Турист Вячеслав Левченко (vermut-777)
Вячеслав Левченко
был 22 ноября 17:41
Фотоальбом

Времена года, Молдавия. Ноябрь, утренний Кишинёв.

Кишинёв — Молдавия Ноябрь 2021
SM-G988B
12 35

Прекрасным солнечным утром мы немного пройдёмся по Кишинёву. Середина ноября, но уже в десять часов утра вокруг становится не по-осеннему тепло. Выдался свободный час, и мы используем его для пешей прогулки в пределах двух кварталов в центре молдавской столицы.

Утренняя прогулка по парку Пушкина (официальное название Grădina Publică «Ştefan cel Mare»). Деревья почти без листвы. Аллеи прозрачны. В лучах утреннего солнца парк выглядит призрачно нежным.
Утренняя прогулка по парку Пушкина (официальное название Grădina Publică «Ştefan cel Mare»). Деревья почти без листвы. Аллеи прозрачны. В лучах утреннего солнца парк выглядит призрачно нежным.
Прогулка по парку Пушкина. Я о нём уже подробно писал, повторяться не буду. Мы просто его красотой насладимся. К нашему времени сохранилось  несколько деревьев в возрасте более 170 лет. Одно из них перед вами.
Прогулка по парку Пушкина. Я о нём уже подробно писал, повторяться не буду. Мы просто его красотой насладимся. К нашему времени сохранилось несколько деревьев в возрасте более 170 лет. Одно из них перед вами.
Прогулка по парку Пушкина.
Прогулка по парку Пушкина.
Прогулка по парку Пушкина. Через дорогу от него находится здание правительства республики.
Прогулка по парку Пушкина. Через дорогу от него находится здание правительства республики.
Прогулка по парку Пушкина. Аллея Классиков молдавской культуры.   На ней установлены бюсты в честь писателей, поэтов, ученых, государственных и культурных деятелей Молдавии. Бронзовые бюсты покоятся на красно-гранитных постаментах.
Прогулка по парку Пушкина. Аллея Классиков молдавской культуры. На ней установлены бюсты в честь писателей, поэтов, ученых, государственных и культурных деятелей Молдавии. Бронзовые бюсты покоятся на красно-гранитных постаментах.
Прогулка по парку Пушкина.
Прогулка по парку Пушкина.
Прогулка по парку Пушкина. Этому парку всегда уделялось повышенное внимание. Власти в меру своих способностей старались сделать его популярным местом времяпровождения сначала знати, а потом и простых людей.
Прогулка по парку Пушкина. Этому парку всегда уделялось повышенное внимание. Власти в меру своих способностей старались сделать его популярным местом времяпровождения сначала знати, а потом и простых людей.
Прогулка по парку Пушкина. Ещё погода позволяет посидеть на открытом воздухе и не спеша выпить чашечку кофе, наслаждаясь красотой осенней природы.
Прогулка по парку Пушкина. Ещё погода позволяет посидеть на открытом воздухе и не спеша выпить чашечку кофе, наслаждаясь красотой осенней природы.
Прогулка по парку Пушкина. Фонтан уже не работает, но даже в таком виде он выглядит весьма живописно.
Прогулка по парку Пушкина. Фонтан уже не работает, но даже в таком виде он выглядит весьма живописно.
Прогулка по парку Пушкина. Старая акация, сбрасывая листву, потихоньку засыпает до наступления весны. Ей будет сниться Пушкин молодой, гуляющий под ручку с дамой.
Прогулка по парку Пушкина. Старая акация, сбрасывая листву, потихоньку засыпает до наступления весны. Ей будет сниться Пушкин молодой, гуляющий под ручку с дамой.
Прогулка по парку Пушкина. Пушкин любил в нем отдохнуть, видимо, в ожидании музы.
Прогулка по парку Пушкина. Пушкин любил в нем отдохнуть, видимо, в ожидании музы.
Прогулка по парку Пушкина.
Прогулка по парку Пушкина.
Прогулка по парку Пушкина. Это самый старый из сохранившихся парков города (и всей Молдавии). Являясь памятником садово-паркового искусства XIX века, он считается самым ухоженным.
Прогулка по парку Пушкина. Это самый старый из сохранившихся парков города (и всей Молдавии). Являясь памятником садово-паркового искусства XIX века, он считается самым ухоженным.
Прогулка по парку Пушкина.
Прогулка по парку Пушкина.
Прогулка по парку Пушкина. Его иногда называют Центральным Парком, а еще некогда он был Городским (Публичным) садом. Были также времена, когда парк носил название Александровский Сад (в честь императора Александра II).
Прогулка по парку Пушкина. Его иногда называют Центральным Парком, а еще некогда он был Городским (Публичным) садом. Были также времена, когда парк носил название Александровский Сад (в честь императора Александра II).
Прогулка по парку Пушкина. Отдых и праздность в целом – были основными занятиями знати царской России, во времена обустройства этого парка. И парк как нельзя лучше располагал к наслаждению жизнью. Так, согласно документам той поры, в 1827 году здесь «…посажено 4 тыс. лесных саженцев», в 1829-м «…отремонтированы беседки», в 1834-м «…установлены 56 парковых скамеек, а также почищен садовый колодец», а в 1835-м «…сад был украшен цветниками, теплицей, китайской беседкой, качелями, каруселями».
Прогулка по парку Пушкина. Отдых и праздность в целом – были основными занятиями знати царской России, во времена обустройства этого парка. И парк как нельзя лучше располагал к наслаждению жизнью. Так, согласно документам той поры, в 1827 году здесь «…посажено 4 тыс. лесных саженцев», в 1829-м «…отремонтированы беседки», в 1834-м «…установлены 56 парковых скамеек, а также почищен садовый колодец», а в 1835-м «…сад был украшен цветниками, теплицей, китайской беседкой, качелями, каруселями».
Прогулка по парку Пушкина. В 1818 году «для недопущения в городской сад коров, коз и другой живности местных обывателей» парк был огорожен плетнём.

Позже было решено обнести парк сплошной каменной стеной.
Прогулка по парку Пушкина. В 1818 году «для недопущения в городской сад коров, коз и другой живности местных обывателей» парк был огорожен плетнём. Позже было решено обнести парк сплошной каменной стеной.
Прогулка по парку Пушкина.  Александр Бернардацци, архитектор города, предложил вместо каменного забора отлить чугунную ограду, которая, по его подсчетам, стоила бы лишь на 1850 рублей дороже, зато прослужила бы дольше и выглядела изящнее. Это предложение было одобрено. Ограда была изготовлена на механическом заводе в Одессе. Она состояла из 460 звеньев и весила 5400 кг. В Кишинёв ее доставили в 1863 году. Работы по установке ограды велись до конца 1860-х годов. После ураганов 1865 и 1885 годов в ней заменили некоторые звенья, но ограда, в общем, хорошо сохранилась, в чём можно убедиться по этой фотографии.
Прогулка по парку Пушкина. Александр Бернардацци, архитектор города, предложил вместо каменного забора отлить чугунную ограду, которая, по его подсчетам, стоила бы лишь на 1850 рублей дороже, зато прослужила бы дольше и выглядела изящнее. Это предложение было одобрено. Ограда была изготовлена на механическом заводе в Одессе. Она состояла из 460 звеньев и весила 5400 кг. В Кишинёв ее доставили в 1863 году. Работы по установке ограды велись до конца 1860-х годов. После ураганов 1865 и 1885 годов в ней заменили некоторые звенья, но ограда, в общем, хорошо сохранилась, в чём можно убедиться по этой фотографии.
Прогулка по парку Пушкина.
Прогулка по парку Пушкина.
Прогулка по парку Пушкина. Было время, когда парк на ночь закрывался. И была даже табличка с расписанием работы.
Прогулка по парку Пушкина. Было время, когда парк на ночь закрывался. И была даже табличка с расписанием работы.
Прогулка по парку Пушкина. Вдали виднеется следующая цель нашей прогулки - памятник Штефану Великому. Штефан чел Маре  или Стефан III Великий - господарь Молдавского княжества, руливший им 47 лет. Ему повезло, не надо было думать каждые 4 года о выборах и не дай Бог, просидеть более двух сроков, что тогда начнёт говорить средневековая общественность. Его не полоскали в СМИ и не запрещали ему доступ в фэйсбук. Он доблестно надирал задницы туркам, хорошо что те не были ещё в НАТО. И оппозицию, не мудрствуя лукаво, просто сажал на кол, а не отправлял в колонию. Опять таки, его не осуждали за это США, потому что появятся они только  через триста лет.
Прогулка по парку Пушкина. Вдали виднеется следующая цель нашей прогулки - памятник Штефану Великому. Штефан чел Маре или Стефан III Великий - господарь Молдавского княжества, руливший им 47 лет. Ему повезло, не надо было думать каждые 4 года о выборах и не дай Бог, просидеть более двух сроков, что тогда начнёт говорить средневековая общественность. Его не полоскали в СМИ и не запрещали ему доступ в фэйсбук. Он доблестно надирал задницы туркам, хорошо что те не были ещё в НАТО. И оппозицию, не мудрствуя лукаво, просто сажал на кол, а не отправлял в колонию. Опять таки, его не осуждали за это США, потому что появятся они только через триста лет.
Вид на памятник Стефану III Великому из парка Пушкина. Монумент молдавскому господарю, расположенный в самом центре Кишинёва и ставший одним из символов города, да и всей Молдавии, в принципе. Судьба его полна любопытных моментов. Кроме того, это самый настоящий памятник-путешественник – только в самом Кишинёве он стоял в трёх разных местах, да ещё и дважды был вывезен в Румынию в разные города.
  Началось всё в 1923 году, когда местному скульптору Александру Плэмэдялэ было предложено создать проект памятника Штефану Великому. Планировалось закончить работы к 1928 году к празднованиям десятилетия присоединения Бессарабии к Румынии (“Унири”).
В и 1924 году был принят вариант памятника, который представлял композицию – Штефан чел Маре с короной на голове стоит, подняв над головой  в левой руке крест, а в опущенной правой руке держа меч.
Затем перед скульптором встал новый вопрос – где отливать достаточно большой памятник. Было принято решение это сделать в Бухаресте. Была выбрана литейная Рышкану, а в качестве материала для памятника символически были использованы трофейные бронзовые турецкие пушки, захваченные в русско-турецкую войну 1877-1878 гг.
В 1925 году в Кишинёве начались работы по обустройству места и постамента, на котором будет стоять статуя. Место под будущий памятник выбрал Александр Плэмэдялэ. Это был один из углов Городского Сада, угол нынешних бульвара Штефана чел Маре и улицы Бэнулеску-Бодони. Очень распространён городской миф, будто бы на этом месте раньше располагался памятник российскому императору Александру II, но это не так – памятник императору стоял у входа в парк напротив нынешней улицы Триколорулуй.
Установка постамента и других частей памятника происходила при участии архитектора Евгения Бернардацци, скульптора Александра Плэмэдялэ и инженера Георгия Левицкого.
