Турист Вячеслав Левченко (vermut-777)
Вячеслав Левченко
был сегодня 0:24
Фотоальбом

Времена года, Молдавия. Октябрь, городской фотоочерк.

Кишинёв — Молдавия Октябрь 2021
Canon EOS 5D Mark III, NIKON 1 AW1, SM-G988B
14 33

В этом альбоме мы немного прогуляемся октябрьским днём по центру Кишинёва. Пройдёмся по Соборному парку, взглянем на Площадь Великого Национального Собрания и посетим одно очень историческое место, на самом, самом юге Молдавии.

По проспекту Григоре Виеру двигаемся  центр города.
Бульвар (Проспект) Григоре Виеру (молд. Bulevardul Grigore Vieru) — одна из центральных улиц  города Кишинёва. 
Проспект прокладывался в 1952 — 1975 годах. За время своего существования проспект несколько раз менял название.
Застройка этой самой старой части города,  с её кривыми улицами и одноэтажными домами, была практически полностью уничтожена американской авиацией перед проведением Ясско-Кишинёвской операции Великой Отечественной Войны. В настоящее время официальные источники в Молдавии  не афишируют данную информацию, по причине политической ориентации нынешней правящей элиты на Запад.
Улица получила название Центральный Луч, имела длину в 1,7 километра, и была проложена от Соборного парка до реки Бык. Название улица получила от того, что должна была стать главной транспортной артерией, проектируемой в то время трёх лучевой системы городских магистралей.
О богатой истории этой улицы расскажу в дальнейшем.
Справа знаменитое здание кишинёвского цирка. Здание было возведено в 1981 году по проекту заслуженного архитектора Молдавии С. М. Шойхета. Ранее цирковые представления давались во временных сооружениях. По красоте и удобству цирк Кишинева считался первым в Советском Союзе и четвертым во всем мире. Сейчас благополучно прозябает в нерабочем состоянии.
По проспекту Григоре Виеру двигаемся центр города. Бульвар (Проспект) Григоре Виеру (молд. Bulevardul Grigore Vieru) — одна из центральных улиц города Кишинёва. Проспект прокладывался в 1952 — 1975 годах. За время своего существования проспект несколько раз менял название. Застройка этой самой старой части города, с её кривыми улицами и одноэтажными домами, была практически полностью уничтожена американской авиацией перед проведением Ясско-Кишинёвской операции Великой Отечественной Войны. В настоящее время официальные источники в Молдавии не афишируют данную информацию, по причине политической ориентации нынешней правящей элиты на Запад. Улица получила название Центральный Луч, имела длину в 1,7 километра, и была проложена от Соборного парка до реки Бык. Название улица получила от того, что должна была стать главной транспортной артерией, проектируемой в то время трёх лучевой системы городских магистралей. О богатой истории этой улицы расскажу в дальнейшем. Справа знаменитое здание кишинёвского цирка. Здание было возведено в 1981 году по проекту заслуженного архитектора Молдавии С. М. Шойхета. Ранее цирковые представления давались во временных сооружениях. По красоте и удобству цирк Кишинева считался первым в Советском Союзе и четвертым во всем мире. Сейчас благополучно прозябает в нерабочем состоянии.
Мы незаметно добрались до центра города и находимся на пересечении улицы Пушкина и проспекта Штефана чел Маре, самой центральной и известной улицы Кишинёва. Как  все улицы города, этот проспект неоднократно менял своё название, Это всё здорово напоминает смену головного убора, одного из   героев,  в фильме "Свадьба в Малиновке".
Мы незаметно добрались до центра города и находимся на пересечении улицы Пушкина и проспекта Штефана чел Маре, самой центральной и известной улицы Кишинёва. Как все улицы города, этот проспект неоднократно менял своё название, Это всё здорово напоминает смену головного убора, одного из героев, в фильме "Свадьба в Малиновке".
Мы развернулись в обратную сторону и видим, не менее знаменитое место в городе, площадь Великого Национального Собрания. Центральная площадь Кишинёва со всех сторон окружена памятниками и историческими зданиями. Слева здание правительства республики. Справа Арка Победы. На северо-западной стороне площади расположены памятник Штефану чел Маре и Муниципальная библиотека, а также Центральный парк. В юго-восточной стороне находится мэрия Кишинёва и Органный зал.
Мы развернулись в обратную сторону и видим, не менее знаменитое место в городе, площадь Великого Национального Собрания. Центральная площадь Кишинёва со всех сторон окружена памятниками и историческими зданиями. Слева здание правительства республики. Справа Арка Победы. На северо-западной стороне площади расположены памятник Штефану чел Маре и Муниципальная библиотека, а также Центральный парк. В юго-восточной стороне находится мэрия Кишинёва и Органный зал.
Здание правительства Республики Молдова (Площадь Национального Собрания, 1), построено в 1964 году напротив Арки Победы, на месте разрушенного здания Митрополии, архитектор С. Д. Фридлин. Семён Давыдович Фридлин (28 декабря 1909, Кременчуг Полтавской губернии — 12 декабря 1992, Киев) — украинский советский архитектор.
Здание правительства Республики Молдова (Площадь Национального Собрания, 1), построено в 1964 году напротив Арки Победы, на месте разрушенного здания Митрополии, архитектор С. Д. Фридлин. Семён Давыдович Фридлин (28 декабря 1909, Кременчуг Полтавской губернии — 12 декабря 1992, Киев) — украинский советский архитектор.
Перед нами знаменитая Арка Победы. Вообще, по количеству Триумфальных арок Кишинев когда-то опережал Рим и Париж.
Перед нами знаменитая Арка Победы. Вообще, по количеству Триумфальных арок Кишинев когда-то опережал Рим и Париж.
Здание правительства Молдавии - это монументальное здание, расположенное в историческом центре Кишинева, на площади Великого Национального Собрания.
Здание представляет собой немалую архитектурную и историческую ценность - с домом правительства связаны многие события молдавской истории.
Дом имеет характерную П-образную форму, а вся постройка представляет собой видный образец советской архитектуры того периода.

Фасад здания украшен светлыми пилонами, над которыми проложен единый карниз и установлен большой каменный герб Молдавии.
Входы в здание облицованы черным гранитом, который выгодно контрастирует с белоснежными пилонами и широкими оконными проёмами.

Сегодня Дом правительства является одним из самых заметных зданий Кишинева.

На площади перед ним часто проходят парады, политические митинги и прочие массовые мероприятия.
Здание правительства Молдавии - это монументальное здание, расположенное в историческом центре Кишинева, на площади Великого Национального Собрания. Здание представляет собой немалую архитектурную и историческую ценность - с домом правительства связаны многие события молдавской истории. Дом имеет характерную П-образную форму, а вся постройка представляет собой видный образец советской архитектуры того периода. Фасад здания украшен светлыми пилонами, над которыми проложен единый карниз и установлен большой каменный герб Молдавии. Входы в здание облицованы черным гранитом, который выгодно контрастирует с белоснежными пилонами и широкими оконными проёмами. Сегодня Дом правительства является одним из самых заметных зданий Кишинева. На площади перед ним часто проходят парады, политические митинги и прочие массовые мероприятия.
Арка Победы. Традиция устанавливать монументальные арки в честь победителей или каких-либо важных исторических событий зародилась ещё в Древнем Риме. Существует поверье, что в этом архитектурном приеме был заключен некий мистический ритуал: воины, проходя через врата, как бы вновь преодолевали все пути и рождались заново, как и положено истинным героям. Многим сооружениям такого рода суждено было стать символами городов и даже целых государств. Достаточно вспомнить построенную по указу Наполеона Бонапарта Триумфальную арку в Париже или ассоциирующиеся с Берлином именитые Бранденбургские ворота.
Арка Победы. Традиция устанавливать монументальные арки в честь победителей или каких-либо важных исторических событий зародилась ещё в Древнем Риме. Существует поверье, что в этом архитектурном приеме был заключен некий мистический ритуал: воины, проходя через врата, как бы вновь преодолевали все пути и рождались заново, как и положено истинным героям. Многим сооружениям такого рода суждено было стать символами городов и даже целых государств. Достаточно вспомнить построенную по указу Наполеона Бонапарта Триумфальную арку в Париже или ассоциирующиеся с Берлином именитые Бранденбургские ворота.
Арка Победы. «Арочную моду» в России ввёл любивший всё заграничное, царь Пётр Первый. Бессарабия, ставшая чуть позже провинцией империи, подхватила её с некоторым опозданием только в первой половине XIX века. Но зато арки так полюбились местным архитекторам, что за 60 с лишним лет в Кишинёве их было возведено аж 12 (!). Если самая главная (Святые ворота) продолжает радовать глаз жителей столицы и по сей день, то остальными можно полюбоваться исключительно на старинных фотографиях и открытках. После 1918 года, несмотря на всю свою художественную ценность, почти все они, как олицетворение самодержавия, были разрушены и уничтожены.
Арка Победы. «Арочную моду» в России ввёл любивший всё заграничное, царь Пётр Первый. Бессарабия, ставшая чуть позже провинцией империи, подхватила её с некоторым опозданием только в первой половине XIX века. Но зато арки так полюбились местным архитекторам, что за 60 с лишним лет в Кишинёве их было возведено аж 12 (!). Если самая главная (Святые ворота) продолжает радовать глаз жителей столицы и по сей день, то остальными можно полюбоваться исключительно на старинных фотографиях и открытках. После 1918 года, несмотря на всю свою художественную ценность, почти все они, как олицетворение самодержавия, были разрушены и уничтожены.
Впереди  памятник «В память жертв советской оккупации и тоталитарного коммунистического режима». Установлен 28 июня 2010 года напротив Триумфальной арки. Представляет собой крупную каменную глыбу прямоугольной формы с памятной табличкой на молдавском языке. В народе был прозван «Камнем Гимпу» (по имени тогдашнего Исполняющего обязанности Президента Молдавии Михая Гимпу, по инициативе которого и был «воздвигнут» этот «шедевр»). Никакой художественной ценности не представляет. Тем не менее, «памятник» находится под усиленной охраной.
Впереди памятник «В память жертв советской оккупации и тоталитарного коммунистического режима». Установлен 28 июня 2010 года напротив Триумфальной арки. Представляет собой крупную каменную глыбу прямоугольной формы с памятной табличкой на молдавском языке. В народе был прозван «Камнем Гимпу» (по имени тогдашнего Исполняющего обязанности Президента Молдавии Михая Гимпу, по инициативе которого и был «воздвигнут» этот «шедевр»). Никакой художественной ценности не представляет. Тем не менее, «памятник» находится под усиленной охраной.
А это банкнота  номинальной стоимостью 500 леев Республики Молдова, 1999 года выпуска. Зачем она в этом альбоме? Ответ простой, на её оборотной стороне графическое изображение Кафедрального Собора, куда мы направляемся. Чисто для эрудиции, я один раз покажу лицевую сторону банкноты, на всех  остальных, она по композиции одинаковая. Меняется только её номинальная стоимость, цвет и иногда размер. Этот грозный дядька  с короной, не кто иной, как Штефан чел Маре (Великий). Стефан III Великий - господарь, князь, один из самых видных правителей Молдавского княжества, правил страной в течение 47 лет. Это конечно каноническое изображение, как он выглядел в реальности уже ни кто не знает. Он полностью заменил, во всех отношениях, Ленина, такого же кумира всех молдаван, но только советских. Теперь в каждом селе стоит ему памятник, ну или хотя бы бюстик. Во всех государственных кабинетах висят его портреты. Неистребим культ личности в головах граждан бывшей советской Молдавии.
А это банкнота номинальной стоимостью 500 леев Республики Молдова, 1999 года выпуска. Зачем она в этом альбоме? Ответ простой, на её оборотной стороне графическое изображение Кафедрального Собора, куда мы направляемся. Чисто для эрудиции, я один раз покажу лицевую сторону банкноты, на всех остальных, она по композиции одинаковая. Меняется только её номинальная стоимость, цвет и иногда размер. Этот грозный дядька с короной, не кто иной, как Штефан чел Маре (Великий). Стефан III Великий - господарь, князь, один из самых видных правителей Молдавского княжества, правил страной в течение 47 лет. Это конечно каноническое изображение, как он выглядел в реальности уже ни кто не знает. Он полностью заменил, во всех отношениях, Ленина, такого же кумира всех молдаван, но только советских. Теперь в каждом селе стоит ему памятник, ну или хотя бы бюстик. Во всех государственных кабинетах висят его портреты. Неистребим культ личности в головах граждан бывшей советской Молдавии.
Перед нами Кафедральный Собор. Сам собор постоянно на виду, люди к нему привыкли и воспринимают как неотъемлемую часть городского пейзажа. А между тем, история этой церкви такая же бурная и интересная, как и история самого Кишинёва.
Перед нами Кафедральный Собор. Сам собор постоянно на виду, люди к нему привыкли и воспринимают как неотъемлемую часть городского пейзажа. А между тем, история этой церкви такая же бурная и интересная, как и история самого Кишинёва.
А вот и графическое изображение Кафедрального Собора на банкноте номиналом в 500 молдавских леев. Несколько странное для русского уха слово лей, происходит от латинского «leo», означающего «лев». Так на османских Балканах порой именовали голландские талеры с изображением этого геральдического животного. Румыны и молдаване находились под турецким игом до самого XIX столетия, потому успели перенять сие понятие.
А вот и графическое изображение Кафедрального Собора на банкноте номиналом в 500 молдавских леев. Несколько странное для русского уха слово лей, происходит от латинского «leo», означающего «лев». Так на османских Балканах порой именовали голландские талеры с изображением этого геральдического животного. Румыны и молдаване находились под турецким игом до самого XIX столетия, потому успели перенять сие понятие.
Соборный парк или Сквер Кафедрального Собора. Парк находится в самом центре города и является одним из старейших.  Раньше был основан только Городской сад, позже называвшийся Парком имени А. С. Пушкина, ныне — Городской сад «Штефан чел Маре» (как же без него).
Соборный парк или Сквер Кафедрального Собора. Парк находится в самом центре города и является одним из старейших. Раньше был основан только Городской сад, позже называвшийся Парком имени А. С. Пушкина, ныне — Городской сад «Штефан чел Маре» (как же без него).
Кафедральный Собор, а верней его колокольня. История города и самого собора началась с 1812 года, когда Бессарабия, часть Молдавского Княжества, перешла к Российской Империи. На новой территории в 1813 году была открыта Кишинёвская епархия, первым архиепископом которой стал Молдавско-Валашский митрополит Гавриил. Для своего места жительства митрополит выбрал Кишинёв, так как он находился в центре его новой епархии. С этого момента незначительное прежде местечко начинает своё развитие и постепенно превращается в город.
Кафедральный Собор, а верней его колокольня. История города и самого собора началась с 1812 года, когда Бессарабия, часть Молдавского Княжества, перешла к Российской Империи. На новой территории в 1813 году была открыта Кишинёвская епархия, первым архиепископом которой стал Молдавско-Валашский митрополит Гавриил. Для своего места жительства митрополит выбрал Кишинёв, так как он находился в центре его новой епархии. С этого момента незначительное прежде местечко начинает своё развитие и постепенно превращается в город.
Арка Победы. Арка Победы в Кишинёве практически «родная сестра» знаменитой Триумфальной арки в Риме. Ведь именно её за основу более 170 лет назад взял одесский зодчий Лука Заушкевич, которому генерал-губернатор Бессарабии граф Михаил Воронцов поручил проект сооружения звонницы в честь успешного завершения русско-турецкой войны.
Арка Победы. Арка Победы в Кишинёве практически «родная сестра» знаменитой Триумфальной арки в Риме. Ведь именно её за основу более 170 лет назад взял одесский зодчий Лука Заушкевич, которому генерал-губернатор Бессарабии граф Михаил Воронцов поручил проект сооружения звонницы в честь успешного завершения русско-турецкой войны.
Сквер Кафедрального Собора . Именно под этим ракурсом, весьма убого, изображён  Кафедральный Собор на 500 леевой банкноте. Вообще, исполнение молдавских банкнот, что с технической или эстетической стороны, достаточно неприглядное. Быстро изнашиваются, примитивное художественное исполнение. Как будто кроме Стефана III, не было достойных молдавских господарей. А графическое изображение исторических достопримечательностей словно нарисованы школьником. Тем более до 2006 года они сопровождались пояснениями с грамматической ошибкой. Такое ощущение, что молдавские власти не надеялись на длительное существование Республики Молдовы и не рассчитывали, что собственные деньги на долгое время понадобятся.
Сквер Кафедрального Собора . Именно под этим ракурсом, весьма убого, изображён Кафедральный Собор на 500 леевой банкноте. Вообще, исполнение молдавских банкнот, что с технической или эстетической стороны, достаточно неприглядное. Быстро изнашиваются, примитивное художественное исполнение. Как будто кроме Стефана III, не было достойных молдавских господарей. А графическое изображение исторических достопримечательностей словно нарисованы школьником. Тем более до 2006 года они сопровождались пояснениями с грамматической ошибкой. Такое ощущение, что молдавские власти не надеялись на длительное существование Республики Молдовы и не рассчитывали, что собственные деньги на долгое время понадобятся.
Сквер Кафедрального Собора. Главная заслуга в постройке  собора принадлежит архиепископу Димитрию. Архиепископ попросил наместника Новороссийского края и Бессарабии графа Михаила Семёновича Воронцова исходатайствовать Высочайшее разрешение (то есть у самого императора) на строительство соборного трёх-престольного храма с посвящением главного придела во имя Рождества Христова, а боковых – одного во имя Святого Мученика Никиты, а другого – Иоанна Нового, как пострадавших за веру во Христа в пределах Бессарабии (первый пострадал от готов в Галацах, а второй – от магометан в Аккермане). Граф Воронцов взялся за это и немало поспособствовал в решении многих возникающих и в дальнейшем вопросов, связанных с собором. Именно он пригласил профессора архитектуры Императорской академии художеств Авраама Ивановича Мельникова для составления планов и фасадов соборного храма с колокольнею. По этим планам одесским городским архитектором Фраполи была составлена смета — 194 тыс. рублей ассигнациями. Это было просто огромной суммой для молодой Кишинёвской епархии. Таких денег у неё не было, и их, снова при участии графа Воронцова, выделили из той части областного бюджета Бессарабии, которая была определена на общественные и городские учреждение и богоугодные заведения.
Сквер Кафедрального Собора. Главная заслуга в постройке собора принадлежит архиепископу Димитрию. Архиепископ попросил наместника Новороссийского края и Бессарабии графа Михаила Семёновича Воронцова исходатайствовать Высочайшее разрешение (то есть у самого императора) на строительство соборного трёх-престольного храма с посвящением главного придела во имя Рождества Христова, а боковых – одного во имя Святого Мученика Никиты, а другого – Иоанна Нового, как пострадавших за веру во Христа в пределах Бессарабии (первый пострадал от готов в Галацах, а второй – от магометан в Аккермане). Граф Воронцов взялся за это и немало поспособствовал в решении многих возникающих и в дальнейшем вопросов, связанных с собором. Именно он пригласил профессора архитектуры Императорской академии художеств Авраама Ивановича Мельникова для составления планов и фасадов соборного храма с колокольнею. По этим планам одесским городским архитектором Фраполи была составлена смета — 194 тыс. рублей ассигнациями. Это было просто огромной суммой для молодой Кишинёвской епархии. Таких денег у неё не было, и их, снова при участии графа Воронцова, выделили из той части областного бюджета Бессарабии, которая была определена на общественные и городские учреждение и богоугодные заведения.
Арка Победы.Для будущей звонницы Кафедрального Собора, генерал-губернатор Бессарабии граф Михаил Воронцов, обратился к российскому императору Николаю I с ходатайством о том, чтобы на отлитие колоколов было отпущено определённое количество меди. Царь отдал распоряжение пустить на это богоугодное дело трофейные турецкие пушки, находившиеся на тот момент в Измаильской крепости. Так как перевозить их в Кишинёв посчитали делом хлопотным, отливать церковные атрибуты решили на месте. Мастер Василий Лосенко сделал пять великолепных колоколов, причем один из них получился весом в 400 пудов. Когда медного великана доставили в столицу Бессарабии, выяснилось, что окна соборной колокольни для него слишком малы. Тогда-то и родилась идея «сделать для сего колокола особую пристройку с тем, чтобы под сводом оной можно было поместить и колокол, и городские часы».
Арка Победы.Для будущей звонницы Кафедрального Собора, генерал-губернатор Бессарабии граф Михаил Воронцов, обратился к российскому императору Николаю I с ходатайством о том, чтобы на отлитие колоколов было отпущено определённое количество меди. Царь отдал распоряжение пустить на это богоугодное дело трофейные турецкие пушки, находившиеся на тот момент в Измаильской крепости. Так как перевозить их в Кишинёв посчитали делом хлопотным, отливать церковные атрибуты решили на месте. Мастер Василий Лосенко сделал пять великолепных колоколов, причем один из них получился весом в 400 пудов. Когда медного великана доставили в столицу Бессарабии, выяснилось, что окна соборной колокольни для него слишком малы. Тогда-то и родилась идея «сделать для сего колокола особую пристройку с тем, чтобы под сводом оной можно было поместить и колокол, и городские часы».
Сквер Кафедрального Собора  претерпевал множество реконструкций — длительное время он был огорожен оградой, в нём несколько лет работал городок аттракционов, непродолжительное время функционировал, а позже был разобран огромный по размерам фонтан перед зданием Собора.
Сквер Кафедрального Собора претерпевал множество реконструкций — длительное время он был огорожен оградой, в нём несколько лет работал городок аттракционов, непродолжительное время функционировал, а позже был разобран огромный по размерам фонтан перед зданием Собора.
Кафедральный Собор. Вопрос с финансированием его строительства был успешно решён, но на этом трудности не закончились. В скромном на то время городе Кишинёве не нашлось желающих взяться за строительство собора с колокольней, слишком масштабным на то время был проект. Поэтому тендер на строительство решили провести в соседней Одессе. Торги при участии и содействии графа Воронцова продолжались три дня — 21, 24 и 28 октября 1827 года. В результате определился подрядчик, им стал надворный советник Карл фон Дитрикс.

Перед началом работ был создан специальный Строительный комитет, который должен был наблюдать за процессом стройки. 11 мая 1830 года на обширном пустыре между митрополией и городом (называлось всё это Митрополитской площадью) был заложен первый камень будущего собора. Первоначальная прекрасная идея архиепископа Димитрия претерпела серьёзные изменения. Вместо посвящения боковых приходов собора во имя местных мучеников Никиты и Иоанна Нового их посвятили во имя князя Александра Невского и святителя Николая Чудотворца Мирликийского. Священник Сильвестр Ключицкий, оставивший нам в 1889 году историю создания собора, деликатно уточняет, что было сделано это по «особым соображениям».
Кафедральный Собор. Вопрос с финансированием его строительства был успешно решён, но на этом трудности не закончились. В скромном на то время городе Кишинёве не нашлось желающих взяться за строительство собора с колокольней, слишком масштабным на то время был проект. Поэтому тендер на строительство решили провести в соседней Одессе. Торги при участии и содействии графа Воронцова продолжались три дня — 21, 24 и 28 октября 1827 года. В результате определился подрядчик, им стал надворный советник Карл фон Дитрикс. Перед началом работ был создан специальный Строительный комитет, который должен был наблюдать за процессом стройки. 11 мая 1830 года на обширном пустыре между митрополией и городом (называлось всё это Митрополитской площадью) был заложен первый камень будущего собора. Первоначальная прекрасная идея архиепископа Димитрия претерпела серьёзные изменения. Вместо посвящения боковых приходов собора во имя местных мучеников Никиты и Иоанна Нового их посвятили во имя князя Александра Невского и святителя Николая Чудотворца Мирликийского. Священник Сильвестр Ключицкий, оставивший нам в 1889 году историю создания собора, деликатно уточняет, что было сделано это по «особым соображениям».
Арка Победы. К концу 1840 года строгое квадратное сооружение из тесаного белого камня в тринадцать метров высотой с двумя коринфскими колоннами было готово. Из-за близости к Кафедральному собору его стали называть Святыми Воротами. Кстати, первые часы, которые появились на арке только через два года, оказались недолговечными. Вначале ураганный ветер начисто снёс с них весь циферблат, а потом спустя несколько лет в негодность пришел и часовой механизм. Тогда Городская дума решила приобрести новые куранты в Австрии, что обошлось казне в целых 800 целковых! Те самые часы функционировали до 1941 года, в самом начале Великой Отечественной они пострадали при бомбёжке и больше не подлежали ремонту.
Арка Победы. К концу 1840 года строгое квадратное сооружение из тесаного белого камня в тринадцать метров высотой с двумя коринфскими колоннами было готово. Из-за близости к Кафедральному собору его стали называть Святыми Воротами. Кстати, первые часы, которые появились на арке только через два года, оказались недолговечными. Вначале ураганный ветер начисто снёс с них весь циферблат, а потом спустя несколько лет в негодность пришел и часовой механизм. Тогда Городская дума решила приобрести новые куранты в Австрии, что обошлось казне в целых 800 целковых! Те самые часы функционировали до 1941 года, в самом начале Великой Отечественной они пострадали при бомбёжке и больше не подлежали ремонту.
Сквер Кафедрального Собора. Долгое время парк был обнесён оградой (как и находящийся неподалёку Городской сад), вначале деревянным забором, затем металлической сеткой. Точной даты снятия этих ограждений не сохранилось, известно, что во время румынской оккупации Бессарабии (1918 — 1940 годы) ограда вокруг парка была снята. Во времена правления Никиты Сергеевича Хрущёва, в 1962 году, практически одновременно с другими варварскими деяниями по отношению к религиозным памятникам архитектуры и кладбищам (уничтожение Ильинской церкви, ликвидация большой части Еврейского «нового» кладбища и устройство на его территории парка имени Куйбышева и так далее), была взорвана Колокольня Кафедрального Собора. На месте колокольни была разбита огромная клумба с цветами. 
С конца 1970-х годов до середины 1980-х в сквере со стороны улицы Гоголя работал парк детских аттракционов. Около 1986 года аттракционы были снесены, а на месте колокольни и клумбы с цветами был построен огромный трёхъярусный фонтан, выложенный голубой плиткой, верхний, неглубокий уровень которого был любимым местом для детей, которые часто забирались в фонтан поплескаться в воде. Фонтан проработал в парке около двух лет и был уничтожен ещё при советской власти.
Сквер Кафедрального Собора. Долгое время парк был обнесён оградой (как и находящийся неподалёку Городской сад), вначале деревянным забором, затем металлической сеткой. Точной даты снятия этих ограждений не сохранилось, известно, что во время румынской оккупации Бессарабии (1918 — 1940 годы) ограда вокруг парка была снята. Во времена правления Никиты Сергеевича Хрущёва, в 1962 году, практически одновременно с другими варварскими деяниями по отношению к религиозным памятникам архитектуры и кладбищам (уничтожение Ильинской церкви, ликвидация большой части Еврейского «нового» кладбища и устройство на его территории парка имени Куйбышева и так далее), была взорвана Колокольня Кафедрального Собора. На месте колокольни была разбита огромная клумба с цветами. С конца 1970-х годов до середины 1980-х в сквере со стороны улицы Гоголя работал парк детских аттракционов. Около 1986 года аттракционы были снесены, а на месте колокольни и клумбы с цветами был построен огромный трёхъярусный фонтан, выложенный голубой плиткой, верхний, неглубокий уровень которого был любимым местом для детей, которые часто забирались в фонтан поплескаться в воде. Фонтан проработал в парке около двух лет и был уничтожен ещё при советской власти.
Сквер Кафедрального Собора и Арка Победы. Арка Победы без часов пробыла совсем недолго. Ещё во время войны их заказали самому известному в городе часовому мастеру по фамилии Богосов. Именно его творение мы и имеем счастье видеть до сих пор. Биография этих арочных часов вполне благополучна, за исключением одного неприятного инцидента. В лихие 90-е хулиганы как-то пытались снять с часов стрелки и сдать их на цветной металл.
Сквер Кафедрального Собора и Арка Победы. Арка Победы без часов пробыла совсем недолго. Ещё во время войны их заказали самому известному в городе часовому мастеру по фамилии Богосов. Именно его творение мы и имеем счастье видеть до сих пор. Биография этих арочных часов вполне благополучна, за исключением одного неприятного инцидента. В лихие 90-е хулиганы как-то пытались снять с часов стрелки и сдать их на цветной металл.
Сквер Кафедрального Собора и колокольня собора. В 1831 году, спустя короткое время после начала строительства собора, умирает Карл фон Дитрикс. Но стройка продолжилась, и 12 июля 1835 года супруга фон Дитрикса просила архиепископа принять собор и колокольню в духовное ведомство. Принимал работы протоиерей Исидор Гербаноский. Потребовалось устранение небольших недочётов, но всё прошло успешно, и собор был освящён 15 октября 1836 года.
Сквер Кафедрального Собора и колокольня собора. В 1831 году, спустя короткое время после начала строительства собора, умирает Карл фон Дитрикс. Но стройка продолжилась, и 12 июля 1835 года супруга фон Дитрикса просила архиепископа принять собор и колокольню в духовное ведомство. Принимал работы протоиерей Исидор Гербаноский. Потребовалось устранение небольших недочётов, но всё прошло успешно, и собор был освящён 15 октября 1836 года.
Кафедральный Собор. Однако многое ещё предстояло сделать. Собор нужно было украсить. Для этого, ещё в процессе строительства, в 1834 году был приглашён, по предложению графа Воронцова, художник Ковшаров. После осмотра он составил смету на 41 250 рублей серебром. Ковшаров же и получил и выполнил заказ на украшение храма и изготовление иконостаса. Деньги снова были взяты из областного бюджета. И вот у Кишинёва появился просторный новый Кафедральный собор. Время шло и былое его великолепие пропадало, так как на постоянный ремонт храма почти никогда не хватало средств. Ещё в 1889 году священник Сильвестр Ключицкий сетовал на бедственное состояние Собора и выражал надежду, что вскоре Господь пошлёт «любителей церковного благолепия, которые своею щедрою жертвою сделают то, чего не может сделать собор своими средствами».

Ждать пришлось долго. Необходимы были, например, грандиозные празднования, на проведение которых смогли бы выделить большие суммы денег.  К 1912 году наступил такой момент, ибо в этот год планировалось пышно отметить столетний юбилей присоединения Бессарабии к России. На то время собор описывали уже как «величественный по своей массивности, красивый и оригинальный по архитектуре, внутри — (выделялся) убожеством росписи, грязным каменным полом, бедностью утвари». За организацию ремонта взялся тогдашний архиепископ владыка Серафим. В самый короткий срок были изысканы необходимые средства, стены были заново расписаны художником-живописцем Зориным. Был обновлён иконостас и все иконы, был настлан новый мозаичный пол, устроены хоры, приобретена новая утварь. В собор провели электрическое освещение, и купол заменили на на новый двойной, покрытый алюминием и с позолоченной главой.
Обновленный Собор был освящён 9 мая 1912 года.
Кафедральный Собор. Однако многое ещё предстояло сделать. Собор нужно было украсить. Для этого, ещё в процессе строительства, в 1834 году был приглашён, по предложению графа Воронцова, художник Ковшаров. После осмотра он составил смету на 41 250 рублей серебром. Ковшаров же и получил и выполнил заказ на украшение храма и изготовление иконостаса. Деньги снова были взяты из областного бюджета. И вот у Кишинёва появился просторный новый Кафедральный собор. Время шло и былое его великолепие пропадало, так как на постоянный ремонт храма почти никогда не хватало средств. Ещё в 1889 году священник Сильвестр Ключицкий сетовал на бедственное состояние Собора и выражал надежду, что вскоре Господь пошлёт «любителей церковного благолепия, которые своею щедрою жертвою сделают то, чего не может сделать собор своими средствами». Ждать пришлось долго. Необходимы были, например, грандиозные празднования, на проведение которых смогли бы выделить большие суммы денег. К 1912 году наступил такой момент, ибо в этот год планировалось пышно отметить столетний юбилей присоединения Бессарабии к России. На то время собор описывали уже как «величественный по своей массивности, красивый и оригинальный по архитектуре, внутри — (выделялся) убожеством росписи, грязным каменным полом, бедностью утвари». За организацию ремонта взялся тогдашний архиепископ владыка Серафим. В самый короткий срок были изысканы необходимые средства, стены были заново расписаны художником-живописцем Зориным. Был обновлён иконостас и все иконы, был настлан новый мозаичный пол, устроены хоры, приобретена новая утварь. В собор провели электрическое освещение, и купол заменили на на новый двойной, покрытый алюминием и с позолоченной главой. Обновленный Собор был освящён 9 мая 1912 года.
Арка Победы. В советское время на арке были установлены мемориальные мраморные доски с высеченными на них именами героев, воевавших за освобождение Молдавии, приказов Главнокомандующего об освобождении Кишинёва от немецко-румынских оккупантов и другие памятные надписи, посвящённые Кишинёву и Героям СССР — уроженцам Молдавии (на русском и молдавском языках). 
В начале 1990-х годов таблички с именами советских героев были сняты. В январе 2012 года председатель Лиги ветеранов вооруженных сил Молдавии, молдавский генерал Николай Петрикэ выдвинул предложение о том, чтобы на Триумфальной арке были вновь повешены мемориальные таблички, на сей раз с именами 200 «героев» войны в Приднестровье — молдавских военнослужащих и так называемых волонтёров (комбатантов). Это предложение, растиражированное в прессе, вызвало преимущественно негативную реакцию жителей города и было отвергнуто.
Арка Победы. В советское время на арке были установлены мемориальные мраморные доски с высеченными на них именами героев, воевавших за освобождение Молдавии, приказов Главнокомандующего об освобождении Кишинёва от немецко-румынских оккупантов и другие памятные надписи, посвящённые Кишинёву и Героям СССР — уроженцам Молдавии (на русском и молдавском языках). В начале 1990-х годов таблички с именами советских героев были сняты. В январе 2012 года председатель Лиги ветеранов вооруженных сил Молдавии, молдавский генерал Николай Петрикэ выдвинул предложение о том, чтобы на Триумфальной арке были вновь повешены мемориальные таблички, на сей раз с именами 200 «героев» войны в Приднестровье — молдавских военнослужащих и так называемых волонтёров (комбатантов). Это предложение, растиражированное в прессе, вызвало преимущественно негативную реакцию жителей города и было отвергнуто.
Сквер Кафедрального Собора. В настоящее время кишинёвцы приходят в парк не только подышать воздухом, пообщаться с друзьями, погулять с детьми или посмотреть на памятники архитектуры, но и воспользоваться услугами бесплатного доступа в интернет. 
В августе 2012 года в сквере Кафедрального Собора по заказу властей Кишинёва была установлена гигантская шахматная доска размером 4 на 4 метра, деревянные фигуры на которой достигают от 50 сантиметров до 1 метра в высоту. Доска была изготовлена по инициативе двух молодых представителей Национальной академии шахмат Молдавии. Шахматная доска обошлась городскому бюджету в   2.5 тысячи долларов.
Но, в  конце сентября, несмотря на вес фигур (он достигает 13-14 килограммов), двух коней с доски похитили неизвестные лица. Полиции так и не удалось, несмотря на записи с камер видеонаблюдения, напасть на след воров.
14 октября 2012 года, на кишинёвский День Города, мастер Драгош Мустяце, изготавливавший для города огромные шахматные фигуры, преподнес в дар городу двух недостающих шахматных коней.
Сквер Кафедрального Собора. В настоящее время кишинёвцы приходят в парк не только подышать воздухом, пообщаться с друзьями, погулять с детьми или посмотреть на памятники архитектуры, но и воспользоваться услугами бесплатного доступа в интернет. В августе 2012 года в сквере Кафедрального Собора по заказу властей Кишинёва была установлена гигантская шахматная доска размером 4 на 4 метра, деревянные фигуры на которой достигают от 50 сантиметров до 1 метра в высоту. Доска была изготовлена по инициативе двух молодых представителей Национальной академии шахмат Молдавии. Шахматная доска обошлась городскому бюджету в 2.5 тысячи долларов. Но, в конце сентября, несмотря на вес фигур (он достигает 13-14 килограммов), двух коней с доски похитили неизвестные лица. Полиции так и не удалось, несмотря на записи с камер видеонаблюдения, напасть на след воров. 14 октября 2012 года, на кишинёвский День Города, мастер Драгош Мустяце, изготавливавший для города огромные шахматные фигуры, преподнес в дар городу двух недостающих шахматных коней.
Кафедральный Собор. В  60-е годы Кафедральный Собор был отобран у церкви, купол был заменён уродливым полукруглым навершием с флагштоком, на который водружался советский государственный флаг. Кафедральный Собор до 1989 года работал, как выставочный зал, в котором проводились самые разнообразные художественные выставки.
Кафедральный Собор. В 60-е годы Кафедральный Собор был отобран у церкви, купол был заменён уродливым полукруглым навершием с флагштоком, на который водружался советский государственный флаг. Кафедральный Собор до 1989 года работал, как выставочный зал, в котором проводились самые разнообразные художественные выставки.
Сквер Кафедрального Собора. У кафедрального собора установили памятник, вернее восстановили, названный «Монумент трём мученикам» – Алексею Матеевичу, Симеону Мурафе и Андрею Ходородже, борцам за объединение Бессарабии и Румынии.  История этого памятника, а верней судьба людей, которым он посвящён, очень напоминает мутную историю с увековечиванием "Небесной сотни" на Украине. Один из трёх "мучеников", Алексей Матеевич в представлении не нуждается. Он – автор стихотворения, ставшего текстом гимна Республики Молдова. Поэт, преподаватель греческого языка, военный священник, участник Первой мировой войны, автор переводов Пушкина, Лермонтова, Алексея Константиновича Толстого, публицистических статей, посвящённых преимущественно молдавскому языку, молдавской культуре и быту. И никакого провозглашения идей объединения, никакой русофобии или чего-то в этом роде в его творчестве и позициях. Наоборот – повсеместное подчёркивание уникальности молдавского народа и языка. Он умер от тифа и никакого отношения к мученичеству не имеет. Два других "героя" действительно ярые унионисты, но их смерть в августе 1917 года, весьма туманна. Но, из них посмертно  сделали героев, отдавших свои жизни за воссоединение с Румынией.
Сквер Кафедрального Собора. У кафедрального собора установили памятник, вернее восстановили, названный «Монумент трём мученикам» – Алексею Матеевичу, Симеону Мурафе и Андрею Ходородже, борцам за объединение Бессарабии и Румынии. История этого памятника, а верней судьба людей, которым он посвящён, очень напоминает мутную историю с увековечиванием "Небесной сотни" на Украине. Один из трёх "мучеников", Алексей Матеевич в представлении не нуждается. Он – автор стихотворения, ставшего текстом гимна Республики Молдова. Поэт, преподаватель греческого языка, военный священник, участник Первой мировой войны, автор переводов Пушкина, Лермонтова, Алексея Константиновича Толстого, публицистических статей, посвящённых преимущественно молдавскому языку, молдавской культуре и быту. И никакого провозглашения идей объединения, никакой русофобии или чего-то в этом роде в его творчестве и позициях. Наоборот – повсеместное подчёркивание уникальности молдавского народа и языка. Он умер от тифа и никакого отношения к мученичеству не имеет. Два других "героя" действительно ярые унионисты, но их смерть в августе 1917 года, весьма туманна. Но, из них посмертно сделали героев, отдавших свои жизни за воссоединение с Румынией.
Здание Кафедрального Собора было возвращено церкви в период с 1989 по 1991 годы. В январе 1992 года была начата новая реставрация храма, был установлен новый купол, не похожий на тот, что стоял на Соборе до 1962 года. В 1996 году Собор открылся для верующих. Колокольня была восстановлена в 1997 году.
Здание Кафедрального Собора было возвращено церкви в период с 1989 по 1991 годы. В январе 1992 года была начата новая реставрация храма, был установлен новый купол, не похожий на тот, что стоял на Соборе до 1962 года. В 1996 году Собор открылся для верующих. Колокольня была восстановлена в 1997 году.
Сквер Кафедрального Собора. В городе Болград (Украина) почти в одно время с Собором Рождества Христова в Кишинёве был выстроен Спасо-Преображенский Собор, ненамного отличающийся по внешнему виду от Кафедрального Собора Кишинёва. Строительство этого храма шло с 1833 по 1838 годы. История строительства этого Собора неразрывно связана с постройкой другого известнейшего не только в России, но и за её пределами, храма, возведённого по проекту архитектора Огюста Монферрана в Санкт-Петербурге — со знаменитым Исаакиевским Собором. Когда началось строительство Исаакия, выяснились крупные недостатки как в проекте Монферрана, так и в производстве работ. Было решено переработать проект, но с условием  сохранения художественного замысла Монферрана. В итоге Монферран учёл предъявленные к нему претензии и сам переработал проект Исаакиевского собора. Одним же из участвовавших в конкурсе архитекторов был зодчий Авраам Мельников, по проекту которого возводился кишинёвский Кафедральный Собор. Именно по его конкурсному проекту для Исаакиевского Собора был сооружён Собор в Болграде. Между двумя храмами — болградским и кишинёвским — просматривается отчётливое сходство.
Сквер Кафедрального Собора. В городе Болград (Украина) почти в одно время с Собором Рождества Христова в Кишинёве был выстроен Спасо-Преображенский Собор, ненамного отличающийся по внешнему виду от Кафедрального Собора Кишинёва. Строительство этого храма шло с 1833 по 1838 годы. История строительства этого Собора неразрывно связана с постройкой другого известнейшего не только в России, но и за её пределами, храма, возведённого по проекту архитектора Огюста Монферрана в Санкт-Петербурге — со знаменитым Исаакиевским Собором. Когда началось строительство Исаакия, выяснились крупные недостатки как в проекте Монферрана, так и в производстве работ. Было решено переработать проект, но с условием сохранения художественного замысла Монферрана. В итоге Монферран учёл предъявленные к нему претензии и сам переработал проект Исаакиевского собора. Одним же из участвовавших в конкурсе архитекторов был зодчий Авраам Мельников, по проекту которого возводился кишинёвский Кафедральный Собор. Именно по его конкурсному проекту для Исаакиевского Собора был сооружён Собор в Болграде. Между двумя храмами — болградским и кишинёвским — просматривается отчётливое сходство.
Сквер Кафедрального Собора. Пора прощаться с этим замечательным местом и отправляться на юг республики в город Вулканешты. Для этого предстоит проехать 200 километров по, не всегда хорошим, дорогам.
Сквер Кафедрального Собора. Пора прощаться с этим замечательным местом и отправляться на юг республики в город Вулканешты. Для этого предстоит проехать 200 километров по, не всегда хорошим, дорогам.
А это ещё Кишинёв. Церковь святого великомученика Иоанна Нового из Сучавы.
А это ещё Кишинёв. Церковь святого великомученика Иоанна Нового из Сучавы.
Мы почти подъезжаем к Вулканештам. Юг Молдавии всегда отличался плохими дорогами. В этих местах нет возможности добывать щебень для устройства дорог, его приходится возить за 250-300  километров с севера республики. Соответственно стоимость километра дороги намного больше, чем в центре или на севере республики. Но, в последнее время и сюда приходит цивилизация в виде прекрасных дорог, так как недалеко, в Джурджулештах находится единственный порт на берегу Дуная. Благодаря ему, в начале 2000-х годов Молдавия стала морской державой.
Мы почти подъезжаем к Вулканештам. Юг Молдавии всегда отличался плохими дорогами. В этих местах нет возможности добывать щебень для устройства дорог, его приходится возить за 250-300 километров с севера республики. Соответственно стоимость километра дороги намного больше, чем в центре или на севере республики. Но, в последнее время и сюда приходит цивилизация в виде прекрасных дорог, так как недалеко, в Джурджулештах находится единственный порт на берегу Дуная. Благодаря ему, в начале 2000-х годов Молдавия стала морской державой.
Памятник Кагульской битве, расположенный при въезде в Вулканешты. Напомним, что в 1770 году на этой части молдавской
земли произошло несколько ожесточенных сражений 
между армиями Османской империи и русскими войсками
под командованием выдающегося полководца П. А. Румянцева. Первый удар по турецко-татарской армии был нанесен у Рябой Могилы 17 июня 1770 года. Через три недели,
7 июля, произошло второе сражение при реке Ларге. Предприняв наступление на численно превосходящие войска
неприятеля, укрепившиеся у реки, русские после ожесточенной битвы обратили их в бегство.
Через две недели после битвы при Ларге, 21 июля 1770
года, у реки Кагул, вблизи нынешнего поселка Вулканешты, произошла третья, самая ожесточенная и кровопролитная в этом каскаде сражений Кагульская битва,
ставшая знаменательным событием в истории России. Предводительствуемые Румянцевым войска разгромили почти
десятикратно превосходившую их по численности турецкую армию, которая бежала к Дунаю, бросив лагерь, обоз,
артиллерию, оставив на поле боя до двадцати тысяч убитых. Пожалованный за эту победу Екатериной II титулом
Задунайского, Румянцев в донесении императрице уподобляет блестящие действия русских воинов делам древних
римлян. «Не так ли, — пишет он, — армия... теперь наступает, когда не спрашивает, как велик неприятель, а ищет
только, где он».
Памятник Кагульской битве, расположенный при въезде в Вулканешты. Напомним, что в 1770 году на этой части молдавской земли произошло несколько ожесточенных сражений между армиями Османской империи и русскими войсками под командованием выдающегося полководца П. А. Румянцева. Первый удар по турецко-татарской армии был нанесен у Рябой Могилы 17 июня 1770 года. Через три недели, 7 июля, произошло второе сражение при реке Ларге. Предприняв наступление на численно превосходящие войска неприятеля, укрепившиеся у реки, русские после ожесточенной битвы обратили их в бегство. Через две недели после битвы при Ларге, 21 июля 1770 года, у реки Кагул, вблизи нынешнего поселка Вулканешты, произошла третья, самая ожесточенная и кровопролитная в этом каскаде сражений Кагульская битва, ставшая знаменательным событием в истории России. Предводительствуемые Румянцевым войска разгромили почти десятикратно превосходившую их по численности турецкую армию, которая бежала к Дунаю, бросив лагерь, обоз, артиллерию, оставив на поле боя до двадцати тысяч убитых. Пожалованный за эту победу Екатериной II титулом Задунайского, Румянцев в донесении императрице уподобляет блестящие действия русских воинов делам древних римлян. «Не так ли, — пишет он, — армия... теперь наступает, когда не спрашивает, как велик неприятель, а ищет только, где он».
В середине XIX века на месте Кагульской битвы воздвигнут один из наиболее величественных в России монументов. Князь М. С. Воронцов, чьим попечением он создавался, задумал его как памятник победам Румянцева, но видел
в нем и своеобразную веху, которой будет отмечена «угловая грань царства русского». Выполнение проекта было
поручено архитектору Ф. Боффо. Избрав для монумента
форму колонны, он в качестве высокого и символичного
образца взял ордер античного храма из Олимпии, созданного архитектором Динократом в честь побед Александра
Македонского в Азийских походах. Проект был одобрен
Воронцовым и в 1843 году «высочайше» утвержден.
Памятник воздвигнут на открытом холме, на том его месте, где в центре
турецких укреплений стоял роскошный шатер визиря Халил-паши. Севернее холма видны три возвышенности,
по которым шли в атаку русские полки. Вдали тонут в
дымке очертания Нижнего Траянова вала, по сторонам —
лощины, где в кровавой сече полегла огромная масса янычар. Километрах в двух левее протекает речка Кагул, давшая название битве.
Создание этого памятника было приурочено к 75-й годовщине Кагульской битвы. Строительство началось в 1844
году. Работы, однако, затянулись из-за трудностей с доставкой материала в эту тогда еще мало обжитую местность, и открытие памятника состоялась 13 сентября
1849 года.
В середине XIX века на месте Кагульской битвы воздвигнут один из наиболее величественных в России монументов. Князь М. С. Воронцов, чьим попечением он создавался, задумал его как памятник победам Румянцева, но видел в нем и своеобразную веху, которой будет отмечена «угловая грань царства русского». Выполнение проекта было поручено архитектору Ф. Боффо. Избрав для монумента форму колонны, он в качестве высокого и символичного образца взял ордер античного храма из Олимпии, созданного архитектором Динократом в честь побед Александра Македонского в Азийских походах. Проект был одобрен Воронцовым и в 1843 году «высочайше» утвержден. Памятник воздвигнут на открытом холме, на том его месте, где в центре турецких укреплений стоял роскошный шатер визиря Халил-паши. Севернее холма видны три возвышенности, по которым шли в атаку русские полки. Вдали тонут в дымке очертания Нижнего Траянова вала, по сторонам — лощины, где в кровавой сече полегла огромная масса янычар. Километрах в двух левее протекает речка Кагул, давшая название битве. Создание этого памятника было приурочено к 75-й годовщине Кагульской битвы. Строительство началось в 1844 году. Работы, однако, затянулись из-за трудностей с доставкой материала в эту тогда еще мало обжитую местность, и открытие памятника состоялась 13 сентября 1849 года.
На северной стороне пьедестала  изображен фамильный герб Румянцевых с девизом «Non Solum armis» («Не только оружием»). Под гербом - чугунная плита с надписью: «Памятник сей незабвенной битвы, в которой пали навсегда свирепые янычары, несколько столетий стращавшие Европу, Азию и Африку, поставлен по велению Николая Императора (сейчас эти слова отсутствуют) Самодержца всея России при Новороссийском и Бессарабском генерал-губернаторе графе Воронцове и при Бессарабском военном губернаторе Федорове».
На северной стороне пьедестала изображен фамильный герб Румянцевых с девизом «Non Solum armis» («Не только оружием»). Под гербом - чугунная плита с надписью: «Памятник сей незабвенной битвы, в которой пали навсегда свирепые янычары, несколько столетий стращавшие Европу, Азию и Африку, поставлен по велению Николая Императора (сейчас эти слова отсутствуют) Самодержца всея России при Новороссийском и Бессарабском генерал-губернаторе графе Воронцове и при Бессарабском военном губернаторе Федорове».
Облик монумента строго классичен. На массивном ступенчатом основании возведена дорическая колонна, увенчанная крестом. Цоколь и ствол колонны сложены из небольших блоков известняка, капитель чугунная, литая. Чтобы дать представление о масштабе памятника, достаточно сказать, что его высота достигает тридцати метров, а вес одной только чугунной капители — двадцать тонн. Значительность размеров, однако, сочетается в нем с пропорциональностью форм и изяществом прорисовки. Массив ствола облегчен стройными желобками каннелюр, слегка сужающимися кверху в соответствии с энтазисом самой колонны, и лучи солнца разнообразят их графически четкий ритм. Этой легкой игре вертикалей противопоставлены горизонтали тяжелых ступеней цоколя и наверху — большой вынос вала капители, словно сплюснутого увесистой квадратной абакой. На постаменте — строгие клейма чугунных досок с надписями и фамильными гербами Румянцевых и Воронцовых. Разгром турецкой армии, имевший огромное значение для русского и других народов, сыграл особо важную роль в судьбе молдаван, свыше трех столетий находившихся под пятой Оттоманской Порты.
Облик монумента строго классичен. На массивном ступенчатом основании возведена дорическая колонна, увенчанная крестом. Цоколь и ствол колонны сложены из небольших блоков известняка, капитель чугунная, литая. Чтобы дать представление о масштабе памятника, достаточно сказать, что его высота достигает тридцати метров, а вес одной только чугунной капители — двадцать тонн. Значительность размеров, однако, сочетается в нем с пропорциональностью форм и изяществом прорисовки. Массив ствола облегчен стройными желобками каннелюр, слегка сужающимися кверху в соответствии с энтазисом самой колонны, и лучи солнца разнообразят их графически четкий ритм. Этой легкой игре вертикалей противопоставлены горизонтали тяжелых ступеней цоколя и наверху — большой вынос вала капители, словно сплюснутого увесистой квадратной абакой. На постаменте — строгие клейма чугунных досок с надписями и фамильными гербами Румянцевых и Воронцовых. Разгром турецкой армии, имевший огромное значение для русского и других народов, сыграл особо важную роль в судьбе молдаван, свыше трех столетий находившихся под пятой Оттоманской Порты.
В 90-е годы памятник осквернили вандалы, кроме того, в него выстрелили из гранатомета во время молдавско-гагаузского межэтнического конфликта. Многочисленные локальные повреждения и деформация колонны создали серьёзную опасность разрушения
В 2002 году монумент был капитально отреставрирован на средства правительства Москвы и вновь торжественно открыт 15 октября 2002 г.
Но на этом злоключения символа Вулканешт не закончились.
18 апреля 2010 года памятник был обстрелян неизвестными лицами из огнестрельного автоматического оружия.
А нам, после посещения места овеянного воинской славой русской армии, предстоит вернуться обратно в Кишинёв в темноте, по разухабистым дорогам юга Молдавии.
В 90-е годы памятник осквернили вандалы, кроме того, в него выстрелили из гранатомета во время молдавско-гагаузского межэтнического конфликта. Многочисленные локальные повреждения и деформация колонны создали серьёзную опасность разрушения В 2002 году монумент был капитально отреставрирован на средства правительства Москвы и вновь торжественно открыт 15 октября 2002 г. Но на этом злоключения символа Вулканешт не закончились. 18 апреля 2010 года памятник был обстрелян неизвестными лицами из огнестрельного автоматического оружия. А нам, после посещения места овеянного воинской славой русской армии, предстоит вернуться обратно в Кишинёв в темноте, по разухабистым дорогам юга Молдавии.

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании Туров на Travelata.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому