Турист Вячеслав Левченко (vermut-777)
Вячеслав Левченко
был вчера 16:35
Фотоальбом

Молдова 1. Монастырь Каприяна

Canon EOS 5D Mark III
29 26
Молдавия Май 2016
Молдавия: полезная информация

В сорока километрах от Кишинёва. у села Кэприяна (Căpriana) находится красивейший и старейший монастырь Молдавии. В него и захотелось поехать в один из солнечных майских дней. Что из этого получилось и с тем, что мы там увидели я и хочу поделиться с вами.

Из Кишинёва дорога идёт по национальной трассе М1 ( Кишинёв-Леушены). Она связывает Молдавию с Румынией.
Из Кишинёва дорога идёт по национальной трассе М1 ( Кишинёв-Леушены). Она связывает Молдавию с Румынией.
Такие пейзажи открываются, проезжающим по ней.
Такие пейзажи открываются, проезжающим по ней.
После съезда с этой трассы, двигаясь по многочисленным указателям, попадаешь на смотровую площадку с которой открывается вид на село Каприяна и расположенный рядом Успенский Каприянский монастырь.
После съезда с этой трассы, двигаясь по многочисленным указателям, попадаешь на смотровую площадку с которой открывается вид на село Каприяна и расположенный рядом Успенский Каприянский монастырь.
Чтобы попасть в монастырь необходимо проехать село и буквально за последним домом открывается во всей красе эта монашеская обитель.
Чтобы попасть в монастырь необходимо проехать село и буквально за последним домом открывается во всей красе эта монашеская обитель.
Дата основания монастыря 1429 год. Продолжительное время монастырь Каприяна служил резиденцией митрополита Молдовы. Этому монастырю покровительствовали господари, в том числе и Штефан Великий, здесь жил летописец Ефтимий и один из первых поэтов Молдовы, Киприян.
Дата основания монастыря 1429 год. Продолжительное время монастырь Каприяна служил резиденцией митрополита Молдовы. Этому монастырю покровительствовали господари, в том числе и Штефан Великий, здесь жил летописец Ефтимий и один из первых поэтов Молдовы, Киприян.
В 1429 году монастырь Каприяна был построен из дерева. Предполагается, что среди основателей этого монастыря был боярин Мерка из Мерен. Монастырь содержал в своих стенах, в то время, самую большую монастырскую библиотеку. Святыней обители было рукописное на пергаменте Евангелие, на славянском языке, подаренное молдавским господарем Иоанном-Петром в середине XVI века.
В 1429 году монастырь Каприяна был построен из дерева. Предполагается, что среди основателей этого монастыря был боярин Мерка из Мерен. Монастырь содержал в своих стенах, в то время, самую большую монастырскую библиотеку. Святыней обители было рукописное на пергаменте Евангелие, на славянском языке, подаренное молдавским господарем Иоанном-Петром в середине XVI века.
 Первым строением комплекса была церковь Успения Пресвятой Богородицы. Это самая древняя церковь, сохраненная на территории республики. Дата ее строительства точно не известна и варьирует с 1420 по 1425 годы. Но по записи 1545 года, сделанной на Евангелии, подаренном Петру Рарешем монастырю, можно судить, что именно он был создателем этой церкви. Есть детали – например, подземные площади, по планировке которых можно судить о том, что строительство велось во времена Штефана чел Маре. С того времени она не раз реставрировалась после сильных землетрясений.
Первым строением комплекса была церковь Успения Пресвятой Богородицы. Это самая древняя церковь, сохраненная на территории республики. Дата ее строительства точно не известна и варьирует с 1420 по 1425 годы. Но по записи 1545 года, сделанной на Евангелии, подаренном Петру Рарешем монастырю, можно судить, что именно он был создателем этой церкви. Есть детали – например, подземные площади, по планировке которых можно судить о том, что строительство велось во времена Штефана чел Маре. С того времени она не раз реставрировалась после сильных землетрясений.
Убранство внутреннего двора монастыря.
Убранство внутреннего двора монастыря.
В 1698 году Антиох Кантемир приносит в дар Каприянскую обитель Афонскому Зографскому монастырю.
В 1698 году Антиох Кантемир приносит в дар Каприянскую обитель Афонскому Зографскому монастырю.
 После реконструкции 1820 года, церкви Успения Пресвятой Богородицы, строение утратила свой первоначальный вид. Архитекторы вынуждены были достроить стены, большой 8-гранный барабан с куполом и колокольню с пирамидальной вершиной. От первоначальной постройки сохранились трехконковые аспиды с декором.
После реконструкции 1820 года, церкви Успения Пресвятой Богородицы, строение утратила свой первоначальный вид. Архитекторы вынуждены были достроить стены, большой 8-гранный барабан с куполом и колокольню с пирамидальной вершиной. От первоначальной постройки сохранились трехконковые аспиды с декором.
В 1818 году митрополит Гавриил Бэнулеску Бодони начал масштабную реорганизацию и реконструкцию монастыря Каприяна. Успенский храм, возведенный еще в 1545 году, был перестроен почти с основания. Колокольня с девятью колоколами была построена в 1812 году.
В 1818 году митрополит Гавриил Бэнулеску Бодони начал масштабную реорганизацию и реконструкцию монастыря Каприяна. Успенский храм, возведенный еще в 1545 году, был перестроен почти с основания. Колокольня с девятью колоколами была построена в 1812 году.
Церковь Святого Николая, построенная  в стиле средневековых молдавских храмов.
Церковь Святого Николая, построенная в стиле средневековых молдавских храмов.
Для паломников на территории монастыря  открыт приют.
Для паломников на территории монастыря открыт приют.
В 1947 году всех монахов с Каприянского монастыря изгнали. Сам монастырь превращают в санаторий для больных туберкулезом детей. Официально монастырь закрывают в 1962 году.
В 1947 году всех монахов с Каприянского монастыря изгнали. Сам монастырь превращают в санаторий для больных туберкулезом детей. Официально монастырь закрывают в 1962 году.
Будучи закрытым и разрушенным в советское время, монастырь вновь открывается лишь в 1989 г.
Будучи закрытым и разрушенным в советское время, монастырь вновь открывается лишь в 1989 г.
Собор Святого Георгия, построенный в стиле позднего барокко в 1840 году.
Собор Святого Георгия, построенный в стиле позднего барокко в 1840 году.
 С 1993 года на территории монастыря, при помощи археологических раскопок были обнаружены старинные, вначале деревянные, а затем каменные церкви времен Александру чел Бун – деда Штефана чел Маре.
С 1993 года на территории монастыря, при помощи археологических раскопок были обнаружены старинные, вначале деревянные, а затем каменные церкви времен Александру чел Бун – деда Штефана чел Маре.
Также было открыто около 30 захоронений ктиторов монастыря. Удалось установить, что в одной из могил похоронена доамна Мария, дочь известного боярина Спанчиоса (времена правления Александру Лэпушняну). ( Ктитор — лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря, или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства.)
Также было открыто около 30 захоронений ктиторов монастыря. Удалось установить, что в одной из могил похоронена доамна Мария, дочь известного боярина Спанчиоса (времена правления Александру Лэпушняну). ( Ктитор — лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря, или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства.)
 В другой покоится прах боярина Думитру Бузу из села Солтанешт. Третья принадлежит одному из распорядителей двора Георге Костаке (1767 год).
В другой покоится прах боярина Думитру Бузу из села Солтанешт. Третья принадлежит одному из распорядителей двора Георге Костаке (1767 год).
В истории Молдовы существует несколько версий об основании Каприянского монастыря. По одной из них ктитором монастыря является - Александр Добрый. Он 10 февраля 1429 года подарил госпоже Марене монастырь Вышнэвэц, где игуменом был Киприян.
В истории Молдовы существует несколько версий об основании Каприянского монастыря. По одной из них ктитором монастыря является - Александр Добрый. Он 10 февраля 1429 года подарил госпоже Марене монастырь Вышнэвэц, где игуменом был Киприян.
Во времена Штефана Великого (1470 год) существуют два акта, удостоверяющие переход монастыря Вышнэвэц под управление монастыря Нямц. Второй акт фиксирует факт, что госпожа Кяжна дарит поляну Киприяна на реке  Ботне Нямецкому монастырю.
Во времена Штефана Великого (1470 год) существуют два акта, удостоверяющие переход монастыря Вышнэвэц под управление монастыря Нямц. Второй акт фиксирует факт, что госпожа Кяжна дарит поляну Киприяна на реке Ботне Нямецкому монастырю.
В 40-е года XVI века название Вышнэвэц заменяется на Каприяну. Под этим названием монастырь появляется в славянской записи от 1545 года.
В 40-е года XVI века название Вышнэвэц заменяется на Каприяну. Под этим названием монастырь появляется в славянской записи от 1545 года.
В начале двухтысячных годов, при правлении новых коммунистов, по решению президента Н. Воронина, каждому высокопоставленному чиновнику было поручено шефствовать, как минимум, над одним монастырём.
В начале двухтысячных годов, при правлении новых коммунистов, по решению президента Н. Воронина, каждому высокопоставленному чиновнику было поручено шефствовать, как минимум, над одним монастырём.
Так новые коммунисты отдавали долги за старых, которые закрывали и разрушали культовые сооружения.
Так новые коммунисты отдавали долги за старых, которые закрывали и разрушали культовые сооружения.
Каприянам повезло, над ними шефство взял, сам президент Воронин.
Каприянам повезло, над ними шефство взял, сам президент Воронин.
После прогулки и созерцания, умиротворённые покинули эту славную обитель.
После прогулки и созерцания, умиротворённые покинули эту славную обитель.
Не смотря ни на что, жизнь продолжается. люди одумываются и возвращаются к истокам. Не даром говорят, без прошлого не бывает будущего.
Не смотря ни на что, жизнь продолжается. люди одумываются и возвращаются к истокам. Не даром говорят, без прошлого не бывает будущего.
Обратно в город мы поехали по другой дороге, через лес и посёлок Пэнэшэшты, мимо такого колодца. Для молдаван, детей жарких лесостепей, колодцы, родники и вообще вода, это святое. Здесь процветает культ ухода за любым источником воды, источником жизни и благополучия.
Обратно в город мы поехали по другой дороге, через лес и посёлок Пэнэшэшты, мимо такого колодца. Для молдаван, детей жарких лесостепей, колодцы, родники и вообще вода, это святое. Здесь процветает культ ухода за любым источником воды, источником жизни и благополучия.
Кого судьба занесёт в эти края, не поленитесь, посетите монастырь Каприяна. Вы, обязательно, наполнитесь умиротворением, красотой и спокойствием.
Кого судьба занесёт в эти края, не поленитесь, посетите монастырь Каприяна. Вы, обязательно, наполнитесь умиротворением, красотой и спокойствием.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому