Турист Вячеслав Левченко (vermut-777)
Вячеслав Левченко
был 9 февраля 8:55
Фотоальбом

Времена года, Молдавия. Ноябрь, архитектурное наследие.

Кишинёв — Молдавия Ноябрь 2021
SM-G988B
22 33

В этом альбоме мы прогуляемся по историческому центру Кишинёва. Во время прогулки познакомимся с некоторыми архитектурными памятниками. Они напоминают о времени, когда Кишинёв из зачуханного сельского поселения, стал превращаться в город, мало—мальски напоминающий губернскую столицу. Не смотря на свой столичный статус, ему очень тяжело было тягаться в прошлом с, рядом находящейся, Одессой. Свободный экономический статус и морской порт, делали её, по пышности, размаху и скорости развития, недосягаемой для Кишинёва. Почему я сравниваю эти два города, ответ простой. Они географически находятся практически рядом, фактически одновременно начали своё развитие и с одинаковых позиций. Да и оба для меня одинаково родные. Кишинёв изо всех сил пытался превратится в современный город, ему во многом повезло с архитекторами и градоначальниками и, если бы не Первая мировая война и последующие за ней политические катаклизмы, он бы достиг многого. Потом 20 лет, для кого-то оккупации, а для кого-то нахождения в королевской Румынии, не пошли городу впрок. За эти годы здесь активно переименовывали старые улицы, не создавая новых, сносили одни памятники и устанавливали другие. Из реального архитектурного наследия, это появление нескольких вилл зажиточных румын. Разрушения Великой Отечественной войны и нескольких катастрофических землетрясений до неузнаваемости обезобразили столицу Молдавии. Но, советские оккупанты с небывалым энтузиазмом взялись за восстановление Кишинёва и с годами превратили город в цветущий и прекрасный мегаполис. В этот период, когда в Кишинёве построили с десяток заводов союзного значения и планировали постройку ещё нескольких, столица Молдавии стала обгонять по красоте и благоустройству своего приморского соседа. Но, не судьба, всё обвалилось, рассыпалось и город, после 20 лет прозябания, превратился в тихую гавань для многих тысяч гастарбайтеров работающих за рубежом и вкладывающих свои заработки в покупку новой недвижимости. Но, не будем о грустном, ранним ноябрьским утром, не по осеннему тёплым и в меру солнечным, прогуляемся по городу и полюбуемся тем, что ещё осталось от былой роскоши.

Начинаем мы с самого центра.  Проспект Штефана чел Маре или Бульвар Штефана чел Маре (молд. Bulevardul Ştefan cel Mare şi Sfânt) — центральная улица столицы Молдавии. 
Нынешнее название проспект получил в 1990 году в честь молдавского господаря Стефана III Великого.
В Румынии, которой во всём стараются подражать молдавские власти с начала 1990-х годов (например, за основу флага Молдавии был взят румынский «триколор»), все широкие улицы называются «bulevardul» («бульвар»). Проспекты Кишинёва (Кутузовский проспект, переименованный в Мирча чел Бэтрын, проспект Мира, переименованный в Дачия и другие, включая главную улицу города, переименованную в честь Штефана чел Маре) в одночасье стали именоваться «bulevardul», как и уже существовавшие городские бульвары. Тем не менее, и в разговорной речи, и в Интернете, и в прессе, на русском языке встречается как именование «Проспект Штефана чел Маре», так и «Бульвар Штефана чел Маре».
Перед нами два здания на этом проспекте, которые давно стали визитной карточкой города: Городской банк ныне Органный зал и Городская Управа ныне — примария Кишинёва.
Начинаем мы с самого центра. Проспект Штефана чел Маре или Бульвар Штефана чел Маре (молд. Bulevardul Ştefan cel Mare şi Sfânt) — центральная улица столицы Молдавии. Нынешнее название проспект получил в 1990 году в честь молдавского господаря Стефана III Великого. В Румынии, которой во всём стараются подражать молдавские власти с начала 1990-х годов (например, за основу флага Молдавии был взят румынский «триколор»), все широкие улицы называются «bulevardul» («бульвар»). Проспекты Кишинёва (Кутузовский проспект, переименованный в Мирча чел Бэтрын, проспект Мира, переименованный в Дачия и другие, включая главную улицу города, переименованную в честь Штефана чел Маре) в одночасье стали именоваться «bulevardul», как и уже существовавшие городские бульвары. Тем не менее, и в разговорной речи, и в Интернете, и в прессе, на русском языке встречается как именование «Проспект Штефана чел Маре», так и «Бульвар Штефана чел Маре». Перед нами два здания на этом проспекте, которые давно стали визитной карточкой города: Городской банк ныне Органный зал и Городская Управа ныне — примария Кишинёва.
Здание Примарии города Кишинёва. В конце XIX века градоначальник Карл Шмидт предложил идею строительства нового здания Городской Думы. С тех пор оно стало, наверное, самым фотографируемым зданием в истории Кишинёва.
Проектирование и строительство было поручено архитектору Митрофану Эллади, в нем также участвовал главный архитектор города знаменитый в наших краях Александр Бернардацци. Здание строилось в период с 1898 года по 1901 год. Его архитектура подвержена влиянию итальянской готики и хранит следы масонства в виде таинственных символов.
Здание Примарии города Кишинёва. В конце XIX века градоначальник Карл Шмидт предложил идею строительства нового здания Городской Думы. С тех пор оно стало, наверное, самым фотографируемым зданием в истории Кишинёва. Проектирование и строительство было поручено архитектору Митрофану Эллади, в нем также участвовал главный архитектор города знаменитый в наших краях Александр Бернардацци. Здание строилось в период с 1898 года по 1901 год. Его архитектура подвержена влиянию итальянской готики и хранит следы масонства в виде таинственных символов.
Гравюра здания Примарии города Кишинёва на банкноте номиналом в 200 молдавских леев.
Гравюра здания Примарии города Кишинёва на банкноте номиналом в 200 молдавских леев.
Здание Примарии города Кишинёва. Так как в этом здании находилось ещё и множество магазинов (как и сейчас, впрочем) – то называлось оно и городским пассажем.
Во время Второй мировой войны здание сильно пострадало. Примэрия восстанавливалось уже под руководством архитектора Роберта Курца. Работы велись по снимкам и частично сохранившимся планам с 1946 по 1948 годы, однако администрация вернулась в здание лишь в 1951 году. После реставрации зданию был возвращен практически первозданный облик. Единственное различие, но не очень значительное – с торца дома, над главным входом были восстановлены башенки, но не в прежних (больших) размерах. После войны в здании располагался Горсовет.
Здание Примарии города Кишинёва. Так как в этом здании находилось ещё и множество магазинов (как и сейчас, впрочем) – то называлось оно и городским пассажем. Во время Второй мировой войны здание сильно пострадало. Примэрия восстанавливалось уже под руководством архитектора Роберта Курца. Работы велись по снимкам и частично сохранившимся планам с 1946 по 1948 годы, однако администрация вернулась в здание лишь в 1951 году. После реставрации зданию был возвращен практически первозданный облик. Единственное различие, но не очень значительное – с торца дома, над главным входом были восстановлены башенки, но не в прежних (больших) размерах. После войны в здании располагался Горсовет.
Органный зал. В 1902 году Городская дума, приняв реше­ние о строительстве на пересечении улиц Александров­ской и Синадиновской нового здания банка (прежнее по­мещение стало тесным) – объявила конкурс. Хотя преми­альный фонд составлял полторы тысячи рублей, посту­пил единственный проект. Автором оказался инженер- технолог Михаил Чекеруль-Куш. Александру Бернардацци, возглавлявшему жюри, работа понравилась, и он вручил лауреату награду.
Органный зал. В 1902 году Городская дума, приняв реше­ние о строительстве на пересечении улиц Александров­ской и Синадиновской нового здания банка (прежнее по­мещение стало тесным) – объявила конкурс. Хотя преми­альный фонд составлял полторы тысячи рублей, посту­пил единственный проект. Автором оказался инженер- технолог Михаил Чекеруль-Куш. Александру Бернардацци, возглавлявшему жюри, работа понравилась, и он вручил лауреату награду.
Органный зал. Строительство городского банка затянулось на девять лет, сдали его в эксплуатацию 16 декабря 1911 года. Специально из Лейпцига акционерное общество «Karl Keister и Ко» доставило стальные детали, бронированные двери для касс и 104 сейфа.
Органный зал. Строительство городского банка затянулось на девять лет, сдали его в эксплуатацию 16 декабря 1911 года. Специально из Лейпцига акционерное общество «Karl Keister и Ко» доставило стальные детали, бронированные двери для касс и 104 сейфа.
Органный зал. В 1975 году историческое здание финансового учреж­дения переделали в Органный зал. Поперечная ось зда­ния, подчеркнутая четырех колонным портиком в ко­ринфском стиле, праздничный и торжественный фасад здания, скульптуры – все это радует глаз до сих пор. Вот только безумно жаль Меркурия (мастер М. Лукашевский), который некогда украшал скульптурную композицию на фронтоне. Ходили слухи, что во время землетрясения 1986 года бог торговли и покровитель путешественников повредился. Чтобы фигура не свалилась кому-то на голо­ву, ее сняли и отнесли во двор примарии. После развала советской экономики старинное творение вроде отправи­ли в реставрационную мастерскую. С тех пор Меркурия больше никто не видел.
Органный зал. В 1975 году историческое здание финансового учреж­дения переделали в Органный зал. Поперечная ось зда­ния, подчеркнутая четырех колонным портиком в ко­ринфском стиле, праздничный и торжественный фасад здания, скульптуры – все это радует глаз до сих пор. Вот только безумно жаль Меркурия (мастер М. Лукашевский), который некогда украшал скульптурную композицию на фронтоне. Ходили слухи, что во время землетрясения 1986 года бог торговли и покровитель путешественников повредился. Чтобы фигура не свалилась кому-то на голо­ву, ее сняли и отнесли во двор примарии. После развала советской экономики старинное творение вроде отправи­ли в реставрационную мастерскую. С тех пор Меркурия больше никто не видел.
Органный зал. Как и прежде вход в здание охраняют каменные львы.
Органный зал. Как и прежде вход в здание охраняют каменные львы.
Напротив здания Примарии и Органного зала - здание Главпочтамта. Строительство главпочтамта началось после войны. Архитектором здания был Валентин Медник. «Прототипом» здания послужил Московский Главпочтамт на Тверской улице. Активное участие в его строительстве, впрочем, как и в восстановлении всего города, принимали участие военнопленные немцы.
Напротив здания Примарии и Органного зала - здание Главпочтамта. Строительство главпочтамта началось после войны. Архитектором здания был Валентин Медник. «Прототипом» здания послужил Московский Главпочтамт на Тверской улице. Активное участие в его строительстве, впрочем, как и в восстановлении всего города, принимали участие военнопленные немцы.
Проспект Штефана чел Маре ноябрьским утром.
Проспект Штефана чел Маре ноябрьским утром.
Здание драматического театра им. Михая Эминеску является одним из самых красивых памятников искусства и архитектуры в столице.

Изначально, в 30-е годы ХХ века, этот театр строился как Дворец Культуры. Но, в связи с неблагоприятной экономической обстановкой и нехваткой финансирования строительство было заморожено. Были возведены стены, сооружены крыша и купол. Однако здание осталось недостроенным. Строительство здания было закончено только в 1954 году. Проект осуществлялся под руководством архитектора Всесоюзного треста «Театрпроект» Галаджевой в 1949-1953 годы. Характерной особенностью композиционного построения является строгая симметрия, отличающая памятники неокласицизма. С 1955 по 1957 театр работал как Молдавский театр оперы, балета и драмы. В 1974 году ему присвоено звание академического, под которым он проработал вплоть до 1994 года. В 1994 году театр получил статус национального, ему присвоено имя Михая Эминеску.
Здание драматического театра им. Михая Эминеску является одним из самых красивых памятников искусства и архитектуры в столице. Изначально, в 30-е годы ХХ века, этот театр строился как Дворец Культуры. Но, в связи с неблагоприятной экономической обстановкой и нехваткой финансирования строительство было заморожено. Были возведены стены, сооружены крыша и купол. Однако здание осталось недостроенным. Строительство здания было закончено только в 1954 году. Проект осуществлялся под руководством архитектора Всесоюзного треста «Театрпроект» Галаджевой в 1949-1953 годы. Характерной особенностью композиционного построения является строгая симметрия, отличающая памятники неокласицизма. С 1955 по 1957 театр работал как Молдавский театр оперы, балета и драмы. В 1974 году ему присвоено звание академического, под которым он проработал вплоть до 1994 года. В 1994 году театр получил статус национального, ему присвоено имя Михая Эминеску.
Чуть ниже театра им. Михая Эминеску находится кафе Morpho в старинном здании. Здание  построено между 1896 и 1897 годами по утвержденному в 1896 году проекту. Владелица Евгения Апостоловна Мизивири. Архитектура дома решена в стиле эклектики с элементами неоклассицизма.
Чуть ниже театра им. Михая Эминеску находится кафе Morpho в старинном здании. Здание построено между 1896 и 1897 годами по утвержденному в 1896 году проекту. Владелица Евгения Апостоловна Мизивири. Архитектура дома решена в стиле эклектики с элементами неоклассицизма.
Недалеко от Примарии Кишинёва находится Собор Святой Феодоры из Сихлы — кафедральный собор Бессарабской митрополии Румынской православной церкви. Здание было построено в 1895 году как капелла при женской гимназии по проекту Александра Бернардацци в псевдовизантийском стиле, на средства княгини Вяземской. Она не использовалась вплоть до 1922 года, т.к. княгиня не давала на это разрешение. Только в 1922 году, уже после смерти Вяземской, церковь освятили. Есть легенда, что не освящали её так долго, потому-то в её здании, за алтарём, кто то повесился.
Недалеко от Примарии Кишинёва находится Собор Святой Феодоры из Сихлы — кафедральный собор Бессарабской митрополии Румынской православной церкви. Здание было построено в 1895 году как капелла при женской гимназии по проекту Александра Бернардацци в псевдовизантийском стиле, на средства княгини Вяземской. Она не использовалась вплоть до 1922 года, т.к. княгиня не давала на это разрешение. Только в 1922 году, уже после смерти Вяземской, церковь освятили. Есть легенда, что не освящали её так долго, потому-то в её здании, за алтарём, кто то повесился.
Собор Святой Феодоры из Сихлы. В 1940 году здесь расположили Музей Атеизма. Удивительным оказался выбор директора нового музея. Им стал Виктор Попович, назначенный годом раннее директором кишинёвской Семинарии.
Почему В. Попович решил возглавить Музей Атеизма — неизвестно, сейчас мы можем только гадать. Предполагают, что сделано это было им не по собственной воле.
Так или иначе, в 1941 году, сразу после того как Бессарабия снова оказалась в Румынии, бывший уже директор покончил с собой.
Музей, разумеется, был закрыт. А здание было повторно освящено 23 апреля 1942 года.
Собор Святой Феодоры из Сихлы. В 1940 году здесь расположили Музей Атеизма. Удивительным оказался выбор директора нового музея. Им стал Виктор Попович, назначенный годом раннее директором кишинёвской Семинарии. Почему В. Попович решил возглавить Музей Атеизма — неизвестно, сейчас мы можем только гадать. Предполагают, что сделано это было им не по собственной воле. Так или иначе, в 1941 году, сразу после того как Бессарабия снова оказалась в Румынии, бывший уже директор покончил с собой. Музей, разумеется, был закрыт. А здание было повторно освящено 23 апреля 1942 года.
Собор Святой Феодоры из Сихлы. После Второй Мировой Войны церковь вновь закрыли. Помещение использовали в различных целях. Продолжительное время там даже располагался спортзал. Но вот, в конце 70-х годов, вновь было решено открыть в Кишинёве Музей Атеизма. Выбор снова пал на бывшую церковь. Её даже отреставрировали по этому поводу. Возрождение церкви произошло в 1993 году. В 1995 году, незадолго до 100-летннего юбилея со дня основания храма, он был заново расписан специалистом по фресковой живописи Георгием Енакиевым. Резной иконостас для собора выполнил знаменитый мастер Василий из Хумулешть, а местный иконописец Юрий Лунгу подарил храму выполненные в едином стиле иконы для иконостаса. С 1994 года церковь является кафедрой Кишинёвской архиепархии.
Собор Святой Феодоры из Сихлы. После Второй Мировой Войны церковь вновь закрыли. Помещение использовали в различных целях. Продолжительное время там даже располагался спортзал. Но вот, в конце 70-х годов, вновь было решено открыть в Кишинёве Музей Атеизма. Выбор снова пал на бывшую церковь. Её даже отреставрировали по этому поводу. Возрождение церкви произошло в 1993 году. В 1995 году, незадолго до 100-летннего юбилея со дня основания храма, он был заново расписан специалистом по фресковой живописи Георгием Енакиевым. Резной иконостас для собора выполнил знаменитый мастер Василий из Хумулешть, а местный иконописец Юрий Лунгу подарил храму выполненные в едином стиле иконы для иконостаса. С 1994 года церковь является кафедрой Кишинёвской архиепархии.
Рядом с Собором Святой Феодоры из Сихлы расположено здание  Национального художественного музея. Квартал, в котором построено здание, периметр Пушкина, Букурешть, Бэнулеску-Бодони, 31 августа, изначально предназначался для обустройства в нём 8 хозяйств для служителей Кафедрального Собора. С 1817 года участок и возведённые на нём постройки принадлежали некоему Г. Хрисострату (уполномоченному по монастырским делам), позже — протоиерею Кафедрального Собора Пуришкевичу.

В 1897 году наследники протоиерея продали участок княгине Н. Дадиани, которая основала на этом месте Вторую женскую Гимназию. Проектом занялся Александр Бернардацци, в то время — главный архитектор города. Строительство продолжалось всего год и закончилось в 1900 году. Здание располагало центральным отоплением, вентиляцией, электричеством, телефонами, водопроводом. Служило в качестве учебного заведения до 1945 года.
Рядом с Собором Святой Феодоры из Сихлы расположено здание Национального художественного музея. Квартал, в котором построено здание, периметр Пушкина, Букурешть, Бэнулеску-Бодони, 31 августа, изначально предназначался для обустройства в нём 8 хозяйств для служителей Кафедрального Собора. С 1817 года участок и возведённые на нём постройки принадлежали некоему Г. Хрисострату (уполномоченному по монастырским делам), позже — протоиерею Кафедрального Собора Пуришкевичу. В 1897 году наследники протоиерея продали участок княгине Н. Дадиани, которая основала на этом месте Вторую женскую Гимназию. Проектом занялся Александр Бернардацци, в то время — главный архитектор города. Строительство продолжалось всего год и закончилось в 1900 году. Здание располагало центральным отоплением, вентиляцией, электричеством, телефонами, водопроводом. Служило в качестве учебного заведения до 1945 года.
Здание Национального художественного музея. После войны в здании женской гимназии разместился Центральный комитет компартии. В 1970-м, когда у компартии появилось свое огромное здание на главной улице Кишинёва, в бывшем лицее открыли Музей Истории КомПартии МССР, с кабинетом «дорогого Леонида Ильича», в течение нескольких лет там размещался и Дворец пионеров.
Здание Национального художественного музея. После войны в здании женской гимназии разместился Центральный комитет компартии. В 1970-м, когда у компартии появилось свое огромное здание на главной улице Кишинёва, в бывшем лицее открыли Музей Истории КомПартии МССР, с кабинетом «дорогого Леонида Ильича», в течение нескольких лет там размещался и Дворец пионеров.
Здание Национального художественного музея. В 1991 году здание передали Национальному художественному музею, который и поныне здесь находится.
Здание Национального художественного музея. В 1991 году здание передали Национальному художественному музею, который и поныне здесь находится.
Рядом со зданием Национального художественного музея находится кафе-кондитерская Delice d'Ange. Если вы нагуляли аппетит и подустали, вам сюда.  Здесь богатый выбор самых изысканных деликатесов: аппетитные круассаны и булочки, неповторимые миндальные “macarons”, эксклюзивное мороженое, торты и пирожные, с самыми разнообразными начинками и кремами, а главное много, много шоколада!
Рядом со зданием Национального художественного музея находится кафе-кондитерская Delice d'Ange. Если вы нагуляли аппетит и подустали, вам сюда. Здесь богатый выбор самых изысканных деликатесов: аппетитные круассаны и булочки, неповторимые миндальные “macarons”, эксклюзивное мороженое, торты и пирожные, с самыми разнообразными начинками и кремами, а главное много, много шоколада!
Прогулка по историческому центру Кишинёва. “Zentrum ApartHotel”, место где можно остановиться на несколько дней, в самом центре Кишинёва.
Прогулка по историческому центру Кишинёва. “Zentrum ApartHotel”, место где можно остановиться на несколько дней, в самом центре Кишинёва.
Рядом с “Zentrum ApartHotel” образчик архитектуры Кишинёва в его недолгий  "румынский" период. Дом был построен в 1937 году по проекту архитектора Н. Мерца в духе неорумынского архитектурного течения.
В 1866 году государственный секретарь Якоб Лемени-Македон продал одноэтажный дом и другие хозяйственные постройки вдове секретаря колледжа Терезе Соломко.  В 1934 году дом снесли, а на его месте построили виллу. В архитектуре здания присутствуют декоративные элементы, характерные для средневекового зодчества: верхняя часть стен, разделенная витым поясом, выделена фризом, украшенным ромбовидной лентой, углы здания скошены, арка подпирается на прочных столбах, перед домом цветник, изолированный от тротуара пилонной оградой с невысокой металлической решеткой, повторяющей рисунок фриза.
Рядом с “Zentrum ApartHotel” образчик архитектуры Кишинёва в его недолгий "румынский" период. Дом был построен в 1937 году по проекту архитектора Н. Мерца в духе неорумынского архитектурного течения. В 1866 году государственный секретарь Якоб Лемени-Македон продал одноэтажный дом и другие хозяйственные постройки вдове секретаря колледжа Терезе Соломко. В 1934 году дом снесли, а на его месте построили виллу. В архитектуре здания присутствуют декоративные элементы, характерные для средневекового зодчества: верхняя часть стен, разделенная витым поясом, выделена фризом, украшенным ромбовидной лентой, углы здания скошены, арка подпирается на прочных столбах, перед домом цветник, изолированный от тротуара пилонной оградой с невысокой металлической решеткой, повторяющей рисунок фриза.
Здание “Zentrum ApartHotel”. Отель расположен в доме 1875 года, построенном при участии знаменитого зодчего Александра Бернардацци. Первым владельцем здания, в котором сейчас находится “Zentrum ApartHotel” была большая ценительница живописи и покровительница изящных искусств Севастия Балабанова. На первом этаже нового дома она открыла художественную галерею, участниками которой были как молодые живописцы Кишинёва, так и многих других городов. Останавливались же художники в самом доме, в тех самих комнатах, часть которых до сих пор  предлагает отель. Место, пронизанное любовью к искусству полтора века назад, наполнено им и поныне. Номера отеля выполнены в память о великих художниках прошлого и в честь значимых художников настоящего. От Винсента ван Гога до Василия Кандинского, от Аруша Воцмуша до Марка Верлана.
Здание “Zentrum ApartHotel”. Отель расположен в доме 1875 года, построенном при участии знаменитого зодчего Александра Бернардацци. Первым владельцем здания, в котором сейчас находится “Zentrum ApartHotel” была большая ценительница живописи и покровительница изящных искусств Севастия Балабанова. На первом этаже нового дома она открыла художественную галерею, участниками которой были как молодые живописцы Кишинёва, так и многих других городов. Останавливались же художники в самом доме, в тех самих комнатах, часть которых до сих пор предлагает отель. Место, пронизанное любовью к искусству полтора века назад, наполнено им и поныне. Номера отеля выполнены в память о великих художниках прошлого и в честь значимых художников настоящего. От Винсента ван Гога до Василия Кандинского, от Аруша Воцмуша до Марка Верлана.
Рядом со зданием “Zentrum ApartHotel” находится ещё одна архитектурная достопримечательность города,  Греческая Церковь. Архитектор – А.Бернардацци. Возведена в 1891 году на средства греческих купцов братьев Ивана и Виктора Синадино, по ходатайству греческого мещанского общества.
Рядом со зданием “Zentrum ApartHotel” находится ещё одна архитектурная достопримечательность города, Греческая Церковь. Архитектор – А.Бернардацци. Возведена в 1891 году на средства греческих купцов братьев Ивана и Виктора Синадино, по ходатайству греческого мещанского общества.
Синадиновская (Греческая) церковь. По оценкам местной прессы того времени, это было одно из самых значимых архитектурных сооружений тех лет в Российской Империи. Всё в ней исполнено с «ювелирным» мастерством. В архитектурной основе – византийский стиль. План церкви имеет форму креста с равноконечными сторонами. Церковный фасад смотрится очень нарядно благодаря облицовочной кладке из камня 2-х цветов с применением кирпича и керамики.
Синадиновская (Греческая) церковь. По оценкам местной прессы того времени, это было одно из самых значимых архитектурных сооружений тех лет в Российской Империи. Всё в ней исполнено с «ювелирным» мастерством. В архитектурной основе – византийский стиль. План церкви имеет форму креста с равноконечными сторонами. Церковный фасад смотрится очень нарядно благодаря облицовочной кладке из камня 2-х цветов с применением кирпича и керамики.
Ограда Греческой церкви выполнена очень изящно. Каждая каменная опора украшена барельефом львиной головы, между опорами – ажурная металлическая решетка. В 1898 году при церкви была открыта монашеская школа, содержавшаяся на деньги братьев Анастасия и Феодора Чуфля – кишинёвских купцов, известных, как и братья Синадино, своей благотворительностью. Церковь греческая, но уже давно служители в ней – не греки. Последним священником-греком в этой церкви был Константинос Маритакис, который служил здесь ещё до Великой Отечественной войны.
Ограда Греческой церкви выполнена очень изящно. Каждая каменная опора украшена барельефом львиной головы, между опорами – ажурная металлическая решетка. В 1898 году при церкви была открыта монашеская школа, содержавшаяся на деньги братьев Анастасия и Феодора Чуфля – кишинёвских купцов, известных, как и братья Синадино, своей благотворительностью. Церковь греческая, но уже давно служители в ней – не греки. Последним священником-греком в этой церкви был Константинос Маритакис, который служил здесь ещё до Великой Отечественной войны.
Синадиновская (Греческая) церковь. В 1960-е годы церковь закрыли, а в 1969 году она была превращена в дегустационный винный зал. В подвалах, где хранились останки братьев Синадино и их родственников, поставили бочки с вином, а святые мощи выбросили. Но вскоре вино почему-то стало портиться и дегустационный зал закрыли. Вместо вина в бывшей церкви открыли склад для хранения реквизита «Молдова-фильм». Позже здесь открылся выставочный зал Художественного музея, но опять ненадолго.

На протяжении последующих десятилетий храм оставался закрытым. Только в сентябре 1991 года в церкви святого Пантелеймона прошло первое богослужение. В 2000 – 2004 годах была проведена капитальная реставрация здания. Сейчас в церкви находятся частицы мощей святых Пантелеймона и Феодора Тирона.
Синадиновская (Греческая) церковь. В 1960-е годы церковь закрыли, а в 1969 году она была превращена в дегустационный винный зал. В подвалах, где хранились останки братьев Синадино и их родственников, поставили бочки с вином, а святые мощи выбросили. Но вскоре вино почему-то стало портиться и дегустационный зал закрыли. Вместо вина в бывшей церкви открыли склад для хранения реквизита «Молдова-фильм». Позже здесь открылся выставочный зал Художественного музея, но опять ненадолго. На протяжении последующих десятилетий храм оставался закрытым. Только в сентябре 1991 года в церкви святого Пантелеймона прошло первое богослужение. В 2000 – 2004 годах была проведена капитальная реставрация здания. Сейчас в церкви находятся частицы мощей святых Пантелеймона и Феодора Тирона.
Здание рядом с Синадиновской (Греческой) церковью. Дом был построен во второй половине 19 века и принадлежал И.И. Семиградову, статскому советнику, известному общественному деятелю. Архитектура эклектична, напоминает ампир.
Здание рядом с Синадиновской (Греческой) церковью. Дом был построен во второй половине 19 века и принадлежал И.И. Семиградову, статскому советнику, известному общественному деятелю. Архитектура эклектична, напоминает ампир.
Напротив дома И.И. Семиградова здание бывшего Окружного Суда. Здание построено в 1887 году по проекту А.Бернардацци. Это было одно из первых специально построенных административных зданий. Архитектура эклектична, под влиянием французского классицизма. Два отдельных входа – один для публики, второй – для ввода обвиняемых.
Напротив дома И.И. Семиградова здание бывшего Окружного Суда. Здание построено в 1887 году по проекту А.Бернардацци. Это было одно из первых специально построенных административных зданий. Архитектура эклектична, под влиянием французского классицизма. Два отдельных входа – один для публики, второй – для ввода обвиняемых.
Здание бывшего Окружного Суда.  Именно здесь в 1907 году проходил суд над Григорием Котовским. Ему вынесли приговор – 12 лет каторжных работ за революционную деятельность. Отсюда Котовский совершил дерзкий побег, выпрыгнув из окна второго этажа. В 1944 году сюда перебралось Управление Молдавской железной дороги.
Здание бывшего Окружного Суда. Именно здесь в 1907 году проходил суд над Григорием Котовским. Ему вынесли приговор – 12 лет каторжных работ за революционную деятельность. Отсюда Котовский совершил дерзкий побег, выпрыгнув из окна второго этажа. В 1944 году сюда перебралось Управление Молдавской железной дороги.
Рядом со зданием бывшего Окружного Суда - строение бывшей Гербовецкой общины Красного Креста.  Община медсестёр Гербовецкого Монастыря была основана в 1905 году, а в 1907 году на этом участке городской земли со старыми домами, принадлежащими монастырю Святого Гроба Господня, началось строительство благотворительного комплекса – амбулатории, больницы, жилого дома для медицинских сестер (всего 8 зданий). Больница была оборудована по последнему слову техники. В 1940 году весь комплекс перешёл в собственность Министерства Здравоохранения. В 1944 году здесь разместился Лечсанупр Минздрава (4-е Управление).
Рядом со зданием бывшего Окружного Суда - строение бывшей Гербовецкой общины Красного Креста. Община медсестёр Гербовецкого Монастыря была основана в 1905 году, а в 1907 году на этом участке городской земли со старыми домами, принадлежащими монастырю Святого Гроба Господня, началось строительство благотворительного комплекса – амбулатории, больницы, жилого дома для медицинских сестер (всего 8 зданий). Больница была оборудована по последнему слову техники. В 1940 году весь комплекс перешёл в собственность Министерства Здравоохранения. В 1944 году здесь разместился Лечсанупр Минздрава (4-е Управление).
Здание бывшей Гербовецкой общины Красного Креста. Нынешний вид здание приобрело в 1910 году, когда был надстроен 2-ой этаж. Первый этаж проектировал губернский архитектор А. М. Асвадуров, а второй –инженер Михаил Чекеруль-Куш. В качестве декора использован символ благотворительности – греческий крест с равными сторонами. Сейчас здесь – Координационный Совет по телевидению и радио.
Здание бывшей Гербовецкой общины Красного Креста. Нынешний вид здание приобрело в 1910 году, когда был надстроен 2-ой этаж. Первый этаж проектировал губернский архитектор А. М. Асвадуров, а второй –инженер Михаил Чекеруль-Куш. В качестве декора использован символ благотворительности – греческий крест с равными сторонами. Сейчас здесь – Координационный Совет по телевидению и радио.
Продолжаем прогулку по историческому центру Кишинёва. Лицей "Прометей". Памятник архитектуры начала ХХ века. Здесь с самого начала находились учебные заведения.
Продолжаем прогулку по историческому центру Кишинёва. Лицей "Прометей". Памятник архитектуры начала ХХ века. Здесь с самого начала находились учебные заведения.
Прогулку по историческому центру Кишинёва. Дом где родился и прожил свои первые годы знаменитый архитектор Алексей Викторович Щусев. Дом был построен родителями архитектора в 50-е годы XIX века. Алексей Щусев родился в этом доме 8 октября 1873 года и прожил в нем до 1897 года. Здание было унаследовано от родителей старшим братом архитектора, Сергеем Щусевым, и оставался во владение семьи до 1928 года. 18 сентября 1947 года дом стал первым музеем архитектуры в Молдове, а впоследствии был реорганизован в Мемориальный дом Алексея Щусева.
Прогулку по историческому центру Кишинёва. Дом где родился и прожил свои первые годы знаменитый архитектор Алексей Викторович Щусев. Дом был построен родителями архитектора в 50-е годы XIX века. Алексей Щусев родился в этом доме 8 октября 1873 года и прожил в нем до 1897 года. Здание было унаследовано от родителей старшим братом архитектора, Сергеем Щусевым, и оставался во владение семьи до 1928 года. 18 сентября 1947 года дом стал первым музеем архитектуры в Молдове, а впоследствии был реорганизован в Мемориальный дом Алексея Щусева.
Перед нами творение архитектора А. В. Щусева, особняк и доходный дом выдающегося почвоведа и специалиста по виноградарству М. В. Карчевского. Построен в 1901 году.
Перед нами творение архитектора А. В. Щусева, особняк и доходный дом выдающегося почвоведа и специалиста по виноградарству М. В. Карчевского. Построен в 1901 году.
Особняк  М. В. Карчевского. Дом очень стильный. Неомавританские мотивы и дух модерна.
Минимум выразительных средств:
лента бледно-голубых изразцов, лёгкие декоративные балкончики, характерной формы оконные и дверные проёмы.
Особняк М. В. Карчевского. Дом очень стильный. Неомавританские мотивы и дух модерна. Минимум выразительных средств: лента бледно-голубых изразцов, лёгкие декоративные балкончики, характерной формы оконные и дверные проёмы.
Особняк М. В. Карчевского построенный по проекту  А. В. Щусева.
Особняк М. В. Карчевского построенный по проекту А. В. Щусева.
Рядом с особняком М. В. Карчевского находится такое интересное строение. Это водонапорная башня (молд. Castelul de apă din Chişinău) — памятник промышленной архитектуры конца XIX века в Кишинёве. Со строительства водонапорной башни в 1892 году началось создание городского водопровода. Автором проекта выступил всё тот же знаменитый Александр Бернардацци. Он был первым главным архитектором Кишинева и автором многих проектов, по которым возводились лучшие здания в городе.
Рядом с особняком М. В. Карчевского находится такое интересное строение. Это водонапорная башня (молд. Castelul de apă din Chişinău) — памятник промышленной архитектуры конца XIX века в Кишинёве. Со строительства водонапорной башни в 1892 году началось создание городского водопровода. Автором проекта выступил всё тот же знаменитый Александр Бернардацци. Он был первым главным архитектором Кишинева и автором многих проектов, по которым возводились лучшие здания в городе.
Водонапорная башня.  Высота Водонапорной башни достигает 22 метров. Ее верхний этаж, первоначально возведенный из дерева, был разрушен в результате землетрясения 1977 года и восстановлен только в 1983 году. Несущие стены башни построены из местного камня-ракушечника, в некоторых местах можно встретить кирпичную кладку. Толщина стен у основания достигает 2 метров, постепенно уменьшаясь до 0,6 метра на верхнем этаже. Внутри помещения до сих пор сохранилась старая металлическая винтовая лестница, по которой можно было подняться наверх (сегодня для этих целей используется лифт).
Водонапорная башня. Высота Водонапорной башни достигает 22 метров. Ее верхний этаж, первоначально возведенный из дерева, был разрушен в результате землетрясения 1977 года и восстановлен только в 1983 году. Несущие стены башни построены из местного камня-ракушечника, в некоторых местах можно встретить кирпичную кладку. Толщина стен у основания достигает 2 метров, постепенно уменьшаясь до 0,6 метра на верхнем этаже. Внутри помещения до сих пор сохранилась старая металлическая винтовая лестница, по которой можно было подняться наверх (сегодня для этих целей используется лифт).
Водонапорная башня. В 1971 году в водонапорной башне был открыт музей истории Кишинева. Затем он закрылся, но и был восстановлен совсем недавно, в 2000-х.

Музей располагает несколькими залами и смотровой площадкой на самом верху башни. Там, под крышей, устраиваются и выставки художников.
Водонапорная башня. В 1971 году в водонапорной башне был открыт музей истории Кишинева. Затем он закрылся, но и был восстановлен совсем недавно, в 2000-х. Музей располагает несколькими залами и смотровой площадкой на самом верху башни. Там, под крышей, устраиваются и выставки художников.
Мы продолжаем нашу прогулу по историческому центру Кишинёва.
Мы продолжаем нашу прогулу по историческому центру Кишинёва.
Мы оказались у оплота демократии в Молдавии, посольства США. Здание, построенное в 1918 году принадлежало преподавательнице Софии А. Дунаевской – Ерхан, выпускнице Бестужевских курсов. С 1957 года здесь располагалось Главное управление снабжения Совмина МССР. В 70е – 80е годы в этом здании размещалось Общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами. С конца 80-х по 1994 год – Союз артистов балета.
Мы оказались у оплота демократии в Молдавии, посольства США. Здание, построенное в 1918 году принадлежало преподавательнице Софии А. Дунаевской – Ерхан, выпускнице Бестужевских курсов. С 1957 года здесь располагалось Главное управление снабжения Совмина МССР. В 70е – 80е годы в этом здании размещалось Общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами. С конца 80-х по 1994 год – Союз артистов балета.
Напротив посольства США находится бывший Дворец бракосочетания. В таком качестве здание  знают несколько поколений кишиневцев, в том числе и я, причём неоднократно. Возведен дом был в самом начале ХХ века – в период, когда городским головой был Карл Александрович Шмидт, как семейное гнездо одного из членов Городской думы – надворного советника Эраста Фердинандовича Трапани, председательствовавшего в Кишиневско-Оргеевском сиротском суде. Были в ту пору такие учреждения, к ведомству которых относилось попечение о малолетних сиротах и вдовах, контроль городских школ, богаделен. Судя по размеру особняка и богатству самого Трапани, ему тоже перепадало немного от вдов, сирот и инвалидов.
Напротив посольства США находится бывший Дворец бракосочетания. В таком качестве здание знают несколько поколений кишиневцев, в том числе и я, причём неоднократно. Возведен дом был в самом начале ХХ века – в период, когда городским головой был Карл Александрович Шмидт, как семейное гнездо одного из членов Городской думы – надворного советника Эраста Фердинандовича Трапани, председательствовавшего в Кишиневско-Оргеевском сиротском суде. Были в ту пору такие учреждения, к ведомству которых относилось попечение о малолетних сиротах и вдовах, контроль городских школ, богаделен. Судя по размеру особняка и богатству самого Трапани, ему тоже перепадало немного от вдов, сирот и инвалидов.
Перед фасадом бывшего Дворца бракосочетания. В 1902 году Эраст Трапани приобрел у купца А. Леонарда участок земли, а весной 1903 здесь, на Садовой угол Боюканской, уже стоял каменный дом с партером и мансардой под металлической крышей. Увенчанный куполом, сдержанно украшенный ризалитами по фасаду и лепниной на карнизах окон, он состоял из семи комнат, кухни, прачечной, террасы.
Перед фасадом бывшего Дворца бракосочетания. В 1902 году Эраст Трапани приобрел у купца А. Леонарда участок земли, а весной 1903 здесь, на Садовой угол Боюканской, уже стоял каменный дом с партером и мансардой под металлической крышей. Увенчанный куполом, сдержанно украшенный ризалитами по фасаду и лепниной на карнизах окон, он состоял из семи комнат, кухни, прачечной, террасы.
Возле бывшего Дворца бракосочетания. Здание  Э. Трапани образец жилищной архитектуры в стиле эклектика, характерной для Кишинева того периода. На сегодняшний день усадьба пустует. Видимо, чтобы не нарушить спокойствие проводникам демократии в регионе, власти не хотят вернуть зданию функцию  Дворца бракосочетания.
Возле бывшего Дворца бракосочетания. Здание Э. Трапани образец жилищной архитектуры в стиле эклектика, характерной для Кишинева того периода. На сегодняшний день усадьба пустует. Видимо, чтобы не нарушить спокойствие проводникам демократии в регионе, власти не хотят вернуть зданию функцию Дворца бракосочетания.
Мы продолжаем нашу прогулку и от посольства США спускаемся вниз по улице Пушкина, русского поэта с африканскими корнями. С  Пушкиным много связано и в самом Кишинёве и с Молдавией, частью Бессарабии, в целом. Но, об этом как-нибудь поподробней в другой раз, если получится. Слева  Дом Твердохлебова.   В 1831 году польский ученый Федор Годзин продал дом с двором на углу улиц Леовской и Губернской уездному секретарю Фоме Мануцевичу. В 1872 г. это имение купил коллежский асессор Павел Твердохлебов, который снес старые постройки и в 1895 г. построил одноэтажный дом, надстроенный на полуподвале. На первом этаже было девять комнат с двумя входами, а в подвале — шесть комнат и две кухни с кладовой. Сразу после постройки здание было сдано в аренду Еврейской государственной школе. В 1940 году владельцами стали наследники Твердохлебова.
Мы продолжаем нашу прогулку и от посольства США спускаемся вниз по улице Пушкина, русского поэта с африканскими корнями. С Пушкиным много связано и в самом Кишинёве и с Молдавией, частью Бессарабии, в целом. Но, об этом как-нибудь поподробней в другой раз, если получится. Слева Дом Твердохлебова. В 1831 году польский ученый Федор Годзин продал дом с двором на углу улиц Леовской и Губернской уездному секретарю Фоме Мануцевичу. В 1872 г. это имение купил коллежский асессор Павел Твердохлебов, который снес старые постройки и в 1895 г. построил одноэтажный дом, надстроенный на полуподвале. На первом этаже было девять комнат с двумя входами, а в подвале — шесть комнат и две кухни с кладовой. Сразу после постройки здание было сдано в аренду Еврейской государственной школе. В 1940 году владельцами стали наследники Твердохлебова.
Дом Твердохлебова. Этому дому повезло, он не пострадал от бомбёжек во время Великой Отечественной войны. На нём осталась отметка советских сапёров о проверке его на наличие мин. Одно время, в начале 90-х, в горячие нацистские головы пришла идея убрать с домов в центре, такие надписи. Попытались стереть следы былой войны и самоотверженного подвига, но идея не прошла.
Дом Твердохлебова. Этому дому повезло, он не пострадал от бомбёжек во время Великой Отечественной войны. На нём осталась отметка советских сапёров о проверке его на наличие мин. Одно время, в начале 90-х, в горячие нацистские головы пришла идея убрать с домов в центре, такие надписи. Попытались стереть следы былой войны и самоотверженного подвига, но идея не прошла.
Дом Твердохлебова. Сейчас здесь находится детская библиотека.
Дом Твердохлебова. Сейчас здесь находится детская библиотека.
Продолжаем прогулку по историческому центру Кишинёва. Часть архитектурного ансамбля из двух домов начала ХХ века.
Продолжаем прогулку по историческому центру Кишинёва. Часть архитектурного ансамбля из двух домов начала ХХ века.
Архитектурный ансамбль из двух домов начала ХХ века. В мае 1912 года Строительная комиссия Управы выдала разрешение Надежде Малай на постройку двух каменных домов в цокольном этаже. Технический надзор осуществлял А. Хачикянц, вероятно, автор проекта этих зданий. Архитектура фасадов идентична, каждый дом имеет симметричную композицию с пятью осями, из которых четыре являются оконными проемами и одна дверь, расположенная в центре. Вся архитектура дома и резные детали решены в духе модерна. Верхняя часть стен завершается карнизом с зубчиками.
Архитектурный ансамбль из двух домов начала ХХ века. В мае 1912 года Строительная комиссия Управы выдала разрешение Надежде Малай на постройку двух каменных домов в цокольном этаже. Технический надзор осуществлял А. Хачикянц, вероятно, автор проекта этих зданий. Архитектура фасадов идентична, каждый дом имеет симметричную композицию с пятью осями, из которых четыре являются оконными проемами и одна дверь, расположенная в центре. Вся архитектура дома и резные детали решены в духе модерна. Верхняя часть стен завершается карнизом с зубчиками.
Часть архитектурного ансамбля из двух домов начала ХХ века с современными прибамбасами.
Часть архитектурного ансамбля из двух домов начала ХХ века с современными прибамбасами.
Продолжаем знакомство с архитектурным наследием Кишинёва. Образчик румынского наследия  межвоенного периода. Очень заметна серость и мрачность этих построек. Дом был построен в 1930-х годах. В 1940 году он принадлежал доктору Константину Шапокину. Архитектура выполнена в духе неорумынского стиля.
Продолжаем знакомство с архитектурным наследием Кишинёва. Образчик румынского наследия межвоенного периода. Очень заметна серость и мрачность этих построек. Дом был построен в 1930-х годах. В 1940 году он принадлежал доктору Константину Шапокину. Архитектура выполнена в духе неорумынского стиля.
Идём дальше. Дом дореволюционной постройки, представителя очень известного рода в Бессарабии, А. Д. Инглези. Специалисты относят здание к эклектике в духе венецианского Возрождения. Архитектор проекта – предположительно – Бернардацци. Дворянский род Инглези был известен не только в Бессарабии, а здесь он был не просто известен – о нём ходили легенды. Проживавший в Кишиневе в начале 19 века богатый помещик по фамилии Инглези, наряду с состоянием обладал и широтой взглядов. Так, он женился на красавице, что само по себе рискованно, а если красавица – из цыган – рискованно вдвойне. Справедливости ради заметим, что он был не единственным и не первым ценителем красоты своей жены Людмилы-Шекоры, ведь она попала к нему в дом не прямо из табора. В таборе, раскинувшем шатры у села Боюкань, прежде ее нашел другой богач – Бодиско, сделав своей женой. А вот после смерти Бодиско на Людмиле женился Инглези. Кишиневские предания гласят, что ее красотой пленился и заезжий молодой человек – выдворенный из Петербурга в канцелярию Инзова коллежский секретарь – уже известный и уже опальный поэт – Пушкин. Предания подтверждаются и письменными свидетельствами очевидцев (записанные А. Трегубовым воспоминания кишиневского старожила Градова). П. И. Бартенев – русский историк и литературовед, ведший записи рассказов о Пушкине от современников поэта, также утверждает, что Инглези вызывал Пушкина на дуэль, но Инзов, узнав, арестовал поэта и посадил его на десять дней гауптвахты. Инглези же, также по инициативе Инзова, был вручен билет с «разрешением выезда за границу», куда он и отправился вместе с супругой, и дуэли не состоялось. Это здание  строил не ревнивец-муж красавицы цыганки. К тому времени, как дом был возведен (в 1873-75 годы), обольстительной Шакоры давно не было на этом свете, жизнь она прожила недолгую – родилась в 1802 году, умерла в 1825 г. Особняк возвел один из потомков этого рода – А. Д. Инглези, приобретя у коллежского асессора П.Г. Твердохлебова «дворовое место со строениями и финским домиком за 740 рублей серебром».
Идём дальше. Дом дореволюционной постройки, представителя очень известного рода в Бессарабии, А. Д. Инглези. Специалисты относят здание к эклектике в духе венецианского Возрождения. Архитектор проекта – предположительно – Бернардацци. Дворянский род Инглези был известен не только в Бессарабии, а здесь он был не просто известен – о нём ходили легенды. Проживавший в Кишиневе в начале 19 века богатый помещик по фамилии Инглези, наряду с состоянием обладал и широтой взглядов. Так, он женился на красавице, что само по себе рискованно, а если красавица – из цыган – рискованно вдвойне. Справедливости ради заметим, что он был не единственным и не первым ценителем красоты своей жены Людмилы-Шекоры, ведь она попала к нему в дом не прямо из табора. В таборе, раскинувшем шатры у села Боюкань, прежде ее нашел другой богач – Бодиско, сделав своей женой. А вот после смерти Бодиско на Людмиле женился Инглези. Кишиневские предания гласят, что ее красотой пленился и заезжий молодой человек – выдворенный из Петербурга в канцелярию Инзова коллежский секретарь – уже известный и уже опальный поэт – Пушкин. Предания подтверждаются и письменными свидетельствами очевидцев (записанные А. Трегубовым воспоминания кишиневского старожила Градова). П. И. Бартенев – русский историк и литературовед, ведший записи рассказов о Пушкине от современников поэта, также утверждает, что Инглези вызывал Пушкина на дуэль, но Инзов, узнав, арестовал поэта и посадил его на десять дней гауптвахты. Инглези же, также по инициативе Инзова, был вручен билет с «разрешением выезда за границу», куда он и отправился вместе с супругой, и дуэли не состоялось. Это здание строил не ревнивец-муж красавицы цыганки. К тому времени, как дом был возведен (в 1873-75 годы), обольстительной Шакоры давно не было на этом свете, жизнь она прожила недолгую – родилась в 1802 году, умерла в 1825 г. Особняк возвел один из потомков этого рода – А. Д. Инглези, приобретя у коллежского асессора П.Г. Твердохлебова «дворовое место со строениями и финским домиком за 740 рублей серебром».
Если вы устали, гуляя по центру Кишинёва или хотите немного взбодриться чашечкой кофе,  это легко можно сделать в огромном количестве кафе, баров и террас. Центр города в конце ноября.
Если вы устали, гуляя по центру Кишинёва или хотите немного взбодриться чашечкой кофе, это легко можно сделать в огромном количестве кафе, баров и террас. Центр города в конце ноября.
Неспешная прогулка в центре Кишинёва. Жилой дом 30-х годов постройки. Редкий случай, когда дом не выглядит серой глыбой. Построен дом по проекту архитектора Г. Куйбэ в неорумынском стиле. Владельцем был инженер-строитель Коропотницкий. С 1945 года он принадлежит Молдавской железнодорожной дирекции.
Неспешная прогулка в центре Кишинёва. Жилой дом 30-х годов постройки. Редкий случай, когда дом не выглядит серой глыбой. Построен дом по проекту архитектора Г. Куйбэ в неорумынском стиле. Владельцем был инженер-строитель Коропотницкий. С 1945 года он принадлежит Молдавской железнодорожной дирекции.
Здание театра юного зрителя «Лучафэрул».
Здание театра юного зрителя «Лучафэрул».
Здание театра юного зрителя «Лучафэрул». 
Первые документальные сведения  о строениях на этом месте  относятся к 1838 году, когда здесь стояло два дома, принадлежавших Елизавете Русянской, а с 1838 по 1908 год — семье Прокупец. В 1908 году дом купил коллежский асессор Егор Константинович Няга, который снес его и между 1908 и 1914 годами построил здание, надстроенное на подвале. В 1940 году владельцами были зарегистрированы Дайнер и Пинхус Гринберги. Во время Второй мировой войны вместо разрушенного здания началось строительство жилого дома, затем - синагоги, которую не поднимали выше уровня окон. В послевоенный период строительство было завершено. В конце 60-х годов 20-го века здания были объединены с внутренним дизайном театра Лучеафэрул. Он был отреставрирован в 1980-х годах архитектором Малаховым, когда к нему присоединилась широкая лестница впереди с мраморными ступенями.
Здание театра юного зрителя «Лучафэрул». Первые документальные сведения о строениях на этом месте относятся к 1838 году, когда здесь стояло два дома, принадлежавших Елизавете Русянской, а с 1838 по 1908 год — семье Прокупец. В 1908 году дом купил коллежский асессор Егор Константинович Няга, который снес его и между 1908 и 1914 годами построил здание, надстроенное на подвале. В 1940 году владельцами были зарегистрированы Дайнер и Пинхус Гринберги. Во время Второй мировой войны вместо разрушенного здания началось строительство жилого дома, затем - синагоги, которую не поднимали выше уровня окон. В послевоенный период строительство было завершено. В конце 60-х годов 20-го века здания были объединены с внутренним дизайном театра Лучеафэрул. Он был отреставрирован в 1980-х годах архитектором Малаховым, когда к нему присоединилась широкая лестница впереди с мраморными ступенями.
Здание театра юного зрителя «Лучафэрул». В 1960 году во времена хрущевской оттепели в Кишиневе был открыт театр юного зрителя «Лучафэрул». Коллектив сформировала группа молодых выпускников театрального училища им. Б. В. Щукина в Москве, которые почувствовали новые эстетические требования времени и захотели создать новый образ молдавского театра. В репертуар театра вошли постановки по известнейшим произведениям мировой классической и современной драматургии, пьесам молдавских писателей. Театр «Лучафэрул» в 60-70-е годы стал центром театральной жизни в республике, к которому тяготели многие талантливые личности. После этого блистательного периода в театре наступил творческий кризис. Борьба режиссёров за директорское кресло негативно сказалась на труппе, разделив ее на два лагеря и породив бесплодные споры. Веяния времени, требовавшие идеологизации театра, разрушили творческую атмосферу, в которой коллектив проработал почти 12 лет. Художественный процесс был отмечен усталостью и творческими поисками, которые не приносили ожидаемых результатов.

В этих условиях с целью обновления труппы театра «Лучафэрул» Министерство культуры приняло решение отправить на обучение в театральное училище им. Б. В. Щукина новую группу молодых людей. В конце 80-х годов актёры Петру Вуткэрэу и Михай Фусу — представители третьего поколения выпускников московского училища, впоследствии ставшие режиссёрами — стали проводниками нового видения театрального искусства.  В 1991 году приказом от 18 марта, подписанным министром культуры, «Лучафэрул» получил статус драматического театра и был переименован в Республиканский театр «Лучафэрул».
Здание театра юного зрителя «Лучафэрул». В 1960 году во времена хрущевской оттепели в Кишиневе был открыт театр юного зрителя «Лучафэрул». Коллектив сформировала группа молодых выпускников театрального училища им. Б. В. Щукина в Москве, которые почувствовали новые эстетические требования времени и захотели создать новый образ молдавского театра. В репертуар театра вошли постановки по известнейшим произведениям мировой классической и современной драматургии, пьесам молдавских писателей. Театр «Лучафэрул» в 60-70-е годы стал центром театральной жизни в республике, к которому тяготели многие талантливые личности. После этого блистательного периода в театре наступил творческий кризис. Борьба режиссёров за директорское кресло негативно сказалась на труппе, разделив ее на два лагеря и породив бесплодные споры. Веяния времени, требовавшие идеологизации театра, разрушили творческую атмосферу, в которой коллектив проработал почти 12 лет. Художественный процесс был отмечен усталостью и творческими поисками, которые не приносили ожидаемых результатов. В этих условиях с целью обновления труппы театра «Лучафэрул» Министерство культуры приняло решение отправить на обучение в театральное училище им. Б. В. Щукина новую группу молодых людей. В конце 80-х годов актёры Петру Вуткэрэу и Михай Фусу — представители третьего поколения выпускников московского училища, впоследствии ставшие режиссёрами — стали проводниками нового видения театрального искусства. В 1991 году приказом от 18 марта, подписанным министром культуры, «Лучафэрул» получил статус драматического театра и был переименован в Республиканский театр «Лучафэрул».
Жилой дом в стиле модерн 1905 года постройки.
Жилой дом в стиле модерн 1905 года постройки.
7 июля 2016 года на пересечении улиц Пушкина и Щусева, по адресу Пушкина 11A, был открыт Олимпийский дом Кишинева, в котором размещены учреждения, продвигающие олимпийские идеалы: Олимпийский музей, Олимпийская академия, Ассоциация «Спорт и женщина» и Фонд олимпийских чемпионов.

История этого здания начинается в конце XIX века. Дом был возведен в 1894 году. Первым хозяином был губернский секретарь Николай Кушковский. Через 2 года, в 1896 г. Кушковский умер, а здание приобрел 32-летний врач Лазарь Павлович Тумаркин. Тут необходимо сказать несколько слов о семье Тумаркиных. Отец нового хозяина дома купец, преуспевший в оптовой торговле обувью, а впоследствии – владелец Банкирской конторы, располагавшейся на Александровской, член Кредитного Общества, личный дворянин (полученный титул по наследству не передавался, но дети личного дворянина становились почетными гражданами) Павел (Палтиель) Тумаркин – ортодоксальный еврей, поначалу даже запрещавший старшим детям учить русский язык, сам же для души занимавшийся переводами с русского языка на иврит, публицистикой на иврите, блестяще владевший немецким, известный также как один из первых переводчиков современной американской литературы на иврит, дал своим детям отменное образование. Одна из его дочерей, Хана-Эстер, закончившая кишиневскую женскую гимназию и продолжившая обучение в Берлинском университете, поступила на философское отделение Бернского университета.

В возрасте 34 лет она стала первой в Швейцарии женщиной-профессором и первой в Европе женщиной – профессором философии.

Ее имя – Anna Ester Tumarkin – до сих пор не забыто, и в 2000 году одна из улиц вблизи Бернского университета названа Tumarkinweg.
7 июля 2016 года на пересечении улиц Пушкина и Щусева, по адресу Пушкина 11A, был открыт Олимпийский дом Кишинева, в котором размещены учреждения, продвигающие олимпийские идеалы: Олимпийский музей, Олимпийская академия, Ассоциация «Спорт и женщина» и Фонд олимпийских чемпионов. История этого здания начинается в конце XIX века. Дом был возведен в 1894 году. Первым хозяином был губернский секретарь Николай Кушковский. Через 2 года, в 1896 г. Кушковский умер, а здание приобрел 32-летний врач Лазарь Павлович Тумаркин. Тут необходимо сказать несколько слов о семье Тумаркиных. Отец нового хозяина дома купец, преуспевший в оптовой торговле обувью, а впоследствии – владелец Банкирской конторы, располагавшейся на Александровской, член Кредитного Общества, личный дворянин (полученный титул по наследству не передавался, но дети личного дворянина становились почетными гражданами) Павел (Палтиель) Тумаркин – ортодоксальный еврей, поначалу даже запрещавший старшим детям учить русский язык, сам же для души занимавшийся переводами с русского языка на иврит, публицистикой на иврите, блестяще владевший немецким, известный также как один из первых переводчиков современной американской литературы на иврит, дал своим детям отменное образование. Одна из его дочерей, Хана-Эстер, закончившая кишиневскую женскую гимназию и продолжившая обучение в Берлинском университете, поступила на философское отделение Бернского университета. В возрасте 34 лет она стала первой в Швейцарии женщиной-профессором и первой в Европе женщиной – профессором философии. Ее имя – Anna Ester Tumarkin – до сих пор не забыто, и в 2000 году одна из улиц вблизи Бернского университета названа Tumarkinweg.
Олимпийский дом. Вернёмся к бывшим хозяевам дома Тумаркиным. Другая дочь – Вера, в замужестве Орлова, – одна из первых женщин-врачей в России. Была врачом Петербургской консерватории, в 1891 г. во время голода на Волге организовала одиннадцать столовых для голодающих.

А сын Тумаркина, Лазарь Павлович, закончив медицинский факультет Московского университета и пройдя специализацию в Германии, вернулся в Кишинев. Одна из причин, почему он в 1897 году он выбрал именно этот дом, – возможность, на прилегающем к нему участке во дворе, обустроить свою частную водолечебницу. Водолечебница не являлась единственным поприщем Лазаря Тумаркина. Он служил главврачом больницы Красного креста, в которой была такая редкость для бессарабского здравоохранения, как рентгенкабинет, и Тумаркин был первым в Бессарабии рентгенологом.

В царское время он был награжден орденом Святого Станислава, присуждаемого как за военные и гражданские отличия, так и за частные заслуги, например, благотворительность.

Лазарь Тумаркин оставался активным общественным деятелем и в межвоенный период, когда Бессарабия была частью Румынии, и был представлен к ордену «Румынской Короны» и награде за «Трудовые заслуги» I класса (за строительство школ). Лазарь Тумаркин являлся вице-председателем местного Союза виноградарей, был членом общественного консилиума муниципия. К его счастью он не дожил до геноцида в Бессарабии, умер в 1939 году.
Олимпийский дом. Вернёмся к бывшим хозяевам дома Тумаркиным. Другая дочь – Вера, в замужестве Орлова, – одна из первых женщин-врачей в России. Была врачом Петербургской консерватории, в 1891 г. во время голода на Волге организовала одиннадцать столовых для голодающих. А сын Тумаркина, Лазарь Павлович, закончив медицинский факультет Московского университета и пройдя специализацию в Германии, вернулся в Кишинев. Одна из причин, почему он в 1897 году он выбрал именно этот дом, – возможность, на прилегающем к нему участке во дворе, обустроить свою частную водолечебницу. Водолечебница не являлась единственным поприщем Лазаря Тумаркина. Он служил главврачом больницы Красного креста, в которой была такая редкость для бессарабского здравоохранения, как рентгенкабинет, и Тумаркин был первым в Бессарабии рентгенологом. В царское время он был награжден орденом Святого Станислава, присуждаемого как за военные и гражданские отличия, так и за частные заслуги, например, благотворительность. Лазарь Тумаркин оставался активным общественным деятелем и в межвоенный период, когда Бессарабия была частью Румынии, и был представлен к ордену «Румынской Короны» и награде за «Трудовые заслуги» I класса (за строительство школ). Лазарь Тумаркин являлся вице-председателем местного Союза виноградарей, был членом общественного консилиума муниципия. К его счастью он не дожил до геноцида в Бессарабии, умер в 1939 году.
Пройдя чуть дальше от дома Тумаркиных мы увидим дом дворянина Евгения Васильевича Пурчела, владельца кирпичного завода. Сразу видно, хозяин понимал толк в кирпиче и его применении. Чаще всего в Кишинёве, при строительстве, использовали более доступный материал, небольшие блоки вырезанные из ракушечника. Строительство дома было закончено в 1905 году. Кстати прямо к дому примыкает посольство "владычицы морей" Великобритании.
Пройдя чуть дальше от дома Тумаркиных мы увидим дом дворянина Евгения Васильевича Пурчела, владельца кирпичного завода. Сразу видно, хозяин понимал толк в кирпиче и его применении. Чаще всего в Кишинёве, при строительстве, использовали более доступный материал, небольшие блоки вырезанные из ракушечника. Строительство дома было закончено в 1905 году. Кстати прямо к дому примыкает посольство "владычицы морей" Великобритании.
Прогулка по центру Кишинёва в конце ноября.
Прогулка по центру Кишинёва в конце ноября.
 Особняк семьи Рышляковых в историческом центре Кишинёва. Из документальных свидетельств известно, что в 1876 году на этом месте находился дом, который принадлежал местной дворянке Екатерине Рышляковой. В начале XX века старый дом на углу был разрушен, а на его месте построен двухэтажный дом.
Особняк семьи Рышляковых в историческом центре Кишинёва. Из документальных свидетельств известно, что в 1876 году на этом месте находился дом, который принадлежал местной дворянке Екатерине Рышляковой. В начале XX века старый дом на углу был разрушен, а на его месте построен двухэтажный дом.
Гуляя по центру, мы можем наткнуться на оригинальное здание, увенчанное коронами из камня, оно похоже на обитель шахматной королевы. И отчасти это так, ведь известно, что юные молдавские шахматистки не раз завоевывали звание чемпионок Европы, а в этом здании находится Республиканский шахматно-шашечный клуб. Так было не всегда. Дом появился почти 150 лет назад. Тогда, в 1873 году, действительный статский советник Иван Иванов, купив два соседствующих участка, объединил их и возвёл жилое здание, проект которого, будучи городским архитектором, курировал А. И. Бернардацци. Популярная в архитектуре той поры эклектика, позволила автору дома с мезонином соединить в его декоративном убранстве неоклассику и мотивы молдавского фольклорного прикладного искусства. Фриз по верху фасада из двух рядов зубчиков в консолях-опорах переходит в цветочный мотив, характерный для этнографической зоны нижнего течения реки Реут. В архитектуре здания соединились народное творчество и строгий неоклассицизм.
Гуляя по центру, мы можем наткнуться на оригинальное здание, увенчанное коронами из камня, оно похоже на обитель шахматной королевы. И отчасти это так, ведь известно, что юные молдавские шахматистки не раз завоевывали звание чемпионок Европы, а в этом здании находится Республиканский шахматно-шашечный клуб. Так было не всегда. Дом появился почти 150 лет назад. Тогда, в 1873 году, действительный статский советник Иван Иванов, купив два соседствующих участка, объединил их и возвёл жилое здание, проект которого, будучи городским архитектором, курировал А. И. Бернардацци. Популярная в архитектуре той поры эклектика, позволила автору дома с мезонином соединить в его декоративном убранстве неоклассику и мотивы молдавского фольклорного прикладного искусства. Фриз по верху фасада из двух рядов зубчиков в консолях-опорах переходит в цветочный мотив, характерный для этнографической зоны нижнего течения реки Реут. В архитектуре здания соединились народное творчество и строгий неоклассицизм.
"Шахматный дом". В первой половине ХХ века боковой вход (виден слева) вел в зал, в котором проводились музыкальные вечера. Ведь самая знаменитая обитательница этого дома, владевшая им с 1919 по 1940 год – примадонна Лидия Липковская, певшая с Карузо, Собиновым, Шаляпиным, блиставшая в Европе, Азии, обеих Америках, Австралии и Новой Зеландии, голос которой «серебристого теплого тембра» сравнивали со звучанием флейты и скрипки. Родилась Лидия Липковская в 1884 году в Бессарабии, в с. Бабино Хотинского уезда в семье учителя. Дебютировала в 1904 году в Петербурге – будучи студенткой консерватории, заменила внезапно заболевшую актрису, и сразу покорила публику Северной Пальмиры, а затем – и оперных фанатов всего мир. Блистала на подмостках Ла Скала, Ковент-Гарден, с успехом выступала в Бостонской и Чикагской опере, Метрополитен-опера в Нью-Йорке, в Гранд-опера.… По приглашению Дягилева участвовала в «русских сезонах» в Париже. Но, умерла Лидия Липковская в Бейруте в 1958 году, в бедности.
"Шахматный дом". В первой половине ХХ века боковой вход (виден слева) вел в зал, в котором проводились музыкальные вечера. Ведь самая знаменитая обитательница этого дома, владевшая им с 1919 по 1940 год – примадонна Лидия Липковская, певшая с Карузо, Собиновым, Шаляпиным, блиставшая в Европе, Азии, обеих Америках, Австралии и Новой Зеландии, голос которой «серебристого теплого тембра» сравнивали со звучанием флейты и скрипки. Родилась Лидия Липковская в 1884 году в Бессарабии, в с. Бабино Хотинского уезда в семье учителя. Дебютировала в 1904 году в Петербурге – будучи студенткой консерватории, заменила внезапно заболевшую актрису, и сразу покорила публику Северной Пальмиры, а затем – и оперных фанатов всего мир. Блистала на подмостках Ла Скала, Ковент-Гарден, с успехом выступала в Бостонской и Чикагской опере, Метрополитен-опера в Нью-Йорке, в Гранд-опера.… По приглашению Дягилева участвовала в «русских сезонах» в Париже. Но, умерла Лидия Липковская в Бейруте в 1958 году, в бедности.
Исторический центр Кишинёва. Дом семьи Мими. Предположительно  архитектор Лонский. Согласно архивным документам, в мае 1870 года купец А. Мими купил на аукционе, проводимом городской думой, участок на пустыре. Через восемь лет на этом месте вырос двухэтажный особняк, архитектурный стиль которого определяется как неоклассицизм с богатыми элементами декора. Дом украшает куполообразная крыша и множество деталей в стиле барокко. О самой семье Мими хочется написать отдельно, как-нибудь в другой раз.
Исторический центр Кишинёва. Дом семьи Мими. Предположительно архитектор Лонский. Согласно архивным документам, в мае 1870 года купец А. Мими купил на аукционе, проводимом городской думой, участок на пустыре. Через восемь лет на этом месте вырос двухэтажный особняк, архитектурный стиль которого определяется как неоклассицизм с богатыми элементами декора. Дом украшает куполообразная крыша и множество деталей в стиле барокко. О самой семье Мими хочется написать отдельно, как-нибудь в другой раз.
Рядом с домом семейства Мими, находится ещё одно оригинальное строение. Вилла в готическом стиле, построена она между 1892 и 1912 годами на пустующем участке, подаренном капитанской вдовой Дарьей Куроедовой ее родственнице Магдалине Степановской.
Рядом с домом семейства Мими, находится ещё одно оригинальное строение. Вилла в готическом стиле, построена она между 1892 и 1912 годами на пустующем участке, подаренном капитанской вдовой Дарьей Куроедовой ее родственнице Магдалине Степановской.
Дом, за которым закрепилось название «вилла Богдасаровых», перешёл во владение этой семье в 1919 году.  Розетки на резалитах в виде распустившегося цветка, типичный для готики мотив,
Дом, за которым закрепилось название «вилла Богдасаровых», перешёл во владение этой семье в 1919 году. Розетки на резалитах в виде распустившегося цветка, типичный для готики мотив,
Строго говоря, готическим это здание называть неправильно. Готическое искусство было религиозным по содержанию, устремлено к высшим божественным силам, к вечности, говорило об отречении от земных радостей, о чем свидетельствовали тянущиеся к небу линии соборов, удлиненные формы окон, башенок и т.д. Это здание – дань архитектурной моде, ведь в середине XIX в нее ворвалась эклектика, то есть смешение разных классических стилей в одном сооружении, и немало архитекторов обращались, в том числе, и к образцам готики. К зданиям, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в более поздний период, в истории архитектуры применяется термин «неоготика». Неоготика широко распространилась по всей континентальной Европе, в Америке, в России она переживала расцвет в 1830-1850 годах. Видимо, дошла эта мода и до губернского города Кишинева.
Строго говоря, готическим это здание называть неправильно. Готическое искусство было религиозным по содержанию, устремлено к высшим божественным силам, к вечности, говорило об отречении от земных радостей, о чем свидетельствовали тянущиеся к небу линии соборов, удлиненные формы окон, башенок и т.д. Это здание – дань архитектурной моде, ведь в середине XIX в нее ворвалась эклектика, то есть смешение разных классических стилей в одном сооружении, и немало архитекторов обращались, в том числе, и к образцам готики. К зданиям, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в более поздний период, в истории архитектуры применяется термин «неоготика». Неоготика широко распространилась по всей континентальной Европе, в Америке, в России она переживала расцвет в 1830-1850 годах. Видимо, дошла эта мода и до губернского города Кишинева.
Чтобы посетить  следующую архитектурную достопримечательность, нам надо спуститься через современную часть города, по пешеходной зоне улицы Виеру, до реки Бык.
Чтобы посетить следующую архитектурную достопримечательность, нам надо спуститься через современную часть города, по пешеходной зоне улицы Виеру, до реки Бык.
Впереди мост через реку Бык, вдали виднеется микрорайон города, Рышкановка.
Впереди мост через реку Бык, вдали виднеется микрорайон города, Рышкановка.
Мы подходим к образцу деревянного зодчества, церкви  "Sfântul Mare Mucenic Ioan cel Nou de la Suceava" ( Святой великомученик Иоанн Новый из Сучавы).
Мы подходим к образцу деревянного зодчества, церкви "Sfântul Mare Mucenic Ioan cel Nou de la Suceava" ( Святой великомученик Иоанн Новый из Сучавы).
Церковь "Sfântul Mare Mucenic Ioan cel Nou de la Suceava" недавно отстроена в новом микрорайоне Кишинёва.
Церковь "Sfântul Mare Mucenic Ioan cel Nou de la Suceava" недавно отстроена в новом микрорайоне Кишинёва.
  Церковь "Sfântul Mare Mucenic Ioan cel Nou de la Suceava"  построена в старинном румынском стиле региона Марамуреш. Вот и закончилось небольшое знакомство с архитектурным наследием Кишинёва. Конечно, я далеко не всё  показал и что самое обидное, очень много красивых зданий не уцелело. Война, землетрясения и необдуманные действия людей, всё это не позволило сохранить богатое наследие прошлых лет. Конечно, Кишинёв, глубоко провинциальный город со всеми вытекающими, но даже здесь есть на что посмотреть, при желании.
Церковь "Sfântul Mare Mucenic Ioan cel Nou de la Suceava" построена в старинном румынском стиле региона Марамуреш. Вот и закончилось небольшое знакомство с архитектурным наследием Кишинёва. Конечно, я далеко не всё показал и что самое обидное, очень много красивых зданий не уцелело. Война, землетрясения и необдуманные действия людей, всё это не позволило сохранить богатое наследие прошлых лет. Конечно, Кишинёв, глубоко провинциальный город со всеми вытекающими, но даже здесь есть на что посмотреть, при желании.

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому