Турист Вячеслав Левченко (vermut-777)
Вячеслав Левченко
был 17 ноября 2:15
Фотоальбом

Призрачная Саксония. Биртхельм.

Canon EOS 5D Mark III
47 41
Бьертан — Румыния Май 2017
Признание
пользователей

Погуляв по Шессбургу, получив море эмоционального удовольствия, поехали дальше знакомиться с местами проживания древних саксов Семиградья. Конечно, местные саксы, были в основном не саксами как таковыми, но за ними закрепилось это название исторически, его и буду в дальнейшем употреблять.

Понятное дело, что не только ремеслами да охраной земель, жил древний немецкий люд. Чтобы всех их прокормить надо было и сельским хозяйством заниматься. Поэтому, в окрестностях городов селились хлебопашцы да скотоводы, так и образовались на этих территориях многочисленные сельские поселения. Естественно, в центре каждого средневекового поселения, так уж повелось, обязательно должна быть церковь, которую посещали в дни празднеств и в дни скорби. На фото: весна в румынских Карпатах.
Понятное дело, что не только ремеслами да охраной земель, жил древний немецкий люд. Чтобы всех их прокормить надо было и сельским хозяйством заниматься. Поэтому, в окрестностях городов селились хлебопашцы да скотоводы, так и образовались на этих территориях многочисленные сельские поселения. Естественно, в центре каждого средневекового поселения, так уж повелось, обязательно должна быть церковь, которую посещали в дни празднеств и в дни скорби. На фото: весна в румынских Карпатах.
Стоит, однако, напомнить, что земли эти, в стародавние времена, славились нестабильностью и разбоем. По-прежнему, через небольшой коридор между Чёрным морем и Карпатами, проносились дикие орды кочевников с Востока и полчища любителей повоевать и обогатиться за чужой счёт. Нередко возникала необходимость вместо мотыги взяться за меч или лук. Ясное дело, что крестьянин не может успешно совмещать землепашество и воинское дело, уж очень они разные по сути. На фото: замок Bethlen.
Стоит, однако, напомнить, что земли эти, в стародавние времена, славились нестабильностью и разбоем. По-прежнему, через небольшой коридор между Чёрным морем и Карпатами, проносились дикие орды кочевников с Востока и полчища любителей повоевать и обогатиться за чужой счёт. Нередко возникала необходимость вместо мотыги взяться за меч или лук. Ясное дело, что крестьянин не может успешно совмещать землепашество и воинское дело, уж очень они разные по сути. На фото: замок Bethlen.
Местные жители нашли другой выход. В центре поселения, вокруг самого ценного объекта, церкви, создавалось укрепление. В моменты опасности, местные жители скрывались за стенами, так называемых, укреплённых церквей. Переждав разорение в безопасности, молясь Богу и отбиваясь от врагов, они, после исчезновения угрозы, возвращались к обыденной жизни. Понятное дело, что многое приходилось восстанавливать или строить заново, но главное, сохранялись люди с умением и желанием жить здесь, несмотря ни на что. На фото: замок Bethlen.
Местные жители нашли другой выход. В центре поселения, вокруг самого ценного объекта, церкви, создавалось укрепление. В моменты опасности, местные жители скрывались за стенами, так называемых, укреплённых церквей. Переждав разорение в безопасности, молясь Богу и отбиваясь от врагов, они, после исчезновения угрозы, возвращались к обыденной жизни. Понятное дело, что многое приходилось восстанавливать или строить заново, но главное, сохранялись люди с умением и желанием жить здесь, несмотря ни на что. На фото: замок Bethlen.
Когда едешь по дорогам Румынии, а точней по Трансильвании, то тут, то там, вдоль дороги, встречаются указателями: Biserica fortificata (Церковь-крепость), это и есть места поселений древних саксов. Не все они одинаковы, размеры этих сооружений зависели от численности и зажиточности живущего в них населения. Ещё планируя эту ознакомительную поездку, я выбрал две такие укреплённые церкви, это Биртхельм (рум. Biertan)  и Tartlau  (рум. Prejmer), наиболее известные и хорошо сохранившиеся. На фото: замок Bethlen.
Когда едешь по дорогам Румынии, а точней по Трансильвании, то тут, то там, вдоль дороги, встречаются указателями: Biserica fortificata (Церковь-крепость), это и есть места поселений древних саксов. Не все они одинаковы, размеры этих сооружений зависели от численности и зажиточности живущего в них населения. Ещё планируя эту ознакомительную поездку, я выбрал две такие укреплённые церкви, это Биртхельм (рум. Biertan) и Tartlau (рум. Prejmer), наиболее известные и хорошо сохранившиеся. На фото: замок Bethlen.
Биртхельм находится недалеко от Шессбурга, туда и лежал наш путь. Но двигаясь по дорогам, читая указатели с достопримечательностями, один раз не удержался и свернул с пути-дорожки, соблазнил меня указатель Castelul Bethlen (Замок Bethlen). На фото: замок Bethlen.
Биртхельм находится недалеко от Шессбурга, туда и лежал наш путь. Но двигаясь по дорогам, читая указатели с достопримечательностями, один раз не удержался и свернул с пути-дорожки, соблазнил меня указатель Castelul Bethlen (Замок Bethlen). На фото: замок Bethlen.
Пришлось километров в 10 дать крюка от основной трассы, правда, хоть и по узкой, но новой асфальтовой дороге. Проезжая мимо лесов и холмов, начали сомневаться туда ли мы едем и надо ли вообще это делать. Один раз, даже, притормозили и у местного велосипедиста-крестьянина, уточнили правильность нашего маршрута и наличие в конце оного, хоть какой-нибудь стоящей достопримечательности. Он нас убедил и в правильности и необходимости дальнейшего передвижения и мы, не смотря на начавшийся дождь и роптание на борту автомобиля, продолжили наше перемещение в воздушно-водном пространстве. На фото: замок Bethlen.
Пришлось километров в 10 дать крюка от основной трассы, правда, хоть и по узкой, но новой асфальтовой дороге. Проезжая мимо лесов и холмов, начали сомневаться туда ли мы едем и надо ли вообще это делать. Один раз, даже, притормозили и у местного велосипедиста-крестьянина, уточнили правильность нашего маршрута и наличие в конце оного, хоть какой-нибудь стоящей достопримечательности. Он нас убедил и в правильности и необходимости дальнейшего передвижения и мы, не смотря на начавшийся дождь и роптание на борту автомобиля, продолжили наше перемещение в воздушно-водном пространстве. На фото: замок Bethlen.
Нашли мы и село под названием Криш (Criș) и замок, который много веков украшал и охранял близлежащие угодья. Наш автомобильчик увидел издалека служитель музея и не смотря на ливень, с радостью, после получения оплаты за вход, открыл нам калитку, приглашая широким жестом насладиться красотой останков былого величая. На фото: замок Bethlen.
Нашли мы и село под названием Криш (Criș) и замок, который много веков украшал и охранял близлежащие угодья. Наш автомобильчик увидел издалека служитель музея и не смотря на ливень, с радостью, после получения оплаты за вход, открыл нам калитку, приглашая широким жестом насладиться красотой останков былого величая. На фото: замок Bethlen.
Не буду повторять всё, что я услышал от своей супруги, промокшей в одно мгновение при пробежке к стенам замка, лучше поделюсь снимками этого замечательного места. Не смотря на ливень, я с удовольствием облазил всё, что можно было облазит, залез всюду, где смог и поднялся так высоко, насколько позволяли лестницы и временные настилы. На фото: замок Bethlen.
Не буду повторять всё, что я услышал от своей супруги, промокшей в одно мгновение при пробежке к стенам замка, лучше поделюсь снимками этого замечательного места. Не смотря на ливень, я с удовольствием облазил всё, что можно было облазит, залез всюду, где смог и поднялся так высоко, насколько позволяли лестницы и временные настилы. На фото: замок Bethlen.
Из истории замка  Bethlen: Ренессансный замок Bethlen построен на фундаменте более старого замка   XV-века Марка Бетлена.
Из истории замка Bethlen: Ренессансный замок Bethlen построен на фундаменте более старого замка XV-века Марка Бетлена.
Замок  Bethlen является одним из самых красивых примеров архитектуры XVI века, образец жилья и обороны эпохи Возрождения в Трансильвании.
Замок Bethlen является одним из самых красивых примеров архитектуры XVI века, образец жилья и обороны эпохи Возрождения в Трансильвании.
Замок постоянно достраивался и перестраивался. В 1559 году Бетлен Дьёрдь и его жена Каролия Клара построили прямоугольный корпус, смежную башню со сводчатой галереей.
Замок постоянно достраивался и перестраивался. В 1559 году Бетлен Дьёрдь и его жена Каролия Клара построили прямоугольный корпус, смежную башню со сводчатой галереей.
В 1675 году, Бетлен Элек укрепил замок  высокими башнями по углам многоугольного корпуса. Именно он написал первую монографию семьи Bethlen.
В 1675 году, Бетлен Элек укрепил замок высокими башнями по углам многоугольного корпуса. Именно он написал первую монографию семьи Bethlen.
Замок всегда был родовым гнездом для семейства Bethlen. Они проживали в замке до начала Второй Мировой войны.
Замок всегда был родовым гнездом для семейства Bethlen. Они проживали в замке до начала Второй Мировой войны.
Форма собственности на сегодняшний день: замок был возвращен семье Bethlen, но в настоящее время взят в аренду фондом  Девай Сент- Ференц на  50 лет, при условии реконструкции замка.
Форма собственности на сегодняшний день: замок был возвращен семье Bethlen, но в настоящее время взят в аренду фондом Девай Сент- Ференц на 50 лет, при условии реконструкции замка.
Виды на окрестности из окон замка.
Виды на окрестности из окон замка.
Реконструкция идёт полным ходом.
Реконструкция идёт полным ходом.
Некоторые факты из истории рода Bethlen: Бе́тлен (венг. Bethlen) — венгерский дворянский род. Известные представители:
Бетлен, Габор (1580—1629) — король Венгрии (1620-21), руководитель антигабсбургского движения;
(Bethlen-Gabor, т. е. Б. Гавриил) — знаменитый потомок старинного рода в Венгрии и Седмиградья, род. в 1580 г. После многолетних войн, с переменным успехом, против прежнего своего союзника князя Гавриила Батории ему удалось, с помощью турок — завладеть в 1613 Седмиградьем. Затем он вытеснил турок из страны и заключил договор с Австрией. Когда же после смерти императора Матвея, Богемия восстала против его наследника Фердинанда II, Б. не замедлил присоединиться к восставшим. В 1619 г., покровительствуемый турками, он напал на Венгрию и завоевал значительную её часть. Завладев в Пресбурге короной св. Стефана, он стал угрожать Вене и в 1620 году был избран королем Венгрии.
Некоторые факты из истории рода Bethlen: Бе́тлен (венг. Bethlen) — венгерский дворянский род. Известные представители: Бетлен, Габор (1580—1629) — король Венгрии (1620-21), руководитель антигабсбургского движения; (Bethlen-Gabor, т. е. Б. Гавриил) — знаменитый потомок старинного рода в Венгрии и Седмиградья, род. в 1580 г. После многолетних войн, с переменным успехом, против прежнего своего союзника князя Гавриила Батории ему удалось, с помощью турок — завладеть в 1613 Седмиградьем. Затем он вытеснил турок из страны и заключил договор с Австрией. Когда же после смерти императора Матвея, Богемия восстала против его наследника Фердинанда II, Б. не замедлил присоединиться к восставшим. В 1619 г., покровительствуемый турками, он напал на Венгрию и завоевал значительную её часть. Завладев в Пресбурге короной св. Стефана, он стал угрожать Вене и в 1620 году был избран королем Венгрии.
Ещё один представитель этого рода: Бетлен Иштван (1874—1946) — премьер-министр Венгрии (1921-31).
Ещё один представитель этого рода: Бетлен Иштван (1874—1946) — премьер-министр Венгрии (1921-31).
Конечно, замок находится в плачевном состоянии, верней находился, но благодаря энтузиазму и желанию людей, взявшихся за реставрацию, он начинает постепенно превращаться в достойную, с богатой историей достопримечательность. На фото: замок Bethlen.
Конечно, замок находится в плачевном состоянии, верней находился, но благодаря энтузиазму и желанию людей, взявшихся за реставрацию, он начинает постепенно превращаться в достойную, с богатой историей достопримечательность. На фото: замок Bethlen.
Насмотревшись, наругавшись, мокрые и сердитые, мы двинулись дальше к запланированной заранее достопримечательности, к городу Биртхельм (ныне Biertan). Проехав по шоссе от Шессбурга (Сегишоара) к Медиашу (причём город Медиаш, не изменил своё старое, немецкое название) в городке Шарош на Тырнове (Șaroș pe Târnave), повернули налево и проехав 9 километров, попали в город Биртхельм (ныне Biertan). На фото: городок Шарош на Тырнове.
Насмотревшись, наругавшись, мокрые и сердитые, мы двинулись дальше к запланированной заранее достопримечательности, к городу Биртхельм (ныне Biertan). Проехав по шоссе от Шессбурга (Сегишоара) к Медиашу (причём город Медиаш, не изменил своё старое, немецкое название) в городке Шарош на Тырнове (Șaroș pe Târnave), повернули налево и проехав 9 километров, попали в город Биртхельм (ныне Biertan). На фото: городок Шарош на Тырнове.
В самом Шарош на Тырнове (Șaroș pe Târnave), тоже, есть укреплённая церковь. Не знаю, что там внутри, она была закрыта, скорей всего, в качестве посещаемой достопримечательности, она не функционирует.  На фото: укреплённая церковь в городе  Шарош на Тырнове (Șaroș pe Târnave).
В самом Шарош на Тырнове (Șaroș pe Târnave), тоже, есть укреплённая церковь. Не знаю, что там внутри, она была закрыта, скорей всего, в качестве посещаемой достопримечательности, она не функционирует. На фото: укреплённая церковь в городе Шарош на Тырнове (Șaroș pe Târnave).
Сам населённый пункт впервые упоминается в 1282 году. Скорей всего, первые религиозные постройки уже присутствовали и в то время. В начале четырнадцатого века была построена каменная готическая церковь с тремя нефами. Но, турки её разрушили, а в 1422 году было завершено строительство новой церкви, освящённого посланником Папы Римского, посвящена она была Святой Елене и Святому Николаю.  На фото: укреплённая церковь в городе Шарош на Тырнове (Șaroș pe Târnave).
Сам населённый пункт впервые упоминается в 1282 году. Скорей всего, первые религиозные постройки уже присутствовали и в то время. В начале четырнадцатого века была построена каменная готическая церковь с тремя нефами. Но, турки её разрушили, а в 1422 году было завершено строительство новой церкви, освящённого посланником Папы Римского, посвящена она была Святой Елене и Святому Николаю. На фото: укреплённая церковь в городе Шарош на Тырнове (Șaroș pe Târnave).
 В 1483 году начались работы по строительству крепостной стены, окружавшей церковь, с пятью башнями. В семнадцатом веке были установлены часы, на одной из башен. Но постоянные войны и набеги довели этот небольшой городок до такого состояния, что в 1690 году здесь осталось проживать всего пять семей. В восемнадцатом веке жизнь здесь стала налаживаться, политическая обстановка стабилизировалась, население прибавлялось. На фото: укреплённая церковь в городе Шарош на Тырнове (Șaroș pe Târnave).
В 1483 году начались работы по строительству крепостной стены, окружавшей церковь, с пятью башнями. В семнадцатом веке были установлены часы, на одной из башен. Но постоянные войны и набеги довели этот небольшой городок до такого состояния, что в 1690 году здесь осталось проживать всего пять семей. В восемнадцатом веке жизнь здесь стала налаживаться, политическая обстановка стабилизировалась, население прибавлялось. На фото: укреплённая церковь в городе Шарош на Тырнове (Șaroș pe Târnave).
Во второй половине восемнадцатого века, жители установили, отлитый в городе Медиаш колокол, который до сих пор находится на месте. Окончательный вид церковь приобрела к 1808 году. Тогда же мастер Фридрих Вильгельм Маетц смонтировал внутри храма орган. В 1966 году молния полностью разрушила крышу церковной башни и установленные на ней часы. На фото: укреплённая церковь в городе Шарош на Тырнове (Șaroș pe Târnave).
Во второй половине восемнадцатого века, жители установили, отлитый в городе Медиаш колокол, который до сих пор находится на месте. Окончательный вид церковь приобрела к 1808 году. Тогда же мастер Фридрих Вильгельм Маетц смонтировал внутри храма орган. В 1966 году молния полностью разрушила крышу церковной башни и установленные на ней часы. На фото: укреплённая церковь в городе Шарош на Тырнове (Șaroș pe Târnave).
Судя по виду церкви и укрепления вокруг неё, она ещё на стадии восстановления, никакой информации для посещения нет. Скорей всего у государства и меценатов не хватает, на такое количество исторических памятников, средств. Со временем и здесь затеплится жизнь, церковь откроется для посещения всеми желающими. На фото: укреплённая церковь в городе Шарош на Тырнове (Șaroș pe Târnave).
Судя по виду церкви и укрепления вокруг неё, она ещё на стадии восстановления, никакой информации для посещения нет. Скорей всего у государства и меценатов не хватает, на такое количество исторических памятников, средств. Со временем и здесь затеплится жизнь, церковь откроется для посещения всеми желающими. На фото: укреплённая церковь в городе Шарош на Тырнове (Șaroș pe Târnave).
Но, меня удивило другое. Меня удило население, проживающее вокруг этого памятника древней истории.  На фото: укреплённая церковь в городе Шарош на Тырнове (Șaroș pe Târnave).
Но, меня удивило другое. Меня удило население, проживающее вокруг этого памятника древней истории. На фото: укреплённая церковь в городе Шарош на Тырнове (Șaroș pe Târnave).
Где-то мельком, уже не помню где, я прочитал впечатления одного из русских туристов, посетивших Румынию. Он, на своё удивление, лишь однажды увидел в Румынии цыган. В этом отзыве были приведены статистические данные, оказывается в этой стране, в отличие от расхожего мнения, проживает мало цыган, чуть более 2-х процентов. Не знаю, как и кем это было посчитано, но это полнейшая глупость, по меньшей мере четверть населения этой страны - цыгане. Нет, я ничего не имею против них, нравится им здесь, пускай живут, это не моё дело. Я про другое хотел написать. Почти все дома в Шарош на Тырнове были заселены цыганами. Видимо, во время последней волны эмиграции немцев из Румынии, их освобождающуюся жилплощадь передавали самым малоимущим, на то время, цыганам. Понятное дело, что менталитет нынешних жителей этого городка, здорово отличается от менталитета его исконных жителей. Этот диссонанс здорово бросается в глаза, запущенностью и безвкусицей. На фото: укреплённая церковь в городе Шарош на Тырнове (Șaroș pe Târnave).
Где-то мельком, уже не помню где, я прочитал впечатления одного из русских туристов, посетивших Румынию. Он, на своё удивление, лишь однажды увидел в Румынии цыган. В этом отзыве были приведены статистические данные, оказывается в этой стране, в отличие от расхожего мнения, проживает мало цыган, чуть более 2-х процентов. Не знаю, как и кем это было посчитано, но это полнейшая глупость, по меньшей мере четверть населения этой страны - цыгане. Нет, я ничего не имею против них, нравится им здесь, пускай живут, это не моё дело. Я про другое хотел написать. Почти все дома в Шарош на Тырнове были заселены цыганами. Видимо, во время последней волны эмиграции немцев из Румынии, их освобождающуюся жилплощадь передавали самым малоимущим, на то время, цыганам. Понятное дело, что менталитет нынешних жителей этого городка, здорово отличается от менталитета его исконных жителей. Этот диссонанс здорово бросается в глаза, запущенностью и безвкусицей. На фото: укреплённая церковь в городе Шарош на Тырнове (Șaroș pe Târnave).
Помесил я грязь вокруг церкви и поехал дальше к городу Биртхельм (ныне Biertan). После увиденных мною полуразрушенных и полузапущенных памятников истории и архитектуры, ожидал разочарований.  На фото: укреплённая церковь в городе Шарош на Тырнове (Șaroș pe Târnave).
Помесил я грязь вокруг церкви и поехал дальше к городу Биртхельм (ныне Biertan). После увиденных мною полуразрушенных и полузапущенных памятников истории и архитектуры, ожидал разочарований. На фото: укреплённая церковь в городе Шарош на Тырнове (Șaroș pe Târnave).
  Но, сам Биртхельм, своей ухоженностью и внушительная церковь в центре города, вызвала неописуемый восторг. К тому же, неожиданно перестал моросить дождь, это позволило мне спокойно походить, пофотографировать собор и окрестности. На фото: город Биртхельм и его знаменитая церковь.
Но, сам Биртхельм, своей ухоженностью и внушительная церковь в центре города, вызвала неописуемый восторг. К тому же, неожиданно перестал моросить дождь, это позволило мне спокойно походить, пофотографировать собор и окрестности. На фото: город Биртхельм и его знаменитая церковь.
К сожалению, время было обеденное, касса не работала, но при этом дверь в проход к крепости была открыта.  На фото: город Биртхельм и его знаменитая церковь.
К сожалению, время было обеденное, касса не работала, но при этом дверь в проход к крепости была открыта. На фото: город Биртхельм и его знаменитая церковь.
Я решил на свой страх и риск зайти осмотреть достопримечательность, а расплатиться можно было бы и на обратном пути. Правда и на обратном пути я никого не повстречал, пришлось уйти по английский. На фото: крытый подъём к церкви. Этот крытый подъём, ещё раз меня убедил в сомнении, что в Шессбурге, крытая лестница была сделана, исключительно, для школяров.
Я решил на свой страх и риск зайти осмотреть достопримечательность, а расплатиться можно было бы и на обратном пути. Правда и на обратном пути я никого не повстречал, пришлось уйти по английский. На фото: крытый подъём к церкви. Этот крытый подъём, ещё раз меня убедил в сомнении, что в Шессбурге, крытая лестница была сделана, исключительно, для школяров.
 В гордом одиночестве облазил всю территорию крепости, пофотографировал всё, что можно, почитал всякие-разные надписи на надгробиях. Если честно, сие строение создавало скорей ощущение солидного замка, чем укреплённой церкви. На фото: то ли крепость, то ли церковь Биртхельма.
В гордом одиночестве облазил всю территорию крепости, пофотографировал всё, что можно, почитал всякие-разные надписи на надгробиях. Если честно, сие строение создавало скорей ощущение солидного замка, чем укреплённой церкви. На фото: то ли крепость, то ли церковь Биртхельма.
Взять приступом такое сооружение, я вам скажу, не всем под силу. Видимо жители   Биртхельма были достаточно зажиточны, раз позволили себе такое грозное и недешёвое сооружение.  На фото: вид с укреплённых стен церкви Биртхельма.
Взять приступом такое сооружение, я вам скажу, не всем под силу. Видимо жители Биртхельма были достаточно зажиточны, раз позволили себе такое грозное и недешёвое сооружение. На фото: вид с укреплённых стен церкви Биртхельма.
Ещё раз, глядя на церковь-крепость в одном флаконе, лишний раз убедился: чтобы немцы не построили, всё равно получится или крепость, или казарма. На фото:  церковь Биртхельма.
Ещё раз, глядя на церковь-крепость в одном флаконе, лишний раз убедился: чтобы немцы не построили, всё равно получится или крепость, или казарма. На фото: церковь Биртхельма.
Из истории церкви: Церковь в позднеготическом стиле в Биртхельме построена в 1490-1516 годах. 
На фото: крепостные  переходы между стенами.
Из истории церкви: Церковь в позднеготическом стиле в Биртхельме построена в 1490-1516 годах. На фото: крепостные переходы между стенами.
Церковь стоит на небольшом холме в центре селения в окружении старинных средневековых домов. С целью укрепления саксонцы обносили свою церковь крепостной стеной и глубоким рвом. В те далекие, тревожные для саксонцев времена вход в церковь постоянно охранялся, а наблюдатели из сторожевой башни высматривали возможные признаки опасности. В церкви-крепости и в окруженной крепостными стенами территории укрывались все жители саксонского села, там же хранились и необходимые запасы оружия.
Церковь стоит на небольшом холме в центре селения в окружении старинных средневековых домов. С целью укрепления саксонцы обносили свою церковь крепостной стеной и глубоким рвом. В те далекие, тревожные для саксонцев времена вход в церковь постоянно охранялся, а наблюдатели из сторожевой башни высматривали возможные признаки опасности. В церкви-крепости и в окруженной крепостными стенами территории укрывались все жители саксонского села, там же хранились и необходимые запасы оружия.
Сам  Биртхельм  (Birthälm) –городок с населением 3 тыс. человек, расположенный в холмистой местности, в долине небольшой речки – левого притока реки Тырнава-Маре,  в 15 км юго-восточнее города Медиаш.  На фото: церковь Биртхельма.
Сам Биртхельм (Birthälm) –городок с населением 3 тыс. человек, расположенный в холмистой местности, в долине небольшой речки – левого притока реки Тырнава-Маре, в 15 км юго-восточнее города Медиаш. На фото: церковь Биртхельма.
История города Биртхельм – это органичная часть истории всей Трансильвании – исторической области в центре территории Румынии, обособленной от большинства других регионов страны мощной «подковой» Карпатских гор. Эта область издавна имеет смешанное по национальному составу население, среди которого значительная доля принадлежит венграм-секлерам (секеев) и некоторая часть (сильно сократившаяся в последние десятилетия) – немцам. На фото: двойное кольцо крепостных стен церкви Биртхельма.
История города Биртхельм – это органичная часть истории всей Трансильвании – исторической области в центре территории Румынии, обособленной от большинства других регионов страны мощной «подковой» Карпатских гор. Эта область издавна имеет смешанное по национальному составу население, среди которого значительная доля принадлежит венграм-секлерам (секеев) и некоторая часть (сильно сократившаяся в последние десятилетия) – немцам. На фото: двойное кольцо крепостных стен церкви Биртхельма.
Трансильвания, вошедшая в ХI веке в состав королевства Венгрия, с начала ХIII века стала местом интенсивной колонизации, как самими венграми-секеями, так и немцами, приглашёнными сюда венгерским королём Гезой II для укрепления пограничья с владениями Византии и государственного образования кочевников куманов (половцев).  На фото:  крепостные стены церкви Биртхельма.
Трансильвания, вошедшая в ХI веке в состав королевства Венгрия, с начала ХIII века стала местом интенсивной колонизации, как самими венграми-секеями, так и немцами, приглашёнными сюда венгерским королём Гезой II для укрепления пограничья с владениями Византии и государственного образования кочевников куманов (половцев). На фото: крепостные стены церкви Биртхельма.
Сначала это был Тевтонский Орден, имевший здесь в 1211-1225 гг. владение, именуемое Бурзенланд (Burzenland). А после переноса этим орденом своей активности в Прибалтику здесь были расселены колонисты из центральных районов Германии и некоторых сопредельных стран. Значительная часть их была из Саксонии, в связи с чем за всеми переселенцами закрепилось наименование трансильванских саксонцев. Впрочем, в российской литературе более принято было называть их просто саксами.  На фото: крепостные стены церкви Биртхельма.
Сначала это был Тевтонский Орден, имевший здесь в 1211-1225 гг. владение, именуемое Бурзенланд (Burzenland). А после переноса этим орденом своей активности в Прибалтику здесь были расселены колонисты из центральных районов Германии и некоторых сопредельных стран. Значительная часть их была из Саксонии, в связи с чем за всеми переселенцами закрепилось наименование трансильванских саксонцев. Впрочем, в российской литературе более принято было называть их просто саксами. На фото: крепостные стены церкви Биртхельма.
Колонистами были основаны города-крепости, по семи главным из которых вся область получила у немцев наименование Семиградья (Siebenburgen). Но большинство переселенцев занималось сельским хозяйством, создав множество сельских поселений, имевших и во многом сохранивших до настоящего времени весьма характерную планировку и застройку. Одним из таких поселений, может быть несколько более крупным по сравнению с другими сёлами, стал Биртхельма (Бьертан).
На фото: крепостные стены церкви Биртхельма.
Колонистами были основаны города-крепости, по семи главным из которых вся область получила у немцев наименование Семиградья (Siebenburgen). Но большинство переселенцев занималось сельским хозяйством, создав множество сельских поселений, имевших и во многом сохранивших до настоящего времени весьма характерную планировку и застройку. Одним из таких поселений, может быть несколько более крупным по сравнению с другими сёлами, стал Биртхельма (Бьертан). На фото: крепостные стены церкви Биртхельма.
Спецификой саксов Трансильвании было отсутствия у них даже в эти давние времена феодальной аристократии и, соответственно, замков феодалов. На фото: крепостные стены церкви Биртхельма.
Спецификой саксов Трансильвании было отсутствия у них даже в эти давние времена феодальной аристократии и, соответственно, замков феодалов. На фото: крепостные стены церкви Биртхельма.
. Элитой общества здесь были сильные роды бюргеров-горожан и богатых крестьян. Это, в частности, вероятно повлияло на принятие саксами в ХV-ХVI веках протестантства и их принадлежность в дальнейшем, в основном, к евангелической церкви. На фото: крепостные стены церкви Биртхельма.
. Элитой общества здесь были сильные роды бюргеров-горожан и богатых крестьян. Это, в частности, вероятно повлияло на принятие саксами в ХV-ХVI веках протестантства и их принадлежность в дальнейшем, в основном, к евангелической церкви. На фото: крепостные стены церкви Биртхельма.
Горожане строили и укрепляли свои города в традициях близких к градостроительству остальной средневековой Европы. Но в сёлах, не имевших рядом типичных феодальных замков, пришлось искать другие формы укрытия от нашествий неприятеля.  На фото: крепостные стены церкви Биртхельма.
Горожане строили и укрепляли свои города в традициях близких к градостроительству остальной средневековой Европы. Но в сёлах, не имевших рядом типичных феодальных замков, пришлось искать другие формы укрытия от нашествий неприятеля. На фото: крепостные стены церкви Биртхельма.
Такой формой в Трансильвании стало создание в крупных сёлах укреплённых церквей. Такие церкви известны и в ряде других стран Европы, но только в Румынии они получили масштаб, уравнивающий их с полноценными средневековыми крепостями.  На фото: крепостные стены церкви Биртхельма.
Такой формой в Трансильвании стало создание в крупных сёлах укреплённых церквей. Такие церкви известны и в ряде других стран Европы, но только в Румынии они получили масштаб, уравнивающий их с полноценными средневековыми крепостями. На фото: крепостные стены церкви Биртхельма.
Церковь в Биртхельме (Бьертане) является одним из наиболее ярких примеров объектов такого рода. Она одна из крупнейших и получила наиболее мощные укрепления. Это, вероятно, объясняется нахождением в этом селе-городе с 1572 по 1867 гг., епископата всех саксов Трансильвании (а возможно и обусловило его). Затем епископская кафедра была перенесена в город Сибиу. На фото: крепостные стены церкви Биртхельма.
Церковь в Биртхельме (Бьертане) является одним из наиболее ярких примеров объектов такого рода. Она одна из крупнейших и получила наиболее мощные укрепления. Это, вероятно, объясняется нахождением в этом селе-городе с 1572 по 1867 гг., епископата всех саксов Трансильвании (а возможно и обусловило его). Затем епископская кафедра была перенесена в город Сибиу. На фото: крепостные стены церкви Биртхельма.
Биртхельм (Бьертан) сложился в окружении высоких холмов, в довольно узкой долине текущей с юга на север небольшой речки – там, где она принимает в себя два ещё меньших притока. Вдоль долины застроенная территория имеет протяжение до 1,5 км, с ответвлениями вдоль двух притоков на 500-700 м, и максимальной шириной - 400м. На фото: вид с крепостных стен церкви Биртхельма.
Биртхельм (Бьертан) сложился в окружении высоких холмов, в довольно узкой долине текущей с юга на север небольшой речки – там, где она принимает в себя два ещё меньших притока. Вдоль долины застроенная территория имеет протяжение до 1,5 км, с ответвлениями вдоль двух притоков на 500-700 м, и максимальной шириной - 400м. На фото: вид с крепостных стен церкви Биртхельма.
Там, где один из притоков впадает в речку, она имеет небольшую дугу, огибающую возвышающийся посреди долины холм высотой не более 15-20 м. Именно здесь, на его вершине, и была построена церковь, основание которой одни источники относят к концу ХIII, а другие – к первой половине ХVI века. Расхождение нешуточное. Во всяком случае ясно, что свои современные формы поздней готики она получила во второй их этих сроков.  На фото:  церквь Биртхельма.
Там, где один из притоков впадает в речку, она имеет небольшую дугу, огибающую возвышающийся посреди долины холм высотой не более 15-20 м. Именно здесь, на его вершине, и была построена церковь, основание которой одни источники относят к концу ХIII, а другие – к первой половине ХVI века. Расхождение нешуточное. Во всяком случае ясно, что свои современные формы поздней готики она получила во второй их этих сроков. На фото: церквь Биртхельма.
Церковь имела четыре обвода защищающих её стен, из которых сохранилось три с башнями и воротами, что в целом, в сочетании с ее собственными высокой кровлей и башнями, на фоне окружающих долину более высоких холмов создаёт весьма живописную композицию.  На фото: вид с крепостных стен церкви Биртхельма.
Церковь имела четыре обвода защищающих её стен, из которых сохранилось три с башнями и воротами, что в целом, в сочетании с ее собственными высокой кровлей и башнями, на фоне окружающих долину более высоких холмов создаёт весьма живописную композицию. На фото: вид с крепостных стен церкви Биртхельма.
 Первое кольцо стен с тремя глухими и одной воротной башней окаймляет, расположенную непосредственно вокруг церкви, вершину холма овальной в плане формы, с размером осей 70 и 50 м. На фото: церквь Биртхельма.
Первое кольцо стен с тремя глухими и одной воротной башней окаймляет, расположенную непосредственно вокруг церкви, вершину холма овальной в плане формы, с размером осей 70 и 50 м. На фото: церквь Биртхельма.
Два других обвода находятся на средних отметках склонов холма и у его подножья. С северной стороны третий обвод остаётся незамкнутым, примыкая ко второму. Общий размер обнесенной стенами территории составляет порядка 120 на 100 м, или около одного гектара. На фото: вид с крепостных стен церкви Биртхельма.
Два других обвода находятся на средних отметках склонов холма и у его подножья. С северной стороны третий обвод остаётся незамкнутым, примыкая ко второму. Общий размер обнесенной стенами территории составляет порядка 120 на 100 м, или около одного гектара. На фото: вид с крепостных стен церкви Биртхельма.
Из города к церкви ведут два подъёма – оба очень характерные. Первый, более старый – для повозок и всадников проходит с юга, через несколько ворот, по пандусу, «зажатому» между двух стен. Второй – это лестница, ведущая наверх с северо-запада. Она была устроена в самом конце ХVIII века, а в 1840-хх гг. перекрыта деревянной кровлей, по более древнему образцу подобной лестницы в Шессбурге (Сигишоаре).  На фото: церквь Биртхельма.
Из города к церкви ведут два подъёма – оба очень характерные. Первый, более старый – для повозок и всадников проходит с юга, через несколько ворот, по пандусу, «зажатому» между двух стен. Второй – это лестница, ведущая наверх с северо-запада. Она была устроена в самом конце ХVIII века, а в 1840-хх гг. перекрыта деревянной кровлей, по более древнему образцу подобной лестницы в Шессбурге (Сигишоаре). На фото: церквь Биртхельма.
К тому самому месту, откуда начинается ведущая к церкви лестница, углом примыкает главная площадь Биртхельма (Бьертана), имеющая в плане трапециевидную форму. К ней сходятся основные улицы городка. На фото: вид с крепостных стен церкви Биртхельма.
К тому самому месту, откуда начинается ведущая к церкви лестница, углом примыкает главная площадь Биртхельма (Бьертана), имеющая в плане трапециевидную форму. К ней сходятся основные улицы городка. На фото: вид с крепостных стен церкви Биртхельма.
На фото: вид с крепостных стен церкви Биртхельма.
На фото: вид с крепостных стен церкви Биртхельма.
На фото: вид с крепостных стен церкви Биртхельма.
На фото: вид с крепостных стен церкви Биртхельма.
Могила пастора Георга Пола Биндера, известного проповедника  Евангелическо-Лютеранской Церкви в Трансильвании.
Могила пастора Георга Пола Биндера, известного проповедника Евангелическо-Лютеранской Церкви в Трансильвании.
Интересны названия башен этой укреплённой церкви:   Katholischer Turm (Католическая), Ostbastei (Восточный бастион - "дом разводов"), Mausoleumsturm (Мавзолейная), Glockenturm (Колокольная) и  Stundenturm (Часовой башни). На фото: церквь Биртхельма.
Интересны названия башен этой укреплённой церкви: Katholischer Turm (Католическая), Ostbastei (Восточный бастион - "дом разводов"), Mausoleumsturm (Мавзолейная), Glockenturm (Колокольная) и Stundenturm (Часовой башни). На фото: церквь Биртхельма.
Надгробия самых уважаемых жителей этой общины.
Надгробия самых уважаемых жителей этой общины.
Евангелическо-Лютеранская Церковь в Биртхельме.
Евангелическо-Лютеранская Церковь в Биртхельме.
Кстати, ежегодно  в августе здесь проходит фестиваль фантастических фильмов и фильмов ужасов Luna Plina. На фото: церквь Биртхельма.
Кстати, ежегодно в августе здесь проходит фестиваль фантастических фильмов и фильмов ужасов Luna Plina. На фото: церквь Биртхельма.
Выход к церкви, на самом верху холма.
Выход к церкви, на самом верху холма.
Кроме внушительного фортификационного сооружения, как я писал раньше, приятно удивил и сам городок. Здания, улицы выглядели достаточно ухоженно, жители, судя по лицам были, явно, не цыгане. На фото: город Биртхельм.
Кроме внушительного фортификационного сооружения, как я писал раньше, приятно удивил и сам городок. Здания, улицы выглядели достаточно ухоженно, жители, судя по лицам были, явно, не цыгане. На фото: город Биртхельм.
В этот раз, обошлось без скандалов в нашем коллективе, супруга со своей подругой не пошли со мной, им хватило удовольствия от созерцания церкви издалека. Зато они пообщались с местными жителями и покормили местных дворняг. На фото: город Биртхельм.
В этот раз, обошлось без скандалов в нашем коллективе, супруга со своей подругой не пошли со мной, им хватило удовольствия от созерцания церкви издалека. Зато они пообщались с местными жителями и покормили местных дворняг. На фото: город Биртхельм.
Но я быстро нарушил создавшеюся идиллию. Объявил, что прекрасная гостиница в городе Алба Юлия нас ещё подождёт, нам предстоит увлекательная пешая прогулка по крепости в Аюде, небольшом румынском городишке. Да, это не вызвало бурного восторга и полного понимания со стороны членов нашей маленькой тур группы. Возникший было мятеж, со стороны супруги, был сразу подавлен, раздалась команда по местам и наш экипаж продолжил движение, наматывая километры и пролетая сквозь столетия. На фото: город Биртхельм.
Но я быстро нарушил создавшеюся идиллию. Объявил, что прекрасная гостиница в городе Алба Юлия нас ещё подождёт, нам предстоит увлекательная пешая прогулка по крепости в Аюде, небольшом румынском городишке. Да, это не вызвало бурного восторга и полного понимания со стороны членов нашей маленькой тур группы. Возникший было мятеж, со стороны супруги, был сразу подавлен, раздалась команда по местам и наш экипаж продолжил движение, наматывая километры и пролетая сквозь столетия. На фото: город Биртхельм.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому