Турист Вячеслав Левченко (vermut-777)
Вячеслав Левченко
был вчера 16:35
Фотоальбом

Времена года, Молдавия. Ноябрь, духовное наследие.

Кишинёв — Молдавия Ноябрь 2021
SM-G988B, Canon EOS 6D, Canon EOS 5D Mark III
15 34

Последние дни ноября выдались, на удивление не по-осеннему, тёплыми и солнечными. Это дало возможность пораньше утром, пока улицы не были заполнены пешеходами, сделать несколько фотозарисовок интересных мест в самом Кишинёве. Они будут посвящены духовному наследию прошлых поколений, правда выраженных в памятниках архитектуры. Это наследие ярко показывает, каким колоритным и многообразным была среда проживания в этих местах на протяжении веков. Молдавская земля никогда не была моноэтнической, это был настоящий плавильный котёл, который правда в конце 80-х годов попытались перегреть моно националистическим бредом. И это почти удалось. Сначала возникли безобидные исторические диспуты, в них пытались, как сейчас модно выражаться фейками, далёкими от реальной истории, запудрить, возбуждённому перестройкой, народу мозги. Потом пошли нацистские митинги с лозунгами понятного содержания, а закончилось всё это войной с Приднестровьем. Но, всё-таки генетическая память сработала, нацистская тема немного ушла на задний план, появилась новая идея фикс, вступление в ЕС. Предваряю этот альбом таким пространным вступление не случайно, потому что здесь будут показаны памятники культуры нескольких национальностей, которые мирно и плодотворно здесь жили не одно поколение.

Сначала мы посетим Музей Села. Он расположен у "Ворот Города". «Ворота Города» - многоэтажный жилой комплекс, расположенный при въезде в город, на бульваре Дачия, бывшем проспекте Мира.

Все кто прилетает в Кишинев самолетом, или приезжает из Одессы на авто, обязательно проедут между этими двумя гигантами.

Этот жилой комплекс - тот редкий случай, когда панельные многоэтажки, идеально вписываются в облик города, дополняя, и даже украшая его.

«Ворота Кишинева» уже давно являются визитной карточкой и символом молдавской столицы.

Построены они были в 1986 году, архитекторами И. Скворцовой, А. Маркович и А. Спасовым, по проекту И. Туманяна. Два огромных, высотных здания, высотой в 24 этажа, и длиной 70 метров, считались грандиозным и просто новаторским проектом для своего времени. В комплексе были предусмотрены скоростные лифты, квартиры имели по два балкона и отличались нестандартными планировками.

Интересен сам проект, ступенчатых, полностью симметричных зданий, напоминающих распахнутые ворота. Подобные комплексы планировали возвести и в других районах Кишинева, но остановились только на одном грандиозном проекте.
Сначала мы посетим Музей Села. Он расположен у "Ворот Города". «Ворота Города» - многоэтажный жилой комплекс, расположенный при въезде в город, на бульваре Дачия, бывшем проспекте Мира. Все кто прилетает в Кишинев самолетом, или приезжает из Одессы на авто, обязательно проедут между этими двумя гигантами. Этот жилой комплекс - тот редкий случай, когда панельные многоэтажки, идеально вписываются в облик города, дополняя, и даже украшая его. «Ворота Кишинева» уже давно являются визитной карточкой и символом молдавской столицы. Построены они были в 1986 году, архитекторами И. Скворцовой, А. Маркович и А. Спасовым, по проекту И. Туманяна. Два огромных, высотных здания, высотой в 24 этажа, и длиной 70 метров, считались грандиозным и просто новаторским проектом для своего времени. В комплексе были предусмотрены скоростные лифты, квартиры имели по два балкона и отличались нестандартными планировками. Интересен сам проект, ступенчатых, полностью симметричных зданий, напоминающих распахнутые ворота. Подобные комплексы планировали возвести и в других районах Кишинева, но остановились только на одном грандиозном проекте.
Съехав с бульвара Дачия, согласно указателю, в парковую зону Валя Кручий ( Valea Crucii - Долина Креста), мы неожиданно для себя попадаем в XVII век. Это необычное, даже сказочное место, называется Музей Села.
Съехав с бульвара Дачия, согласно указателю, в парковую зону Валя Кручий ( Valea Crucii - Долина Креста), мы неожиданно для себя попадаем в XVII век. Это необычное, даже сказочное место, называется Музей Села.
Заходим на территорию Музея Села. Доминантой этого комплекса является деревянная церковь XVII века с очень необычной судьбой.
Заходим на территорию Музея Села. Доминантой этого комплекса является деревянная церковь XVII века с очень необычной судьбой.
Музей был создан в 1991 году, как филиал Национального Музея Этнографии и Естественной Истории, а в мае 1995 года был открыт, как «Музей Села», зеркально отражающий архитектуру и быт бессарабской деревни XVII - XIX веков.
Музей был создан в 1991 году, как филиал Национального Музея Этнографии и Естественной Истории, а в мае 1995 года был открыт, как «Музей Села», зеркально отражающий архитектуру и быт бессарабской деревни XVII - XIX веков.
Прогулка по территории Музея Села. Основной религией населения Молдовы является восточное христианство, или православие, основные культовые сооружения – церкви, которые иерархически подразделяются на кафедральные соборы (или просто соборы), приходские церкви и часовни (капеллы). В состав архитектурного комплекса церкви входит колокольня, прилегающая или отдельно стоящая, с которой прихожан созывали к обычной службе или по особым случаям. Церковь, независимо от ранга, состоит из трех частей: нефа, алтаря и притвора.
Прогулка по территории Музея Села. Основной религией населения Молдовы является восточное христианство, или православие, основные культовые сооружения – церкви, которые иерархически подразделяются на кафедральные соборы (или просто соборы), приходские церкви и часовни (капеллы). В состав архитектурного комплекса церкви входит колокольня, прилегающая или отдельно стоящая, с которой прихожан созывали к обычной службе или по особым случаям. Церковь, независимо от ранга, состоит из трех частей: нефа, алтаря и притвора.
Прогулка по территории Музея Села. Отдельно стоящая деревянная звонница.
Прогулка по территории Музея Села. Отдельно стоящая деревянная звонница.
Прогулка по территории Музея Села. Отдельно стоящая деревянная звонница. Приходские церкви − наиболее распространенный тип религиозных зданий. Строятся в центре населённого пункта или в центре монастыря, представляя собой доминанту архитектурной композиции.  Приходские церкви небольшие по размеру, их ширина составляет, в зависимости от числа жителей, от 6,5 до 8,7 м, а длина 15–20 м. Церкви, как правило, возводят на самом высоком месте населенных пунктов, где они выделяются среди окружающего ландшафта.

Церкви, возведённые на кладбищах, называемые часовни, или при больницах, приютах, учебных заведениях, которые называются капеллы, отличался от других церквей отсутствием притвора.
Прогулка по территории Музея Села. Отдельно стоящая деревянная звонница. Приходские церкви − наиболее распространенный тип религиозных зданий. Строятся в центре населённого пункта или в центре монастыря, представляя собой доминанту архитектурной композиции. Приходские церкви небольшие по размеру, их ширина составляет, в зависимости от числа жителей, от 6,5 до 8,7 м, а длина 15–20 м. Церкви, как правило, возводят на самом высоком месте населенных пунктов, где они выделяются среди окружающего ландшафта. Церкви, возведённые на кладбищах, называемые часовни, или при больницах, приютах, учебных заведениях, которые называются капеллы, отличался от других церквей отсутствием притвора.
Прогулка по территории Музея Села. Старинная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. В Молдавии церкви строились из дерева и камня, однако известны и скальные церкви  (высеченные в скале). Каменные церкви начали строить во времена Молдавского государства, о большинстве из них стало известно благодаря археологическим исследованиям. Церкви строились по приказанию господарей при их дворах, а также в монастырях. На первом этапе развития средневековой архитектуры, в период до централизации  государства, каменные церкви строили также и бояре в своих поместьях или в городах, на принадлежащих им участках земли. Сельские общины, в исторической Молдавии, строили деревянные церкви. Самые ранние постройки не сохранились, однако преемственность деревянной церковной архитектуры на территории республики можно проследить до 30-х годов XIX века, когда, в соответствии с российским законодательством, было запрещено деревянное строительство.
Прогулка по территории Музея Села. Старинная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. В Молдавии церкви строились из дерева и камня, однако известны и скальные церкви (высеченные в скале). Каменные церкви начали строить во времена Молдавского государства, о большинстве из них стало известно благодаря археологическим исследованиям. Церкви строились по приказанию господарей при их дворах, а также в монастырях. На первом этапе развития средневековой архитектуры, в период до централизации государства, каменные церкви строили также и бояре в своих поместьях или в городах, на принадлежащих им участках земли. Сельские общины, в исторической Молдавии, строили деревянные церкви. Самые ранние постройки не сохранились, однако преемственность деревянной церковной архитектуры на территории республики можно проследить до 30-х годов XIX века, когда, в соответствии с российским законодательством, было запрещено деревянное строительство.
Прогулка по территории Музея Села. Старинная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы - образец настоящей народной архитектуры. Выполнена она   полностью из дерева, была возведена в 1642 году опытными ремесленниками из села Хиришены, недалеко от мужского монастыря Хыржеука, из дуба, произрастающего в каларашских кодрах    Хотя это – «экспонат» музея, церковь самая настоящая – в ней проходят богослужения по субботам и воскресеньям, а также по всем церковным праздникам, совершаются такие ритуалы, как крещение, венчание и пр.
Прогулка по территории Музея Села. Старинная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы - образец настоящей народной архитектуры. Выполнена она полностью из дерева, была возведена в 1642 году опытными ремесленниками из села Хиришены, недалеко от мужского монастыря Хыржеука, из дуба, произрастающего в каларашских кодрах Хотя это – «экспонат» музея, церковь самая настоящая – в ней проходят богослужения по субботам и воскресеньям, а также по всем церковным праздникам, совершаются такие ритуалы, как крещение, венчание и пр.
Музея Села, внутри  деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Особо стоит сказать и о находящихся в церкви иконах. Самые старые из них, выполненные в XVII-XIX веках, подверглись тщательной реставрации. С некоторых из них мастерам приходилось снимать не один, а два поздних слоя, чтобы добраться до самого старого изображения — и заставить его снова засиять. Один из образов, на котором запечатлена беседа Спасителя с Самарянкой, был написана молдавским художником: на нём можно увидеть местную мужскую и женскую одежду, с точным воспроизведением здешних орнаментов. Другой старинный образ, с изображением снятия с Креста, выполнен на полотне методом рельефной живописи. Одна из старых икон, находящихся в церкви Успения, написана монахами Святой горы Афон.
Музея Села, внутри деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Особо стоит сказать и о находящихся в церкви иконах. Самые старые из них, выполненные в XVII-XIX веках, подверглись тщательной реставрации. С некоторых из них мастерам приходилось снимать не один, а два поздних слоя, чтобы добраться до самого старого изображения — и заставить его снова засиять. Один из образов, на котором запечатлена беседа Спасителя с Самарянкой, был написана молдавским художником: на нём можно увидеть местную мужскую и женскую одежду, с точным воспроизведением здешних орнаментов. Другой старинный образ, с изображением снятия с Креста, выполнен на полотне методом рельефной живописи. Одна из старых икон, находящихся в церкви Успения, написана монахами Святой горы Афон.
Музея Села, внутри деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы.
Музея Села, внутри деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы.
Музея Села, внутри деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Полы храма устланы старинными молдавскими коврами, некоторым из них более ста лет – это ковры, привезенные из села Вэлчинец Каларашского района.
Музея Села, внутри деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Полы храма устланы старинными молдавскими коврами, некоторым из них более ста лет – это ковры, привезенные из села Вэлчинец Каларашского района.
Прогулка по территории Музея Села. Старинная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Старинная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы – как корабль, проплывший сквозь века по неспокойным волнам истории. Грацию форм и стилевую завершенность, созданную руками мастеров в давнем 1642 году из древесины дубов, которым тогда уже было лет сто, оттененную синевой нестареющего неба.
Прогулка по территории Музея Села. Старинная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Старинная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы – как корабль, проплывший сквозь века по неспокойным волнам истории. Грацию форм и стилевую завершенность, созданную руками мастеров в давнем 1642 году из древесины дубов, которым тогда уже было лет сто, оттененную синевой нестареющего неба.
Прогулка по территории Музея Села. Старинная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. История церкви, которой исполняется 380 лет, непроста, но известна достаточно точно. Это единственная в Молдове уцелевшая деревянная церковь, хранящая черты молдавской классической средневековой архитектуры. Древнейший и самый высокий деревянный храм в стране. Это – церковь-путешественница.
Прогулка по территории Музея Села. Старинная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. История церкви, которой исполняется 380 лет, непроста, но известна достаточно точно. Это единственная в Молдове уцелевшая деревянная церковь, хранящая черты молдавской классической средневековой архитектуры. Древнейший и самый высокий деревянный храм в стране. Это – церковь-путешественница.
Прогулка по территории Музея Села. Деревянная звонница и окружающий музей, парк Валя Кручий.
Прогулка по территории Музея Села. Деревянная звонница и окружающий музей, парк Валя Кручий.
Прогулка по территории Музея Села. Старинная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Как я уже писал возведена она была «добродетелями села Хиришены» в 1642году, не здесь –в монастыре Гыржавка. В 1821 году монастырь перевели на новое место, а селяне из Хиришен (сегодня это Теленештский район) разобрали церковь и перенесли ее в своё село, где она прослужила более ста лет. Когда же там, в 1928 году закончили строительство новой каменной церкви, деревянная поначалу служила отпевальной, а потом и вовсе была заброшена. Через восемь десятилетий она совсем обветшала, так, что крыша провалилась внутрь церкви, дождь лил на старинные иконы, ветер гулял в алтаре.
Чудо, что 75% бревен и 70% иконостаса сохранились.
Прогулка по территории Музея Села. Старинная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Как я уже писал возведена она была «добродетелями села Хиришены» в 1642году, не здесь –в монастыре Гыржавка. В 1821 году монастырь перевели на новое место, а селяне из Хиришен (сегодня это Теленештский район) разобрали церковь и перенесли ее в своё село, где она прослужила более ста лет. Когда же там, в 1928 году закончили строительство новой каменной церкви, деревянная поначалу служила отпевальной, а потом и вовсе была заброшена. Через восемь десятилетий она совсем обветшала, так, что крыша провалилась внутрь церкви, дождь лил на старинные иконы, ветер гулял в алтаре. Чудо, что 75% бревен и 70% иконостаса сохранились.
Прогулка по территории Музея Села. Старинный каменный крест из села Хиришены.
Прогулка по территории Музея Села. Старинный каменный крест из села Хиришены.
Прогулка по территории Музея Села. Старинная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 2009 году демонтированная церковь совершила еще одно путешествие – в Кишинев – по инициативе архитектора Е. Бызгу и усилиями священника Сергея Курника (церковь из c. Хиришены фигурировала в качестве экспоната Музея села еще в Декрете Президента Молдовы от 1995 года, согласно списку, составленному Е. Бызгу, но финансовой поддержки для осуществления не было). Местные жители не хотели храм отдавать, предпочитая, чтобы он сгнил у могил их предков, так как не верили, что церковь возродят. Но их убедил, вероятно, положительный опыт восстановления деревянной церкви в селе  Паланка Каларашского района, где в течение пяти лет с 2004 по 2009 год стараниями тех же людей вернули к жизни старинный деревянный храм. Мы эту церковь сможем увидеть в следующем моём альбоме. Сельчане согласились, получив взамен, благодаря батюшке Сергею Курнику, каменную капеллу – дабы место, где освященное место, где был алтарь, не топтали. А погибающую церковь Успения Богородицы разобрали по бревнышку, пронумеровав каждое, и специально обученные рабочие к сентябрю 2011 собрали её на территории парка Валя Кручий.
Прогулка по территории Музея Села. Старинная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. В 2009 году демонтированная церковь совершила еще одно путешествие – в Кишинев – по инициативе архитектора Е. Бызгу и усилиями священника Сергея Курника (церковь из c. Хиришены фигурировала в качестве экспоната Музея села еще в Декрете Президента Молдовы от 1995 года, согласно списку, составленному Е. Бызгу, но финансовой поддержки для осуществления не было). Местные жители не хотели храм отдавать, предпочитая, чтобы он сгнил у могил их предков, так как не верили, что церковь возродят. Но их убедил, вероятно, положительный опыт восстановления деревянной церкви в селе Паланка Каларашского района, где в течение пяти лет с 2004 по 2009 год стараниями тех же людей вернули к жизни старинный деревянный храм. Мы эту церковь сможем увидеть в следующем моём альбоме. Сельчане согласились, получив взамен, благодаря батюшке Сергею Курнику, каменную капеллу – дабы место, где освященное место, где был алтарь, не топтали. А погибающую церковь Успения Богородицы разобрали по бревнышку, пронумеровав каждое, и специально обученные рабочие к сентябрю 2011 собрали её на территории парка Валя Кручий.
Прогулка по территории Музея Села. Небольшая коллекция старинных колоколов.
Прогулка по территории Музея Села. Небольшая коллекция старинных колоколов.
Прогулка по территории Музея Села. Ещё одна деревянная церковь музея из  села  Гырбово,  1775 года постройки. Самыми древними деревянными культовыми сооружениями на территории Молдавии являются церкви, внешне напоминающие сельскую избу; среди специалистов они так и называются – церкви типа избы.
Казалось бы, чем может быть интересна церковь, похожая на простое крестьянское жилище?
Однако с такими постройками связаны многие страницы истории молдавского народа: церковь типа избы появилась очень давно и пережила многие столетия.
Прогулка по территории Музея Села. Ещё одна деревянная церковь музея из села Гырбово, 1775 года постройки. Самыми древними деревянными культовыми сооружениями на территории Молдавии являются церкви, внешне напоминающие сельскую избу; среди специалистов они так и называются – церкви типа избы. Казалось бы, чем может быть интересна церковь, похожая на простое крестьянское жилище? Однако с такими постройками связаны многие страницы истории молдавского народа: церковь типа избы появилась очень давно и пережила многие столетия.
Территория Музея Села  и окружающий его, парк Валя Кручий.
Территория Музея Села и окружающий его, парк Валя Кручий.
Прогулка по территории Музея Села. Деревянная церковь музея из села Гырбово, 1775 года постройки. Хозяйничавшие в Молдавии турки запрещали сооружать православные храмы, но несмотря на это строительство церквей продолжалось. Народ нашел оригинальный выход: церкви типа избы, лишенные опознавательных элементов православного храма и надкровельных крестов, покрытые четырехскатной соломенной или камышовой (позже – гонтовой) крышей, были малоприметны и не вызывали подозрения. Устройство церкви-«избы», ее конструкция
были просты и логичны: с запада на восток последовательно располагались три помещения – притвор, неф и алтарь. В таких храмах обязательно делался большой свес кровли, на которой по коньку расставлялись кресты. Во время вражеских набегов крестьяне разбирали церкви, прятали их в лесах, а затем восстанавливали в прежнем виде.    В XVII–XVIII веках, да и позже, из-за отсутствия средств (церкви строились в основном на деньги, пожертвованные местным населением) в Молдавии не возводились культовые здания, которые поражали бы воображение своими размерами, художественными достоинствами, что послужило одной из причин «долголетия» церквей типа избы. Другой причиной этого явления можно считать стилевую завершенность нехитрых сооружений.
Прогулка по территории Музея Села. Деревянная церковь музея из села Гырбово, 1775 года постройки. Хозяйничавшие в Молдавии турки запрещали сооружать православные храмы, но несмотря на это строительство церквей продолжалось. Народ нашел оригинальный выход: церкви типа избы, лишенные опознавательных элементов православного храма и надкровельных крестов, покрытые четырехскатной соломенной или камышовой (позже – гонтовой) крышей, были малоприметны и не вызывали подозрения. Устройство церкви-«избы», ее конструкция были просты и логичны: с запада на восток последовательно располагались три помещения – притвор, неф и алтарь. В таких храмах обязательно делался большой свес кровли, на которой по коньку расставлялись кресты. Во время вражеских набегов крестьяне разбирали церкви, прятали их в лесах, а затем восстанавливали в прежнем виде. В XVII–XVIII веках, да и позже, из-за отсутствия средств (церкви строились в основном на деньги, пожертвованные местным населением) в Молдавии не возводились культовые здания, которые поражали бы воображение своими размерами, художественными достоинствами, что послужило одной из причин «долголетия» церквей типа избы. Другой причиной этого явления можно считать стилевую завершенность нехитрых сооружений.
Прогулка по территории Музея Села. Старинная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Реставрация церкви проводилась под охраной Национального Музея Этнографии и Естественной Истории, Министерства Культуры и Академии наук Молдовы.

Для восстановления потребовалась кропотливая работа, выполненная группой реставраторов, под руководством Евгения Бызгу и Сергея Ворникова, архитекторы, которым было поручено сохранить оригинальные материалы и внешний вид конструкции. Работа по восстановлению церкви, ослабленная слабым сопротивлением балок и щитов, длилась два года: следуя принципам реставрации, удалось сохранить большую часть главных стен и иконостаса. На внешней стороне можно увидеть старые балки, выделенные номерами, чтобы сохранить их в соответствии с порядком их удаления и сборки в новом месте.
Прогулка по территории Музея Села. Старинная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Реставрация церкви проводилась под охраной Национального Музея Этнографии и Естественной Истории, Министерства Культуры и Академии наук Молдовы. Для восстановления потребовалась кропотливая работа, выполненная группой реставраторов, под руководством Евгения Бызгу и Сергея Ворникова, архитекторы, которым было поручено сохранить оригинальные материалы и внешний вид конструкции. Работа по восстановлению церкви, ослабленная слабым сопротивлением балок и щитов, длилась два года: следуя принципам реставрации, удалось сохранить большую часть главных стен и иконостаса. На внешней стороне можно увидеть старые балки, выделенные номерами, чтобы сохранить их в соответствии с порядком их удаления и сборки в новом месте.
Прогулка по территории Музея Села. Старинная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы и старинный колодец. Почти все материалы, дополнившие средневековые фрагменты церкви — местного происхождения. Только деревянную «гонту» для крыши, пропитанную особыми маслами, доставили из Черновиц. Для штукатурки стен использовали, в соответствии с технологией XVII века, речной песок, выдержанную семь лет известь и конопляную паклю. А затем стены заново расписали.
Прогулка по территории Музея Села. Старинная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы и старинный колодец. Почти все материалы, дополнившие средневековые фрагменты церкви — местного происхождения. Только деревянную «гонту» для крыши, пропитанную особыми маслами, доставили из Черновиц. Для штукатурки стен использовали, в соответствии с технологией XVII века, речной песок, выдержанную семь лет известь и конопляную паклю. А затем стены заново расписали.
Прогулка по территории Музея Села. Старинная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Эту средневековую архитектурную достопримечательность запечатлели на памятной серебряной монете из серии "Святые обители", номиналом в 50 молдавских леев. Она в обращении cо 2-го ноября 2015 года.
Прогулка по территории Музея Села. Старинная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Эту средневековую архитектурную достопримечательность запечатлели на памятной серебряной монете из серии "Святые обители", номиналом в 50 молдавских леев. Она в обращении cо 2-го ноября 2015 года.
Окинем прощальным взглядом территорию Музей Села и перенесёмся к другой исторической достопримечательности, оставшейся от длительного проживания здесь армянского и польского населения. Для этого нам надо попасть на территорию Армяно-Католического кладбища, расположенного в центре Кишинёва.
Окинем прощальным взглядом территорию Музей Села и перенесёмся к другой исторической достопримечательности, оставшейся от длительного проживания здесь армянского и польского населения. Для этого нам надо попасть на территорию Армяно-Католического кладбища, расположенного в центре Кишинёва.
Мы у входа на  территорию Армяно-Католического кладбища, перед нами Новоармянская церковь 1916 года постройки.
Мы у входа на территорию Армяно-Католического кладбища, перед нами Новоармянская церковь 1916 года постройки.
Новоармянская церковь или церковь-часовня Воскрешения Христова. Архитектор — А. Хачикянц. Ктитор — Антонина Богдасарова (урождённая Балиоз). Под западным крылом церкви похоронен её муж — Борис Богдасаров, умерший в 1912 году.
Из-за землетрясения 1940 года здание сильно пострадало, в результате чего лишилось части своих конструкций (башенок и колокольни).
Новоармянская церковь или церковь-часовня Воскрешения Христова. Архитектор — А. Хачикянц. Ктитор — Антонина Богдасарова (урождённая Балиоз). Под западным крылом церкви похоронен её муж — Борис Богдасаров, умерший в 1912 году. Из-за землетрясения 1940 года здание сильно пострадало, в результате чего лишилось части своих конструкций (башенок и колокольни).
 Территория Армяно-Католического кладбища, в народе называемое Польским кладбищем. Армянское или Польское?
Год основания римско-католического, так раньше называлось Польское кладбище, неизвестен. Предположительно, оно было заложено в конце XVIII века. Этим временем датируются и самые старые погребения. Как правило, это надгробные плиты, вытесанные из цельного куска камня. Принадлежали они простым смертным без какого-то статуса и положения. Такие же надгробия можно встретить и на не менее старом Армянском или Всесвятском кладбище. Но в отличие от них, на плитах, вытесанных в старомолдавском стиле, вырезан ровный католический крест и эпитафия на польском языке. Рядом же располагалось армяно-григорианское кладбище. Со временем они слились и стали единым целым. А в сороковых годах XX века его сделали обычным городским. На одном из снимков  место захоронения Венцковского П.И.. Венцковский (Wienckowski) Петр Иванович (1832-1911), статский советник, чиновник Бессарабского областного правления; в 1889 - председатель Бессарабского коммерческого суда, почетный мировой судья; в 1912 году на его средства, при католическом кладбище, построен дом для престарелых.
Территория Армяно-Католического кладбища, в народе называемое Польским кладбищем. Армянское или Польское? Год основания римско-католического, так раньше называлось Польское кладбище, неизвестен. Предположительно, оно было заложено в конце XVIII века. Этим временем датируются и самые старые погребения. Как правило, это надгробные плиты, вытесанные из цельного куска камня. Принадлежали они простым смертным без какого-то статуса и положения. Такие же надгробия можно встретить и на не менее старом Армянском или Всесвятском кладбище. Но в отличие от них, на плитах, вытесанных в старомолдавском стиле, вырезан ровный католический крест и эпитафия на польском языке. Рядом же располагалось армяно-григорианское кладбище. Со временем они слились и стали единым целым. А в сороковых годах XX века его сделали обычным городским. На одном из снимков место захоронения Венцковского П.И.. Венцковский (Wienckowski) Петр Иванович (1832-1911), статский советник, чиновник Бессарабского областного правления; в 1889 - председатель Бессарабского коммерческого суда, почетный мировой судья; в 1912 году на его средства, при католическом кладбище, построен дом для престарелых.
Территория Армяно-Католического кладбища. «Визитная карточка» польского кладбища - фамильная часовня некогда богатых армян-католиков Огановичей-Демьяновичей. Строительство часовни было начато в 1913 году. На эти цели Иосиф Каэтанович Оганович выделил 3 тысячи рублей. По тем меркам это были большие деньги. В 1933 году строительство было завершено. Часовня скромных размеров решена в стиле эклектики, основанной на готическом стиле. Сооружение имеет один неф, чья восточная часть граненая, а западный фасад украшен стрельчатым порталом на всю высоту и ширину. Углы всего здания укреплены двухступенчатыми контрфорсами для устойчивости и прочности сооружения. Внешний вид здания напоминает небольшие культовые постройки периода расцвета готической архитектуры XII-XIII веков в Восточной Европе, в том числе в Польше и Галиции, откуда в Бессарабию пришли польские и армянские католики.
Территория Армяно-Католического кладбища. «Визитная карточка» польского кладбища - фамильная часовня некогда богатых армян-католиков Огановичей-Демьяновичей. Строительство часовни было начато в 1913 году. На эти цели Иосиф Каэтанович Оганович выделил 3 тысячи рублей. По тем меркам это были большие деньги. В 1933 году строительство было завершено. Часовня скромных размеров решена в стиле эклектики, основанной на готическом стиле. Сооружение имеет один неф, чья восточная часть граненая, а западный фасад украшен стрельчатым порталом на всю высоту и ширину. Углы всего здания укреплены двухступенчатыми контрфорсами для устойчивости и прочности сооружения. Внешний вид здания напоминает небольшие культовые постройки периода расцвета готической архитектуры XII-XIII веков в Восточной Европе, в том числе в Польше и Галиции, откуда в Бессарабию пришли польские и армянские католики.
Территория Армяно-Католического кладбища. Фамильная часовня армян-католиков Огановичей-Демьяновичей. Немного о поляках и как они здесь оказались. История интересная, как и любая история появления на этой территории любого из, проживающих здесь, народов. Поляки появились на территории современной Молдавии несколько веков назад, а уже в XIX веке, в Бессарабской губернии, польские аристократические роды занимали видное положение, возглавляя местное Дворянское собрание. Большинство нынешних молдавский поляков — потомки беженцев, многие из которых были представителями польской шляхты. Именно расхожему образу надменного и заносчивого шляхтича поляки обязаны бытующему представлению о них как о маниакально гордых людях, для которых собственное понимание гордости важнее всего остального. Впрочем, многие сегодняшние молдавские поляки не догадываются о своем происхождении, так как их предков-переселенцев позднее записали в документах украинцами.
Территория Армяно-Католического кладбища. Фамильная часовня армян-католиков Огановичей-Демьяновичей. Немного о поляках и как они здесь оказались. История интересная, как и любая история появления на этой территории любого из, проживающих здесь, народов. Поляки появились на территории современной Молдавии несколько веков назад, а уже в XIX веке, в Бессарабской губернии, польские аристократические роды занимали видное положение, возглавляя местное Дворянское собрание. Большинство нынешних молдавский поляков — потомки беженцев, многие из которых были представителями польской шляхты. Именно расхожему образу надменного и заносчивого шляхтича поляки обязаны бытующему представлению о них как о маниакально гордых людях, для которых собственное понимание гордости важнее всего остального. Впрочем, многие сегодняшние молдавские поляки не догадываются о своем происхождении, так как их предков-переселенцев позднее записали в документах украинцами.
Территория Армяно-Католического кладбища. Фамильная часовня армян-католиков Огановичей-Демьяновичей. В настоящее время часовня-склеп почти разрушена, склеп разграблен. Зимой здесь живут бомжи. Правда у польского посольства в Молдавии есть планы по восстановлению этого исторического наследия, напоминающего о проживании здесь поляков. И снова немного о появлении и дальнейшей судьбе  поляков в Молдавии. Во время молдавско-польской войны в XVI веке, польская армия, пытавшаяся до этого взять древнюю молдавскую столицу Сучаву, потерпела поражение, и Штефан Великий, согласно легенде, потребовал, чтобы пленные польские шляхтичи собственноручно вспахали землю на поле битвы. Выжившие  поляки остались на землях Молдавского княжества, их здесь не притесняли, к тому же в условиях постоянных войн с Османской империей с жителями Молдавского княжества их сближала общая христианская вера. В дальнейшем часть поляков так и не вернулась в Польшу и осела в северной части исторической Молдавии, в основном в окрестностях Сучавы, Хотина и южнее, где позже появились Бельцы и Глодяны.
Территория Армяно-Католического кладбища. Фамильная часовня армян-католиков Огановичей-Демьяновичей. В настоящее время часовня-склеп почти разрушена, склеп разграблен. Зимой здесь живут бомжи. Правда у польского посольства в Молдавии есть планы по восстановлению этого исторического наследия, напоминающего о проживании здесь поляков. И снова немного о появлении и дальнейшей судьбе поляков в Молдавии. Во время молдавско-польской войны в XVI веке, польская армия, пытавшаяся до этого взять древнюю молдавскую столицу Сучаву, потерпела поражение, и Штефан Великий, согласно легенде, потребовал, чтобы пленные польские шляхтичи собственноручно вспахали землю на поле битвы. Выжившие поляки остались на землях Молдавского княжества, их здесь не притесняли, к тому же в условиях постоянных войн с Османской империей с жителями Молдавского княжества их сближала общая христианская вера. В дальнейшем часть поляков так и не вернулась в Польшу и осела в северной части исторической Молдавии, в основном в окрестностях Сучавы, Хотина и южнее, где позже появились Бельцы и Глодяны.
Территория Армяно-Католического кладбища. Фамильная часовня армян-католиков Огановичей-Демьяновичей и их разорённый семейный склеп. В 1795 году Речь Посполитая прекратила свое существование, а ее территорию поделили между собой Австрия, Россия и Пруссия. С новыми властями у поляков не всегда складывались мирные отношения, а на территории нынешней Молдавии, ещё находившейся в относительной независимости, к ним относились по-прежнему лояльно. Поэтому сюда стали переселяться поляки со своей исторической родины. В 1812 — 1840 годы польские восстания в Российской империи спровоцировали жёсткую реакцию — казни, высылку неблагонадежных. Но это не коснулось только что образованной на окраине империи Бессарабской губернии. К тому же, пытаясь заселить малообжитые территории Бессарабии, Российская империя предоставляла переселенцам земельные наделы и льготы. И новая волна поляков устремилась на эти земли.
Территория Армяно-Католического кладбища. Фамильная часовня армян-католиков Огановичей-Демьяновичей и их разорённый семейный склеп. В 1795 году Речь Посполитая прекратила свое существование, а ее территорию поделили между собой Австрия, Россия и Пруссия. С новыми властями у поляков не всегда складывались мирные отношения, а на территории нынешней Молдавии, ещё находившейся в относительной независимости, к ним относились по-прежнему лояльно. Поэтому сюда стали переселяться поляки со своей исторической родины. В 1812 — 1840 годы польские восстания в Российской империи спровоцировали жёсткую реакцию — казни, высылку неблагонадежных. Но это не коснулось только что образованной на окраине империи Бессарабской губернии. К тому же, пытаясь заселить малообжитые территории Бессарабии, Российская империя предоставляла переселенцам земельные наделы и льготы. И новая волна поляков устремилась на эти земли.
Территория Армяно-Католического кладбища. В 1840 — 1917 годы, в лояльных к переселенцам условиях, польское население Бессарабии переживает подъем. В других областях Российской империи польские роды переписывают как «малороссийские», а в Бессарабии польские дворянские роды Крупенских, Долива-Добровольских и Дзерожинских, породнившись с молдавской аристократией, становятся видными представителями и предводителями местного дворянства.
В 1918 — 1944 годы после оккупации Бессарабии Румынией, положение польской общины значительно ухудшается. В 1928 году, после длительных конфликтов, новые власти окончательно ликвидируют культурно-языковую автономию поляков, превращая мультикультурную территорию Молдавии в моноэтнический придаток Румынии.
В Советский период отличается двойственностью: с одной стороны, все равны, с другой — поляков при любой возможности записывали в украинцы, а костелы, как, впрочем, и все другие церкви, закрыли.
Территория Армяно-Католического кладбища. В 1840 — 1917 годы, в лояльных к переселенцам условиях, польское население Бессарабии переживает подъем. В других областях Российской империи польские роды переписывают как «малороссийские», а в Бессарабии польские дворянские роды Крупенских, Долива-Добровольских и Дзерожинских, породнившись с молдавской аристократией, становятся видными представителями и предводителями местного дворянства. В 1918 — 1944 годы после оккупации Бессарабии Румынией, положение польской общины значительно ухудшается. В 1928 году, после длительных конфликтов, новые власти окончательно ликвидируют культурно-языковую автономию поляков, превращая мультикультурную территорию Молдавии в моноэтнический придаток Румынии. В Советский период отличается двойственностью: с одной стороны, все равны, с другой — поляков при любой возможности записывали в украинцы, а костелы, как, впрочем, и все другие церкви, закрыли.
Территория Армяно-Католического кладбища и  его армянская часть. Несмотря на большое количество захоронений армян, на кладбище не встретишь крест «хачкар» - обязательный атрибут армянских погребений. Но от этого их могильные плиты и памятники не менее интересны. Они украшены символикой и профессионально выполнены. Склеп Огановичей-Демьяновичей - не единственное захоронение знатных армян на этом городском кладбище. К примеру, здесь похоронен Карабет Сергеевич Киркоров и Дельвета Хампарциновна Киркорова. Карабет был прадедом Филиппа Киркорова, а Дельвета прабабушкой, как утверждает армянская диаспора. И не зря, якобы, сам Бедрос Киркоров - отец Филиппа, несколько лет назад навещал их могилы.
Территория Армяно-Католического кладбища и его армянская часть. Несмотря на большое количество захоронений армян, на кладбище не встретишь крест «хачкар» - обязательный атрибут армянских погребений. Но от этого их могильные плиты и памятники не менее интересны. Они украшены символикой и профессионально выполнены. Склеп Огановичей-Демьяновичей - не единственное захоронение знатных армян на этом городском кладбище. К примеру, здесь похоронен Карабет Сергеевич Киркоров и Дельвета Хампарциновна Киркорова. Карабет был прадедом Филиппа Киркорова, а Дельвета прабабушкой, как утверждает армянская диаспора. И не зря, якобы, сам Бедрос Киркоров - отец Филиппа, несколько лет назад навещал их могилы.
Территория Армяно-Католического кладбища и церковь-часовня Воскрешения Христова. В 1964 году, из-за отсутствия прихожан армян, церковь была передана полякам-католикам, которые изменили внутреннее убранство здания. 
В настоящее время церковь возвращена армянской общине. В Кишинёве есть ещё один памятник архитектуры, напоминающий о многолетнем проживании здесь армянского народа, это апостольская церковь Святой Богородицы. Для того чтобы взглянуть на неё нам предстоит переместится из центра в сторону микрорайона Рышкановка.
Территория Армяно-Католического кладбища и церковь-часовня Воскрешения Христова. В 1964 году, из-за отсутствия прихожан армян, церковь была передана полякам-католикам, которые изменили внутреннее убранство здания. В настоящее время церковь возвращена армянской общине. В Кишинёве есть ещё один памятник архитектуры, напоминающий о многолетнем проживании здесь армянского народа, это апостольская церковь Святой Богородицы. Для того чтобы взглянуть на неё нам предстоит переместится из центра в сторону микрорайона Рышкановка.
Церковь Святой Богородицы - образец армянской архитектуры на территории Молдавии, построенная в Кишиневе в самом начале XIX века. Архитектурно-планировочное решение ее плана в виде одного нефа с полукруглой апсидой и пристройка двухъярусной колокольни с запада указывают на то, что стиль постройки храма был типичным для XVIII века. Вопросами основания церкви Богородицы, ее перестроек, реконструкций занимался профессор
архитектуры А. Х. Тораманян. Можно предполагать, что церковь эта поднялась на руинах старого молдавского храма. Как и весь Кишинев, в 1739 году старая церковь, видимо, была сожжена, а в 1803 году (так указано на одной из памятных плит) на ее месте построили новую – армянскую. Однако на памятной доске, находящейся в ступенчатой нише, высечена и другая дата – 1804 год. По всей вероятности, в этом году был сооружен южный притвор храма. После 1817 года к притвору церкви пристроили портик (трехарочный с юга и одноарочный с запада и востока). По стилю постройки он резко отличается от архитектуры церкви. Особенно выделяется аркатура портика, решенная в виде стрельчатых арок и своеобразных арабских колонн и капителей. Стены, перекрытия, контрфорсы храма выполнены из камня и
кирпича, оштукатурены, фундаменты – бутовые. Очень нарядно смотрятся стены портика, сложенные из чисто тесанного камня светло- и темно-серого цвета. Внешний облик церкви Богородицы производит впечатление основательности, монументальности.
При церкви Святой Богородицы сохранились захоронения Манук-Бея и его двух дочерей.
Церковь Святой Богородицы - образец армянской архитектуры на территории Молдавии, построенная в Кишиневе в самом начале XIX века. Архитектурно-планировочное решение ее плана в виде одного нефа с полукруглой апсидой и пристройка двухъярусной колокольни с запада указывают на то, что стиль постройки храма был типичным для XVIII века. Вопросами основания церкви Богородицы, ее перестроек, реконструкций занимался профессор архитектуры А. Х. Тораманян. Можно предполагать, что церковь эта поднялась на руинах старого молдавского храма. Как и весь Кишинев, в 1739 году старая церковь, видимо, была сожжена, а в 1803 году (так указано на одной из памятных плит) на ее месте построили новую – армянскую. Однако на памятной доске, находящейся в ступенчатой нише, высечена и другая дата – 1804 год. По всей вероятности, в этом году был сооружен южный притвор храма. После 1817 года к притвору церкви пристроили портик (трехарочный с юга и одноарочный с запада и востока). По стилю постройки он резко отличается от архитектуры церкви. Особенно выделяется аркатура портика, решенная в виде стрельчатых арок и своеобразных арабских колонн и капителей. Стены, перекрытия, контрфорсы храма выполнены из камня и кирпича, оштукатурены, фундаменты – бутовые. Очень нарядно смотрятся стены портика, сложенные из чисто тесанного камня светло- и темно-серого цвета. Внешний облик церкви Богородицы производит впечатление основательности, монументальности. При церкви Святой Богородицы сохранились захоронения Манук-Бея и его двух дочерей.
Церковь Святой Богородицы. Несколько слов о времени появления армян на территории Молдавии и о их вкладе в её историю.  Армяне появились на территории нынешней Молдавии в X-XII веках. Историки считают, что армянские торговые караваны — «кареле арменешть», которые связывали Молдавию с западными и восточными рынками, во многом способствовали появлению и развитию здесь городов и становлению Молдавского княжества. В период средневековья господари специально приглашали армянские семьи и предоставляли им льготы, чтобы поощрить торговлю. А в 1401 году в Сучаве была открыта армянская епархия — грамоту о ее открытии вручил епископу Оганесу молдавский господарь Александру чел Бун (Александр Хороший). Политику покровительства армянам продолжил Штефан чел Маре (Штефан Великий), который наделил их торговыми привилегиями и всячески приветствовал миграцию крымских армян в Молдавию после завоевания полуострова турками. Армяне также составляли значительную часть войска Штефана чел Маре во время его военных походов против турок. Таможенными пошлинами в это время ведал армянин Симкан, а в 1498 году его сменил армянский купец из Аккермана Калиян.
Церковь Святой Богородицы. Несколько слов о времени появления армян на территории Молдавии и о их вкладе в её историю. Армяне появились на территории нынешней Молдавии в X-XII веках. Историки считают, что армянские торговые караваны — «кареле арменешть», которые связывали Молдавию с западными и восточными рынками, во многом способствовали появлению и развитию здесь городов и становлению Молдавского княжества. В период средневековья господари специально приглашали армянские семьи и предоставляли им льготы, чтобы поощрить торговлю. А в 1401 году в Сучаве была открыта армянская епархия — грамоту о ее открытии вручил епископу Оганесу молдавский господарь Александру чел Бун (Александр Хороший). Политику покровительства армянам продолжил Штефан чел Маре (Штефан Великий), который наделил их торговыми привилегиями и всячески приветствовал миграцию крымских армян в Молдавию после завоевания полуострова турками. Армяне также составляли значительную часть войска Штефана чел Маре во время его военных походов против турок. Таможенными пошлинами в это время ведал армянин Симкан, а в 1498 году его сменил армянский купец из Аккермана Калиян.
Церковь Святой Богородицы. Ещё немного об армянах проживавших в Молдавии.  Армянином по происхождению был один из господарей Молдавского княжества — Ион Водэ чел Кумплит, он же Ион Водэ-Армянул. Господарем он был всего два года, но успел прославиться тем, что пытался укрепить центральную власть в княжестве и освободить страну из-под османского ига, ущемляя интересы бояр, которые прозвали его "лютый" (кумплит). В правление Иона Водэ-Армянул в Молдавском княжестве начали чеканку мелких медных монет, и примерно в то же время столицу Молдавского княжества перенесли из Сучавы в Яссы, что было стратегически оправдано. Ион Водэ-Армянул вел переписку с Иваном Грозным, одержал победы над турками у Брэила и Бендер. Но летом 1574 года из-за предательства бояр Ион Водэ потерпел поражение у Кагула; турки, нарушив свое обещание, жестоко казнили его и большую часть войска.
Церковь Святой Богородицы. Ещё немного об армянах проживавших в Молдавии. Армянином по происхождению был один из господарей Молдавского княжества — Ион Водэ чел Кумплит, он же Ион Водэ-Армянул. Господарем он был всего два года, но успел прославиться тем, что пытался укрепить центральную власть в княжестве и освободить страну из-под османского ига, ущемляя интересы бояр, которые прозвали его "лютый" (кумплит). В правление Иона Водэ-Армянул в Молдавском княжестве начали чеканку мелких медных монет, и примерно в то же время столицу Молдавского княжества перенесли из Сучавы в Яссы, что было стратегически оправдано. Ион Водэ-Армянул вел переписку с Иваном Грозным, одержал победы над турками у Брэила и Бендер. Но летом 1574 года из-за предательства бояр Ион Водэ потерпел поражение у Кагула; турки, нарушив свое обещание, жестоко казнили его и большую часть войска.
Церковь Святой Богородицы. Ещё немного об армянах Молдавии. В конце XVIII — начале XIX веков колония молдавских армян стала активно увеличиваться благодаря экономическим привилегиям, которые Российская империя давала в Бессарабской губернии переселенцам. Уже в 1817 году армянская диаспора в Бессарабии насчитывала 544 семейств.  Одна из самых ярких фигур армянского происхождения в Молдавии — Манук-бей Мирзоян. О нём и о его дворце я писал ранее. В начале XIX века в Кишинев и другие города Бессарабии стали переселяться купцы-армяне из Австрийской империи и Запрутской Молдавии. К тому же, после разрешения в 1802 году армянам из Григориополя (Приднестровье) селиться в других городах, многие армяне оттуда тоже переехали в Кишинев. Здесь они продолжили заниматься торговлей, открывая лавочки, магазины и кофейни.
В 1814 году Армянской церкви выделили участок земли в центре Кишинёва. Эта земля застраивалась при первом армянском архиепископе Григории Захаряне. Здесь построили здание Армянской митрополии, пекарни, рестораны, гостиницы, склады и жилые дома. В начала XIX века это место было очень популярным — здесь часто проводили приемы и балы, собирая кишиневскую знать. Эта территории в центре Кишинева получила название Армянского подворья.
В домах Армянского подворья нередко бывал Александр Пушкин во время южной ссылки. Там он часто появлялся с коллежским советником, армянином Артемом Худобашевым, который входил в ближний «бессарабский круг» Пушкина.
Во время Второй мировой войны здания Армянского подворья были разрушены, как практически и весь центр Кишинева.
Церковь Святой Богородицы. Ещё немного об армянах Молдавии. В конце XVIII — начале XIX веков колония молдавских армян стала активно увеличиваться благодаря экономическим привилегиям, которые Российская империя давала в Бессарабской губернии переселенцам. Уже в 1817 году армянская диаспора в Бессарабии насчитывала 544 семейств. Одна из самых ярких фигур армянского происхождения в Молдавии — Манук-бей Мирзоян. О нём и о его дворце я писал ранее. В начале XIX века в Кишинев и другие города Бессарабии стали переселяться купцы-армяне из Австрийской империи и Запрутской Молдавии. К тому же, после разрешения в 1802 году армянам из Григориополя (Приднестровье) селиться в других городах, многие армяне оттуда тоже переехали в Кишинев. Здесь они продолжили заниматься торговлей, открывая лавочки, магазины и кофейни. В 1814 году Армянской церкви выделили участок земли в центре Кишинёва. Эта земля застраивалась при первом армянском архиепископе Григории Захаряне. Здесь построили здание Армянской митрополии, пекарни, рестораны, гостиницы, склады и жилые дома. В начала XIX века это место было очень популярным — здесь часто проводили приемы и балы, собирая кишиневскую знать. Эта территории в центре Кишинева получила название Армянского подворья. В домах Армянского подворья нередко бывал Александр Пушкин во время южной ссылки. Там он часто появлялся с коллежским советником, армянином Артемом Худобашевым, который входил в ближний «бессарабский круг» Пушкина. Во время Второй мировой войны здания Армянского подворья были разрушены, как практически и весь центр Кишинева.
Познакомившись немного с историей армян в Молдавии, мы продолжаем движение в сторону микрорайона Рышкановка и ненадолго делаем остановку у небольшой аллеи, ведущей к следующему памятнику духовного наследия, к Обелиску болгарским ополченцам. Но, пару слов об аллее. В её создании, вернее в посадке деревьев, принимали участие знаменитые личности 60-70 х годов, посетивших столицу советской Молдавии. К сожалению во времена нацистского помутнения были уничтожены памятные таблички с фамилиями людей посадивших здесь молодые саженцы деревьев. К счастью, сохранились сами деревья, со временем может быть восстановят и памятные таблички. Но, одну из них (она на фото), уже восстановили сейчас, настоящие горожане и патриоты своего края, не дающие забыть славное прошлое своей земли.  Первый космонавт Земли Юрий Гагарин в Молдове был дважды. Первый раз — 8-10 октября 1966 года, когда Кишинев отмечал 500-летие со дня основания, второй раз — проездом, вместе с Валентиной Терешковой летом 1968-го, когда ехали в Софию на IX Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
Познакомившись немного с историей армян в Молдавии, мы продолжаем движение в сторону микрорайона Рышкановка и ненадолго делаем остановку у небольшой аллеи, ведущей к следующему памятнику духовного наследия, к Обелиску болгарским ополченцам. Но, пару слов об аллее. В её создании, вернее в посадке деревьев, принимали участие знаменитые личности 60-70 х годов, посетивших столицу советской Молдавии. К сожалению во времена нацистского помутнения были уничтожены памятные таблички с фамилиями людей посадивших здесь молодые саженцы деревьев. К счастью, сохранились сами деревья, со временем может быть восстановят и памятные таблички. Но, одну из них (она на фото), уже восстановили сейчас, настоящие горожане и патриоты своего края, не дающие забыть славное прошлое своей земли. Первый космонавт Земли Юрий Гагарин в Молдове был дважды. Первый раз — 8-10 октября 1966 года, когда Кишинев отмечал 500-летие со дня основания, второй раз — проездом, вместе с Валентиной Терешковой летом 1968-го, когда ехали в Софию на IX Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
Мемориальный парк Шипка. Вдалеке виднеется Обелиск болгарским ополченцам, установленный  в 1966-м году в Кишиневе.
Мемориальный парк Шипка. Вдалеке виднеется Обелиск болгарским ополченцам, установленный в 1966-м году в Кишиневе.
Обелиск вызывает сегодня и смех, и слезы. Историю переписали не только в школьных учебниках, но и на памятниках. Теперь на монументе значится, что обелиск установлен в честь болгарских ополченцев, которые вместе с русской и... румынской армией боролись за освобождение Болгарии от турецких захватчиков.
Откуда взялась румынская армия?! Сама Румыния как независимое государство было создано только в мае 1878-го года. Правда, армия румынская уже была, и она воевала на стороне России в этой двухлетней русско-турецкой войне. Но с какой стати вместо того, чтобы упомянуть местных, молдавских добровольцев, которые записывались в поход против угнетателей, упоминают армию соседнего государства, которой, судя по историческим справкам, в Кишиневе в то время не было? Уж очень сильно желание молдавских историков прогнуться перед соседним государством, забыв про гордость, поправ славу соотечественников, которые проливали кровь на той войне, что совсем не патриотично.
Обелиск вызывает сегодня и смех, и слезы. Историю переписали не только в школьных учебниках, но и на памятниках. Теперь на монументе значится, что обелиск установлен в честь болгарских ополченцев, которые вместе с русской и... румынской армией боролись за освобождение Болгарии от турецких захватчиков. Откуда взялась румынская армия?! Сама Румыния как независимое государство было создано только в мае 1878-го года. Правда, армия румынская уже была, и она воевала на стороне России в этой двухлетней русско-турецкой войне. Но с какой стати вместо того, чтобы упомянуть местных, молдавских добровольцев, которые записывались в поход против угнетателей, упоминают армию соседнего государства, которой, судя по историческим справкам, в Кишиневе в то время не было? Уж очень сильно желание молдавских историков прогнуться перед соседним государством, забыв про гордость, поправ славу соотечественников, которые проливали кровь на той войне, что совсем не патриотично.
Когда устанавливали 16-метровый гранитный монумент, на мраморной доске, прикрепленной к обелиску, была следующая надпись: «Дружинам болгарских ополченцев, сформированным в Кишиневе в 1876-1878 гг и доблестно сражавшимися вместе с русской армией за освобождение Болгарии от турецкого ига». На открытии памятника присутствовал  Юрий Гагарин.
Когда устанавливали 16-метровый гранитный монумент, на мраморной доске, прикрепленной к обелиску, была следующая надпись: «Дружинам болгарских ополченцев, сформированным в Кишиневе в 1876-1878 гг и доблестно сражавшимися вместе с русской армией за освобождение Болгарии от турецкого ига». На открытии памятника присутствовал Юрий Гагарин.
Сам монумент воздвигнут в память о параде русских войск, болгарских ополченцев и молдавских добровольцев проведённом здесь 12-го апреля 1877 года перед отправкой их на Балканы.  В честь этого события — это место назвали площадью Болгарских ополченцев. 
Через 5 лет, после памятного парада,  здесь сооружается часовня к которой мы и проследуем.
Сам монумент воздвигнут в память о параде русских войск, болгарских ополченцев и молдавских добровольцев проведённом здесь 12-го апреля 1877 года перед отправкой их на Балканы. В честь этого события — это место назвали площадью Болгарских ополченцев. Через 5 лет, после памятного парада, здесь сооружается часовня к которой мы и проследуем.
Часовня в честь болгарских ополченцев. Часовня, воздвигнутая в честь болгарских ополченцев и победы в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

Часовня была построена в 1882 году, на месте, где в 1877 (12(25) апреля) году был прочтён манифест об объявлении войны Османской Империи и прошёл парад русских войск и болгарских и молдавских ополченцев. Часовня получила имя Святого Александра Невского.

Автор проекта — Шейдевандт Леопольд Иванович (1829-1894 годы жизни), кишиневский городской архитектор (в 1862-1883 годы).
Часовня в честь болгарских ополченцев. Часовня, воздвигнутая в честь болгарских ополченцев и победы в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Часовня была построена в 1882 году, на месте, где в 1877 (12(25) апреля) году был прочтён манифест об объявлении войны Османской Империи и прошёл парад русских войск и болгарских и молдавских ополченцев. Часовня получила имя Святого Александра Невского. Автор проекта — Шейдевандт Леопольд Иванович (1829-1894 годы жизни), кишиневский городской архитектор (в 1862-1883 годы).
Часовня в честь болгарских ополченцев. После Отечественной войны в часовне находился один из аэродромных складов, а рядом с ней, соответственно, сам   аэродром. Позже в этом же здании обустроили кассу, где работники аэродрома получали зарплату. Аэродром в основном использовался небольшими самолётами типа АН-2.

В 1969 году в здании часовни был открыт Мемориальный музей болгарских ополченцев, который с огромным удовольствием и неоднократно посещал. Конечно, как и любого пацана послевоенных лет, меня влекло к коллекции оружия той эпохи, расположенного здесь.

В начале 1990-х годов здание было возвращено церкви и превратилось  в церковь Всех святых Молдовы. А экспонаты из Музея болгарских ополченцев – оружие, форма, копии знамен, ордена и медали, личные вещи участника русско-турецкой войны К. В. Хруцкого, скончавшегося в 1969 г. в возрасте 114 лет, и прочее пропали бесследно.
Часовня в честь болгарских ополченцев. После Отечественной войны в часовне находился один из аэродромных складов, а рядом с ней, соответственно, сам аэродром. Позже в этом же здании обустроили кассу, где работники аэродрома получали зарплату. Аэродром в основном использовался небольшими самолётами типа АН-2. В 1969 году в здании часовни был открыт Мемориальный музей болгарских ополченцев, который с огромным удовольствием и неоднократно посещал. Конечно, как и любого пацана послевоенных лет, меня влекло к коллекции оружия той эпохи, расположенного здесь. В начале 1990-х годов здание было возвращено церкви и превратилось в церковь Всех святых Молдовы. А экспонаты из Музея болгарских ополченцев – оружие, форма, копии знамен, ордена и медали, личные вещи участника русско-турецкой войны К. В. Хруцкого, скончавшегося в 1969 г. в возрасте 114 лет, и прочее пропали бесследно.
Часовня в честь болгарских ополченцев. Раз мы заговорили о болгарских ополченцах, не могу пройти мимо  темы болгар уже не один век, проживающих на территории нынешней Молдавии. Первая заметная волна переселения болгар в Дунайские княжества (так называли Молдавское и Валашское княжества) приходится на конец XVIII — начало XIX века, когда начались русско-турецкие войны и междоусобицы османских правителей. Бессарабский историк Замфир Арборе, проследивший путь проникновения задунайских переселенцев в Бессарабию, писал, что болгары, перейдя Дунай, сначала остановились на припрутских землях, откуда позже, в 1789 – 1791 годах, с разрешения господарей переселились в Бессарабию. в начале XIX века болгары и гагаузы южно-дунайских областей обосновались в буджакских городах Измаил, Килия, Аккерман (Четатя Албэ) и Бендеры. К 1806 году в Буджаке жили более 8 тыс. переселенцев. А в период русско-турецких войн 1806 – 1812 годов 27 тыс. болгар и гагаузов обосновались в Бессарабии. В это время благодаря переселенцам появились Комрат, Чадыр-Лунга, Карагач, Табаки, Саталык-Хаджи и другие населенные пункты юга Бессарабии.
Часовня в честь болгарских ополченцев. Раз мы заговорили о болгарских ополченцах, не могу пройти мимо темы болгар уже не один век, проживающих на территории нынешней Молдавии. Первая заметная волна переселения болгар в Дунайские княжества (так называли Молдавское и Валашское княжества) приходится на конец XVIII — начало XIX века, когда начались русско-турецкие войны и междоусобицы османских правителей. Бессарабский историк Замфир Арборе, проследивший путь проникновения задунайских переселенцев в Бессарабию, писал, что болгары, перейдя Дунай, сначала остановились на припрутских землях, откуда позже, в 1789 – 1791 годах, с разрешения господарей переселились в Бессарабию. в начале XIX века болгары и гагаузы южно-дунайских областей обосновались в буджакских городах Измаил, Килия, Аккерман (Четатя Албэ) и Бендеры. К 1806 году в Буджаке жили более 8 тыс. переселенцев. А в период русско-турецких войн 1806 – 1812 годов 27 тыс. болгар и гагаузов обосновались в Бессарабии. В это время благодаря переселенцам появились Комрат, Чадыр-Лунга, Карагач, Табаки, Саталык-Хаджи и другие населенные пункты юга Бессарабии.
Мемориальный парк Шипка и часовня в честь болгарских ополченцев.  Следующая волна переселения приходится на конец русско-турецкой войны 1828-1829 годов. По условиям Адрианопольского мира (1829 год) православным жителям южно-дунайских областей разрешалось переселяться в пределы Валахии, Молдовы и Российской империи (прежде всего в Бессарабию). Тогда на юг нынешней Молдовы переселились около 25 тыс. человек, основавших поселения Твардица (столица автономии молдавских болгар) и другие.
После окончания Крымской войны болгары, поддержавшие российские войска, вынуждены были уйти вместе с отходящими войсками. В этот период болгарские земли покидают около 900 семейств (6 617 человек). Они оседают в уже образованных ранее колониях на юге Бессарабии.
Эти колонии процветали благодаря политике Российской империи. Присоединив в 1812 году Бессарабию и стараясь заселить ее малообжитые территории, Россия предоставила переселенцам земельные наделы, льготы и особые права.
Для управления процессом переселения и обустройства беженцев в 1818 году создали Попечительный комитет иностранных колонистов южной России, который возглавил генерал Иван Инзов.
Болгарские и гагаузские переселенцы сыграли огромную роль в экономическом развитии южных районов Бессарабии. За короткое время колонистам, которые занимались земледелием, скотоводством и садоводством, удалось преобразовать пустынную буджакскую степь в цветущий край.
Кроме земледелия и скотоводства, болгары занялись сыроварением, научившись этому у местного населения. И настолько преуспели, что продавали сыр во всех южных регионах России.
Из-за засушливого климата Буджака болгары первыми на юге Российской империи стали использовать искусственное орошение: для этого они строили чигири — водоподъемные устройства в виде колеса с ковшами или барабана с канатом, снабженным черпаками. Благодаря этому они начали выращивать в степи овощные культуры, в том числе капусту, огурцы и фасоль, которые до этого в Бессарабии не выращивали. Семена этих культур болгары привезли с собой.
Не буду сильно много писать о болгарах и о их жизни на молдавской земле, даст Бог посвящу им отдельный альбом в дальнейшем. А мы с вами переместимся к следующей достопримечательности, относящейся ко  времени превращения сельского поселения в губернскую столицу, к церкви Святых Константина и Елены. Она, тоже находится на Рышкановке, недалеко от Обелиска болгарским ополченцам.
Мемориальный парк Шипка и часовня в честь болгарских ополченцев. Следующая волна переселения приходится на конец русско-турецкой войны 1828-1829 годов. По условиям Адрианопольского мира (1829 год) православным жителям южно-дунайских областей разрешалось переселяться в пределы Валахии, Молдовы и Российской империи (прежде всего в Бессарабию). Тогда на юг нынешней Молдовы переселились около 25 тыс. человек, основавших поселения Твардица (столица автономии молдавских болгар) и другие. После окончания Крымской войны болгары, поддержавшие российские войска, вынуждены были уйти вместе с отходящими войсками. В этот период болгарские земли покидают около 900 семейств (6 617 человек). Они оседают в уже образованных ранее колониях на юге Бессарабии. Эти колонии процветали благодаря политике Российской империи. Присоединив в 1812 году Бессарабию и стараясь заселить ее малообжитые территории, Россия предоставила переселенцам земельные наделы, льготы и особые права. Для управления процессом переселения и обустройства беженцев в 1818 году создали Попечительный комитет иностранных колонистов южной России, который возглавил генерал Иван Инзов. Болгарские и гагаузские переселенцы сыграли огромную роль в экономическом развитии южных районов Бессарабии. За короткое время колонистам, которые занимались земледелием, скотоводством и садоводством, удалось преобразовать пустынную буджакскую степь в цветущий край. Кроме земледелия и скотоводства, болгары занялись сыроварением, научившись этому у местного населения. И настолько преуспели, что продавали сыр во всех южных регионах России. Из-за засушливого климата Буджака болгары первыми на юге Российской империи стали использовать искусственное орошение: для этого они строили чигири — водоподъемные устройства в виде колеса с ковшами или барабана с канатом, снабженным черпаками. Благодаря этому они начали выращивать в степи овощные культуры, в том числе капусту, огурцы и фасоль, которые до этого в Бессарабии не выращивали. Семена этих культур болгары привезли с собой. Не буду сильно много писать о болгарах и о их жизни на молдавской земле, даст Бог посвящу им отдельный альбом в дальнейшем. А мы с вами переместимся к следующей достопримечательности, относящейся ко времени превращения сельского поселения в губернскую столицу, к церкви Святых Константина и Елены. Она, тоже находится на Рышкановке, недалеко от Обелиска болгарским ополченцам.
У  церкви Святых Константина и Елены. Пару слов о районе города, в котором находимся, с необычным названием Рышкановка  и откуда взялось это  название. В состав города она вошла в конце XIX века, когда это предместье было выкуплено городскими властями у помещика Рышкану, но еще долго оставалась обиталищем не самых состоятельных кишиневцев, живших в мазанках под камышовыми крышами, выстроившихся в несколько кривых улиц. А в середине пятидесятых годов прошлого века начался принципиально новый этап в развитии города Кишинева. Город с предместьями стал превращаться в город с микрорайонами, площадь которых к настоящему времени существенно превышает ту территорию, на которой Кишинев складывался на протяжении всех предыдущих веков существования. Первым стал микрорайон Рышкановка. Город перешагнул через Бык – за границу, ограждавшую его с северо-востока. Пробитый Щусевым Центральный луч к началу 60-х дошел до Рышкановского холма, на котором находится церковь Святых Константина и Елены.
У церкви Святых Константина и Елены. Пару слов о районе города, в котором находимся, с необычным названием Рышкановка и откуда взялось это название. В состав города она вошла в конце XIX века, когда это предместье было выкуплено городскими властями у помещика Рышкану, но еще долго оставалась обиталищем не самых состоятельных кишиневцев, живших в мазанках под камышовыми крышами, выстроившихся в несколько кривых улиц. А в середине пятидесятых годов прошлого века начался принципиально новый этап в развитии города Кишинева. Город с предместьями стал превращаться в город с микрорайонами, площадь которых к настоящему времени существенно превышает ту территорию, на которой Кишинев складывался на протяжении всех предыдущих веков существования. Первым стал микрорайон Рышкановка. Город перешагнул через Бык – за границу, ограждавшую его с северо-востока. Пробитый Щусевым Центральный луч к началу 60-х дошел до Рышкановского холма, на котором находится церковь Святых Константина и Елены.
Заходим во двор  церкви Святых Константина и Елены, 1777  года постройки. Это второе здание по возрасту Кишинёва, на 25 лет моложе самого старого здания  - Мазаракиевской церкви, 1752 года постройки, о которой я уже упоминал в другом альбоме.
Заходим во двор церкви Святых Константина и Елены, 1777 года постройки. Это второе здание по возрасту Кишинёва, на 25 лет моложе самого старого здания - Мазаракиевской церкви, 1752 года постройки, о которой я уже упоминал в другом альбоме.
Церковь Святых Константина и Елены.  В основе она сходна с Мазаракиевской; это вытянутое сооружение трехчастного
плана с трилистником апсида и колокольней. В то же время
она имеет существенные отличия. Памятник обладает
более «сельской» внешностью (он и построен в бытность
Рышкановки помещичьей вотчиной), скромнее его размеры и декор. Неф решен более простым, одновысотным
объемом. Вход расположен не по оси здания, а сбоку — на
южной стороне притвора. Менее значительна в композиции роль боковых апсид. Но едва выделяясь на плоскости
стены, они тем самым подчеркивают объемность апсиды
центральной.
Церковь Святых Константина и Елены. В основе она сходна с Мазаракиевской; это вытянутое сооружение трехчастного плана с трилистником апсида и колокольней. В то же время она имеет существенные отличия. Памятник обладает более «сельской» внешностью (он и построен в бытность Рышкановки помещичьей вотчиной), скромнее его размеры и декор. Неф решен более простым, одновысотным объемом. Вход расположен не по оси здания, а сбоку — на южной стороне притвора. Менее значительна в композиции роль боковых апсид. Но едва выделяясь на плоскости стены, они тем самым подчеркивают объемность апсиды центральной.
Во дворе церкви Святых Константина и Елены.  Церковь  была построена на высоком холме, на берегу реки Бык, ктитором был спатарь (боярский чин - оруженосец)  Константин Рышкану.

Первоначально церковь находилась  в самом  селе Рышкановка и являлась храмом Воскресения Господня. Но в 1834 году по пожеланию Егора Рышкану церковь сменила имя в честь его отца — Константина и стала носить известное сейчас  имя — Святых Константина и Елены.


В советское время церковь была закрыта.

В начале 1970-х годов в здании случился пожар, сгорели все деревянные конструкции и иконостас. После этого церковь была отреставрирована.
Во дворе церкви Святых Константина и Елены. Церковь была построена на высоком холме, на берегу реки Бык, ктитором был спатарь (боярский чин - оруженосец) Константин Рышкану. Первоначально церковь находилась в самом селе Рышкановка и являлась храмом Воскресения Господня. Но в 1834 году по пожеланию Егора Рышкану церковь сменила имя в честь его отца — Константина и стала носить известное сейчас имя — Святых Константина и Елены. В советское время церковь была закрыта. В начале 1970-х годов в здании случился пожар, сгорели все деревянные конструкции и иконостас. После этого церковь была отреставрирована.
Во дворе церкви Святых Константина и Елены. Церковь окружена старым кладбищем, вместе с которым достойна составить небольшой архитектурный заповедник. Здесь сохранилось множество надгробных стел XIX века, представителей очень известных молдавских семей. На кладбище были похоронены представители таких родов, как Крупенских, Ралли, Донича и Кацики, с которыми был тесно знаком А. С. Пушкин. О них я расскажу в альбоме, посвящённом местам, где побывал русский поэт.
Во дворе церкви Святых Константина и Елены. Церковь окружена старым кладбищем, вместе с которым достойна составить небольшой архитектурный заповедник. Здесь сохранилось множество надгробных стел XIX века, представителей очень известных молдавских семей. На кладбище были похоронены представители таких родов, как Крупенских, Ралли, Донича и Кацики, с которыми был тесно знаком А. С. Пушкин. О них я расскажу в альбоме, посвящённом местам, где побывал русский поэт.
Вид на центр Кишинёва с холма, где расположена церковь Святых Константина и Елены. Вот и закончилось наше маленькое путешествие посвящённое памятникам духовного наследия. В нём я показал, что на этой земле всегда жили, живут и будут жить люди разных национальностей, различных конфессий, говорящих на разных языках, но приносящих процветание этому краю. Но, если пытаться навязать людям одинаковые взгляды, одинаковый язык и лишить их национальной идентичности, ничего кроме разлада, разрухи, нищеты и даже войны, это не принесёт. Почему то мы пытаемся сохранить любую козявку или растение, боремся за разнообразие в живом мире, но стремимся к единообразию и одноязычию в сфере человеческих отношений.
Вид на центр Кишинёва с холма, где расположена церковь Святых Константина и Елены. Вот и закончилось наше маленькое путешествие посвящённое памятникам духовного наследия. В нём я показал, что на этой земле всегда жили, живут и будут жить люди разных национальностей, различных конфессий, говорящих на разных языках, но приносящих процветание этому краю. Но, если пытаться навязать людям одинаковые взгляды, одинаковый язык и лишить их национальной идентичности, ничего кроме разлада, разрухи, нищеты и даже войны, это не принесёт. Почему то мы пытаемся сохранить любую козявку или растение, боремся за разнообразие в живом мире, но стремимся к единообразию и одноязычию в сфере человеческих отношений.

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому