w877.jpg
Во время правления Оттоманской империи на Кипре, турки, преследуя свои интересы, не допустили подчинения восточного ортодоксального христианства Патриарху Константинополя. Они признали кипрского ортодоксального архиепископа этнархом – то есть правителем своего этноса, народа – носителя ортодоксальной веры. Поэтому Кипрская Православная Церковь осталась автономной и равной Патриархату Константинополя и Апостольскому Патриархату Иерусалима, Александрии и Антиохии. Архиепископ Кипра при этом оставался духовным и политическим лидером, этнархом кипрских ортодоксальных христиан. Именно он, архиепископ, нес ответственность за настроение и поведение своей паствы перед турецкими правителями. Это и являлось стратегическим ходом османов.
Тем не менее, для управления островом турками был назначен и свой собственный губернатор, правитель для административного курирования Кипра. Теоретически являясь фигурой, равной архиепископу, он контролировал выполнение османских законов на Кипре и держал турков в курсе событий. Можно сделать вывод, что, невзирая на официальное лидирующее положение османов на острове, турками были созданы условия для сосуществования двух конфессий: мусульманской и ортодоксальной.
Подтверждением тому могут служить деревни, в которых совместно проживали представители как кипрской, так и турецкой общин. Во многих деревнях и городах, недалеко от христианских церквей были построены мечети. В память об этом соседстве и мирном сосуществовании на острове двух различных конфессий, до 2008 года на кипрской купюре достоинством в 5 фунтов можно было увидеть изображение деревни Перистерона (дорога из Никосии в Троодос), где рядом с византийской церковью X века, построенной в честь святого Варнавы, находится мусульманская мечеть.
Проводимая турками политика позволила достичь мирного компромисса между религиозными элитами Кипра. Но невзирая на то, что турки старались держать ортодоксальную церковь острова «на коротком поводке», власть архиепископа Кипра порой превышала полномочия назначенного турками губернатора, а султан Египта Али-бей эль-Кебир (1728–1773) в своих записях называл кипрского архиепископа «действительным принцем острова». На фото: Прогулка возле Церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
После автопробега по Северному Кипру, после знакомства со знаковыми местами, после перенасыщения эмоциями и впечатлениями, мы вернулись в место нашего постоянного пребывания в Айя Напу, туда где можно передохнуть и переварить всё увиденное и услышанное. Об этом крошечном городке мне ещё раз хочется написать, но уже осветив его с исторической стороны. Несмотря на то, что многие к нему относя, как раскрученному курортному месту, где можно расслабиться, позагорать, поплавать и потусить, он интересен ещё и своим прошлым.