагрянули в Кишинев. Не оттого ли случилось землетрясение 14 июля?! А может, эта земля, как и вся Европа, содрогнулась от обрушившихся на неё революций? Восстала Греция! Предводитель гетеристов в Молдове и Валахии — молодой генерал русской армии князь Александр Ипсиланти. Завидная судьба! Но будет ли война? И на чьей стороне выступит Россия? Поддержит ли государь восставших? Эти вопросы волновали не только поэта. Счастливейшие дни общения с главой южных декабристов подполковником Павлом Пестелем в доме М.Ф. Орлова. Горячие споры в ложе «Овидий». Но что творится в дивизии Орлова? Полки возмущаются один за другим. По всему видать, Орлов сам готов с ними перейти к решительным мерам.
Главный экспонат литературно-мемориального дома-музея имени Александра Сергеевича Пушкина - «Домик Пушкина», строение, которое оказалось одним из немногих уцелевших зданий, в которых действительно жил поэт. Это был заезжий дом (гостиница), принадлежавший кишиневскому купцу Ивану Наумову. Пушкин поселился в доме сразу после приезда в Бессарабию – 21 сентября 1820 года и жил там как минимум до середины ноября того же года. Не смотря на то, что поэт прожил в нём немногим больше месяца, но этого месяца Наумову хватило с лихвой, чтобы потом, несколько десятилетий кряду, по воспоминаниям И. Н. Халиппы, потчевать чиновников областного управления рассказами о жизни Пушкина в его доме.

В доме Наумова поэт продолжал работать над поэмой "Кавказский пленник", начатой еще в августе 1820 года в Крыму. Здесь написаны также стихотворения "Дочери Карагеоргия", "Черная шаль" (молдавская песня), в которых отразились уже местные, молдавские, впечатления (Карагеоргий -герой сербского восстания 1806 года, его вдова с дочерью иногда приезжала в Кишинев по делам).
 На фото: на рисунке показано, как дом выглядел 70 лет назад.
Главный экспонат литературно-мемориального дома-музея имени Александра Сергеевича Пушкина - «Домик Пушкина», строение, которое оказалось одним из немногих уцелевших зданий, в которых действительно жил поэт. Это был заезжий дом (гостиница), принадлежавший кишиневскому купцу Ивану Наумову. Пушкин поселился в доме сразу после приезда в Бессарабию – 21 сентября 1820 года и жил там как минимум до середины ноября того же года. Не смотря на то, что поэт прожил в нём немногим больше месяца, но этого месяца Наумову хватило с лихвой, чтобы потом, несколько десятилетий кряду, по воспоминаниям И. Н. Халиппы, потчевать чиновников областного управления рассказами о жизни Пушкина в его доме. В доме Наумова поэт продолжал работать над поэмой "Кавказский пленник", начатой еще в августе 1820 года в Крыму. Здесь написаны также стихотворения "Дочери Карагеоргия", "Черная шаль" (молдавская песня), в которых отразились уже местные, молдавские, впечатления (Карагеоргий -герой сербского восстания 1806 года, его вдова с дочерью иногда приезжала в Кишинев по делам). На фото: на рисунке показано, как дом выглядел 70 лет назад.
Рисунки Пушкина бессарабской поры. С лева на право: Владимир Федосеевич Раевский (1795-1872), офицер, поэт, публицист, герой Отечественной войны 1812 г., участник раннего декабристского движения; Иван Никитич Инзов – главный попечитель и председатель Попечительского комитета об иностранных поселенцах южного края России, генерал от инфантерии; Горчаков Владимир Петрович (1800—1868), квартирмейстер при штабе 16-й пехотной дивизии, с мая 1822 года участник военно-топографической съемки Бессарабии.
Рисунки Пушкина бессарабской поры. С лева на право: Владимир Федосеевич Раевский (1795-1872), офицер, поэт, публицист, герой Отечественной войны 1812 г., участник раннего декабристского движения; Иван Никитич Инзов – главный попечитель и председатель Попечительского комитета об иностранных поселенцах южного края России, генерал от инфантерии; Горчаков Владимир Петрович (1800—1868), квартирмейстер при штабе 16-й пехотной дивизии, с мая 1822 года участник военно-топографической съемки Бессарабии.
Литературно-мемориальный музей имени Александра Сергеевича Пушкина. Постановление о создании в Кишиневе дома-музея А. С. Пушкина было принято правительством Молдавской ССР 31 мая 1946 года. Открытие музея состоялось 10 февраля 1948 года.
Литературно-мемориальный музей имени Александра Сергеевича Пушкина. Постановление о создании в Кишиневе дома-музея А. С. Пушкина было принято правительством Молдавской ССР 31 мая 1946 года. Открытие музея состоялось 10 февраля 1948 года.
Литературно-мемориальный дом-музей имени А. С. Пушкина. Кроме самого дома  купца Ивана Наумова, в состав музея были переданы близлежащие здания литературной экспозиции и так называемой «Пушкинской аудитории», в которых разместили фондохранилище и библиотеку.
Литературно-мемориальный дом-музей имени А. С. Пушкина. Кроме самого дома купца Ивана Наумова, в состав музея были переданы близлежащие здания литературной экспозиции и так называемой «Пушкинской аудитории», в которых разместили фондохранилище и библиотеку.
Перед литературно-мемориальным музеем имени А. С. Пушкина. 10 октября 1969 года в состав музея также был включен филиал, занимающий бывшую усадьбу боярина Замфира Ралли, расположенную в селе Долна Страшенского района. Пушкин посещал усадьбу Ралли летом 1821 года. Впечатления Пушкина от этого посещения привели к созданию поэмы «Цыганы». Осмотрев места связанные с Пушкиным в Кишинёве, мы отправляемся в село Долна, где находится ещё одно поэтическое наследие наших краёв.
Перед литературно-мемориальным музеем имени А. С. Пушкина. 10 октября 1969 года в состав музея также был включен филиал, занимающий бывшую усадьбу боярина Замфира Ралли, расположенную в селе Долна Страшенского района. Пушкин посещал усадьбу Ралли летом 1821 года. Впечатления Пушкина от этого посещения привели к созданию поэмы «Цыганы». Осмотрев места связанные с Пушкиным в Кишинёве, мы отправляемся в село Долна, где находится ещё одно поэтическое наследие наших краёв.
Рядом с пушкинскими местами Кишинёва находится замечательный ресторан - "Acasă la mama" (Дома у мамы). Очень рекомендую, особенно после прогулки на свежем воздухе.
Рядом с пушкинскими местами Кишинёва находится замечательный ресторан - "Acasă la mama" (Дома у мамы). Очень рекомендую, особенно после прогулки на свежем воздухе.
Ресторан "Acasă la mama" - это ресторан в молдавском стиле, с традиционной кухней, интерьером и неповторимой атмосферой. Место полное традиций, где каждый предмет обладает своей историей, которая уводит в свой неповторимый мир. Рецепты блюд пришли из крестьянских селений центра Молдавии и удивляют простотой, изысканностью и материнской любовью.
Ресторан "Acasă la mama" - это ресторан в молдавском стиле, с традиционной кухней, интерьером и неповторимой атмосферой. Место полное традиций, где каждый предмет обладает своей историей, которая уводит в свой неповторимый мир. Рецепты блюд пришли из крестьянских селений центра Молдавии и удивляют простотой, изысканностью и материнской любовью.
И так мы движемся в сторону села Долна. По дороге мы можем любоваться молдавской природой в самом начале декабря. Этому здорово способствует солнечная погода.
И так мы движемся в сторону села Долна. По дороге мы можем любоваться молдавской природой в самом начале декабря. Этому здорово способствует солнечная погода.
Холмы, перелески и небольшие озёра, типичный ландшафт средней части Молдавии.
Холмы, перелески и небольшие озёра, типичный ландшафт средней части Молдавии.
Тепло и солнце, не смотря на декабрь, способствуют романтическому настроению, что особенно уместно, когда посещаешь места связанные с Пушкиным.
Тепло и солнце, не смотря на декабрь, способствуют романтическому настроению, что особенно уместно, когда посещаешь места связанные с Пушкиным.
Уже стало достаточно типично для декабря, тёплая, без осадков погода, характерная больше для периода поздней осени. Всё меняется вокруг с годами, даже погода.
Уже стало достаточно типично для декабря, тёплая, без осадков погода, характерная больше для периода поздней осени. Всё меняется вокруг с годами, даже погода.
По дороге в Долну, мы завернули в ещё в одно удивительное место, здесь находится одна из немногих сохранившихся, деревянная церковь конца XVIII  века. Поездка по такой сельской глубинке создаёт впечатление, что современная цивилизация это где-то далеко, на другой планете. А здесь щебёночная дорога, холмы, сады и деревенские дома, порой неказистого вида. Сплошная архаика и ничего лишнего.
По дороге в Долну, мы завернули в ещё в одно удивительное место, здесь находится одна из немногих сохранившихся, деревянная церковь конца XVIII века. Поездка по такой сельской глубинке создаёт впечатление, что современная цивилизация это где-то далеко, на другой планете. А здесь щебёночная дорога, холмы, сады и деревенские дома, порой неказистого вида. Сплошная архаика и ничего лишнего.
Типичный холмистый ландшафт средней части Молдавии.
Типичный холмистый ландшафт средней части Молдавии.
Заезжаем в село Хородиште (Horodişte). Здесь уже эклектика. Крест на холме, покосившиеся заборы и иномарка подпирающая их. Но, самое главное другое, то ради чего я разместил этот снимок в этом альбоме. Газовая труба. Да, село расположенное в невообразимой глуши, полностью газифицировано. Этим вопросом серьёзно занимались при президенте коммунисте Воронине. На зависть сельской глубинке России и Украине, он провёл газ к каждому молдавскому аулу. Но, нет худа без добра, теперь его можно обвинять в том, что он железной трубой крепко привязал Молдавию к России. Это был, скорей всего, коварный умысел пророссийского президента. Но, нынешние либерально-ограниченные власти пытаются с этим бороться, мечутся по всей Европе в поисках альтернативных поставок.
Заезжаем в село Хородиште (Horodişte). Здесь уже эклектика. Крест на холме, покосившиеся заборы и иномарка подпирающая их. Но, самое главное другое, то ради чего я разместил этот снимок в этом альбоме. Газовая труба. Да, село расположенное в невообразимой глуши, полностью газифицировано. Этим вопросом серьёзно занимались при президенте коммунисте Воронине. На зависть сельской глубинке России и Украине, он провёл газ к каждому молдавскому аулу. Но, нет худа без добра, теперь его можно обвинять в том, что он железной трубой крепко привязал Молдавию к России. Это был, скорей всего, коварный умысел пророссийского президента. Но, нынешние либерально-ограниченные власти пытаются с этим бороться, мечутся по всей Европе в поисках альтернативных поставок.
У ворот сельского кладбища села Хородиште.
У ворот сельского кладбища села Хородиште.
А вот, ради чего я сделал небольшой крюк по дороге в Долну, деревянная церковь Святого Николая.
А вот, ради чего я сделал небольшой крюк по дороге в Долну, деревянная церковь Святого Николая.
Кладбище из далёкого XVIII века. Старые кресты напоминают о простых людях здесь когда-то живших, работавших, влюблявшихся и продолжающих жить в своих потомках. А сами кресты напоминают о бренности всего сущего.
Кладбище из далёкого XVIII века. Старые кресты напоминают о простых людях здесь когда-то живших, работавших, влюблявшихся и продолжающих жить в своих потомках. А сами кресты напоминают о бренности всего сущего.
Деревянная церковь Святого Николая была построена в период 1771 - 1797 годы.
Деревянная церковь Святого Николая была построена в период 1771 - 1797 годы.
Деревянная церковь Святого Николая в селе Хородиште Каларашского района.
Деревянная церковь Святого Николая в селе Хородиште Каларашского района.
Деревянная церковь Святого Николая. Церковь в Хородиште - единственная в Молдавии святая обитель в византийском стиле, которую построили без единого металлического гвоздя. Храму больше двух столетий, и он пережил немало испытаний. Он собран специальным способом, при землетрясении вибрирует, но не разваливается,  эта техника в народе называется "хвост ласточки". Еще на что стоит обратить внимание, это на фундамент церкви. Он собран из древних надгробий.
Деревянная церковь Святого Николая. Церковь в Хородиште - единственная в Молдавии святая обитель в византийском стиле, которую построили без единого металлического гвоздя. Храму больше двух столетий, и он пережил немало испытаний. Он собран специальным способом, при землетрясении вибрирует, но не разваливается, эта техника в народе называется "хвост ласточки". Еще на что стоит обратить внимание, это на фундамент церкви. Он собран из древних надгробий.
Деревянная церковь Святого Николая. Церковь подняли там, где практически родилось село Хородиште, у подножия холма Плеша.
Деревянная церковь Святого Николая. Церковь подняли там, где практически родилось село Хородиште, у подножия холма Плеша.
Кладбище села Хородиште и его  деревянная церковь Святого Николая. Можно, глядя на неё, легко представить рядом с ней Пушкина. Когда он бывал в этих местах, она уже не один год стояла здесь.
Кладбище села Хородиште и его деревянная церковь Святого Николая. Можно, глядя на неё, легко представить рядом с ней Пушкина. Когда он бывал в этих местах, она уже не один год стояла здесь.
Старинное кладбище села Хородиште и его древние кресты.
Старинное кладбище села Хородиште и его древние кресты.
Деревянная церковь Святого Николая. Больше ста лет в старой церкви не проводят службы, поэтому местные жители ходят на службу в другой храм.
Деревянная церковь Святого Николая. Больше ста лет в старой церкви не проводят службы, поэтому местные жители ходят на службу в другой храм.
Деревянная церковь Святого Николая в селе Хородиште. Внутри старой церкви ничего нет, кроме нескольких икон. Местные власти затеяли кипучую деятельность  по вопросу реставрации памятника деревянного зодчества. Воплотится ли это в реальные дела, будем посмотреть.
Деревянная церковь Святого Николая в селе Хородиште. Внутри старой церкви ничего нет, кроме нескольких икон. Местные власти затеяли кипучую деятельность по вопросу реставрации памятника деревянного зодчества. Воплотится ли это в реальные дела, будем посмотреть.
С холма, где расположена старая деревянная церковь виден другой сельский храм, помоложе и что скрывать, покрасивей.
С холма, где расположена старая деревянная церковь виден другой сельский храм, помоложе и что скрывать, покрасивей.
Село Хородиште. Церковь Параскевы Сербской. Параскева Сербская (Света Петка, Параскева Тырновская, Параскева Болгарская и Параскева Молдавская) - христианская святая, почитаемая в православии в лике преподобных. 
Точные даты рождения святой неизвестны. В житии сообщается, что Параскева родилась в древнем граде Эпиват (ныне Селимпаша, Турция). После смерти родителей Параскева раздала всё наследство бедным и нуждающимся, а сама ушла в Константинополь, где приняла монашеский постриг и затем отправилась в длительное паломничество к христианским святыням.
Село Хородиште. Церковь Параскевы Сербской. Параскева Сербская (Света Петка, Параскева Тырновская, Параскева Болгарская и Параскева Молдавская) - христианская святая, почитаемая в православии в лике преподобных. Точные даты рождения святой неизвестны. В житии сообщается, что Параскева родилась в древнем граде Эпиват (ныне Селимпаша, Турция). После смерти родителей Параскева раздала всё наследство бедным и нуждающимся, а сама ушла в Константинополь, где приняла монашеский постриг и затем отправилась в длительное паломничество к христианским святыням.
Село Хородиште. Церковь Параскевы Сербской. Постройка   с 1897 года по 1917 год. Немного о святой. После паломничества Параскева отшельницей поселилась в Иорданской долине. Лишь в пожилом возрасте, за два года до своей смерти, Параскева вернулась в родной город. После своей смерти Параскева Сербская была захоронена на общем кладбище как неизвестная странница.
Позднее мощи Параскевы были чудесным образом обретены и размещены в городском храме, где с ними происходили различные чудеса. В 1238 году мощи святой Параскевы были перенесены в Болгарию в Велико-Тырново. После захвата Болгарии турками мощи Параскевы вывезли сперва в Валахию, а когда и она пала, в Сербию.
Село Хородиште. Церковь Параскевы Сербской. Постройка с 1897 года по 1917 год. Немного о святой. После паломничества Параскева отшельницей поселилась в Иорданской долине. Лишь в пожилом возрасте, за два года до своей смерти, Параскева вернулась в родной город. После своей смерти Параскева Сербская была захоронена на общем кладбище как неизвестная странница. Позднее мощи Параскевы были чудесным образом обретены и размещены в городском храме, где с ними происходили различные чудеса. В 1238 году мощи святой Параскевы были перенесены в Болгарию в Велико-Тырново. После захвата Болгарии турками мощи Параскевы вывезли сперва в Валахию, а когда и она пала, в Сербию.
Село Хородиште. Церковь Параскевы Сербской. Немного о святой. В 1521 Белград был захвачен Османской империей, после чего мощи Параскевы Сербской были вывезены в Константинополь, а чуть более сотни лет спустя их перенесли в молдавский город Яссы (ныне в составе Румынии), где мощи святой Параскевы и находятся до сих пор.
Параскева Сербская, также известная под именами Света Петка, Параскева Тырновская, Параскева Болгарская и Параскева Молдавская, наибольшим почитанием пользуется на Балканах и в старые времена даже переплетался с народной любовью к языческой богине Мокоши, что вылилось в итоге в образование культа почитания Параскевы-Пятницы, мифологической персонификации пятницы как дня недели.
Образ святой преподобной Параскевы Сербской имеет весьма широкое и разнообразное представление в православной иконографии.
Празднование памяти Параскевы Сербской происходит в русском православии два раза в год: 27 (14 по старому стилю) октября и 12 сентября (30 августа).
Село Хородиште. Церковь Параскевы Сербской. Немного о святой. В 1521 Белград был захвачен Османской империей, после чего мощи Параскевы Сербской были вывезены в Константинополь, а чуть более сотни лет спустя их перенесли в молдавский город Яссы (ныне в составе Румынии), где мощи святой Параскевы и находятся до сих пор. Параскева Сербская, также известная под именами Света Петка, Параскева Тырновская, Параскева Болгарская и Параскева Молдавская, наибольшим почитанием пользуется на Балканах и в старые времена даже переплетался с народной любовью к языческой богине Мокоши, что вылилось в итоге в образование культа почитания Параскевы-Пятницы, мифологической персонификации пятницы как дня недели. Образ святой преподобной Параскевы Сербской имеет весьма широкое и разнообразное представление в православной иконографии. Празднование памяти Параскевы Сербской происходит в русском православии два раза в год: 27 (14 по старому стилю) октября и 12 сентября (30 августа).
Мы покинули  Хородиште, из молдавской глубинки вернулись на островок современной цивилизации, на старую, советской постройки, дорогу, ведущую к селу Долна. Этот населённый пункт  основан в 15 веке, вернее о нём впервые упоминается в документах того времени. Это скорей всего было пару домов молдавских колонистов, осваивающих эти, пустующие после татаро-монгольского нашествия, земли.  Село расположено на высоте 173 метров над уровнем моря. По данным переписи населения 2004 года, в селе Долна проживает 1155 человек (580 мужчин, 575 женщин). В принципе оно не чем особенным не примечательно, если бы не находящийся здесь дом-музей «Усадьба семьи Ралли». В ней Александр Сергеевич Пушкин прожил около двух месяцев во время своего пребывания в Бессарабии.
Мы покинули Хородиште, из молдавской глубинки вернулись на островок современной цивилизации, на старую, советской постройки, дорогу, ведущую к селу Долна. Этот населённый пункт основан в 15 веке, вернее о нём впервые упоминается в документах того времени. Это скорей всего было пару домов молдавских колонистов, осваивающих эти, пустующие после татаро-монгольского нашествия, земли. Село расположено на высоте 173 метров над уровнем моря. По данным переписи населения 2004 года, в селе Долна проживает 1155 человек (580 мужчин, 575 женщин). В принципе оно не чем особенным не примечательно, если бы не находящийся здесь дом-музей «Усадьба семьи Ралли». В ней Александр Сергеевич Пушкин прожил около двух месяцев во время своего пребывания в Бессарабии.
Мы заехали в  село Долна, по безлюдным улицам, согласно указателям проезжаем  к усадьбе семьи Ралли. Вокруг усадьбы раскинулся большой парк.
Мы заехали в село Долна, по безлюдным улицам, согласно указателям проезжаем к усадьбе семьи Ралли. Вокруг усадьбы раскинулся большой парк.
На стоянке у здания музей «Усадьба семьи Ралли» оставляем машину и заходим на территорию усадьбы.
На стоянке у здания музей «Усадьба семьи Ралли» оставляем машину и заходим на территорию усадьбы.
Мы перед музейным комплексом  «Усадьба семьи Ралли». Всю территорию усадьбы огораживает, сделанный  в  национальном стиле, деревянный забор с красивыми воротами.
Мы перед музейным комплексом «Усадьба семьи Ралли». Всю территорию усадьбы огораживает, сделанный в национальном стиле, деревянный забор с красивыми воротами.
Солнце на закате дня и всё вокруг расцвечено в тёплых тонах, от этого реальность выглядит необыкновенно сказочной. Немного о хозяевах этого поместья с редкой фамилией Ралли. Во времена Пушкина семья (Ралли) состояла из  Замфира Ралли, его жены Смаранды, урождённой Арборе, дочери буковинского боярина Григория Арборе, трех дочерей её, Екатерины, Мариоры и Елены, и трех сыновей, Ивана, Михаила и Константина, усыновленного боярином Григорием Арборе, который не имел сыновей и лишь двух дочерей Смаранду Арборе и Сафтику Арборе, мать Когылничану, известного политического деятеля Молдавии. 
Во время пребывания Пушкина в Кишиневе замужем была только Екатерина, по мужу Стамо. В тридцатых годах старший из фамилии Ралли — Иван — женился на двоюродной сестре Михаила Бакунина Анне Павловне Полторацкой; Михаил  и Константин Арборе женились на двух родных сестрах Домнике и Ольге Рева, польках, и после смерти  Замфира, погребенного в Кишиневе, поселились сначала в Черновцах, а затем на Буковине.

Относительно фамилии Ралли существует документ, который указывает на итальянское происхождение этой фамилии, существующей и поныне в Италии. Он  написан на итальянском языке и гласит, что Джовани Ралли был сыном Кристофа Ралли, гражданина Венеции, и что за какие-то доблести „pericoli della propria vita“ получил княжеский титул „decorato del titulo di conte“, сын же его Джовани Ралли, отец   Замфира Ралли, подписывался „conti Giovani Ralli“.

Внизу этого фамильного документа находится следующая скрепка на русском языке: „Сей диплом в Росийско-Императорской Генерально-Консульской канцелярии является и в актовую книгу под № 46, подписанном запискою: «Во уверении чего при подписании Генерального Консула в Молдавии и Бессарабии и с приложением печати свидетельствуется. Яссы, 1 ноября 1802 года. Подписи: Василий Малиновский: Секретарь Волков». Что касается самого документа на итальянском языке, то он датирован «1 сентября 1795 года»“.
Солнце на закате дня и всё вокруг расцвечено в тёплых тонах, от этого реальность выглядит необыкновенно сказочной. Немного о хозяевах этого поместья с редкой фамилией Ралли. Во времена Пушкина семья (Ралли) состояла из Замфира Ралли, его жены Смаранды, урождённой Арборе, дочери буковинского боярина Григория Арборе, трех дочерей её, Екатерины, Мариоры и Елены, и трех сыновей, Ивана, Михаила и Константина, усыновленного боярином Григорием Арборе, который не имел сыновей и лишь двух дочерей Смаранду Арборе и Сафтику Арборе, мать Когылничану, известного политического деятеля Молдавии. Во время пребывания Пушкина в Кишиневе замужем была только Екатерина, по мужу Стамо. В тридцатых годах старший из фамилии Ралли — Иван — женился на двоюродной сестре Михаила Бакунина Анне Павловне Полторацкой; Михаил и Константин Арборе женились на двух родных сестрах Домнике и Ольге Рева, польках, и после смерти Замфира, погребенного в Кишиневе, поселились сначала в Черновцах, а затем на Буковине. Относительно фамилии Ралли существует документ, который указывает на итальянское происхождение этой фамилии, существующей и поныне в Италии. Он написан на итальянском языке и гласит, что Джовани Ралли был сыном Кристофа Ралли, гражданина Венеции, и что за какие-то доблести „pericoli della propria vita“ получил княжеский титул „decorato del titulo di conte“, сын же его Джовани Ралли, отец Замфира Ралли, подписывался „conti Giovani Ralli“. Внизу этого фамильного документа находится следующая скрепка на русском языке: „Сей диплом в Росийско-Императорской Генерально-Консульской канцелярии является и в актовую книгу под № 46, подписанном запискою: «Во уверении чего при подписании Генерального Консула в Молдавии и Бессарабии и с приложением печати свидетельствуется. Яссы, 1 ноября 1802 года. Подписи: Василий Малиновский: Секретарь Волков». Что касается самого документа на итальянском языке, то он датирован «1 сентября 1795 года»“.
Так выглядела  усадьба семьи Ралли во времена Пушкина в первой четверти XIX века.
Так выглядела усадьба семьи Ралли во времена Пушкина в первой четверти XIX века.
Так выглядит усадьба семьи Ралли в первой четверти XXI века. Пушкин был тесно связан с семейством кэминара (сборщика налогов с питейных заведений), члена Верховного совета Бессарабской области Замфиром Ралли. Поэт часто бывал в его доме в Кишиневе, общался и дружил с его сыновьями и дочерями, участвовал в устраиваемых там музыкальных вечерах, гулял с ними по городскому парку, посещал театр. Великосветские рауты Ралли-Арборе считались одними из самых изысканных в Молдове. А.С Пушкин, со временем, стал завсегдатаем раутов в усадьбе.
Так выглядит усадьба семьи Ралли в первой четверти XXI века. Пушкин был тесно связан с семейством кэминара (сборщика налогов с питейных заведений), члена Верховного совета Бессарабской области Замфиром Ралли. Поэт часто бывал в его доме в Кишиневе, общался и дружил с его сыновьями и дочерями, участвовал в устраиваемых там музыкальных вечерах, гулял с ними по городскому парку, посещал театр. Великосветские рауты Ралли-Арборе считались одними из самых изысканных в Молдове. А.С Пушкин, со временем, стал завсегдатаем раутов в усадьбе.
Внутри дома музейного  комплекса «Усадьба семьи Ралли» находится большая коллекция предметов и документов той эпохи.
Внутри дома музейного комплекса «Усадьба семьи Ралли» находится большая коллекция предметов и документов той эпохи.
Внутри дома музейного комплекса «Усадьба семьи Ралли». Дом помещика Ралли был построен в начале 19 века, и почти не изменился, хотя подвергался несколько раз реставрации. В 1900 году Александр и Владимир — внуки К.И.Ралли и Е.К.Ралли (Кудревич) — проиграли в карты Долну купцу Чикалову, а тот продал имение помещице Морозовой. После коллективизации, до 1964 года дом принадлежал селу, здесь была сельская библиотека, музыкальная школа, почта. Официальными источниками, однако, умалчивается, что в конце сороковых годов, когда шла в Молдавии сплошая коллективизация, в нем умудрились разместить мастерские по ремонту сельхозтехники местной Долнянской МТС. Всё было изуродовано и искорёжено. Это была многолетняя эпопея, в течение которой журналисты и писатели бились за то, чтобы выселить из мемориального дома мастерские и открыть там музей Пушкина. Больше двадцати лет понадобилось, чтобы это осуществить.
Внутри дома музейного комплекса «Усадьба семьи Ралли». Дом помещика Ралли был построен в начале 19 века, и почти не изменился, хотя подвергался несколько раз реставрации. В 1900 году Александр и Владимир — внуки К.И.Ралли и Е.К.Ралли (Кудревич) — проиграли в карты Долну купцу Чикалову, а тот продал имение помещице Морозовой. После коллективизации, до 1964 года дом принадлежал селу, здесь была сельская библиотека, музыкальная школа, почта. Официальными источниками, однако, умалчивается, что в конце сороковых годов, когда шла в Молдавии сплошая коллективизация, в нем умудрились разместить мастерские по ремонту сельхозтехники местной Долнянской МТС. Всё было изуродовано и искорёжено. Это была многолетняя эпопея, в течение которой журналисты и писатели бились за то, чтобы выселить из мемориального дома мастерские и открыть там музей Пушкина. Больше двадцати лет понадобилось, чтобы это осуществить.
Знакомство с экспонатами  музейного комплекса «Усадьба семьи Ралли». Работники дома-музея Пушкина решили превратить весь комплекс в помещичий музей. В середине XX века они привезли туда огромное количество экспонатов, которые показывают, какой была помещичья жизнь раньше, а также экспонаты, связанные с жизнью Пушкина в Молдавии. Все они подлинные, старинные, имеют свою длинную и интересную историю и относятся к XVIII-XIX  векам.
Знакомство с экспонатами музейного комплекса «Усадьба семьи Ралли». Работники дома-музея Пушкина решили превратить весь комплекс в помещичий музей. В середине XX века они привезли туда огромное количество экспонатов, которые показывают, какой была помещичья жизнь раньше, а также экспонаты, связанные с жизнью Пушкина в Молдавии. Все они подлинные, старинные, имеют свою длинную и интересную историю и относятся к XVIII-XIX векам.
Знакомство с экспонатами музейного комплекса «Усадьба семьи Ралли».
Знакомство с экспонатами музейного комплекса «Усадьба семьи Ралли».
Внутри дома музейного комплекса «Усадьба семьи Ралли». В восьми экспозиционных залах, мало что сохранилось непосредственно из этого дома, но картины, иконы, габелены, мебель и другие экспонаты собранные в течении полувека, реально отражают дух 19 столетия. Из подлинных документов, относящихся к жизни Пушкина и семьи Ралли, в музее хранятся только письма Ралли-младших и завещание главы семейства.
Внутри дома музейного комплекса «Усадьба семьи Ралли». В восьми экспозиционных залах, мало что сохранилось непосредственно из этого дома, но картины, иконы, габелены, мебель и другие экспонаты собранные в течении полувека, реально отражают дух 19 столетия. Из подлинных документов, относящихся к жизни Пушкина и семьи Ралли, в музее хранятся только письма Ралли-младших и завещание главы семейства.
Знакомство с экспонатами музейного комплекса «Усадьба семьи Ралли».
Знакомство с экспонатами музейного комплекса «Усадьба семьи Ралли».
Внутри дома музейного комплекса «Усадьба семьи Ралли».
Внутри дома музейного комплекса «Усадьба семьи Ралли».
Знакомство с экспонатами музейного комплекса «Усадьба семьи Ралли». Безусловно, наиболее ярко и сильно отразились молдавские впечатления Пушкина в поэме "Цыганы", начатой им в январе 1824 г., т. е. через каких-нибудь четыре месяца после переезда в Одессу. Интересно отметить, что первые строки "Цыган" начинались так: "Цыганы шумною семьей в степях Молдавии кочуют". Так поэт объединял в понятие "Молдавия" и Бессарабию и Запрутскую Молдавию. Но затем, желая выделить часть Молдавии, находящуюся в границах Русского государства, поэт определил более точно: "Бессарабия".
Пушкин провел около месяца в цыганском таборе, кочевавшем в районе сел Долна, Юрчены и Варзарешты. Это непосредственное наблюдение за жизнью и бытом цыган и придало поэме столь реалистический (несмотря на романтическую окраску отдельных образов) характер.
Цыгане в Бессарабии в отличие от кочевых цыган в русских областях живут в цыганских деревнях и селах, сохранившихся и до нашего времени (в частности, село Вулканешты и бывшие цыганские села Гозун и Бурсук вблизи села Долна). Пушкин хорошо был знаком с жизнью и бытом молдавских цыган, в частности цыган-урсарей, т. е. "медвежатников". Цыгане «медвежатники» не вскрывают сейфы, они дрессируют медведей.
Знакомство с экспонатами музейного комплекса «Усадьба семьи Ралли». Безусловно, наиболее ярко и сильно отразились молдавские впечатления Пушкина в поэме "Цыганы", начатой им в январе 1824 г., т. е. через каких-нибудь четыре месяца после переезда в Одессу. Интересно отметить, что первые строки "Цыган" начинались так: "Цыганы шумною семьей в степях Молдавии кочуют". Так поэт объединял в понятие "Молдавия" и Бессарабию и Запрутскую Молдавию. Но затем, желая выделить часть Молдавии, находящуюся в границах Русского государства, поэт определил более точно: "Бессарабия". Пушкин провел около месяца в цыганском таборе, кочевавшем в районе сел Долна, Юрчены и Варзарешты. Это непосредственное наблюдение за жизнью и бытом цыган и придало поэме столь реалистический (несмотря на романтическую окраску отдельных образов) характер. Цыгане в Бессарабии в отличие от кочевых цыган в русских областях живут в цыганских деревнях и селах, сохранившихся и до нашего времени (в частности, село Вулканешты и бывшие цыганские села Гозун и Бурсук вблизи села Долна). Пушкин хорошо был знаком с жизнью и бытом молдавских цыган, в частности цыган-урсарей, т. е. "медвежатников". Цыгане «медвежатники» не вскрывают сейфы, они дрессируют медведей.
Внутри дома музейного комплекса «Усадьба семьи Ралли».
Внутри дома музейного комплекса «Усадьба семьи Ралли».
Портрет Марии Захаровны Ралли, дочери  Замфира Ралли.
Портрет Марии Захаровны Ралли, дочери Замфира Ралли.
Знакомство с экспонатами музейного комплекса «Усадьба семьи Ралли». Посередине картина изображающая знаменитую Земфиру. Она является главной героиней  поэмы "Цыганы"  А. С. Пушкина.
Знакомство с экспонатами музейного комплекса «Усадьба семьи Ралли». Посередине картина изображающая знаменитую Земфиру. Она является главной героиней поэмы "Цыганы" А. С. Пушкина.
На веранде усадьбы семьи Ралли. Впереди большой парк, многие деревья которого сохранились со времён Пушкина.
На веранде усадьбы семьи Ралли. Впереди большой парк, многие деревья которого сохранились со времён Пушкина.
Парк усадьбы семьи Ралли.
Парк усадьбы семьи Ралли.
Вид на усадьбу семьи Ралли из парка.
Вид на усадьбу семьи Ралли из парка.
Памятник Пушкину в усадьбе семьи Ралли. Скульптор Олег Комов, 1974 год. Это   первая крупная работа советского скульптора, народного художника РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств СССР.
Памятник Пушкину в усадьбе семьи Ралли. Скульптор Олег Комов, 1974 год. Это первая крупная работа советского скульптора, народного художника РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств СССР.
Беседка в парке усадьбы семьи Ралли.
Беседка в парке усадьбы семьи Ралли.
Памятник Пушкину на закате в парке усадьбы семьи Ралли. Работая над скульптурой Пушкина, Олег Комов   искал что-то свое. «Мы, художники, очень мало знаем о Пушкине, - говорил он. - У нас есть маска, но снято только лицо. И мы не знаем, какой у Пушкина был затылок, не знаем форму ушей, а ведь скульптор делает круглую скульптуру… Не сохранилось даже одежды поэта, мы не знаем длины его ног и рук, не знаем точного роста. Сохранились перчатки, но они сильно усохли. Никто не может гарантировать фотографической правильности изображения Пушкина. Все это - на совести творца. Но вместе с тем нам совершенно ясен искрящийся темперамент, понятны перепады его настроения, движения души… Работая над своим первым памятником Пушкину в молдавском селе Долна близ Кишинева, я изучал подробности пребывания поэта в кишиневской ссылке. Здесь, в селе, Пушкин гостил у помещика Ралли, здесь встретил цыганский табор. По преданию, осталась Земфирина поляна, где Пушкин встретил цыганку Земфиру. Конечно же, я интересовался тем, как выглядел тогда Пушкин. И тут выяснилось, что он был обрит наголо, потому что переболел тифом, носил простую рубаху навыпуск и штаны, заправленные в сапоги, а рубаху подпоясывал кушаком. Некоторые искусствоведы предлагали изобразить поэта в таком виде. Но мне не хотелось идти этим путем. Я считаю, что, изображая поэта, мы создаем символический образ, изображаем не просто Александра Сергеевича, который ловит на поляне бабочек, а гения народа, образ которого уже сложился в сознании людей».
Памятник Пушкину на закате в парке усадьбы семьи Ралли. Работая над скульптурой Пушкина, Олег Комов искал что-то свое. «Мы, художники, очень мало знаем о Пушкине, - говорил он. - У нас есть маска, но снято только лицо. И мы не знаем, какой у Пушкина был затылок, не знаем форму ушей, а ведь скульптор делает круглую скульптуру… Не сохранилось даже одежды поэта, мы не знаем длины его ног и рук, не знаем точного роста. Сохранились перчатки, но они сильно усохли. Никто не может гарантировать фотографической правильности изображения Пушкина. Все это - на совести творца. Но вместе с тем нам совершенно ясен искрящийся темперамент, понятны перепады его настроения, движения души… Работая над своим первым памятником Пушкину в молдавском селе Долна близ Кишинева, я изучал подробности пребывания поэта в кишиневской ссылке. Здесь, в селе, Пушкин гостил у помещика Ралли, здесь встретил цыганский табор. По преданию, осталась Земфирина поляна, где Пушкин встретил цыганку Земфиру. Конечно же, я интересовался тем, как выглядел тогда Пушкин. И тут выяснилось, что он был обрит наголо, потому что переболел тифом, носил простую рубаху навыпуск и штаны, заправленные в сапоги, а рубаху подпоясывал кушаком. Некоторые искусствоведы предлагали изобразить поэта в таком виде. Но мне не хотелось идти этим путем. Я считаю, что, изображая поэта, мы создаем символический образ, изображаем не просто Александра Сергеевича, который ловит на поляне бабочек, а гения народа, образ которого уже сложился в сознании людей».
Прогулка по парку усадьбы семьи Ралли в начале декабря.
Прогулка по парку усадьбы семьи Ралли в начале декабря.
Старинная беседка в парке усадьбы семьи Ралли.
Старинная беседка в парке усадьбы семьи Ралли.
 Парк, окружающий усадьбу, великолепен. Тут чувствуется рука хорошего ландшафтного дизайнера. Многим деревьям, растущим здесь,  более двухсот лет. Стало быть, когда сюда приезжал Александр Сергеевич, эти деревья уже росли, и он проходил мимо них, по этим дорожкам.
Парк, окружающий усадьбу, великолепен. Тут чувствуется рука хорошего ландшафтного дизайнера. Многим деревьям, растущим здесь, более двухсот лет. Стало быть, когда сюда приезжал Александр Сергеевич, эти деревья уже росли, и он проходил мимо них, по этим дорожкам.
Прогулка по парку усадьбы семьи Ралли в начале декабря.
Прогулка по парку усадьбы семьи Ралли в начале декабря.
Усадьба семьи Ралли в селе Долна. Немного о поэтическом наследии. Пушкин, оказывая влияние на молдавскую литературу, сам ощущал воздействие общественно-культурной жизни молдавского народа на свое творчество. Об этом свидетельствует, в частности, его стихотворение «Черная шаль», написанное в первые недели пребывания его в Кишинев. Стремясь особо подчеркнуть зависимость этого стихотворения от молдавского фольклора, Пушкин всегда публиковал это стихотворение либо с заголовком, либо с подзаголовком «Молдавская песня».
Усадьба семьи Ралли в селе Долна. Немного о поэтическом наследии. Пушкин, оказывая влияние на молдавскую литературу, сам ощущал воздействие общественно-культурной жизни молдавского народа на свое творчество. Об этом свидетельствует, в частности, его стихотворение «Черная шаль», написанное в первые недели пребывания его в Кишинев. Стремясь особо подчеркнуть зависимость этого стихотворения от молдавского фольклора, Пушкин всегда публиковал это стихотворение либо с заголовком, либо с подзаголовком «Молдавская песня».
Здание усадьбы семьи Ралли. Немного о поэтическом наследии. Произведения великого русского поэта переведены буквально на все языки народов мира, но первыми, кто перевел Пушкина еще при жизни, были молдавские поэты, в частности Константин Стомати и Константин Негруци.
Здание усадьбы семьи Ралли. Немного о поэтическом наследии. Произведения великого русского поэта переведены буквально на все языки народов мира, но первыми, кто перевел Пушкина еще при жизни, были молдавские поэты, в частности Константин Стомати и Константин Негруци.
Памятник Пушкину на закате в парке усадьбы семьи Ралли. Олег  Комов создал четыре памятника Пушкину, а пятый, в Мадриде, повторяет молдавский. Второй памятник - в Калинине, третий - в Болдине, четвертый - в Пскове, где Пушкин изображен с няней Ариной Родионовной. Работая над каждым, старался взглянуть на поэта под разным углом. «То новое, что я только нащупывал в молдавском памятнике, я полнее выразил в калининском, - вспоминал скульптор. - Композицию подсказал неожиданно вспомнившийся рисунок Пушкина на полях рукописи «Евгения Онегина», где поэт изобразил себя вместе с героем романа на берегу Невы».
Памятник Пушкину на закате в парке усадьбы семьи Ралли. Олег Комов создал четыре памятника Пушкину, а пятый, в Мадриде, повторяет молдавский. Второй памятник - в Калинине, третий - в Болдине, четвертый - в Пскове, где Пушкин изображен с няней Ариной Родионовной. Работая над каждым, старался взглянуть на поэта под разным углом. «То новое, что я только нащупывал в молдавском памятнике, я полнее выразил в калининском, - вспоминал скульптор. - Композицию подсказал неожиданно вспомнившийся рисунок Пушкина на полях рукописи «Евгения Онегина», где поэт изобразил себя вместе с героем романа на берегу Невы».
Ознакомившись с экспонатами музея, пообщавшись с прекрасным персоналом музея, прогулявшись по парку, уставшие, но переполненные позитивными эмоциями мы попрощались с  усадьбой семьи Ралли и старинным селом Долна.
Ознакомившись с экспонатами музея, пообщавшись с прекрасным персоналом музея, прогулявшись по парку, уставшие, но переполненные позитивными эмоциями мы попрощались с усадьбой семьи Ралли и старинным селом Долна.

Теги: Автопутешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому