w744.jpg
Никто не решался вставить слово, опасаясь гнева паши. Наконец, как показалось, Мустафа начал успокаиваться. «Хорошо, – сказал Мустафа. – Вы оставите мне одного своего капитана в качестве заложника и ступайте с аллахом.» Ему ответил Бальоне, вновь напомнив об условиях договора, не предусматривающих оставление заложников. Кроме того, после капитуляции генерал потерял всю власть над своими капитанами, которые стали частными лицами.
Эти слова стали последней каплей, переполнившей чашу. Сцепив руки, Мустафа вскочил, и уже не садясь, разразился длинной тирадой о вероломстве венецианцев, замысливших, якобы, захват эскадры турецких галер, которые буду сопровождать капитулировавших солдат в Кандию. «Связать их всех!» – были последние слова разъяренного паши.
Приказ был исполнен мгновенно. Следом, хлопнув в ладони, Мустафа отдал страшный приказ, по которому были убиты все христиане, военные и гражданские (которых было около трехсот человек), итальянцы и греки, которые присутствовали на церемонии. Асторре Бальоне был брошен на плаху и обезглавлен. Алвизе Мартиненго, Андреа Брагадин, Джанантонио Кверини были изрублены на куски. Тем временем турецкие солдаты бросились в город, где убивали подряд всех мужчин и насиловали кипрских женщин; а потом напали на корабли, готовившиеся отплыть с беженцами на Крит. И женщины, и дети, и мужчины – все были обращены в рабство и отправлены кто на рынки Стамбула, кто гребцами на галеры. Перед шатром Лала Мустафы вырос целый холм из отрубленных голов (было убито более трехсот пятидесяти венецианцев), а Лоренцо Тьеполо и греческого капитана Маноли Спилиоти сначала повесили, а затем четвертовали; после чего их останки бросили собакам. На фото: Один из старых входов в город, который называется Морские ворота (Porta del Mare − итал.)
После посещения Северного Кипра, осмотра его памятников далёкого прошлого, я заболел историей этих мест. Она настолько яркая событиями, что вряд ли кого-то может оставить равнодушной. К сожалению, короткое пребывание на острове не позволило побольше поездить по разным его местам, но оно зародило желание ещё, как минимум раз, здесь побывать. Но, я не смог удержаться, чтобы из семидневного отдыха не выделить ещё хотя бы полдня на посещение, пожалуй, самого интересного города под названием Фамагуста. При первом своём пребывании на турецкой части Кипра, я совсем недолго находился в Фамагусте, а это было совершенно непростительно.
И так, впереди знакомство с городом, его историей и многочисленными памятниками старины седой.