К 1928 году все работы были завершены и 28 апреля того же года состоялось торжественное открытие памятника Штефану Великому с участием короля Румынии Кароля II.
Вид на памятник Стефану III Великому из парка Пушкина. Монумент молдавскому господарю, расположенный в самом центре Кишинёва и ставший одним из символов города, да и всей Молдавии, в принципе. Судьба его полна любопытных моментов. Кроме того, это самый настоящий памятник-путешественник – только в самом Кишинёве он стоял в трёх разных местах, да ещё и дважды был вывезен в Румынию в разные города. Началось всё в 1923 году, когда местному скульптору Александру Плэмэдялэ было предложено создать проект памятника Штефану Великому. Планировалось закончить работы к 1928 году к празднованиям десятилетия присоединения Бессарабии к Румынии (“Унири”). В и 1924 году был принят вариант памятника, который представлял композицию – Штефан чел Маре с короной на голове стоит, подняв над головой в левой руке крест, а в опущенной правой руке держа меч. Затем перед скульптором встал новый вопрос – где отливать достаточно большой памятник. Было принято решение это сделать в Бухаресте. Была выбрана литейная Рышкану, а в качестве материала для памятника символически были использованы трофейные бронзовые турецкие пушки, захваченные в русско-турецкую войну 1877-1878 гг. В 1925 году в Кишинёве начались работы по обустройству места и постамента, на котором будет стоять статуя. Место под будущий памятник выбрал Александр Плэмэдялэ. Это был один из углов Городского Сада, угол нынешних бульвара Штефана чел Маре и улицы Бэнулеску-Бодони. Очень распространён городской миф, будто бы на этом месте раньше располагался памятник российскому императору Александру II, но это не так – памятник императору стоял у входа в парк напротив нынешней улицы Триколорулуй. Установка постамента и других частей памятника происходила при участии архитектора Евгения Бернардацци, скульптора Александра Плэмэдялэ и инженера Георгия Левицкого. К 1928 году все работы были завершены и 28 апреля того же года состоялось торжественное открытие памятника Штефану Великому с участием короля Румынии Кароля II.
Памятник Стефану III Великому. В июне 1940 года ситуация в этой части мира резко изменилась – Бессарабия отошла к СССР.
Памятник Штефану Великому был эвакуирован в Румынию в город Васлуй, а постамент в Кишинёве был разобран новыми властями.
В результате объявления Германией войны Советскому Союзу и вступлению Румынии в эту войну на стороне Германии, Бессарабия снова отошла к королевству уже год спустя.
В августе 1942 года памятник был возвращён в Кишинёв, но место для его установки было выбрано новое – напротив Святых Ворот (Арки Победы), там, где до него стояли памятники российскому императору Александру I и румынскому королю Фердинанду I, а после – и Ленину.
Работами по установке руководил всё тот же инженер Георгий Левицкий, что и в 1920-х гг.
На новом месте памятник Штефану Великому простоял два года. В августе 1944 года скульптура была снова демонтирована и эвакуирована в Румынию (в Крайову).
В конце августа 1944 года Кишинёв в очередной раз стал советским.
В 1945 году скульптуру нашли в Румынии и снова вернули в Кишинёв. На этот раз памятник установили на его первоначальном месте, а с постаментом решили долго не возиться, соорудив его в очень упрощённом виде.
Столь частые путешествия отразились на статуе не самым лучшим образом – были утеряны оригинальные меч и крест. И если новый меч не особо бросался в глаза, то крест, сооружённый из подручных материалов (дерево), очень сильно отличался от настоящего.
Памятник Стефану III Великому. В июне 1940 года ситуация в этой части мира резко изменилась – Бессарабия отошла к СССР. Памятник Штефану Великому был эвакуирован в Румынию в город Васлуй, а постамент в Кишинёве был разобран новыми властями. В результате объявления Германией войны Советскому Союзу и вступлению Румынии в эту войну на стороне Германии, Бессарабия снова отошла к королевству уже год спустя. В августе 1942 года памятник был возвращён в Кишинёв, но место для его установки было выбрано новое – напротив Святых Ворот (Арки Победы), там, где до него стояли памятники российскому императору Александру I и румынскому королю Фердинанду I, а после – и Ленину. Работами по установке руководил всё тот же инженер Георгий Левицкий, что и в 1920-х гг. На новом месте памятник Штефану Великому простоял два года. В августе 1944 года скульптура была снова демонтирована и эвакуирована в Румынию (в Крайову). В конце августа 1944 года Кишинёв в очередной раз стал советским. В 1945 году скульптуру нашли в Румынии и снова вернули в Кишинёв. На этот раз памятник установили на его первоначальном месте, а с постаментом решили долго не возиться, соорудив его в очень упрощённом виде. Столь частые путешествия отразились на статуе не самым лучшим образом – были утеряны оригинальные меч и крест. И если новый меч не особо бросался в глаза, то крест, сооружённый из подручных материалов (дерево), очень сильно отличался от настоящего.
Памятник Стефану III Великому. Временные постамент и крест продержались почти 30 лет. В 1972 году была проведена реставрация памятника, в результате которой памятник принял практически первоначальный вид.
Однако постамент всё же отличался от первоначального – не было герба Молдовы и вместо оригинальных надписей были выбиты слова русского историка Н. М. Карамзина о Штефане Великом. Да и сама реставрация закончилась неожиданно – монумент убрали подальше от глаз людских вглубь парка.
Памятник Стефану III Великому. Временные постамент и крест продержались почти 30 лет. В 1972 году была проведена реставрация памятника, в результате которой памятник принял практически первоначальный вид. Однако постамент всё же отличался от первоначального – не было герба Молдовы и вместо оригинальных надписей были выбиты слова русского историка Н. М. Карамзина о Штефане Великом. Да и сама реставрация закончилась неожиданно – монумент убрали подальше от глаз людских вглубь парка.
Памятник Стефану III Великому. На очередном, третьем по счёту в Кишинёве, месте памятник простоял почти 30 лет. 31 августа 1990 года он был заново открыт там же, где и был установлен в 1928 году, и с тех пор его местоположение не менялось.
Постамент также подвергся изменениям – были восстановлены первоначальные надписи и рисунки. По крайней мере, так утверждалось и утверждается официально и по сей день. На самом деле всё не совсем так. На оригинальном постаменте был изображён герб средневековой Молдовы – тур со звездой между рогами. Звезда была пятиконечная, но в 1990 году у приёмной комиссии возникли возражения по этому поводу (видимо, у кого-то родились ассоциации с советской символикой). Поэтому на нынешнем постаменте мы можем видеть фантазию в виде восьмиконечной звезды. Так, в очередной раз, историческая правда стала жертвой чьих-то комплексов и, наверное, не очень далёкого ума.
Памятник Стефану III Великому. На очередном, третьем по счёту в Кишинёве, месте памятник простоял почти 30 лет. 31 августа 1990 года он был заново открыт там же, где и был установлен в 1928 году, и с тех пор его местоположение не менялось. Постамент также подвергся изменениям – были восстановлены первоначальные надписи и рисунки. По крайней мере, так утверждалось и утверждается официально и по сей день. На самом деле всё не совсем так. На оригинальном постаменте был изображён герб средневековой Молдовы – тур со звездой между рогами. Звезда была пятиконечная, но в 1990 году у приёмной комиссии возникли возражения по этому поводу (видимо, у кого-то родились ассоциации с советской символикой). Поэтому на нынешнем постаменте мы можем видеть фантазию в виде восьмиконечной звезды. Так, в очередной раз, историческая правда стала жертвой чьих-то комплексов и, наверное, не очень далёкого ума.
Перед памятником - Площадь Великого Национального Собрания. Слева видна Арка Победы.
Перед памятником - Площадь Великого Национального Собрания. Слева видна Арка Победы.
От площади  Великого Национального Собрания мы прошли два квартала и оказались перед духовным центром римско-католической епархии в Кишиневе, кафедральным собором Божественного Провидения. Здесь же  находится кафедра епископа, а в часовне, которая прилегает к собору, хранится икона Святой Девы Марии – покровительницы епархии.
От площади Великого Национального Собрания мы прошли два квартала и оказались перед духовным центром римско-католической епархии в Кишиневе, кафедральным собором Божественного Провидения. Здесь же находится кафедра епископа, а в часовне, которая прилегает к собору, хранится икона Святой Девы Марии – покровительницы епархии.
Перед кишиневским  католическим собором  Божественного провидения, во дворе, был установлен памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II работы скульптора Вячеслава Жиглицкого. Иоанн Павел II (до интронизации — Кароль Юзеф Войтыла)— папа римский, глава Римско-католической церкви с 16 октября 1978 г. по 2 апреля 2005 г. В 1978 году 264-й папа римский Иоанн Павел II стал первым неитальянцем на папском престоле, избранным за последние 455 лет (Адриан VI, ставший папой в 1523, был голландцем по рождению), одним из самых молодых понтификов в истории и первым папой славянского происхождения. По длительности своего понтификата он уступает только Св. Петру (более 35 лет, из которых 25 лет — в Риме) и папе Пию IX (1846—1878).
Перед кишиневским католическим собором Божественного провидения, во дворе, был установлен памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II работы скульптора Вячеслава Жиглицкого. Иоанн Павел II (до интронизации — Кароль Юзеф Войтыла)— папа римский, глава Римско-католической церкви с 16 октября 1978 г. по 2 апреля 2005 г. В 1978 году 264-й папа римский Иоанн Павел II стал первым неитальянцем на папском престоле, избранным за последние 455 лет (Адриан VI, ставший папой в 1523, был голландцем по рождению), одним из самых молодых понтификов в истории и первым папой славянского происхождения. По длительности своего понтификата он уступает только Св. Петру (более 35 лет, из которых 25 лет — в Риме) и папе Пию IX (1846—1878).
Собор Божественного Провидения. В начале XIX века тут была возведена часовня. Позже, вследствие того, что число верующих возрастало, было принято решение построить церковь. Проект церкви был разработан в Санкт-Петербурге. В его разработке принял участие архитектор и скульптор Иосиф И. Шарлеман. Проект храма одобрили 18 июля 1838 года. Архитектура данного собора была реализована в духе позднего неоклассицизма, под влиянием архитектуры итальянского Возрождения.
Собор Божественного Провидения. В начале XIX века тут была возведена часовня. Позже, вследствие того, что число верующих возрастало, было принято решение построить церковь. Проект церкви был разработан в Санкт-Петербурге. В его разработке принял участие архитектор и скульптор Иосиф И. Шарлеман. Проект храма одобрили 18 июля 1838 года. Архитектура данного собора была реализована в духе позднего неоклассицизма, под влиянием архитектуры итальянского Возрождения.
Во дворе Собора Божественного Провидения. Небольшая инсталляция посвящённая  Пресвятой Деве Марии.
Во дворе Собора Божественного Провидения. Небольшая инсталляция посвящённая Пресвятой Деве Марии.
Собор Божественного Провидения. 30 сентября 1964 года церковь была отдана школе № 56 и была превращена в актовый зал. Позднее в здании церкви разместились студия звукозаписи и склад кинематографической студии «Молдова-фильм». А в 1988 году начали переоборудование церкви под поэтический театр.

Лишь в 1989 году, после многочисленных обращений к центральным властям СССР, Красному Кресту и ООН, здание церкви был возвращено приходу и верующим, акт передачи был подписан 26 июля 1989 года.
Собор Божественного Провидения. 30 сентября 1964 года церковь была отдана школе № 56 и была превращена в актовый зал. Позднее в здании церкви разместились студия звукозаписи и склад кинематографической студии «Молдова-фильм». А в 1988 году начали переоборудование церкви под поэтический театр. Лишь в 1989 году, после многочисленных обращений к центральным властям СССР, Красному Кресту и ООН, здание церкви был возвращено приходу и верующим, акт передачи был подписан 26 июля 1989 года.
А мы продолжаем нашу прогулку и по улице Sfatul Țării поднимаемся обратно к проспекту Штефана Великого. Нынешняя улица Сфатул Цэрий (Sfatul Țării) в советское время называлась Мичурина (в честь советского биолога).
Изначально она называлась Мещанской, в конце XIX века стала называться в честь Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова. В межвоенный период получила название Унирий ( объединение с Румынией), чуть позже это имя сохранилось для южного участка улица,  а северная часть (ниже нынешнего проспекта Штефана Великого) стала называться в честь Владимира Херца, первого примара Кишинёва после 1918 года, ярого борца за объединение Бессарабии с Румынией.
Нынешнее название получено в честь первого законодательного органа Молдовы — Сфатул Цэрий, который заседал в здании бывшей третьей мужской гимназии, располагавшейся в южном конце этой улицы. Именно Сфатул Цэрий приняло решение в 1918 году об объединении Бессарабии с Румынией.
А мы продолжаем нашу прогулку и по улице Sfatul Țării поднимаемся обратно к проспекту Штефана Великого. Нынешняя улица Сфатул Цэрий (Sfatul Țării) в советское время называлась Мичурина (в честь советского биолога). Изначально она называлась Мещанской, в конце XIX века стала называться в честь Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова. В межвоенный период получила название Унирий ( объединение с Румынией), чуть позже это имя сохранилось для южного участка улица, а северная часть (ниже нынешнего проспекта Штефана Великого) стала называться в честь Владимира Херца, первого примара Кишинёва после 1918 года, ярого борца за объединение Бессарабии с Румынией. Нынешнее название получено в честь первого законодательного органа Молдовы — Сфатул Цэрий, который заседал в здании бывшей третьей мужской гимназии, располагавшейся в южном конце этой улицы. Именно Сфатул Цэрий приняло решение в 1918 году об объединении Бессарабии с Румынией.
Красивое здание по улице Сфатул Цэрий , в самобытном "неорумынском" стиле. В таком стиле Кишинёв застраивался в период нахождения Бессарабии в составе королевской Румынии. На данный момент принадлежит СИБу. СИБ - Служба информации и безопасности Молдавской Республики, хилая наследница республиканского КГБ.
Красивое здание по улице Сфатул Цэрий , в самобытном "неорумынском" стиле. В таком стиле Кишинёв застраивался в период нахождения Бессарабии в составе королевской Румынии. На данный момент принадлежит СИБу. СИБ - Служба информации и безопасности Молдавской Республики, хилая наследница республиканского КГБ.
Перед нами Президентский дворец, расположенный на центральном проспекте Кишинёва, на бульваре Штефана Великого. Президентский дворец, он же президентура,  находится по адресу бульвар Штефана чел Маре, 154​,  в двух кварталах от центральной площади города. Здание было построено в 1987 году на месте немецкой лютеранской церкви 1833 года. Главным автором проекта, по которому было построено Здание Президентуры был молдавский архитектор Аркадий (Алик) Зальцман, который погиб в одной из самых страшных трагедий США, крушении башен близнецов, 11 сентября 2001 года. В момент трагедии он находился в южной башне Всемирного торгового центра.
Перед нами Президентский дворец, расположенный на центральном проспекте Кишинёва, на бульваре Штефана Великого. Президентский дворец, он же президентура, находится по адресу бульвар Штефана чел Маре, 154​, в двух кварталах от центральной площади города. Здание было построено в 1987 году на месте немецкой лютеранской церкви 1833 года. Главным автором проекта, по которому было построено Здание Президентуры был молдавский архитектор Аркадий (Алик) Зальцман, который погиб в одной из самых страшных трагедий США, крушении башен близнецов, 11 сентября 2001 года. В момент трагедии он находился в южной башне Всемирного торгового центра.
Дворец — одно из последних правительственных зданий советского периода, первоначально созданное для размещения Верховного Совета МССР. 

По словам Александра Боярчука — архитектора, который начинал работать над проектом дворца вместе с Юрием Туманяном, — вдохновением послужила одна из церквей в Латинской Америке. Юрий Богданович увеличил её в размерах, и получилась высокая башня из стекла и бетона. Фасады покрыты пластинами из белого камня. Три лестницы, ведущие к парадному входу, облицованы красным и чёрным гранитом. Широкая лестничная площадка, на которой базируется ансамбль, служит своеобразным пьедесталом.
Дворец — одно из последних правительственных зданий советского периода, первоначально созданное для размещения Верховного Совета МССР. По словам Александра Боярчука — архитектора, который начинал работать над проектом дворца вместе с Юрием Туманяном, — вдохновением послужила одна из церквей в Латинской Америке. Юрий Богданович увеличил её в размерах, и получилась высокая башня из стекла и бетона. Фасады покрыты пластинами из белого камня. Три лестницы, ведущие к парадному входу, облицованы красным и чёрным гранитом. Широкая лестничная площадка, на которой базируется ансамбль, служит своеобразным пьедесталом.
А это изображение Президентского дворца на банкноте номиналом в 1000 молдавских леев. Это приблизительно 50 евро, по нынешнему курсу. Кстати, подпись сопровождающая изображение на сегодняшний день устарела. Там написано, что это Парламент Молдавии. Это действительно было так, но в далёком 1992 году,  когда разрабатывался дизайн этих банкнот. Позже парламент переместился в другое здание, напротив. А надпись так и осталась, несмотря на то, что в оборот банкноты были выпущены в 2003 году, когда  пояснения уже выглядели ляпом.
А это изображение Президентского дворца на банкноте номиналом в 1000 молдавских леев. Это приблизительно 50 евро, по нынешнему курсу. Кстати, подпись сопровождающая изображение на сегодняшний день устарела. Там написано, что это Парламент Молдавии. Это действительно было так, но в далёком 1992 году, когда разрабатывался дизайн этих банкнот. Позже парламент переместился в другое здание, напротив. А надпись так и осталась, несмотря на то, что в оборот банкноты были выпущены в 2003 году, когда пояснения уже выглядели ляпом.
Президентский дворец. До 19 века на месте, где сейчас находится  Дворец Президента Молдавии был частью поместья Буюканы, принадлежавшего с 1690 года Галацкому монастырю в Яссах. Монастырь подчинялся Иерусалимской Патриархии. После присоединения Бессарабии к Российской империи в 1812 году, Иерусалимская Патриархия подарила поместье Буюканы царю.

В 1834 году был утвержден новый план города Кишинев с сетью прямоугольных кварталов, которая сохранилась по сей день. Территория нынешней резиденции президента вошла в Александровский сектор и стала частью самого центра города. В меж военные периоды особых изменений не было, за исключением смены названия улиц.

В период после второй мировой войны, примерно в 1960-70 годы, был разработан генеральный план градостроительства. Так, по соседству с нынешним президентским дворцом были возведены: здание ЦК Коммунистической партии республики (бульвар Штефана Великого 105; 1976, в настоящее время Парламент республики ), Национальный театр оперы и балета «Мария Биешу» (бульвар Штефана Великого 152; 1980,), дворец  Совета Колхозов (бульвар Штефана Великого 162; в настоящее время Кишиневский суд). Здание резиденции также было частью этого плана. Проект был разработан в 1980 -85 годах четырьмя основными авторами: архитекторами Юрием Туманян, Аркадием Зальцманом, Виктором Яворским и инженером Анатолием Лютым.
Президентский дворец. До 19 века на месте, где сейчас находится Дворец Президента Молдавии был частью поместья Буюканы, принадлежавшего с 1690 года Галацкому монастырю в Яссах. Монастырь подчинялся Иерусалимской Патриархии. После присоединения Бессарабии к Российской империи в 1812 году, Иерусалимская Патриархия подарила поместье Буюканы царю. В 1834 году был утвержден новый план города Кишинев с сетью прямоугольных кварталов, которая сохранилась по сей день. Территория нынешней резиденции президента вошла в Александровский сектор и стала частью самого центра города. В меж военные периоды особых изменений не было, за исключением смены названия улиц. В период после второй мировой войны, примерно в 1960-70 годы, был разработан генеральный план градостроительства. Так, по соседству с нынешним президентским дворцом были возведены: здание ЦК Коммунистической партии республики (бульвар Штефана Великого 105; 1976, в настоящее время Парламент республики ), Национальный театр оперы и балета «Мария Биешу» (бульвар Штефана Великого 152; 1980,), дворец Совета Колхозов (бульвар Штефана Великого 162; в настоящее время Кишиневский суд). Здание резиденции также было частью этого плана. Проект был разработан в 1980 -85 годах четырьмя основными авторами: архитекторами Юрием Туманян, Аркадием Зальцманом, Виктором Яворским и инженером Анатолием Лютым.
Президентский дворец. Дворец президента  является одним из первых сооружений, построенных в стиле постмодернизма. Однако, авторы проекта использовали не только постмодернистские модели, но и элементы местного архитектурно-декоративного наследия (каменный цветок), также некоторые стилизованные классические элементы (пилястры, зубчатые карнизы и т.д.), кавказской архитектуры (кровельная система типа «Глхатун» или «Дарбази» и т. д.) и меж военного периода (кассетные потолки и т.д.). В 1990–1993 годах в этом здании активно работал орган законодательной власти Парламента Молдавии. 
Именно в этом дворце 27 августа 1991 года была принята Декларация независимости республики. С 1994 года здание стало официальной резиденцией президента Молдавии.
Президентский дворец. Дворец президента является одним из первых сооружений, построенных в стиле постмодернизма. Однако, авторы проекта использовали не только постмодернистские модели, но и элементы местного архитектурно-декоративного наследия (каменный цветок), также некоторые стилизованные классические элементы (пилястры, зубчатые карнизы и т.д.), кавказской архитектуры (кровельная система типа «Глхатун» или «Дарбази» и т. д.) и меж военного периода (кассетные потолки и т.д.). В 1990–1993 годах в этом здании активно работал орган законодательной власти Парламента Молдавии. Именно в этом дворце 27 августа 1991 года была принята Декларация независимости республики. С 1994 года здание стало официальной резиденцией президента Молдавии.
Президентский дворец. Дворец сильно пострадал во время «цветной революции» 7 апреля 2009 года, когда местные хунвейбины   его разрушили и опустошили, особенно первый этаж здания.
Ремонтные работы начались сразу и должны были быть завершены в 2012 году, но были остановлены в 2010 году из-за отсутствия доступных финансовых средств, а здание начало превращаться в руины. Только в 2018 году  восстановительные работы  были возобновлены.
17 октября 2018 года перед президентурой состоялась церемония открытия инаугурационной плиты в честь сдачи здания в эксплуатацию.
Президентский дворец. Дворец сильно пострадал во время «цветной революции» 7 апреля 2009 года, когда местные хунвейбины его разрушили и опустошили, особенно первый этаж здания. Ремонтные работы начались сразу и должны были быть завершены в 2012 году, но были остановлены в 2010 году из-за отсутствия доступных финансовых средств, а здание начало превращаться в руины. Только в 2018 году восстановительные работы были возобновлены. 17 октября 2018 года перед президентурой состоялась церемония открытия инаугурационной плиты в честь сдачи здания в эксплуатацию.
А через дорогу от архитектурного шедевра конца 20-го века, находится архитектурный шедевр начала того же века. Здание В. Херца, построенное в 1903 году, с выступающими вперед ризалитами и с крышей, венчаемой куполами, в котором долгое время располагался Художественный музей Молдавии.
А через дорогу от архитектурного шедевра конца 20-го века, находится архитектурный шедевр начала того же века. Здание В. Херца, построенное в 1903 году, с выступающими вперед ризалитами и с крышей, венчаемой куполами, в котором долгое время располагался Художественный музей Молдавии.
Здание В. Херца. Специалисты предполагают, что проект разработал австриец Генрих Лонский. Дом Херца за свою долгую историю успел послужить для совершенно разных целей. Уже в 1907 году он был сдан в аренду Пехотному Волынскому полку для размещения в нем канцелярии и офицерского собрания.
Спустя некоторое время в нём уже располагался театр “Модерн”. В межвоенный период там располагалось учреждение, которое называлось Министерство Бессарабии.
Здание В. Херца. Специалисты предполагают, что проект разработал австриец Генрих Лонский. Дом Херца за свою долгую историю успел послужить для совершенно разных целей. Уже в 1907 году он был сдан в аренду Пехотному Волынскому полку для размещения в нем канцелярии и офицерского собрания. Спустя некоторое время в нём уже располагался театр “Модерн”. В межвоенный период там располагалось учреждение, которое называлось Министерство Бессарабии.
Здание В. Херца. В советский период (с 1952 года) в здании располагался Музей Изобразительных Искусств (Республиканский Художественный Музей). Праздничная архитектура этого здания, выделялась на фоне сурового монументализма строений сталинского периода. Здание стало уникальным для нашей столицы, хотя в довоенном Кишиневе существовал целый ряд домов примерно такого же стиля, но в настоящий момент снесённых.
Здание В. Херца. В советский период (с 1952 года) в здании располагался Музей Изобразительных Искусств (Республиканский Художественный Музей). Праздничная архитектура этого здания, выделялась на фоне сурового монументализма строений сталинского периода. Здание стало уникальным для нашей столицы, хотя в довоенном Кишиневе существовал целый ряд домов примерно такого же стиля, но в настоящий момент снесённых.
Дворец Совета Колхозов (бульвар Штефана Великого 162; в настоящее время Кишиневский суд), рядом с Президентским дворцом. 
В конце 80-х годов имел честь состоять в комиссии по приёмке этого здания. А после "цветной революции", когда пострадали здание Парламента и Президентский дворец, здесь  ютились несколько лет  парламентарии и президенты.
Дворец Совета Колхозов (бульвар Штефана Великого 162; в настоящее время Кишиневский суд), рядом с Президентским дворцом. В конце 80-х годов имел честь состоять в комиссии по приёмке этого здания. А после "цветной революции", когда пострадали здание Парламента и Президентский дворец, здесь ютились несколько лет парламентарии и президенты.
Рядом с бывшим Дворцом Совета Колхозов находится необычная церковь,  церковь Преображения. К ней примыкает здание нынешнего СИБа, а раньше здесь находилось республиканское управление КГБ. Нередко бывает: от памятника архитектуры через сто лет остаются одни воспоминания да имя. С церковью Преображения, так зовется она сегодня, строившейся в 1898–1902 гг., иная история. Здание храма сохранилось, пережив войны, смену «профессии», пожар, а вот имя его утрачено.
Рядом с бывшим Дворцом Совета Колхозов находится необычная церковь, церковь Преображения. К ней примыкает здание нынешнего СИБа, а раньше здесь находилось республиканское управление КГБ. Нередко бывает: от памятника архитектуры через сто лет остаются одни воспоминания да имя. С церковью Преображения, так зовется она сегодня, строившейся в 1898–1902 гг., иная история. Здание храма сохранилось, пережив войны, смену «профессии», пожар, а вот имя его утрачено.
Церковь Преображения. Дело в том, что там, где сегодня располагается СИБ, в к. XIX в. была мужская гимназия №2. Одновременно со строительством учебного корпуса планировалось построить и домовую церковь при гимназии. Но средств на эти цели, половину из которых составляли частные пожертвования, было немного – всего 15 тыс. рублей. Поэтому предполагали соорудить во дворе скромную пристройку, нижний этаж которой служил бы гимнастическим залом, верхний – домовой церковью. Но нашелся еще один кишинёвец-благотворитель, пожертвовавший на церковь в два раза больше имевшейся суммы, – коллежский советник Константин Наместник. Однако он выставил условия: дать храму имя Святых Равноапостольных Константина и Елены и захоронить его, Константина Наместника, прах в склепе под церковью. Горожане согласились, оба условия были выполнены (одно сразу, другое после смерти Константина Наместника в 1905 г.).
Церковь Преображения. Дело в том, что там, где сегодня располагается СИБ, в к. XIX в. была мужская гимназия №2. Одновременно со строительством учебного корпуса планировалось построить и домовую церковь при гимназии. Но средств на эти цели, половину из которых составляли частные пожертвования, было немного – всего 15 тыс. рублей. Поэтому предполагали соорудить во дворе скромную пристройку, нижний этаж которой служил бы гимнастическим залом, верхний – домовой церковью. Но нашелся еще один кишинёвец-благотворитель, пожертвовавший на церковь в два раза больше имевшейся суммы, – коллежский советник Константин Наместник. Однако он выставил условия: дать храму имя Святых Равноапостольных Константина и Елены и захоронить его, Константина Наместника, прах в склепе под церковью. Горожане согласились, оба условия были выполнены (одно сразу, другое после смерти Константина Наместника в 1905 г.).
Во дворе церкви Преображения (за крестом мрачно темнеет здание бывшего КГБ, нынешнего СИБа). И вот появилась в городе выстроенная в форме греческого креста, увенчанная куполом и нарядно декорированная в русско-византийском духе капелла мужской гимназии №2 – капелла Святых Константина и Елены, с придвором перед входом в храм, украшенным приземистыми колоннами. Иконописцы, приглашенные из Киева, в точности повторили росписи знаменитого киевского Владимирского собора, расписанного известными русскими художниками Васнецовым и Нестеровым. Колокола отливали в Ярославле. Освящение гимназической церкви Константина и Елены состоялось 19 мая 1902 года. Её посещали не только гимназисты, а и многие горожане.
Во дворе церкви Преображения (за крестом мрачно темнеет здание бывшего КГБ, нынешнего СИБа). И вот появилась в городе выстроенная в форме греческого креста, увенчанная куполом и нарядно декорированная в русско-византийском духе капелла мужской гимназии №2 – капелла Святых Константина и Елены, с придвором перед входом в храм, украшенным приземистыми колоннами. Иконописцы, приглашенные из Киева, в точности повторили росписи знаменитого киевского Владимирского собора, расписанного известными русскими художниками Васнецовым и Нестеровым. Колокола отливали в Ярославле. Освящение гимназической церкви Константина и Елены состоялось 19 мая 1902 года. Её посещали не только гимназисты, а и многие горожане.
Церковь Преображения. В румынский период гимназия перепрофилировалась – стала военным лицеем «Mihai Viteazul», церковь же служила прежним целям.
После войны на месте разрушенного лицея выросло здание КГБ, кстати, напоминающее по очертаниям вторую мужскую гимназию. Церковь сохранилась. Изначальное предназначение она утратила, но участь, её постигшая, была нерядовой. В апреле 1962 года в ней открылся планетарий. Лично посещал этот планетарий в раннем возрасте, произвёл неизгладимое впечатление.
Церковь Преображения. В румынский период гимназия перепрофилировалась – стала военным лицеем «Mihai Viteazul», церковь же служила прежним целям. После войны на месте разрушенного лицея выросло здание КГБ, кстати, напоминающее по очертаниям вторую мужскую гимназию. Церковь сохранилась. Изначальное предназначение она утратила, но участь, её постигшая, была нерядовой. В апреле 1962 года в ней открылся планетарий. Лично посещал этот планетарий в раннем возрасте, произвёл неизгладимое впечатление.
Церковь Преображения. В 90-е годы здесь случился пожар, оборудование планетария сгорело, а несильно повреждённое здание было возвращено верующим. В отреставрированной церкви, нареченной теперь храмом Преображения Господня, не стали повторять образа, писанные Васнецовым и Нестеровым. Зато туда со святой горы Афон привезли икону Богоматери с младенцем. Богородица необычная – троерукая. Богоматерь иногда рисуют с тремя руками – согласно преданию об Иоанне Дамаскине, у которого после упорных молитв перед её ликом приросла отрубленная халифом кисть, и он в знак благодарности написал икону Божьей матери с тремя руками. А наша прогулка по центру Кишинёва на этом заканчивается. Мы немного прошлись по улицам города, увидели некоторые достопримечательности и словно в машине времени, пронеслись сквозь года и столетия.
Церковь Преображения. В 90-е годы здесь случился пожар, оборудование планетария сгорело, а несильно повреждённое здание было возвращено верующим. В отреставрированной церкви, нареченной теперь храмом Преображения Господня, не стали повторять образа, писанные Васнецовым и Нестеровым. Зато туда со святой горы Афон привезли икону Богоматери с младенцем. Богородица необычная – троерукая. Богоматерь иногда рисуют с тремя руками – согласно преданию об Иоанне Дамаскине, у которого после упорных молитв перед её ликом приросла отрубленная халифом кисть, и он в знак благодарности написал икону Божьей матери с тремя руками. А наша прогулка по центру Кишинёва на этом заканчивается. Мы немного прошлись по улицам города, увидели некоторые достопримечательности и словно в машине времени, пронеслись сквозь года и столетия.

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому