Турист Вячеслав Левченко (vermut-777)
Вячеслав Левченко
был 9 февраля 8:55
Фотоальбом

Времена года, Молдавия. Ноябрь, утренняя прогулка.

Кишинёв — Молдавия Ноябрь 2021
SM-G988B, iPhone X
25 27

На календаре ноябрь, во дворе по-прежнему тепло и солнечно. Очередной выходной и можно посвятить его чему-нибудь полезному и приятному. Что может быть приятней и полезней, чем пешая прогулка. В этот раз ненадолго заглянем в один из кишинёвских музеев и прогуляемся по парку вокруг самого красивого городского озера.

Мы находимся на улице Михая Когэлничану. Это исторический центр Кишинёва, именно здесь, по адресу М. Когэлничану 82, находится старейший и популярнейший музей города - Национальный музей этнографии и естественной истории. Немного о самой улице и о её названиях. Появилась она в Кишиневе вскоре после того, как в 1813 году молдаво-валахский экзарх Гавриил избрал резиденцией только что учрежденной в Бессарабии православной митрополии Кишинев, который стал разрастаться, как на дрожжах, в 1818 году был назначен областным городом и очень скоро из захолустного «торжища» превратился в  важный торговый центр, в сердце края, через который проходили дороги во все направления –  Одессу, Измаил, Каменец-Подольск.  С момента своего  появления улицу именовали Ренийской или Ренисской от названия придунайского городка Рени, в направлении которого она вела. С 1910 году улица носила имя Пирогова, в честь основателя военно-полевой медицины, создателя анатомического атласа,  выдающегося врача, внесшего в мировую практику ряд таких новшеств, как гипсовая повязка, операции под наркозом. Этот учёный дважды бывал в Кишинёве. Во времена аншлюса Бессарабии королевской Румынией, с 1924 года по 1944 год, улица носила имя  Когэлничану,  идеолога и руководителя революции 1848 года в Валахии и Молдове, первого премьер-министра объединившихся в Румынию Дунайских княжеств (1860—1861), позже  – министра иностранных дел Румынии, президента Румынской академии. С 1944 года по 1990 год, снова называлась Пироговой, а с наступлением национального просветления ей вернули название Когэлничану. Я так подробно  об этом написал, для того чтобы показать, какими зигзагами, вывертами и кульбитами развивается наша история.
Мы находимся на улице Михая Когэлничану. Это исторический центр Кишинёва, именно здесь, по адресу М. Когэлничану 82, находится старейший и популярнейший музей города - Национальный музей этнографии и естественной истории. Немного о самой улице и о её названиях. Появилась она в Кишиневе вскоре после того, как в 1813 году молдаво-валахский экзарх Гавриил избрал резиденцией только что учрежденной в Бессарабии православной митрополии Кишинев, который стал разрастаться, как на дрожжах, в 1818 году был назначен областным городом и очень скоро из захолустного «торжища» превратился в важный торговый центр, в сердце края, через который проходили дороги во все направления – Одессу, Измаил, Каменец-Подольск. С момента своего появления улицу именовали Ренийской или Ренисской от названия придунайского городка Рени, в направлении которого она вела. С 1910 году улица носила имя Пирогова, в честь основателя военно-полевой медицины, создателя анатомического атласа, выдающегося врача, внесшего в мировую практику ряд таких новшеств, как гипсовая повязка, операции под наркозом. Этот учёный дважды бывал в Кишинёве. Во времена аншлюса Бессарабии королевской Румынией, с 1924 года по 1944 год, улица носила имя Когэлничану, идеолога и руководителя революции 1848 года в Валахии и Молдове, первого премьер-министра объединившихся в Румынию Дунайских княжеств (1860—1861), позже – министра иностранных дел Румынии, президента Румынской академии. С 1944 года по 1990 год, снова называлась Пироговой, а с наступлением национального просветления ей вернули название Когэлничану. Я так подробно об этом написал, для того чтобы показать, какими зигзагами, вывертами и кульбитами развивается наша история.
Мы подходим к зданию Национального музея этнографии и естественной истории. Некогда зоологический, сельскохозяйственный и кустарный музей Бессарабского земства, ныне Национальный музей этнографии и естественной истории Молдовы выделяется на фоне городского пейзажа и традиционной архитектуры города.  Псевдомавританский стиль, который использовал архитектор, не встретишь в Кишиневе нигде. Кроме этого необычного строения, где сосредоточенны основные экспонаты музея у него есть небольшая экспозиция во дворе, сад и административное здание.
Мы подходим к зданию Национального музея этнографии и естественной истории. Некогда зоологический, сельскохозяйственный и кустарный музей Бессарабского земства, ныне Национальный музей этнографии и естественной истории Молдовы выделяется на фоне городского пейзажа и традиционной архитектуры города. Псевдомавританский стиль, который использовал архитектор, не встретишь в Кишиневе нигде. Кроме этого необычного строения, где сосредоточенны основные экспонаты музея у него есть небольшая экспозиция во дворе, сад и административное здание.
Административное здание музея. Ранее, это была больница по лечению пневмонии, построенная на средства дворянина Василия Егоровича Калмуцкого. Калмуцкие – бессарабский дворянский род, причисленный к местному дворянству в 1821 году по прошению Егора Калмуцкого. Его сын, Калмуцкий В. Е. бессарабский землевладелец, пожертвовал состояние земству на благотворительные цели.
Административное здание музея. Ранее, это была больница по лечению пневмонии, построенная на средства дворянина Василия Егоровича Калмуцкого. Калмуцкие – бессарабский дворянский род, причисленный к местному дворянству в 1821 году по прошению Егора Калмуцкого. Его сын, Калмуцкий В. Е. бессарабский землевладелец, пожертвовал состояние земству на благотворительные цели.
Львы охраняющие вход административного здания музея. Больница по лечению пневмонии здесь находилась с 1887 по 1900 год.
Львы охраняющие вход административного здания музея. Больница по лечению пневмонии здесь находилась с 1887 по 1900 год.
Административное здание музея. Главный фасад симметричный, с девятью композиционными осями, восемь из которых оконные проемы и одна дверь, расположенные по центру, в резалите, увенчанные пирамидальной крышей. Пластическое убранство выполнено в эклектичном стиле с неоклассическими нотками. Облицовка выполнена из открытой кладки с чередующимися оттенками природного камня, с добавлением красного кирпича для выделения деталей. Верхняя часть стен очерчена фризом с зубчиками и выступающим карнизом. Окна имеют рамы, в которых преобладают прямолинейные карнизы, филенки и ниши под подоконником.
Административное здание музея. Главный фасад симметричный, с девятью композиционными осями, восемь из которых оконные проемы и одна дверь, расположенные по центру, в резалите, увенчанные пирамидальной крышей. Пластическое убранство выполнено в эклектичном стиле с неоклассическими нотками. Облицовка выполнена из открытой кладки с чередующимися оттенками природного камня, с добавлением красного кирпича для выделения деталей. Верхняя часть стен очерчена фризом с зубчиками и выступающим карнизом. Окна имеют рамы, в которых преобладают прямолинейные карнизы, филенки и ниши под подоконником.
Небольшая экспозиция во дворе Национального музея этнографии и естественной истории. Это сельскохозяйственные инструменты и приспособления 200-летней давности, а так же старинная  ветряная мельница. Всё это было собранно из разных уголков Молдавии.
Небольшая экспозиция во дворе Национального музея этнографии и естественной истории. Это сельскохозяйственные инструменты и приспособления 200-летней давности, а так же старинная ветряная мельница. Всё это было собранно из разных уголков Молдавии.
Небольшая экспозиция во дворе Национального музея этнографии и естественной истории. Видны внутренности мельницы, которая находится во дворе музея. Немного о здании музея. Псевдо мавританский стиль, который использовал архитектор, не встретишь в Кишиневе больше нигде. Вернёмся немного в прошлое, на календаре  конец ХIХ века, а точнее 1889 год. В Кишиневе проводится первая сельскохозяйственная ярмарка, организованная Бессарабским губернским земством. После её закрытия часть экспонатов легла в основу коллекции будущего музея, который открыли в том же году благодаря прогрессивной части кишиневской интеллигенции. Изначально музей ютился в одном из помещений земства на улице Леовской (ныне Щусева). Фонды музея росли, как на дрожжах. Появились коллекции по анатомии, эмбриологии, биологии, были представлены многие виды насекомых, птиц и животных Бессарабской губернии, проведены глубокие научные исследования. Музей стал занимать важное место в жизни края, превратился в научно-просветительский центр, тем более что некоторые коллекции и работы превосходили экспонаты музеев европейских столиц. И не забудем, что Кишинев в то время был всего лишь провинцией.
Небольшая экспозиция во дворе Национального музея этнографии и естественной истории. Видны внутренности мельницы, которая находится во дворе музея. Немного о здании музея. Псевдо мавританский стиль, который использовал архитектор, не встретишь в Кишиневе больше нигде. Вернёмся немного в прошлое, на календаре конец ХIХ века, а точнее 1889 год. В Кишиневе проводится первая сельскохозяйственная ярмарка, организованная Бессарабским губернским земством. После её закрытия часть экспонатов легла в основу коллекции будущего музея, который открыли в том же году благодаря прогрессивной части кишиневской интеллигенции. Изначально музей ютился в одном из помещений земства на улице Леовской (ныне Щусева). Фонды музея росли, как на дрожжах. Появились коллекции по анатомии, эмбриологии, биологии, были представлены многие виды насекомых, птиц и животных Бессарабской губернии, проведены глубокие научные исследования. Музей стал занимать важное место в жизни края, превратился в научно-просветительский центр, тем более что некоторые коллекции и работы превосходили экспонаты музеев европейских столиц. И не забудем, что Кишинев в то время был всего лишь провинцией.
Мы перед зданием Национального музея этнографии и естественной истории. И снова вернёмся в прошлое. Чтобы выбрать архитектора для строительства специального здания для музея, был объявлен конкурс, победителем  которого  стал архитектор В. Цыганко. В 1905 г. было спроектировано новое здание музея, постройка которого завершилась через два года. Тогда как раз входил в моду псевдомавританский стиль – в обеих российских столицах уже было построено несколько зданий подобного рода. Владимир Цыганко составил проект, основываясь на особенностях архитектуры мусульманских стран — Алжира и Марокко, т. е. области, называемой Мавританией. И вправду здание очень напоминало мечеть, только отсутствовали минарет и купол — сейчас это называется псевдомавританским стилем. В оформлении использовались голубые, розовые, светлые оттенки, а также арабская вязь. Крыша была украшена шикарным витражом.
Мы перед зданием Национального музея этнографии и естественной истории. И снова вернёмся в прошлое. Чтобы выбрать архитектора для строительства специального здания для музея, был объявлен конкурс, победителем которого стал архитектор В. Цыганко. В 1905 г. было спроектировано новое здание музея, постройка которого завершилась через два года. Тогда как раз входил в моду псевдомавританский стиль – в обеих российских столицах уже было построено несколько зданий подобного рода. Владимир Цыганко составил проект, основываясь на особенностях архитектуры мусульманских стран — Алжира и Марокко, т. е. области, называемой Мавританией. И вправду здание очень напоминало мечеть, только отсутствовали минарет и купол — сейчас это называется псевдомавританским стилем. В оформлении использовались голубые, розовые, светлые оттенки, а также арабская вязь. Крыша была украшена шикарным витражом.
Внутри здания Национального музея этнографии и естественной истории. Здание музея перенесло и войны, и землетрясения, и при этом витраж остался цел. Объясняется все металлическими пластинами, которыми скреплены между собой его фрагменты, и стеклом, которое снаружи защищает это вполне самодостаточное произведение искусства от капризов природы и неразумности человека. Внутри здания роспись арабской вязью в традиционных голубых, белых, розовых оттенках. В 1914 году музей посетил Николай II.
Внутри здания Национального музея этнографии и естественной истории. Здание музея перенесло и войны, и землетрясения, и при этом витраж остался цел. Объясняется все металлическими пластинами, которыми скреплены между собой его фрагменты, и стеклом, которое снаружи защищает это вполне самодостаточное произведение искусства от капризов природы и неразумности человека. Внутри здания роспись арабской вязью в традиционных голубых, белых, розовых оттенках. В 1914 году музей посетил Николай II.
Экспозиция Национального музея этнографии и естественной истории. Представители фауны Молдавии. Рассказывая о музее нужно рассказать о людях, которые его создали. В первую очередь, это А.Ф. Стуарт (Stuart). В 1902-1907 годах он служил председателем Бессарабской губернской земской управы. Магистр зоологии, он стал одним из основателей Бессарабского общества естествоиспытателей и любителей естествознания. Благодаря именно его усилиям земская управа приняла решение о строительстве чудесного здания музея.
Экспозиция Национального музея этнографии и естественной истории. Представители фауны Молдавии. Рассказывая о музее нужно рассказать о людях, которые его создали. В первую очередь, это А.Ф. Стуарт (Stuart). В 1902-1907 годах он служил председателем Бессарабской губернской земской управы. Магистр зоологии, он стал одним из основателей Бессарабского общества естествоиспытателей и любителей естествознания. Благодаря именно его усилиям земская управа приняла решение о строительстве чудесного здания музея.
Экспозиция Национального музея этнографии и естественной истории. Мы находимся в 16-м зале музея. Здесь расположена экспозиция по этнографии Молдовы. Его еще называют Каса маре (лучшая комната дома, предназначенная для приема гостей). Здесь можно познакомиться с сельской архитектурой и ковроделием, национальными костюмами и обычаями, обрядами и праздниками. На фото  показана Нунта (молдавская свадьба).
Экспозиция Национального музея этнографии и естественной истории. Мы находимся в 16-м зале музея. Здесь расположена экспозиция по этнографии Молдовы. Его еще называют Каса маре (лучшая комната дома, предназначенная для приема гостей). Здесь можно познакомиться с сельской архитектурой и ковроделием, национальными костюмами и обычаями, обрядами и праздниками. На фото показана Нунта (молдавская свадьба).
Экспозиция Национального музея этнографии и естественной истории. Представители фауны прошлого и настоящего Молдавии.  Первым хранителем музея стал Ф.Ф. Остерман. Уроженец Богемии, он путешествовал по странам, собирал научные препараты по орнитологии и энтомологии и, наконец, осел в Сороках. Там ему было очень удобно наблюдать за молдавской фауной. В 1891 году он был приглашен на должность хранителя, которую занимал до конца своих дней. Его преемницей стала жена – Анна Остерман. Благодаря Францу Остерману Кишиневский музей прославился уникальными экспонатами.
Экспозиция Национального музея этнографии и естественной истории. Представители фауны прошлого и настоящего Молдавии. Первым хранителем музея стал Ф.Ф. Остерман. Уроженец Богемии, он путешествовал по странам, собирал научные препараты по орнитологии и энтомологии и, наконец, осел в Сороках. Там ему было очень удобно наблюдать за молдавской фауной. В 1891 году он был приглашен на должность хранителя, которую занимал до конца своих дней. Его преемницей стала жена – Анна Остерман. Благодаря Францу Остерману Кишиневский музей прославился уникальными экспонатами.
Внутри здания Национального музея этнографии и естественной истории. Уникальные витражи. На сегодняшний день фонды музея насчитывают 135 000 экспонатов. Среди заслуживающих особого внимания коллекций — собрание местных ковров с XVIII по XX века. Специальные панорамы рассказывают о жизни и быте бессарабских жителей прошлых столетий. Важная часть экспозиции — коллекции, посвященные палеонтологии и геологии и включающие ценные экземпляры реликтовых обитателей здешних мест.
Внутри здания Национального музея этнографии и естественной истории. Уникальные витражи. На сегодняшний день фонды музея насчитывают 135 000 экспонатов. Среди заслуживающих особого внимания коллекций — собрание местных ковров с XVIII по XX века. Специальные панорамы рассказывают о жизни и быте бессарабских жителей прошлых столетий. Важная часть экспозиции — коллекции, посвященные палеонтологии и геологии и включающие ценные экземпляры реликтовых обитателей здешних мест.
Экспозиция Национального музея этнографии и естественной истории. Представители фауны прошлого и настоящего Молдавии. Безусловная гордость музея — скелет ископаемого зверя  Dinoterium giganteum, крайнее фото справа. Борис Александрович Тарабукин в 1967  руководил раскопками скелета дейнотерия ( Dinoterium giganteum) у села Припичены (Резинский район, центральная часть Молдавии). Уникальность скелета, гиганта из прошлого,  состоит в том, что он собран только из оригинальный фрагментов.
Экспозиция Национального музея этнографии и естественной истории. Представители фауны прошлого и настоящего Молдавии. Безусловная гордость музея — скелет ископаемого зверя Dinoterium giganteum, крайнее фото справа. Борис Александрович Тарабукин в 1967 руководил раскопками скелета дейнотерия ( Dinoterium giganteum) у села Припичены (Резинский район, центральная часть Молдавии). Уникальность скелета, гиганта из прошлого, состоит в том, что он собран только из оригинальный фрагментов.
После посещения Национального музея этнографии и естественной истории мы прогуляемся по парку расположенному вокруг озера «Валя Морилор» (молд. Valea Morilor). Настоящие горожане  по прежнему называют это озеро "Комсомольким", так как его называли с самого начала. О нём подробно я уже писал в летних альбомах. Сегодня мы немного прогуляемся и посмотрим, как оно выглядит глубокой осенью.  Вход в парк — с большой Гранитной лестницей (этот вход находится на улице Алексея Матеевича прямо напротив главного корпуса Молдавского Государственного Университета). Раньше здесь находилось шикарное здание Дома Пронина.
После посещения Национального музея этнографии и естественной истории мы прогуляемся по парку расположенному вокруг озера «Валя Морилор» (молд. Valea Morilor). Настоящие горожане по прежнему называют это озеро "Комсомольким", так как его называли с самого начала. О нём подробно я уже писал в летних альбомах. Сегодня мы немного прогуляемся и посмотрим, как оно выглядит глубокой осенью. Вход в парк — с большой Гранитной лестницей (этот вход находится на улице Алексея Матеевича прямо напротив главного корпуса Молдавского Государственного Университета). Раньше здесь находилось шикарное здание Дома Пронина.
Вход в парк у .большой Гранитной лестницы. Сегодня мы спустимся к озеру через другой, Центральный вход, но я немного расскажу об очень интересной истории этого места, где раньше находился Дом Пронина.  За начало возьмём интересную и сложную судьбу Наталии Кешко. Цепочка событий привела к тому, что дочь бессарабского помещика Кешко и молдавской княжны Стурдзы стала королевой Сербии. Наталья в 1875 году вышла замуж за Милана Обреновича, ставшего впоследствии первым королём Сербии. У них родился сын Александр, ставший следующим сербским королём. Но брак был несчастливым, и в 1886 году они разошлись. Правда, этот развод спустя некоторое время был признан недействительным. Тем не менее, Наталье по некоторым причинам было запрещено находиться в Сербии. В конце концов, её сын Александр, уже будучи королём, разрешил ей вернуться. Это было в 1893 году, но спустя пять лет Наталья уже окончательно покинула страну и поселилась во Франции.
Видимо, в этот трудный период своей жизни Наталья Кешко и рассматривала среди прочего и вариант возвращения на свою родину, в Бессарабию. Для этого ей нужен был дом, соответствующий её высокому статусу. Будущий дворец для сербской королевы начали строить на тогдашней окраине Кишинёва — Садовой улице (ныне Матеевича). Но дальнейшие трагические события изменили все планы. Военный переворот 1903 года в Сербии закончился тем, что сын Натальи король Александр и его жена были убиты, а к власти пришли Карагеоргевичи. Наталья приняла монашество (незадолго до этого она перешла в католичество) и осталась жить во Франции, где и умерла 8 мая 1941 года в монастыре Сен-Дени.
Вход в парк у .большой Гранитной лестницы. Сегодня мы спустимся к озеру через другой, Центральный вход, но я немного расскажу об очень интересной истории этого места, где раньше находился Дом Пронина. За начало возьмём интересную и сложную судьбу Наталии Кешко. Цепочка событий привела к тому, что дочь бессарабского помещика Кешко и молдавской княжны Стурдзы стала королевой Сербии. Наталья в 1875 году вышла замуж за Милана Обреновича, ставшего впоследствии первым королём Сербии. У них родился сын Александр, ставший следующим сербским королём. Но брак был несчастливым, и в 1886 году они разошлись. Правда, этот развод спустя некоторое время был признан недействительным. Тем не менее, Наталье по некоторым причинам было запрещено находиться в Сербии. В конце концов, её сын Александр, уже будучи королём, разрешил ей вернуться. Это было в 1893 году, но спустя пять лет Наталья уже окончательно покинула страну и поселилась во Франции. Видимо, в этот трудный период своей жизни Наталья Кешко и рассматривала среди прочего и вариант возвращения на свою родину, в Бессарабию. Для этого ей нужен был дом, соответствующий её высокому статусу. Будущий дворец для сербской королевы начали строить на тогдашней окраине Кишинёва — Садовой улице (ныне Матеевича). Но дальнейшие трагические события изменили все планы. Военный переворот 1903 года в Сербии закончился тем, что сын Натальи король Александр и его жена были убиты, а к власти пришли Карагеоргевичи. Наталья приняла монашество (незадолго до этого она перешла в католичество) и осталась жить во Франции, где и умерла 8 мая 1941 года в монастыре Сен-Дени.
Вход в парк у большой Гранитной лестницы, памятник Иону и Дойне Алдя-Теодорович (о них писал в летнем альбоме). Но, отмотаем сотню с небольшим лет назад. Недостроенное здание на Садовой улице было приобретено купцом Прониным, известной тёмной личностью того времени. О Пронине уместнее всего привести слова его современника — князя Сергея Дмитриевича Урусова, губернатора Бессарабии : "Пронин был мне много понятнее, так как представлял собою знакомый тип великорусского подрядчика, мещанина-кулака, вышедшего в купцы, нажившегося от различного рода подрядов и, между прочим, от притеснения своих рабочих, с которыми он постоянно судился по поводу расчетов. Бойкий выходец из Орла, Пронин быстро нажился в Кишиневе на счет молдаванской темноты и бессарабской нерасчетливости. Он приобрел и земли, и дом, и капитал. Дальнейшему росту его богатства положили, однако, предел евреи, сбившие цены подрядов на городские работы до того предела, за которым великороссу негде как следует размахнуться. Пронин сократил свои дела и начал заниматься "общественною" деятельностью: он стал директором кишиневского тюремного комитета, взял на себя представительство каких-то персидских интересов в Кишиневе, надел фрак, персидский орден и даже принялся писать стихи."
Вход в парк у большой Гранитной лестницы, памятник Иону и Дойне Алдя-Теодорович (о них писал в летнем альбоме). Но, отмотаем сотню с небольшим лет назад. Недостроенное здание на Садовой улице было приобретено купцом Прониным, известной тёмной личностью того времени. О Пронине уместнее всего привести слова его современника — князя Сергея Дмитриевича Урусова, губернатора Бессарабии : "Пронин был мне много понятнее, так как представлял собою знакомый тип великорусского подрядчика, мещанина-кулака, вышедшего в купцы, нажившегося от различного рода подрядов и, между прочим, от притеснения своих рабочих, с которыми он постоянно судился по поводу расчетов. Бойкий выходец из Орла, Пронин быстро нажился в Кишиневе на счет молдаванской темноты и бессарабской нерасчетливости. Он приобрел и земли, и дом, и капитал. Дальнейшему росту его богатства положили, однако, предел евреи, сбившие цены подрядов на городские работы до того предела, за которым великороссу негде как следует размахнуться. Пронин сократил свои дела и начал заниматься "общественною" деятельностью: он стал директором кишиневского тюремного комитета, взял на себя представительство каких-то персидских интересов в Кишиневе, надел фрак, персидский орден и даже принялся писать стихи."
Вход в парк у большой Гранитной лестницы. И снова вернёмся в прошлое. Больше о личности Пронина и о его участии в кишинёвских еврейских погромах можно прочитать в «Записках Губернатора» того же князя С. Д. Урусова. Бывший губернатор уделил ему немало строк в четвёртой главе своих мемуаров, поэтому подробно останавливаться на этой личности  не буду.
Пронин достроил для себя шикарный особняк и поселился в нём. По имени этого владельца здание назвали — дом Пронина.
Вход в парк у большой Гранитной лестницы. И снова вернёмся в прошлое. Больше о личности Пронина и о его участии в кишинёвских еврейских погромах можно прочитать в «Записках Губернатора» того же князя С. Д. Урусова. Бывший губернатор уделил ему немало строк в четвёртой главе своих мемуаров, поэтому подробно останавливаться на этой личности не буду. Пронин достроил для себя шикарный особняк и поселился в нём. По имени этого владельца здание назвали — дом Пронина.
Вход в парк у большой Гранитной лестницы. На этом история дома не закончилась. Новый виток событий снова всё перемешал — Бессарабия оказалась в составе Румынского Королевства, у здания появились новые владельцы.

В румынской газете «Societatea de mâine» от 1 июня 1924 года среди основных достопримечательностей Кишинёва (Собор, Примэрия (Пассаж), Благородное собрание) упоминается и дом Пронина, причём назван он «настоящим чудом» («o adevărată minune»). А в местной газете «Бессарабское Слово» от 1930 года мы находим следующую любопытную информацию: «На совещании примар Кишинёва С. Теодореску сообщил, что кишинёвский коммунальный совет преподносит в дар маршалу Бадольо в знак признательности дом Пронина, купленный городом недавно за 3 600 000 лей.
Дворец будет отремонтирован и приведён в порядок.
Расходы 700 000 лей по ремонту возьмут на себя все уезды Бессарабии». Удивляет  выбор нового владельца дома — итальянский маршал Пьетро Бадольо (Pietro Badoglio). Кстати, его именем была названа в межвоенный период и одна из центральных улиц Кишинёва — нынешняя Армянская. Видел ли итальянский маршал, будущий герцог Адис-Абебский и первый после Бенито Муссолини премьер-министр Италии свои новые кишинёвские владения — неизвестно.
Но уже спустя несколько лет сообщается, что дом Пронина был передан в дар всё той же примэрией Кишинёва румынскому королю Каролю II.
C тех пор дом Пронина официально стал именоваться Королевским Дворцом (Palatul Regal).
Вход в парк у большой Гранитной лестницы. На этом история дома не закончилась. Новый виток событий снова всё перемешал — Бессарабия оказалась в составе Румынского Королевства, у здания появились новые владельцы. В румынской газете «Societatea de mâine» от 1 июня 1924 года среди основных достопримечательностей Кишинёва (Собор, Примэрия (Пассаж), Благородное собрание) упоминается и дом Пронина, причём назван он «настоящим чудом» («o adevărată minune»). А в местной газете «Бессарабское Слово» от 1930 года мы находим следующую любопытную информацию: «На совещании примар Кишинёва С. Теодореску сообщил, что кишинёвский коммунальный совет преподносит в дар маршалу Бадольо в знак признательности дом Пронина, купленный городом недавно за 3 600 000 лей. Дворец будет отремонтирован и приведён в порядок. Расходы 700 000 лей по ремонту возьмут на себя все уезды Бессарабии». Удивляет выбор нового владельца дома — итальянский маршал Пьетро Бадольо (Pietro Badoglio). Кстати, его именем была названа в межвоенный период и одна из центральных улиц Кишинёва — нынешняя Армянская. Видел ли итальянский маршал, будущий герцог Адис-Абебский и первый после Бенито Муссолини премьер-министр Италии свои новые кишинёвские владения — неизвестно. Но уже спустя несколько лет сообщается, что дом Пронина был передан в дар всё той же примэрией Кишинёва румынскому королю Каролю II. C тех пор дом Пронина официально стал именоваться Королевским Дворцом (Palatul Regal).
Вход в парк у большой Гранитной лестницы. И снова немного истории. При Дворце действовал целый ряд обществ, среди которых и Королевский Фонд «Principele Carol». Разрушительное ноябрьское землетрясение 1940 года нанесло дому удар, от которого он уже не оправился. Стоит упомянуть, что от этого землетрясения очень сильно пострадал весь Кишинёв. Многие полученные в результате него разрушения впоследствии выдавались за военные. Последовавшие тяжёлые военные годы также не лучшим образом сказались на сохранности здания. После войны от дома остались только стены. Но и их приспособили под дневной кинотеатр, который продолжал действовать там до 1952 года. А после остатки здания снесли, так как оно уже начало разрушаться само и представляло опасность для людей. Становится ясным, что уничтоженный  в середине XX века прекрасный дом исчез не бесследно. Он сформировал главный вход в нынешний парк «Валя Морилор» (бывший ЦПКиО, Комсомольское озеро), а от места, где стоял дом, и спускается сейчас к озеру знаменитая гранитная лестница. Более того, сохранились 6 вековых сосен, которые росли вокруг дома Пронина, в его дворе. Их фотографии  я  вложил в этом альбом. На месте бывшего дворца разбита клумба, на которой уже в наше время установлен памятник молдавским артистам Дойне и Иону Алдя-Теодорович.  Королева Сербии бессарабского происхождения, русский купец, итальянский маршал и премьер-министр, румынский король, зрители кинотеатра, трагически погибшие молдавские артисты — их всех объединило место. Место, где когда-то возвышался великолепный дворец — Дом Пронина.
Вход в парк у большой Гранитной лестницы. И снова немного истории. При Дворце действовал целый ряд обществ, среди которых и Королевский Фонд «Principele Carol». Разрушительное ноябрьское землетрясение 1940 года нанесло дому удар, от которого он уже не оправился. Стоит упомянуть, что от этого землетрясения очень сильно пострадал весь Кишинёв. Многие полученные в результате него разрушения впоследствии выдавались за военные. Последовавшие тяжёлые военные годы также не лучшим образом сказались на сохранности здания. После войны от дома остались только стены. Но и их приспособили под дневной кинотеатр, который продолжал действовать там до 1952 года. А после остатки здания снесли, так как оно уже начало разрушаться само и представляло опасность для людей. Становится ясным, что уничтоженный в середине XX века прекрасный дом исчез не бесследно. Он сформировал главный вход в нынешний парк «Валя Морилор» (бывший ЦПКиО, Комсомольское озеро), а от места, где стоял дом, и спускается сейчас к озеру знаменитая гранитная лестница. Более того, сохранились 6 вековых сосен, которые росли вокруг дома Пронина, в его дворе. Их фотографии я вложил в этом альбом. На месте бывшего дворца разбита клумба, на которой уже в наше время установлен памятник молдавским артистам Дойне и Иону Алдя-Теодорович. Королева Сербии бессарабского происхождения, русский купец, итальянский маршал и премьер-министр, румынский король, зрители кинотеатра, трагически погибшие молдавские артисты — их всех объединило место. Место, где когда-то возвышался великолепный дворец — Дом Пронина.
А мы прогуляемся к другому входу, Центральному, в районе улицы Сергея Лазо. От него к Комсомольскому озеру можно  попасть, спустившись по большой Каскадной лестнице, украшенной декоративными вазами и фонтанами. Небольшой особняк, недалеко от Центрального входа, памятник архитектуры.
А мы прогуляемся к другому входу, Центральному, в районе улицы Сергея Лазо. От него к Комсомольскому озеру можно попасть, спустившись по большой Каскадной лестнице, украшенной декоративными вазами и фонтанами. Небольшой особняк, недалеко от Центрального входа, памятник архитектуры.
Дом по улице Алексея Матеевича. Городская вилла принадлежавшая известному румынскому педагогу  D. Theodosiu. Памятник архитектуры местного значения, внесенный в Реестр памятников истории и культуры Кишинева, составляемый Академией наук. Он был построен в 1920 году.
Дом по улице Алексея Матеевича. Городская вилла принадлежавшая известному румынскому педагогу D. Theodosiu. Памятник архитектуры местного значения, внесенный в Реестр памятников истории и культуры Кишинева, составляемый Академией наук. Он был построен в 1920 году.
Дом по улице Алексея Матеевича в нео-румынском стиле. В 20-30 гг. ХХ века Кишинев не расширяется, не растет, но заметно меняет свой облик. В верхней части Кишинева, где мы сейчас находимся, тут и там возникает ряд новых особняков, отличающихся от, привычных кишинёвцам, жилищ зажиточных горожан. В новостройках главенствует незнакомый до тех пор в Кишиневе нео-румынском стиль.
Дом по улице Алексея Матеевича в нео-румынском стиле. В 20-30 гг. ХХ века Кишинев не расширяется, не растет, но заметно меняет свой облик. В верхней части Кишинева, где мы сейчас находимся, тут и там возникает ряд новых особняков, отличающихся от, привычных кишинёвцам, жилищ зажиточных горожан. В новостройках главенствует незнакомый до тех пор в Кишиневе нео-румынском стиль.
Мы подходим к Центральному входу парка, расположенного вокруг Комсомольского озера.  Ротонда, находящейся на вершине Каскадной лестницы, где из искусственного грота вытекает вода, чтобы дальше течь по каскаду. Раньше в ротонде играл оркестр, что создавало особенную атмосферу для гуляющих в парке.
Мы подходим к Центральному входу парка, расположенного вокруг Комсомольского озера. Ротонда, находящейся на вершине Каскадной лестницы, где из искусственного грота вытекает вода, чтобы дальше течь по каскаду. Раньше в ротонде играл оркестр, что создавало особенную атмосферу для гуляющих в парке.
Вид на парк «Валя Морилор» (до 1990 года называвшийся Центральным парком культуры и отдыха имени Ленинского комсомола). Он был заложен в 1950 году на, тогда ещё, южной окраине Кишинёва.
Вид на парк «Валя Морилор» (до 1990 года называвшийся Центральным парком культуры и отдыха имени Ленинского комсомола). Он был заложен в 1950 году на, тогда ещё, южной окраине Кишинёва.
 Прогулка по парку «Валя Морилор».
Прогулка по парку «Валя Морилор».
Вид на Комсомольское озеро (озеро Валя Морилор) с верхней части Каскадной лестницы.
Вид на Комсомольское озеро (озеро Валя Морилор) с верхней части Каскадной лестницы.
Прогулка по парку «Валя Морилор».
Прогулка по парку «Валя Морилор».
Спускаемся по Каскадной лестнице.
Спускаемся по Каскадной лестнице.
Каскадная лестница и её украшение.
Каскадная лестница и её украшение.
Вторая половина ноября и уже не работает фонтан на Каскадной лестнице.
Вторая половина ноября и уже не работает фонтан на Каскадной лестнице.
Каскадная лестница и её украшение.
Каскадная лестница и её украшение.
Спускаемся к Комсомольскому озеру. Озеро появилось в 1952 году. Это был результат  напряженных усилий местной молодежи и комсомольцев. Представьте себе: они работали без специального оборудования, озеро практически вырыли вручную только лопатами.
Спускаемся к Комсомольскому озеру. Озеро появилось в 1952 году. Это был результат напряженных усилий местной молодежи и комсомольцев. Представьте себе: они работали без специального оборудования, озеро практически вырыли вручную только лопатами.
Прогулка по  берегу Комсомольского озера. В 2006 году озеро было осушено. К тому времени оно практически превратилось в болото. Было принято решение провести ремонтно-восстановительные работы.
Прогулка по берегу Комсомольского озера. В 2006 году озеро было осушено. К тому времени оно практически превратилось в болото. Было принято решение провести ремонтно-восстановительные работы.
Скульптура, мотивирующая кишинёвцев активно заниматься спортом. Мальчик, девочка, скейт и собака. Автор Петру Главан, отлито в бронзе Вячеславом Жиглицким.
Скульптура, мотивирующая кишинёвцев активно заниматься спортом. Мальчик, девочка, скейт и собака. Автор Петру Главан, отлито в бронзе Вячеславом Жиглицким.
Прогулка по берегу Комсомольского озера. Не знаю что находили комсомольцы в 50-х годах, когда рыли в ручную котлован под будущее озеро, но во время земляных работ при очищении дна, было извлечено из грунта несколько снарядов времён ВОВ и фрагмент скелета мамонта.
Прогулка по берегу Комсомольского озера. Не знаю что находили комсомольцы в 50-х годах, когда рыли в ручную котлован под будущее озеро, но во время земляных работ при очищении дна, было извлечено из грунта несколько снарядов времён ВОВ и фрагмент скелета мамонта.
Вид на каскадную лестницу снизу.
Вид на каскадную лестницу снизу.
Прогулка по берегу Комсомольского озера. Вернёмся к останкам мамонта, найденного при углублении дна озера. Найденные кости принадлежали самке мамонта, обитавших здесь во времена Верхнего плейстоцена. Животное было одним из последних представителей этого вида, живущих на территории Молдавии, что очень жаль. А так, было бы чем заманить сюда заграничных туристов.
Прогулка по берегу Комсомольского озера. Вернёмся к останкам мамонта, найденного при углублении дна озера. Найденные кости принадлежали самке мамонта, обитавших здесь во времена Верхнего плейстоцена. Животное было одним из последних представителей этого вида, живущих на территории Молдавии, что очень жаль. А так, было бы чем заманить сюда заграничных туристов.
Прогулка по парку «Валя Морилор».
Прогулка по парку «Валя Морилор».
Прогулка по берегу Комсомольского озера в конце ноября.
Прогулка по берегу Комсомольского озера в конце ноября.
 Родник генерала Пиона, памятник из эпохи оккупации Бессарабии королевской Румынией, восстановленный несколько лет назад.  Характерная надпись на памятной доске: "К 80-летию освобождения Бессарабии и северной Буковины румынскими войсками". Комплимент в сторону политических сил, стремящихся слиться с Румынией. А вот пояснение к памятнику от его создателя. Этот памятник-родник в форме креста, который был обустроен мною на Боюканской дороге к 20-летию побед румынской армии у Мэрэшть и Мэрэшэшть для того, чтобы восславить Господа, который помог нам и всем тем, кто пожертвовал собой, кто боролся и продолжает бороться и способствовать Воссоединению и Вознесению Румынского Народа. Кто же этот генерал Пион, по инициативе которого окраина Кишинёва обзавелась новой достопримечательностью? Пион (Павел Ион) Джеорджеску родился 25 декабря 1883 года в Зэноага, Румыния. Участвовал в Первой Мировой Войне. С 1932 по 1937 года был командующим артиллерийской дивизией в Кишинёве. Казармы дивизии располагались недалеко от этого памятника. Умер Джеорджеску Пион в 1956 году.
Родник генерала Пиона, памятник из эпохи оккупации Бессарабии королевской Румынией, восстановленный несколько лет назад. Характерная надпись на памятной доске: "К 80-летию освобождения Бессарабии и северной Буковины румынскими войсками". Комплимент в сторону политических сил, стремящихся слиться с Румынией. А вот пояснение к памятнику от его создателя. Этот памятник-родник в форме креста, который был обустроен мною на Боюканской дороге к 20-летию побед румынской армии у Мэрэшть и Мэрэшэшть для того, чтобы восславить Господа, который помог нам и всем тем, кто пожертвовал собой, кто боролся и продолжает бороться и способствовать Воссоединению и Вознесению Румынского Народа. Кто же этот генерал Пион, по инициативе которого окраина Кишинёва обзавелась новой достопримечательностью? Пион (Павел Ион) Джеорджеску родился 25 декабря 1883 года в Зэноага, Румыния. Участвовал в Первой Мировой Войне. С 1932 по 1937 года был командующим артиллерийской дивизией в Кишинёве. Казармы дивизии располагались недалеко от этого памятника. Умер Джеорджеску Пион в 1956 году.
Прогулка по берегу Комсомольского озера.
Прогулка по берегу Комсомольского озера.
После прогулки по берегу озера, можно снова подняться по каскадной лестнице и посетить неплохой ресторан армянской кухни.  La Sarkis – это большой двухэтажный ресторан с зимней террасой, которая в теплое время года превращается в летнюю. Закрытую террасу украшают стеклянный камин, сделанный на заказ, и зимний сад.
После прогулки по берегу озера, можно снова подняться по каскадной лестнице и посетить неплохой ресторан армянской кухни. La Sarkis – это большой двухэтажный ресторан с зимней террасой, которая в теплое время года превращается в летнюю. Закрытую террасу украшают стеклянный камин, сделанный на заказ, и зимний сад.

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому